АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Анна Комнина о норманнах и крестоносцах ..5

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I. Введение
  3. I. Введение
  4. I. ВВЕДЕНИЕ
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. Введение
  8. I. Введение
  9. I. ВВЕДЕНИЕ.
  10. II. ВВЕДЕНИЕ
  11. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  12. VI. Введение в анатомию массового человека

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Анна Комнина о норманнах и крестоносцах…………………………………………………..5

Противостояние империи и латинян в «Истории» Никиты Хониата……………………….11

Перпитетии в отношениях по произведения Никифора Григоры и Георгия Пахимера…...17

Заключение……………………………………………………………………………………...21

Источники и литература………………………………………………………………………..22


 

Введение

Византийская империя занимала важное место в экономической, политической и социальной жизни Европы, и от её положения зависели судьбы многих народов. Духовное влияние империи простиралось далеко за её пределами.

В связи с этим тема взаимоотношений Византии и западных государств принадлежит к числу вечных тем в исторической науке. Множество работ посвящено ей в отечественной и мировой историографии.

Рассматриваемая тема — это тема взаимодействия мира позднеантичной и раннехристианской цивилизации (Восточноримская империя) и мира впервые вышедших на историческую арену народов (т.н. «варваров»).

В нашем распоряжении есть византийские произведения по её истории, написанные видными литераторами в XII–XIV вв. В связи с этим хотелось бы в качестве проблемы поставить облик западных людей глазах византийских писателей. Какие главные черты они выделяют? Какими, с их точки зрения, достоинствами и недостатками обладали латиняне?

Первым среди источников выступает «Алексиада» дочери императора Алексея Комнина Анны, написанное ею вскоре после заточения за попытку отнять престол у наследовавшего отцу ей брата.

О личности самой Анны Комниной можно узнать с её же слов. По мнению Любарского, эти свидетельства — более плач о злосчастной судьбе, чем заметки биографии. События представляются писательнице цепью страданий[1].

В своём произведении она выступает больше в роли заинтересованного рассказчика, нежели действующего лица.

Внимание писательницы привлекали теология, риторика, грамматика, военное дело; она была знакома с сочинениями ведущих античных писателей, философов, историков. Всё это позволяет рассуждать о широком кругозоре и образовании автора «Алексиады».

В «Алексиаде» полно изложена византийская история конца XI – XII вв. О событиях рассказывается частью поверхностно, частью обстоятельно.

Подробно освещается внешняя политика Византии с 1081 по 1118 гг., в том числе взаимоотношения с Западом. Большое внимание отводится южноиталийским норманнам. Кроме значительных фактических сведений и общей картины событий, можно узнать оценку их автором.

Предварительно Анна уведомляет читателя о том, что цель её рассказа — осветить величественные деяния для потомков. «…Ведь даже самые значительные дела исчезают в мраке молчания, если их не сохраняет для памяти историческое повествование»[2]. Она предупреждает случаи, когда её могут упрекнуть в лжи и восхвалении дел своего отца-императора (скрыто цитируя Полибия):

«…Когда кто-нибудь берёт на себя труд историка, ему следует забыть о дружбе и неприязни и сплошь и рядом с величайшей похвалой отзываться о врагах, если они этого заслужили своими подвигами и порицать самых близких людей, если к тому побуждают их поступки. Поэтому не надо проявлять нерешительность ни в порицании друзей, ни в похвалах врагам…»[3]

История Никиты Хониата охватывает период с 1118 по 1206 гг. В своём роде это как бы продолжение «Алексиады». Начиная со смерти Алексея Комнина, автор доводит повествование до царствования Генриха (брата Балдуинова). Он хотел восполнить пробел, образовавшийся после появления трудов Анны Комниной и Зонары. Писатель считает для себя недостойным отступить в повествовании от истины. До 1206 г. Никита вёл какие-то записи о современных ему событиях, затем литературно обработал их. Не исключено, что, находясь в Никее, он писал главы о последних Ангелах.

Исследовавший жизнь и творчество Никиты Хониата Ф.И. Успенский замечает, что при описании Второго крестового похода писатель не упоминает об участии в нём Людовика VII, неточен в описании войны с Рожером II. Как военного писателя Успенский считает Хониата слабым. Правление Андроники в «Истории…» не столько история Византии в его царствование, сколько история самого Андроника, а «…жестокости сицилийского войска в Солуни напоминают бесчеловечные поступки латинян в Цареграде в 1204 году»[4].

А.П. Каждан выделяет несколько отличительных черт в стилистике творчества Никиты Хониата: насыщенность его рассказа описательными деталями, что позволяет ему всячески замедлить повествование; кроме того, автор старается реалистично смотреть на своих героев, в отличие от Робера де Клари (он видит в них в первую очередь храбрых рыцарей)[5].

В XIII–XV вв. стали писать больше, нежели во временя раннего Средневековья. Литературные памятники этого периода, как правило, лучше сохранялись. Наметилась тенденция к мемуарности, с ухудшением внешне- и внутриполитического положения империи византийские писатели всё настойчивее обращались к её прошлому. Из этих произведений нами привлечены «Римская история» Никифора Григоры и «Сказание о Михаиле и Андронике Палеологах» Пахимера, рассказывающие о временах Никейской империи и правлении первых двух императорах из династии Палеологов.

Следует сказать несколько слов об историографии вопроса. Литература здесь, по выражению Г.Г. Литаврина, «поистине безбрежна».

Прежде всего можно назвать обзорную работу А.А. Васильева «История Византийской империи» (СПб., 1998), в которой он последовательно рассматривает внешнюю политику византийских императоров до падения империи, уделяя много внимания латинскому направлению.

Ф.И. Успенский проанализировал жизнь и творчество писателя Никиты Хониата и обобщил свои выводы в монографии «Византийский писатель Никита Акоминат из Хон» (СПб., 1874).

В коллективной монографии «Византия между Западом и Востоком» (СПб., 1999) собраны исследования по различным вопросам восточноримского и западноевропейского миров до взятия Константинополя османами. Венецианская и генуэзская стороны рассмотрены в монографии С.П. Карпова «Латинская Романия» (СПб., 2000).


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)