АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Суда из Скуллелева

Читайте также:
  1. Заселение Исландии и Гренландии норвежцами. Открытие Америки
  2. От лодки-ладьи к судну с обшивкой в клинкер
  3. От связки к заклёпкам
  4. Судно из Гокстада

В 1920 г. датские рыбаки в Роскилль-фиорде вблизи гавани Скуллелева нашли остатки нескольких судов, которые позднее были определены как суда викингов. Рыбаки сообщили также о старинном судне, затонувшем с камнями на глубине Педеренден и образующем преграду (рис. 84). Сотрудники Национального музея в Копенгагене летом 1957 г. начали исследование найденных под водой в иле остатков и решили, что они принадлежат шести судам времен викингов. Однако поднять обломки со дна без потерь оказалось невозможно.


Рис. 84. Места находок судов из Скуллелева на глубине Педеренден (1) в Роскилль-фиорде. Искусственные препятствия находились также у Вестерёнден (2), Йюдедибет (3) и Виммельсхафтет (4).

Рис. 85. Первоначальное положение судов №1, 2, 3, 5 и 6 из Скуллелева. Загруженные камнями и фашннами вместе с намытым илом, они долгое время служили заграждением в фиорде.

Рис. 86. Место находок судов из Скуллелева, осушённое с помощью стальной шпунтововй стенки.

Благодаря пожертвованиям удалось собрать средства, на которые построили вокруг места находок стенку из стальных шпунтов. Стенка имела вид пятиугольника с длинной сходней для вывоза находок. Летом 1962 г. вода из ошпунтованного места была выкачана, после чего свыше трех месяцев велись сложные археологические работы. При этом были найдены остатки только пяти судов. Ранее пронумерованное судно №4 в действительности оказалось половиной судна №2, которое за время пребывания в воде разломилось в районе киля и движением воды и льда было отодвинуто на несколько метров. Тем самым принятая в 1957/58 гг. нумерация судов оставалась прежней, но без четвертого номера (рис. 85 и 86).

При помощи радиоуглеродного метода, когда для определения времени находок служит период распада изотопа углерода C14, было определено время постройки судов — это были 1000-е (±100) годы.

Ольсен и Крумлин-Педерсен, сообщившие о спасательных работах и реконструкции судов из Скуллелева, считают, что наиболее вероятное время их постройки — 950–1050-е годы. Суда, груженные камнями и фашинами (связками хвороста), были затоплены на глубине Педеренден примерно в 1100 г. Это было сделано для защиты тогдашнего датского королевского города Роскилле от штормовых нагонов и от нападения вражеских судов, имеющих большую осадку. Для этой же цели были поставлены заграждения на проходах Виммельсхафтет, Йюдедибет и Вестерёнден.

Несмотря на то что суда почти 900 лет пролежали под водой в Роскилль-фиорде и под влиянием воды, льда и биологических изменений оказались сильно разрушенными, все же по ним можно составить полное представление о судостроении конца эпохи викингов. Реконструированные суда из Скуллелева сейчас установлены на берегу Роскилль-фиорда в выставочном зале.

Найденные пять судов можно разделить в зависимости от их назначения: обломки «длинного» судна №2 и обломки судна №5 принадлежат традиционной группе военных судов викингов. В конце первого тысячелетия викинги стали использовать суда и для перевозки грузов. Они назывались кнорре, или кнарр (рис. 87 и 88). Обломки судов №1 и №2 можно считать принадлежавшими большому и малому кнорре соответственно. Кроме того была найдена 12-метровая лодка-ладья (судно №6) с массивными штевнями и поясными шпангоутами и степсом для мачты.

«Длинное» судно из Скуллелева (обломки судов №2 и №4) имело от 37 до 40 шпангоутов со шпациями между ними 0,74 м. Судно было сильно разрушено, и удалось реконструировать только его нижнюю часть (рис. 89). К массивному килю примыкали плоские дубовые доски — шпунтовый пояс. Второй пояс в отличие от второго пояса обычных судов наложен изнутри на шпунтовый пояс. Шпангоуты ступенчатые и непосредственно прилегают к плоским доскам. На восьмом поясе установлен стрингер, на котором дубовые шпангоуты оканчиваются и через который проходят бортовые шпангоуты. На стрингере лежат и нижние бимсы, так называемые биты (Biten). Ha биты «длинного» судна накладывали доски, которые образовывали сквозную палубу, что позволяло гребцам располагаться вдоль всего судна. Полагают, что для гребцов было предусмотрено 60 мест. По длине бит, которая в середине судна равнялась 3,2 м, можно определить максимальную ширину судна — она составляла 4,5 м.

На шпангоуты наложен кильсон длиной 13 м, который поддерживал шпор мачты, вероятно, ставившейся в море. Необходимый для этого мачт-фишерс, а также набор судна выше бит не сохранились. Найденный остаток штевня вместе с поясными наставками выполнен из одной большой штуки дерева.


Рис. 87, 88. Модель небольшого кнорре из Скуллелева.

Реконструированные части «длинного» судна из Скуллелева по судостроительному замыслу — сквозная палуба, подъемная мачта, расположенная в середине судна — похожи на построенные почти на 200 лет ранее небольшие «длинные» судна из Усеберга и Гокстада. Оно отличается от этих судов не только по длине, но и по размеру шпаций — он небольшой. Кроме того, на этом судне имеются плоские доски обшивки, ступенчатые шпангоуты, дополнительная продольная связь и массивные штевни. О «длинных» судах времен судов из Скуллелева писал Снорри Стурлусон в саге «Хеймскрингла»: «Король Олаф (Трюгвассон) повелел (в год 999) построить большое судно ниже Ладеклиппен (Ladeklippen). Оно было значительно больше всех других судов страны, и еще можно видеть балки, на которых оно стояло на стапеле. Судно было длинное и широкое, борта высокие; построено из массивных балок. Это был дракар, сооруженный по типу «Ормина» (Ormina — червь), приведенного королем с Гельголанда. Но это судно было значительно больше и лучше, чем то… Он назвал его «Ормина ланге» (Ormina Langi — длинный червь). На «Длинном черве» было 34 отделения (ruim). Голова дракона и хвост полностью позолочены, а высота борта была, как на судах, предназначенных для плавания в открытом море… Одиннадцать больших военных судов имел король Олаф из Дронтьема, не считая судов с 20 отделениями и еще меньших ладей…

Король Гаральд провел эту зиму (1061/62 гг.) в Нидарсе. Зимой он велел построить судно в Эйраре. Это было большое военное судно, такого же типа и размеров, что и «Длинный червь», и великолепно оборудованное. Спереди оно несло голову дракона, а сзади — закругленный хвост. Обе стороны форштевня были позолочены. Оно имело 35 отделений и было больше и красивее, чем все прочие суда».

Если под словом ruim[17] понимать не банку для двух гребцов (т. е. пространство, необходимое для двух гребцов, сидящих рядом), а пространство между двумя соседними шпангоутами — шпацию, а за величину шпации принять 0,75 м в соответствии с измерениями на «длинном» судне из Скуллелева, то «длинные» суда окажутся именно таких размеров, как описанные в саге. Предположим, что длина носовой и кормовой оконечностей составляет от 4 до 6 м, тогда, рассчитав по шпациям, получим общую длину судна: она равна примерно 35 м. Заслуживает внимания место в тексте саги, где описывается «Длинный червь» и подчеркивается различие между судами, предназначенными для открытого моря, и «длинными» судами.

В 1959 г. были найдены обломки военного судна №5 (Mannschaftsschiff), т. е. буквально «судно для команды». Его общая длина около 18 м. Ширина судна посредине 2,6 м и высота борта 1,1 м. На рис. 90 приведено поперечное сечение этого судна около мидель-шпангоута.


Рис. 89. Устройство днищевой части «длинного» судна из Скуллелева (обломки судна №2).

Рис. 90. Сечение вблизи мидель-шпангоута военного судна из Скуллелева (обломки судна №5).

Нижние четыре пояса выполнены из дуба, а верхние — из ясеня. Мощный планширь имеет весельные порты двух типов. Одни расположены на расстоянии 0,78 м, другие на расстоянии 0,90 м, что совпадает с величиной шпации судна. Возможно, что этот планширь применялся дважды: вначале с расстояними 0,78 м между портами, а потом в соответствии с остальными размерами на судне. Плоские пояса, ступенчатые шпангоуты, стрингер, биты с установленными на них днищевыми досками, бимсы, лежащие выше них лишь на 200 мм, которые можно рассматривать как банки, и парусное вооружение-все это характеризует военное судно из Скуллелева, рассчитанное на 24 гребца. Вероятно, район его плаваний ограничивался Балтийским морем в пределах датских островов.

Большое кнорре (обломки судна №1) годилось для плаваний по Северной Атлантике в Исландию и Гренландию. Так, при раскопках в 30-х годах в Санднессе (Гренландия) были найдены сосновые доски обшивки, похожие на доски большого кнорре из Скуллелева. Основные размерения кнорре: длина наибольшая 16,5 м, наибольшая ширина 4,6 м и высота посредине судна 2 м.

Ольсеном и Крумлин-Педерсеном опубликован чертеж (продольный разрез) этого судна, который на рис. 91 несколько упрощен.


Рис. 91. Упрощенный продольный разрез большого кнорре из Скуллелева (обломки судна №1).

Рис. 92, 93. Составной штевень большого кнорре из Скуллелева. Верхняя часть штевня со ступенчатообразными наставками, выполненная из одной массивной штуки дерева.

Обшивку образуют плоские доски из сосны, положенные внакрой, с креплением стальными нагелями. На почти прямом киле поставлены ступенчатые шпангоуты, идущие вплоть до бит. Выше них находились боковые шпангоуты, придававшие обшивке дополнительную прочность. В носовой (от 10-го до 14-го шпангоута) и кормовой (от 1-го до 4-го шпангоута) частях судна выше бит поставлены бимсы, поддерживающие повышенные фор- и ахтердеки. Над палубами имеются еще четыре бимса. В средней части судна-между 4-м и 10-м шпангоутами — находилось помещение для груза объемом около 35 куб. м. Нижнюю часть этого помещения, вероятно, образовывали крепкие доски, которые на высоте бит лежали на стрингерах. Мощный кильсон и два бимса у 8-го шпангоута удерживали несъемную мачту, несшую широкий прямой парус. О применении прямого паруса говорят стойки для шпиртов между 11-м и 12-м шпангоутами; шпирты, как и на судне из Гокстада, служили для фиксации шкотовых углов паруса. Благодаря широкому прямому парусу кнорре мог развивать довольно хорошую скорость. Известно, например, об успешном уходе одного кнорре от преследовавшего его «длинного» судна с многочисленной командой. К гребле на кнорре прибегали в тех случаях, в которых сегодняшние торговые суда вынуждены обращаться за помощью к портовым буксирам. Судя по небольшому числу мест для гребцов (восемь), на кнорре находилась немногочисленная, особенно по сравнению с «длинным» судном, команда.


Рис. 94. Малый кнорре из Скуллелева (обломки судна №3) с прямым парусом.


Рис. 95. Чертёж судна из Скуллелева (судно №3).

Интересна конструкция штевней этого судна (рис. 92): верхняя часть их изготовлена из одного куска и обработана так (рис.93), что позволяет довольно просто крепить пояса обшивки.

Лучше всего сохранились остатки судна №3. Реконструкция показала, что это небольшой кнорре (рис. 94). Музей судов викингов в Роскилле вместе с датской судомодельной фирмой «Биллинг боатс» выпустил набор деталей для постройки модели судна в соответствии с его реконструкцией.

Основные размерения малого кнорре из Скуллелева (рис.95): наибольшая длина 13,3 м, наибольшая ширина 3,3 м, высота посредине судна 1,4 м. Судно предназначалось для плаваний по Балтийскому морю.

Принято считать, что малое кнорре — типичное судно викингов, строившееся в районе Роскилле. От большого кнорре, построенного, вероятно, в Южной Норвегии, оно кроме размерений отличается штевнями с поясными наставками, изготовленными из одного куска, и отсутствием боковых шпангоутов. Оба кнорре посредине судна имели помещения для груза, повышенные палубы в носу и корме. Кроме того, способ крепления мачт на них был одинаковым, а число мест для гребцов небольшим. Даже размеры шпации малого кнорре (0,92 м) почти равны размерам шпации на большом (0,93 м). По бортам малого кнорре шло восемь дубовых поясов, из них три верхних усилены проходящими внутри стрингерами. Обшивку, поставленную в клинкер, подкрепляли 11 шпангоутов, стоящих на изогнутом киле (рис. 98). Как и на более старых судах викингов, массивный «переборочный» шпангоут укреплял район штевня. Шпангоуты, бимсы, кницы и стрингеры в районах носа и кормы изображены на рис. 96 и 97. Несъемная мачта стояла на кильсоне и поддерживалась бимсами, жестко связанными с корпусом. На кильсоне были проделаны вырезы для целых шпангоутов. Нижнюю часть судового набора дополнительно усиливали кницы, поставленные по бокам кильсона, связанные с килем и шпангоутом и доходящие до бит.


Рис. 96, 97. 9-ый шпангоут и мидель-шпангоут кнорре из Скуллелева.

Ту же функцию выполняла и деталь, изготовленная из одной штуки дерева и имевшая вырез для кильсона (Snelle) (см. рис. 89). Интересен массивный штевень с наставками поясов (рис.99). На его боковых поверхностях вырезаны ступеньки, типичные для обшивки в клинкер. Отдельные пояса перекрывают друг друга на 30-40 мм. Хотя все стальные детали судов из Скуллелева под действием коррозии в морской воде распались, по следам, оставшимся на дереве, полагают, что диаметр стальных заклепок составлял от 7 до 9 мм, а размеры четырехугольных клинкшайб — около 20×25 мм. Нижние пояса малого кнорре из Скуллелева имели ширину от 250 до 300 мм, а два верхних — 420 мм. Плоские пояса без клампов, в поперечном сечении выпуклые, имели толщину посредине от 25 до 35 мм, а в оконечностях — от 10 до 15 мм.


Рис. 98 и 99. Шпангоут и штевень малого кнорре из Скуллелева со ступенчатообразными поясными наставками, выполненный из одной штуки дерева.

Руль, висевший на правом борту, на малом кнорре крепился через конический клоц на первом шпангоуте, а не на «переборочном». Его применяли и на ранних судах викингов, по образцу которых и изготовлен несохранившийся руль.

При постройке судов из Скуллелева использовали тот же инструмент, что и при постройке ранних судов викингов: прежде всего топор и тесло. Пила еще не была известна. Прилегающие друг к другу края досок выскабливали пластинами. По отверстиям видно, что их сверлили ложечными сверлами. При строительстве судов большое значение имел выбор подходящих частей деревьев: кокор — для изготовления шпангоутов и книц, изогнутых стволов — для штевней или досок для поясов обшивки в носовой и кормовой оконечностях, стройных и достаточно крепких стволов без сучков — для прямых деталей. Все делалось так, чтобы заготовки по возможности соответствовали форме готового изделия. Доски получали путем раскалывания стволов и последующей их доводки до нужных размеров. Стволы дуба кололи в радиальном направлении. Так, из дубового ствола без сучков диаметром около 1 м можно было наколоть свыше 30 досок шириной около 0,4 м, которые, конечно, были без клампов, как у судов из Скуллелева. Стволы же ели или ясеня хорошо кололись по касательной, понятно, что доски при этом были различной ширины.

Как показывают находки в Скуллелеве, уже к 1000 г. в связи с необходимостью транспортировки товаров изменилась форма судов. Наряду с традиционными «длинными» военными судами начинают строить суда, приспособленные для перевозки грузов с относительно небольшой командой[18].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)