АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧЕШСКАЯ И СЛОВАЦКАЯ КУЛЬТУРА

Читайте также:
  1. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  2. III Русская художественная культура
  3. Адукацыя і культура.
  4. Адукацыя і культура.
  5. Адукацыя, навука, культура.
  6. Адукацыя, навука, культура.
  7. БИЛЕТ 7.1 Общение. Культура общения.
  8. Быт и культура болгар в XV-XVII вв.
  9. Ведическая культура, современность и будущее человечества.
  10. Ведическая культура.
  11. Вопрос 1. Минойский Крит. История и культура Крита III-II тыс. до н.э.
  12. Восточные славяне в дофеодальный период: проблема этногенеза, мат. культура, общ. быт и вер.

Создание независимого государства чехов и словаков способ­ствовало подъему их национальной культуры, что проявилось особенно в первое десятилетие его развития. По сравнению с пре­дыдущим периодом усилились созидательные функции культу­ры, направленные на достижение национальной консолидации. Появились более благоприятные условия для ее всестороннего развития.

Чешская и словацкая культура развивалась исходя из потреб­ностей общественного развития в новых условиях, черпая стиму­лы в национальных традициях и источниках, но не теряя при этом связей с другими европейскими культурами, особенно французс­кой. Успехам национальных культур благоприятствовал достаточ­но высокий уровень образования и грамотности всех (особенно чешских) слоев общества. Была сформирована разветвленная струк­тура школьного образования всех ступеней с применением самых современных методов обучения.

Существовала также широкая сеть учреждений культурно-просветительского характера. Чешскому обществу было свойствен­но уважительное отношение к образовательным и культурным ценностям, сформированное еще в эпоху национального Воз­рождения.

Художественная культура, изобразительное искусство разви­вались в тесном контакте с общеевропейскими творческими и идейными исканиями.

Популяризации культуры и научных знаний способствовали современные технические средства: кино, радио, а также много­численные периодические издания на всех языках населявших страну национальных групп.

Идеалы гуманизма и современной демократии в литературе отстаивали получившие мировую известность писатели Я. Гашек и К. Чапек, критик Ф.К. Шальда, представители левых течений поэты И. Волькер, Я. Зейферт, В. Незвал.

В живописи наряду с такими признанными мастерами, ка ~ художник М. Швабинский, работают последователи авангард Э. Филла, Б. Кубишта, В. Шпала, Я. Зрзавы, Й. Чапек и др. В скульп­туре заметный след оставили оригинальный традиционалист и мистик Ф. Билек, талантливые, тяготеющие к классическим об­разцам монументалисты Я. Штурса и Й. Маржатка, авангардист О. Гутфройнд и др. Сюрреализм в изобразительном искусстве пред ставляли Й. Штырский, И. Шима, М. Черминова.

Европейскую известность получили работы представителе чешской архитектурной школы Я. Котеры и Й. Гочара, П. Янак


и др. Большой вклад в развитие современных течений внесла чешская школа модерна (сецессион), функционализма и кон­структивизма.

К 30-м годам четко обозначилось идейное противостояние течений социалистического реализма («Левый фронт» — перво­начально «Девясил» и др.) и сюрреализма. Чешским вариантом сюрреализма в литературе можно считать родившееся в чешской среде течение, получившее название поэтизм. У его истоков сто­или В. Незвал и К. Тайге. Свою цель сторонники поэтизма видели в том, чтобы научить человека радоваться жизни, раскрепостить его творческие способности, пробудить фантазию и чувственность. Для них были свойственны поиск новых выразительных форм и тяга к экспериментированию, стремление к общей поэтизации процесса культурного творчества при одновременном подчерки­вании эмоциональной и иррациональной сторон человеческого бытия, недооцениваемых социалистическим реализмом. В проти­вовес моральной и общественной ответственности акцентировался сенсуалистский подход к жизни.

Большую^ известность приобрели композиторы Л. Яначек, И. Ферстер, Й. Сук, В. Новак, создавшие свою школу в музыке.

Успешно развивалась чешская наука, сосредоточенная в ос­новном в университетах, прежде всего Карловом. Широкую из­вестность приобрели работы в области естественных и техничес­ких наук, истории, социологии, археологии.

В межвоенное двадцатилетие постепенно набирала подъем и словацкая культура, испытывавшая партнерскую поддержку чеш­ской культуры. Были созданы условия для формирования словац­кой национальной интеллигенции. Исчезла угроза мадьяризации «ловаков, хотя политика «чехословакизма» проявила себя и в < фере культуры.

Взаимное сотрудничество и взаимодействие чешской и сло­вацкой культур благоприятно сказывалось на обеих сторонах. Ус-кшовившиеся непосредственные контакты с европейскими про-фессивными течениями способствовали постепенному преодо-иению консервативных и клерикальных настроений в словацкой среде. В Словакии во многом заново создавалась система образо­вания, открывались сотни новых школ, средних учебных заведе­ний. Был создан словацкий университет им. Я.А. Коменского в Ьратиславе. Огромное значение имело открытие словацких нацио­нальных театров в Братиславе и Кошице, а также возобновление деятельности Словацкой Матицы как ведущего культурно-про-(ветительного и научного центра. С полным основанием можно творить об ускорении культурной консолидации Словакии и преодолении последствий прежнего несвободного развития. Ста->ш издаваться многочисленные журналы с культурной тематикой.


 




Старшее поколение словацких писателей развивало тради­ции критического^ реализма. Назовем М. Кукучина, Тимраву (Б. Сланчикову), Й. Тайовского, Е. Шолтесову, Я. Есенского, Л. Нагаши-Йеге, Г. Грегорову и др. Позиций национализма при­держивался М. Разус, а также группа клерикальной ориентации, объединившаяся вокруг журнала «Ватра» (М. Урбан, А. Жарнов и др.). Весьма оригинальным по характеру было творчество Й. Ци-гера-Гронского. Пролетарское течение в словацкой литературе представляли Я. Поничан, П. Йилемницкий, Ф. Крал, Е. Урке.

Авангардистские поиски в литературе вели Я. Смрек, Э. Лу-кач, Й. Алекси, И. Хорват, Г. Вамош и др. К сюрреалистическому направлению в Словакии можно причислить Р. Фабри, В. Ризела, Ш. Жари, Й. Енко, П. Бунчака и др.

В изобразительном искусстве яркий след оставили такие ху­дожники, как М. Бенка, Л. Фулла, К. Сокол (затем работал в Мексике), М. Галанда, Я. Желибский, Ц. Майерник (последние двое в годы второй мировой войны жили и работали в Праге), скульпторы Я. Кониарек, Ф. Штефунек, Й. Костка, Р. Прибиш, Ф. Гибала и др.

Словацкие архитекторы и строители возвели комплекс меж­дународной ярмарки на набережной Дуная в Братиславе.

В музыке продолжали творить представители старшего поко­ления — В. Фигуш-Быстрый, М. Мойзес, М. Шнайдер-Трнавский. Младшее поколение представляли А. Мойзес, Я. Циккер и при­обретший наибольшую известность Э. Сухонь.

ЧЕХИ И СЛОВАКИ 7^/ О) В 1939-1945 гг. Э^/^СО>


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)