АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура чтения

Читайте также:
  1. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  2. III Русская художественная культура
  3. IV. О древнейших памятниках креста, взятых из книги под заглавием «Чтения в Императорском Московском обществе Истории и Древностей Российских»
  4. Адукацыя і культура.
  5. Адукацыя і культура.
  6. Адукацыя, навука, культура.
  7. Адукацыя, навука, культура.
  8. БИЛЕТ 7.1 Общение. Культура общения.
  9. Броженому вину не дано никакого предпочтения
  10. Быт и культура болгар в XV-XVII вв.
  11. Ведическая культура, современность и будущее человечества.
  12. Ведическая культура.

Все, о чем мы говорили до сих пор — это была, так сказа! техника умственного труда, правила и условия его. А теперь пор сказать о самом процессе работы с информацией, как с главш объектом умственной деятельности.

Но что такое информация? Только ли написанное, только слово? Это понятие гораздо шире: и звук, и изображение, и цв и другие элементы бесконечно разнообразного мира природы человека. Однако мы остановимся на информации в узком смыслу слова — на литературе, культуре чтения печатных текстов, ибо: основной объект учебных курсов.

Ответы первокурсников на социологические анкеты свидет ствуют, что практически каждый испытывает трудности в освое*


ции учебной литературы. Чаще всего не умеют ориентироваться в большом поле списков, рекомендуемых разными программами. Студенты жалуются на недостаток времени и огромный объем литературы, на трудности восприятия сложных текстов, неумение выделить главное, сконцентрироваться и не отвлекаться от чте-ния, неумение конспектировать тексты, анализировать их, быст­ро читать. Все это связано с отсутствием культуры работы с лите­ратурой. Но, к счастью, это дело поправимое.

Как научиться читать? Странный вопрос для студента, кото­рый уже более десяти лет ежедневно читает. И, тем не менее, мно­гие не владеют культурой чтения, не знают правил рациональной работы с книгой, тратят много времени на непродуктивное чте­ние.

Учиться правильно читать можно в любом возрасте. Великий Гете говорил: «Эти добрые люди и не подозревают, сколько тру­дов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели».

Первое, о чем следует здесь сказать, это выбор литературы. Человек за свою жизнь может освоить даже при достаточно хоро­шей скорости чтения в среднем 2—3 тыс. книг, а их уже десятки миллионов, информация же Интернета вообще неисчерпаема. Стоит ли тратить время на чтение второстепенного, упустив при этом возможность познакомиться с шедеврами мировой литературы?

Но как ориентироваться в море литературы? Как выбрать са­мое интересное и стоящее внимания, да к тому же близкое вам по духу? Ведь часто мы берем случайную книгу, плохо написанную, к тому же с идеями, чуждыми нашим ценностям, и по инерции

дочитываем ее до конца.

Студенты, отвечая на вопрос о том, как они выбирают книги, чаще всего говорили: по совету друзей, знакомых, родителей и родственников. Гораздо меньше тех, кто пользуется авторитетным мнением филологов, специалистов. Многие сами находят инте­ресную литературу, роясь в домашней или университетской биб­лиотеке, листая книги на прилавках. Совсем малый процент сту­дентов сослался на учебные программы. Но есть и такие ответы: «Листаю книгу, стараюсь ощутить ее ауру». Такое интуитивное от­ношение к книге не менее важно, чем ссылки, на общепринятое и авторитетное мнение, на вкусы своего круга и родственников.

Как-то, читая лекцию о работе с литературой, известный ли­тературовед профессор А. В. Западов сказал: «Книгу нужно подер­гать в руках, "почувствовать" ее». Сейчас на книжных развалах Много «темной», холодной, агрессивной, опустошающей продук­ции. Она и оформлена соответственно — на обложке какие-то тем-


ные чудовища или нечто расчлененное. Это, как правило, nv тура ужасов или мистические книги по черной магии и т.п.

Конечно, у каждого из вас свой вкус. Большое значение ] и групповые пристрастия, представления об интересном и стижном чтении, которые бытуют в вашей малой группе, в товарищей. Но хотелось бы, чтобы вы сами развивали свой в* прочитав рекомендованную книгу, могли составить собственн| не заимствованное мнение о ней и впоследствии относились бй выбору литературы осознанно и критически.

Круг чтения студентов, судя по опросам, весьма широк и нообразен. Но все-таки заметно, что он в основном состоит^ переводной литературы западных, в частности, американи писателей, часто не первого порядка, но зато «модных» в мс дежной среде. Популярны и новомодные российские прозаики. [ книги, как и на одежду, бывает мода, и с нею нельзя не считат. Однако есть в море литературы «золотники» — вечные ценнс И среди ваших любимых писателей они, конечно, тоже есть.' первом месте в предпочтениях первокурсников факультета журя листики МГУ (опрос проводился пять лет назад) Достоевск Булгаков, что объясняется драматизмом, необычностью, тайне ностью их произведений — качествами, так популярными в мс дежной среде. Значительно меньший процент студентов назв Пушкина, Чехова, Толстого, Тургенева, Ремарка,.Дж. Лондс Следующая группа предпочтений весьма пестра — от классиков^ современных писателей: Шекспир, Дрюон, Цветаева, Пастер* Толкиен, Цвейг, Ильф и Петров, Джером К.Джером, Голсуор Лермонтов, Бродский, Айтматов, Бунин, Шолохов, Набоков. If голь. Названы были также Кортасар, Стейнбек, Прусс, Ф гер, Моруа, Теккерей, Диккенс, Джойс, Гессе, Фицджера Хемингуэй, Маркес, Саймон, Золя, Саган, Искандер, Ш> Дарелл, Фоулз. Наряду с классиками встречаются второстепен* имена, хотя в принципе студенты факультета журналистики, cj! ди которых проводился опрос, в целом продемонстрировали хор ший вкус. Сегодня список сильно «подразбавился» низкопробНЙ серийной литературой. Сам процесс создания этих серий пос лен на поток, и часто имя на обложке совсем не говорит о что книга написана именно этим автором. Стало обычным нанимать «литературных рабов» под «раскрученное» имя и стаЕ процесс производства чтива на конвейер для получения макс8 мальной прибыли.

Конечно, выбор литературы для чтения — дело глубоко л* ное. Но, может быть, стоит уже сейчас, когда еще есть время тать (поскольку после окончания вуза у вас вряд ли найдется стол


времени для чтения), задуматься, а прочел ли я самое интересное, самое главное, что есть в мировой литературе? Будущие журналисты изучают историю русской и зарубежной литературы и поневоле вы­нуждены читать классиков. Но ведь за рамками программы остается еше много необходимых и интересных книг. Предлагаю вам позна­комиться с кругом чтения великих писателей, который приведен в книге Рустама Рахманалиева «Культура чтения великих писателей» (Фрунзе, 1989). Посмотрим читательские списки трех колоссов ми­ровой литературы: Пушкина, Толстого и Бальзака.

ПУШКИН

Гомер, Плутарх, Вергилий, Данте, Тассо, Шекспир, Мильтон, Байрон, В.Скотт, Буало, Монтень, Расин, Вольтер, Дидро, Руссо, Мольер. Баль­зак, Стендаль, Мериме, Гюго, Мюссе, Сент-Бев, Гизо, Гете, Шиллер, Кальдерон, Жанен, Лагарп, Державин, Радищев, Карамзин, Жуковский.

ТОЛСТОЙ

Гомер, Плутарх, Тацит, Конфуций, М.Аврелий, Макиавелли, Овидий, Дан­те, Шекспир, Мольер, Сервантес, Монтень, Руссо, Гете, Шиллер, Стерн, Диккенс, Теккерей, Карлейль, Ш. Бронте, Эмерсон, Вольтер, Дюма, Пас­каль, Ж. Санд, Бальзак, Стендаль, Гюго, Золя, Мопассан, Доде, бр. Гон­кур, Лессинг, Гюйо, Верлен, Метерлинк, Рескин, Шопенгауэр, Торо, Бод­лер, Ницше, Ибсен, Флобер, Дж. Элиот, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Григорович, Белинский, Герцен, Тургенев, Тютчев, Фет, А. К. Тол­стой, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Вл. Соловьев, А. Н. Ос­тровский, Чехов, Л. Андреев, Лесков, Горький.

О. БАЛЬЗАК

Гомер, Данте, Вергилий, Гораций, Овидий, Тацит, Шекспир, Мольер, Кор-нель, Расин, Монтень, Рабле, Кальдерон, Руссо, Вольтер, Ю. П. Рихтер, Паскаль, Стендаль.

Заметили? Поражает, что списки во многом совпадают. То же касается и многих других писателей, имена которых приведены в этой книге. Стоит задуматься над фактом.

И все-таки имена классиков известны по школьным и вузов­ским программам. Труднее ориентироваться в современной лите­ратуре. Открываются новые фамилии, которые были неизвестны у нас широко (эмигрантская литература), зарубежные и собствен­ные, российские, например, сейчас популярны книги В. Пелеви­на, В. Сорокина, Т. Толстой и др.

Какими ориентирами, помимо советов близких и друзей, мы можем воспользоваться при выборе литературы для чтения? Ука­жем на некоторые.


Адресуемся к авторитетам, писателям, ученым, деят
культуры и искусства, близким нам по духу, и анализируем
их чтения.

♦ Читаем книжные и литературные периодические издан*
(например, «Книжное обозрение»), рецензии на книги совремед
ных авторов.

♦ Стараемся познакомиться с творчеством лауреатов литер
турных премий.

К сожалению, эти «компасы» в море современной литерат студенты практически не называют в своих анкетах, поиск худС жественной литературы в основном пока процесс стихийный случайный.

Проще в чтении учебной и научной литературы. Есть програмь и преподаватель. Но и тут свои проблемы. Кроме обязательной. тературы программа рекомендует много дополнительной, и не ходимо из нее выбрать самое ценное и полезное. Часто проч* нужно не всю книгу, а только главу или даже фрагмент глав* причем в списке не всегда есть ссылка именно на этот отрьц Поэтому не пренебрегайте консультациями с преподавателей попросите его дать краткое описание рекомендованных книг, щ мочь вам в их выборе в соответствии с вашими учебными, npocj сиональными, личностными интересами. И не старайтесь обт необъятное (вспомните Козьму Пруткова). Полистать можете мн| гое, однако для изучения выберите самое необходимое.

Но главная кладовая, из которой вы будете черпать новые звания для чтения, это библиотечный каталог. Если кто-то из испытал счастье рыться в каталогах больших библиотек, где нятся и старые книги, тот помнит то удивительное волнение счастье, когда находится редкая, но такая нужная вам книга, когда случайно, перебирая библиографические карточки в кат логе, вы натыкаетесь на какое-то поразившее вас название, прашиваете эту книгу из хранилища и берете в руки старый то«порой открывая для себя забытого автора, и с упоением читаетет| тиши библиотечных залов.

Поиск литературы в каталогах ведется по автору или по пр мету. Первый каталог называется алфавитным, второй — предме ным. Например, вас интересуют проблемы творчества или cj ства массовой информации, экология или творчество Флобера все это можно найти в каталогах под соответствующими предме ными указателями.

Если вы хотите мысленно посетить лучшие музеи мира познакомиться с живописью Эль Греко, например, вам доста?


из хранилища альбомы всех времен, напечатанные в разных стра-лах: цветные и черно-белые, с комментариями и без. Вы увидите руины Древней Греции и архитектурные памятники Египта, буде­те путешествовать по парижским улицам и в лондонском тумане, кататься в гондоле по Венеции или посетите музей Рембрандта в дмстердаме, галерею Уффици и Питти во Флоренции.

Вы будете держать в руках старые манускрипты, рукописные книги с изумительной книжной миниатюрой, выполненной в един­ственном экземпляре, переплетенные кожей с золотыми застеж­ками. Но для этого нужно попасть в отдел редких книг. Кстати, в университете на Моховой есть замечательный музей в Круглом зале, где прежде защищались диссертации, и там можно тоже познако­миться с редчайшими книжными экспонатами. Короче, в путь за интересной и нужной вам книгой!

Но вот вы держите ее в руках. Что делать дальше? Прежде всего познакомьтесь с книгой: посмотрите, кто автор, когда он жил, как он характеризуется во введении, заключении или примечаниях к книге. Если об авторе нет никаких данных, загляните в словари и энциклопедии, Словарь Брокгауза и Эфрона, Словарь Граната, Большую советскую энциклопедию, Британскую энциклопедию или энциклопедию Кирилла и Мефодия (кстати, многие энцик­лопедии сейчас есть в банках Интернета). Если это писатель, мож­но взять в руки литературную энциклопедию, если философ — философскую и т.п.

Далее ознакомьтесь с выходными данными книги: где, когда, каким издательством опубликована, каков тираж. Прочтите анно­тацию, краткое содержание книги, оглавление. Полистайте, по­смотрите, как она напечатана, трудна ли в чтении, есть ли иллю­страции, схемы, таблицы. И дальше решайте, читать или не читать. А если читать, то для чего.

Главное, четко понимать, с какой целью читать книгу:

♦ чтобы узнать что-то новое, важное, интересное, полезное
Для учебы, жизни, будущей работы;

♦ получить эстетическое удовольствие;

♦ просто познакомиться с данным автором, системой его идей
или стилем;

♦ отдохнуть или развлечься и т.п.

В зависимости от цели чтения, вашей осведомленности о пред­аете описания, от степени сложности идей, стиля изложения, Других причин будет разным и способ чтения. Одни книги мы чи­таем легко и быстро, другие медленно и трудно; одни можем про­бежать глазами в метро, другие нужно осваивать в тишине, за пись-

 

13-


менным столом с карандашом в руках. Такое чтение, которс гулирует способ и скорость чтения в зависимости от целей и| рактера книги, называется динамическим.

Художественную литературу, особенно серьезную, ci Л. Толстого, Т. Манна или У. Фолкнера, мы будем читать но, впитывая каждое слово, идею, образ. Подчеркнуто медле* проговаривая вместе с поэтом, наслаждаясь каждой строкой, дем читать стихи.

Но и среди художественной литературы есть произведе* которые читают быстро: приключенческая, детективы, сери? любовные романы, в которых, как правило, интересует сюжетная канва. Совсем быстро мы пробегаем газетный те! выискивая в море сообщений интересные именно для нас hof (информационная избыточность такого текста достигает 75%),-

А научную литературу, особенно если мы плохо осведомле! в проблеме, читаем очень медленно. Иногда на одну страницу буется целый час.

Таким образом, нужно четко определить цель чтения и в ветствии с характером книги выбрать соответствующий спс чтения. Способов этих несколько:

♦ ознакомительный, когда вы бегло знакомитесь с содерг
ем книги;

♦ выборочный, при котором углубленно изучается какой-i
один фрагмент, глава, раздел и т.п.;

♦ полный, когда все произведение осваивается глубоко и пс

Бывает чтение пассивное — так мы обычно читаем художест ную литературу, бывает активное, с проработкой, когда мы ос» ливаем текст, структурируем его, конспектируем или прямо}! тексту (если книга своя) выделяем, подчеркиваем какие-то менты, делаем на полях замечания и т.п. Библиотечную особенно нужную, конспектируем или выделяем нужные фр менты закладными листами.

Хотя художественную литературу обычно читают без npof ботки, пассивным типом чтения, студентам, изучающим истор* литературы, приходится произведения, требуемые программе читать с карандашом в руках или конспектируя, отмечая осне ные идеи, характеристики героев, особенности стиля и т.п.

Если у вас в руках художественное произведение, вы вряд будете заглядывать в конец книги, чтобы узнать, чем дело конч! ся, а читаете страницу за страницей, следя за авторским повеет ванием и судьбами героев именно в той последовательности, кую выстроил автор. Иной способ чтения разрушает художес


лу логику произведения, мешает полноценному эстетическому восприятию текста.

Совсем другое при изучении научной литературы. Тут тоже важно уяснить логику аргументации. Но обязательно нужно познакомиться помимо выходных данных с введением и заключением, полистать книгу, ее отдельные главы, заглянуть в выводы. Все это поможет вам ориентироваться в тексте, сразу выделить основные, важные ее положения, на которых следует сосредоточить внимание. При изучении научной литературы полезно членить текст на основные части, если автор не предусмотрел такого деления, и изучать каж­дую часть отдельно, постоянно соотнося ее с другими частями, другими идеями и выводами автора и главной концепцией книги.

«Самообразование требует самодеятельности, но самодеятель­ность эта должна выражаться не в самонабивании головы плохо усвоенными сведениями, а в усвоении их и в саморазвитии», — говорил известный исследователь искусства чтения Сергей Инно­кентьевич Поварнин, книга которого «Как читать книги» выдер­жала несколько изданий, и ее можно считать своеобразным бест­селлером по этой теме. Приведем некоторые из заповедей читате­ля, сформулированные Поварниным:

1. Не читайте все книги на один лад, способ должен соответствовать

цели чтения.

2. Помните, что чтение — одна из самых важных, нужных, серьезных

работ «не между прочим», не «ничегонеделание».

3. Неослабно боритесь с ленью мышления и воображения — это злей­
шие враги.

4. Добивайтесь, чтобы каждое место книги было совершенно отчет­
ливо понято.

 

5. Не зовите других на помощь без самой крайней необходимости,
напрягайте все силы, чтобы обойтись без чужой помощи.

6. Хотите хорошо читать с проработкой, читайте с пером в руке,
делайте конспекты, заметки, выписки.

7. Постоянно возвращайтесь к прочитанному.

8. Прочитав книгу, уясните ее сущность.

9. Прежде всего, старайтесь хорошо понять, а потом критикуйте.

 

10. Читайте необходимое, хотя бы и неинтересное.

11. Читайте лучшее, основное, классическое.

Как читать быстрее?

Мы уже говорили, что от цели чтения зависит и его скорость. Однако многие из вас читают очень медленно, даже самый про­стой текст не в состоянии прочитать быстрее, чем 150—200 слов в

13'


минуту. Между тем чтение — одна из основных форм вашей уче ной работы. При помощи зрения человек получает около 80% формации. А поток этой информации увеличивается в геометр» ческой прогрессии. Специалисты подсчитали, что каждые 10 ле объем информации удваивается. Ежегодно в мире выходит боле 200 тыс. названий книг, газет, журналов. Прибавьте к этому orpov ные запасы информации в Интернете.

А каковы же возможности человека освоить эту колоссалы лавину информации? Если вы будете читать ежедневно по 50 ст ниц со средней скоростью 300 слов в минуту, то прочтете за свои жизнь около 3 тыс. книг. По подсчетам ученых, существует преде для восприятия человеком письменной информации — примерно 18 тыс. книг, 1,5 млрд слов. Но это огромная цифра, к которой даже отдаленно не приближается большинство людей. В принципе мозг может овладеть 2,8 х 1020 бит информации, т.е. освоить 6 инс странных языков, программу трех вузов и запомнить все 100 тыс< статей Большой советской энциклопедии.

Поэтому очень важно научиться читать быстро, конечно, не теряя при этом скорости усвоения информации.

По сведениям специалистов по технике быстрого чтения, су-" ществует несколько степеней, по которым без труда можно прове-* рить, с какой скоростью вы читаете.

Низкая скорость чтения — около 150-200 слов в минуту.

Средняя скорость — около 250.

Выше средней — около 300.

Быстрая — около 450.

Очень быстрая — около 550.

Сверхбыстрая — более 600 слов.

Авторы методик по скорочтению (см. работы О. Андреева, Л. Кузнецова, Л. Хромова и др.) утверждают, что в результате обу­чения можно увеличить скорость чтения до 500 слов в минуту, т.е. читать около 100 страниц в час.

Известны примеры феноменальной скорости чтения. Очень быстро читали Маркс, Ленин, Толстой, Чернышевский, Блок, Горький, Бальзак, Джон Кеннеди (к слову сказать, у всех была и замечательная память). Говорят, что у Наполеона скорость чтения достигала 2 тыс. слов в минуту.

Горький успевал изучить рукопись, присланную ему на рецен­зию, за 20—30 минут, причем и через несколько месяцев мог точ­но пересказать ее содержание, отметить даже стилистические ошиб­ки. Те, кто был в музее Горького, видел его огромную в 10 тыс. томов библиотеку, которой он активно пользовался. Подсчитано,


что в романе «Клим Самгин» в той или иной связи упомянуто книг. Горький был энциклопедически образованным человеком (как и все вышеназванные писатели и общественные деятели), в зна­чительной мере благодаря тому, что умел быстро читать.

А с какой скоростью читают студенты? Исследования показы­вают, что до 70% первокурсников имеют низкую скорость чтения, т.е. 150—200 слов в минуту.

Специалисты по скорочтению указывают три основных недо­статка традиционных методов чтения.

1. Артикуляция при чтении или проговаривание того, что чита­ется. Тогда информация перерабатывается с участием речевого и слухового канала, а его пропускная способность значительно ниже,

чем зрительного.

Каким образом избавиться от этой замедляющей чтение при­вычки? Предлагается несколько способов. Можно зажать что-то в зубах, плотно сомкнуть губы и т.п. Но это механическое преодоле­ние вокализации. А желательно подавить внутреннюю вокализа­цию. Специалисты советуют читать с одновременным выстукива­нием специального ритма (1 111 1 1 1 1), пением, мысленным счетом и т.п. При этом информация воспринимается только глаза­ми, а артикуляционный аппарат в процессе чтения не участвует. 2. Малое поле зрения при чтении, когда человек читает буква­ми, слогами или словами, а не фразами. Глаз очень часто делает остановки (так называемые фиксации) на словах, что и замедляет

процесс чтения.

Быстрое чтение — это чтение понятиями, предложениями, законченными отрезками мыслей, даже абзацами. Бальзак, кото­рый читал сверхбыстро, сам описывает такой способ чтения: «Впи­тывание мысли в процессе чтения достигало у него скорости фе­номенальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строк сразу, а ра­зум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему уяснить смысл це­лой фразы».

Чтобы расширить поле зрения, можно тренировать его при помощи таблиц Шульте. Их вы найдете в пособиях по быстрому чтению. Можно воспользоваться журналом «Журналист», который есть в любой библиотеке (1973. № 10. С. 73). Таблицы — это десять прямоугольников 20 х 20 см, разграфленных на 25 клеток (5 по горизонтали и 5 по вертикали), в которых записаны цифры в про­извольном порядке от 1 до 25. Эти цифры на каждой карте нужно найти одну за другой, показывая их карандашом от 1 до 25. При этом важно фиксировать взгляд на середине таблицы. Если вначале


эта операция занимает около минуты, то в результате трениро ки, благодаря сформированному навыку видеть всю таблицу щ ликом, скорость считывания возрастает до 25 секунд или меньшей

Кроме того, есть различные упражнения с шаблонами, кото-!! рые закрывают определенные цифры или буквы (образцы шабло­нов см. в кн.: Вормсбехер В. Ф., Кабин В. А. 100 страниц в час. Кеме-рово, 1976). Сейчас широко распространены большие цветные таб­лицы, где считывать нужно цифры, окрашенные в разный цвет (см. книги О. А. Андреева).

3. Недостатком традиционного чтения являются возвратные движения, или регрессии, когда глаз возвращается к непонятным словам, фразам, предложениям и происходит повторное чтение $ текста. Конечно, содержание должно быть отчетливо понято, но, иногда эти возвратные движения глаз связаны с тем, что мы не­внимательно, лениво, не пытаясь сразу вникнуть в смысл, «про-, бегаем» текст. Поэтому лучше научиться читать с оптимальной скоростью, при которой с первого раза усваиваются основные положения текста.

Существуют механические устройства, при помощи которых можно увеличить скорость чтения, в частности тахистоскопы, пай- | серы и др., в которых текст подается с заданной скоростью или при помощи шторок показывается на определенное время. Мож- '. но воспользоваться и обычным листом бумаги: читать, закрывая уже прочитанное. Очень удобно тренировать скорость чтения при помощи определенных, все увеличивающихся скоростей скани­рования компьютерного текста.

Но такие механические приемы, естественно, не решают про­блемы полноценного и быстрого чтения, потому что, если вы чего-то не поняли сразу, необходимо прочесть это еще раз. И вот тут возникает главная проблема — проблема глубокого понимания и усвоения текста при быстром чтении. Потому что перечислен­ные механические приемы помогают ускорить процесс чтения. Но чрезвычайно важно, чтобы при этом было достигнуто и полное, глубокое усвоение и понимание смысла прочитанного.

Для этого авторы статей и книг по скорочтению предлагают разные модели работы с содержанием. В частности, чтение с алго­ритмом (см. работы О. Андреева, Л. Хромова), в который входят:

1. Выходные данные книги (наименование, автор, источник,
место и дата издания и т.п.).

2. Фактические данные.

3. Особенности излагаемого материала. Какие из них кажутся
спорными.


4. Новизна материала и возможность использования его в прак­тической работе.

Конечно, главным является уяснение смысла, основной идеи

текста.

Перед тем как обучаться по данной методике быстрого чтения, ставят задачу каждый раз ответить на эти вопросы, а также выде­лить ключевые слова, смысловые ряды и принять решение по про­читанному фрагменту текста. По содержанию текста задаются воп­росы (обычно десять), на которые читатель должен ответить. По этим ответам подсчитывают процент усвоения прочитанного.

Очень интересную методику смыслового понимания текста предлагает И. Ф. Неволин в книге об организации умственного труда. Она состоит в том, что текст делится на текстовые элементы — мини-смыслы, которые объединяются в подтемы, темы и смыс­ловые зоны. Затем строится диаграмма текста — ДИТЕКС, где на горизонтальной оси отмечены по порядку текстовые элементы, а по вертикальной — типы информации:

ФИ — фактическая информация ЭО — эмпирическое обобщение

ТИ — теоретическая информация достаточно высокого уровня обоб­щения

РИ — рефлексивная, или оценочная, информация

РФ — рефлексия на факты

РЭО — рефлексия на эмпирическое обобщение

РТ — рефлексия на теорию

РР — рефлексия на рефлексию.

В пространстве между двумя осями на пересечении порядково­го номера текстового элемента и типа информации находятся точ­ки, которые последовательно соединяются прямыми линиями. Та­ким образом получается график данного текста, который позволя­ет четко выделить его смысловые элементы, определить тип текста, его логику, отыскать смысловые нелогичности и т.п. Такая диаг­рамма помогает глубоко понять содержание и, соответственно, быстро его запомнить, а при некоторой тренировке в дальнейшем позволяет точно оценить структуру прочитанного, отчетливее его понимать и, следовательно, быстрее работать.

Сам процесс осмысления текста предполагается вести по сле­дующей схеме:

1. Общая ориентация в тексте.

2. Структурирование материала, т.е. выделение основных видов
информации и текстовых элементов.


3. Переструктурирование информации, т.е. построение диа;
мы текста, где текстовые элементы объединены в микротемы§|
смысловые зоны.

4. Свертывание информации, т.е. тематическое обобщение.

5. Развертывание, припоминание прочитанного.

Конечно, здесь не ставится цель научить вас приемам быстро!,
го чтения. Это задача сложная и требует длительных упражнений^
лучше на специальных курсах или самостоятельно. Мы лишь сооЩ
щаем информацию о том, что есть возможность ускорения темп*;
чтения, показываем причины, по которым мы читаем медлениУ|
называем литературу по скорочтению. «||

Но не увлекайтесь чрезмерно техникой быстрого чтения, взяли в руки томик Пушкина или Блока — вчитывайтесь, вслу вайтесь в каждый звук прекрасной поэзии. Медленного чтения бует и хорошая проза. Научная литература тоже не терпит слеш: Она открывается вдумчивым. А вот газетный текст, детективная сюжетная литература, популярные тексты могут читаться и побы рее. Главное — приучайтесь владеть навыками ДИНАМИЧЕСКО чтения, т.е. скорость должна соответствовать цели, способу чтен характеру текста и степени вашей осведомленности в предмете.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)