АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полиграфическая техника и полиграфические процессы

Читайте также:
  1. C.I Процессы с ключевых точек зрения
  2. IX. Одичание и техника
  3. IX. Одичание и техника
  4. IX. Примитивизм и техника.
  5. L.3.1. Процессы переноса вещества и тепла.
  6. L.3.2. Процессы присоединения частиц. Механизмы роста.
  7. V1: Переходные процессы в линейных электрических цепях, методы анализа переходных процессов
  8. V1: Процессы в сложных электрических цепях, цепи с распределенными параметрами
  9. Агротехника огурца
  10. АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
  11. Американские процессы
  12. Аналитическая техника и защита от инстинктов и аффектов

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Журналист создалпроизведение, качественный уровень которого оценивает редактор, редколлегия средства массовой информации. Но свой путь к читателю, телезрителю, радиослушателю рукопись (итог творческой, порой напряженной работы) начинает с помощью техники, по технологическим цепочкам. Из отраслевого отдела редакции она поступает в секретариат, в котором ответственный секретарь читает и редактирует материалы, чертит макеты газетных полос и разрабатывает дизайн издания, заместитель секретаря составляет макет, контролирует верстку полос, их корректуру, выпускающий обеспечивает прохождение газеты через типографию... А телерадиопередачи готовятся совместными усилиями сценариста, режиссера, оператора, звукорежиссера и звукооператора, ассистента режиссера, художника, музыкального оформителя и т.д.

О научно-техническом потенциале в мире, стране можно судить и по тому, насколько эффективно работает оборудование, призванное обслуживать журналистику, как развиты типографии и полиграфические комплексы, технические телецентры и радиостанции. Каждое крупное открытие или изобретение, будь то линотип или фотонабор, лазер или компьютер, качественно меняло технику и технологию средств массовой информации. А на пороге ХХ1 века открываются новые перспективы дальнейшего их совершенствования.

 

Полиграфическая техника и полиграфические процессы

С чего начинался технический прогресс в газетном деле? С изобретения Иогана Гутенберга, создавшего печатную форму из подвижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. До этого книги печатались с целых деревянных или металлических досок, на которых и вырезались буквы. В последующие годы (после Гутенберга) оборудование для набора и тиражирования изданий постоянно модернизировалось. Научно-технический прогресс всегда коренным образом влиял на развитие производства газет.

Так, применение с 1814 года парового пресса позволило увеличить в четыре раза количество выпускаемых за час экземпляров.

В 1884 г. Отто Мергенталер изобрел линотип, в котором были соединены набор, выключка (изменение пробелов) строк, их отливка и разбор матриц.

В 1897 г. Т. Лэнстон сконструировал монотип - наборную строкоотливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет спустя на принципе перфоленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ - числовым программным управлением).

В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию факсов - факсимильных аппаратов, позволяющих передавать газетные страницы для печати за тысячи километров от редакции.

Ещё в 1922 году в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купила крупнейшая линотипная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы избавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее фотонаборная техника за рубежом начала внедряться: в 50-е годы прошлого века появилась механическая технология, в начале 60-х - оптико-механическая, а в конце того же десятилетия - электронная технология.. В начале семидесятых две трети полиграфических предприятий развитых стран мира уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе

Современне тхнологии поволяют организовать выпуск полиграфической продукции нпоредтвенно в типографии с готового файла за сравнительно небольшой промежуток времени. При современной техничекойоснащённости за один час.

 

Однако, вспомним как делали газеты в шестидесятые-семидесятые годы ХХ столетия. Оригинал авторской рукописи прочитывался редакционными работниками, подвергался правке, в нем указывались формат набора, шрифты, абзацы, номер полосы; все заголовки статей и заметок выписывались на отдельном листе бумаги с указанием точного количества строк набора заголовочного материала и т. д. После того оригинал шел в набор. Параллельно ретушировались иллюстрации, размечались и отправлялись в цинкографию, где делались клише. В типографии помимо цинкографии действовали наборный цех, в котором изготовляли печатную форму для воспроизведения текста (типографский набор) и верстали газеты; стереотипный, где при печатании тиража газеты изготовляли копии набора и клише в виде монолитных и рельефных отливов - стереотипов; печатный цех, в котором и печатался тираж издания. В больших типографиях в печатном цехе действовали ротационные (скоропечатные) машины (на быстро вращающиеся барабаны ротаций (крепились стереотипы цилиндрической формы и печатание шло не на отдельных листах, а на длинной бумажной ленте, сматывающейся с рулонов, которая затем разрезалась, фальцевалась, или складывалась самой машиной); плоские машины (печать с плоского стереотипа или непосредственно с набора, закрепленного на движущейся горизонтальной металлической платформе - талере); небольшие печатные тигельные машины (бумага прижималась к форме тиглем - плоской металлической плитой).

Наборная печатная форма составлялась из печатающих материалов - литеров (брусочков с выпуклым изображением буквы, цифры, знака на торце), изготовляемых из типографского сплава свинца, сурьмы и олова - гарта, линеек, концовок, оформляющих текст, и материалов пробельных, непечатающих, к которым относились шпации (для образования пробелов между буквами в слове), шпоны (между строками), реглеты (для широких пробелов), бабашки и марзаны (чугунные призмы и бруски для образования полей), квадраты (для больших пробелов). Наборщик вставлял литеры в верстатку (согнутую под прямым углом металлическую пластинку), наборной линейкой отделял уже набранную строку от следующей набираемой, острым шилом исправлял ошибки в наборе, рубилкой обрезал шпоны и линейки...В отличие от ручного набора машинный делался на линотипах.

После макетирования - составления макета, точного плана верстки газетного номера и набора на линотипе или вручную оригиналов публикаций начиналась верстка. Столбики набора, перевязанные шпагатом (чтобы не рассыпать) переносили на специальный плоский стол, устанавливали в нужную полосу, освобождали от шпагата и осторожно передвигали на нужное место. Свежие оттиски проходили типографскую корректуру (сличение с оригиналами, которые до набора уже подвергались корректуре - редакционной). После того, как первая типографская корректура будет прочитана, корректурные оттиски с внесенными в них исправлениями передавались тому наборщику, который набирал текст. Исправив ошибки, он снова тискал набор для второй типографской корректуры, которая читалась уже без оригинала (вместо него прикладывались оттиски первой корректуры). Внеся исправления в гранки или «куски», верстали полосу целиком, делали оттиск и передавали на ревизионную корректуру. После устранения возможных ошибок снова делали оттиск, но уже на подпись к печати (подписная полоса). Последняя виза заместителя главного редактора газеты (руководителя дежурной, или ночной бригады) - на первом сигнальном, очищенном от ошибок экземпляре номера - «В свет!».

Труд был кропотлив и нелегок, но как все изменилось в последние годы...

Развитие телевидения и радио, компьютерных сетей сократило число потребителей газет, номинал экземпляра которых возрастает и определяется стоимостью доставки. Но электронная пресса рассчитана на массовую аудиторию в целом. А у людей - разные интересы: кто-то интересуется международными событиями, ситуацией в Чечне, а кто-то - спортивными новостями. И здесь газета незаменима. Читатель выбирает то, что ему ближе по взглядам, знакомится с материалами в удобное время. В отличие от телевидения и радиовещания газета рассчитана на индивидуального пользователя и в этом ее привлекательность.

В то же время газета развивается в соответствии с общими закономерностями эволюции средств массовой информации. К примеру, сегодня спрос на телевизоры черно-белого изображения весьма ограничен, хотя их цена намного меньше, чем у цветных. Это естественно: цветное изображение наиболее полно отражает окружающую нас действительность. Такая же тенденция характерна и для газет. Многокрасочная газета, где цвет используется не только для репродуцирования, но и для рекламы, выделения каких-то материалов с помощью цветных заголовков и т.д. стала совершенно обычной в развитых странах.

В России в последние годы укреплялась демократическая система СМИ, пришедшая на смену прежней, тоталитарной. Но крупные газеты, обретя новых учредителей, оказались без полиграфической базы. Однако внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные материалы, причем хорошего качества.

Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как а) набор текста и подготовка иллюстративного материала; б) вёрстка - процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; в) печать.

В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудование позволяет полностью автоматизировать вёрстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу.

Производство издания начинается с её основы - текста. Набирать его на компьютере несложно. Прежде - при горячем способе набора и фотонаборе надо было сразу же установить формат набора, шрифт и его размер, а перемены в оформлении текста вели к тому, что его необходимо было полностью перебирать, ныне же - с компьютерным набором проблемы эти исчезли. Облегчились и авторская вычитка и корректура - сверка набранного распечатанного текста с оригиналом. А чтобы быть уверенным в грамотности набора, следует включить программу проверки орфографии - для этого в клавиатуре работающего компьютера достаточно нажать клавишу F7, или ударить курсором мыши на надпись «сервис».

Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Прежде всего мы выбираем гарнитуру - комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам. В то же время учитываем, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жирные); по наклону основных штрихов (прямые, курсивные и наклонные); по плотности (нормальные, узкие и широкие), по заполненности основных штрихов (оттененные, контурные и штрихованные), по емкости (число знаков в строке), по размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения - типографских пунктах (более крупная единица - квадрат, равный 48 пунктам).

Типографская, или типометрическая система Дидо (предложил в 1737 году словолитчик П.С.Фурнье, а парижский типограф Ф.-А. Дидо усовершенствовал ее в конце ХУ111 в.) основана на распространенной в то время двенадцатеричной системе футов и дюймов. В пересчете на метрические меры типографский пункт равен 0,3759 или округленно 0,376 мм., а квадрат - 18 мм. У ряда шрифтов были особые названия. В газете, скажем, преобладали петит (маленький) - 8 пунктов и боргес (гражданский) - 9, но появлялись также миньон (крошечный) - 7 пунктов, и нонпарель (бесподобный) - 6 пунктов. Сравнительно редко газетные тексты набирались такими крупными шрифтами как 10 пунктов - корпус (от итал.: «Corpus juris civilis» - шрифтом этого размера впервые был напечатан кодекс Юстиниана, являвшийся сборником законов Римской империи), 12 - цицеро (от ит. собст. Ciceron, поскольку данным шрифтом в 1467 г. был отпечатан сборник писем Цицерона); 14 - миттель (середина - средний по размеру шрифт, существовавший в свое время); 16 - терция (в свое время третий по размеру шрифт). Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля - титульными.

Компьютерные издательские программы предлагают сравнивать типографский пункт с другими единицами с помощью цицеро: 1 цицеро = 4,5 мм = 1 пике (6 пик = 1 дюйму). При вёрстке газеты с помощью настольных редакционно-издательских систем вместо европейской (1 пункт = 0,376 мм). используется англо-американская типометрия (1 пункт = 0,353 мм) Для новой типометрии рекомендуются кегль набора текста 9 или 10 англо-американских пунктов, гарнитура набора - газета, таймс, формат колонки такой, чтобы в строке умещалось не менее 6 слов или 41 печатного знака, а число колонок на полосе было нечетным [1].

Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаем, следует применять не больше двух-трех гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормальное начертание. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равна двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45-50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного формата, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки). Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру (при компьютерном наборе надо нажать мышью на панели инструментов монитора на соответствующие клавиши - по ширине, по правому краю, по центру, по левому краю. Если все строки в текстовом блоке (за исключением начальных и концевых строк абзаца) будут выключены на одинаковый формат (иметь одинаковую длину), то строгие прямоугольники колонок придадут газетной полосе определенный ритм, стройность и графическую завершенность. Особое внимание следует обратить на переносы. Ими не следует разделять: фамилии от инициалов; цифры, образующее одно число (если две цифры 1999-2004, то тире остается в первой строке), сокращения из букв прописных, прописных с отдельными строчными или с цифрами (СПбГУ или С20); сокращенные слова от имен собственных (тов. Соколов); цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении); знаки и обозначения от следующих за ним цифр (20%, п.25). Не должно быть неблагозвучных переносов или затрудняющих понимание текста.

Отрывки или фразы, слова или даже буквы могут быть выделены в тексте курсивом (светлым или полужирным), прямым полужирным шрифтом; разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами; набором прописными буквами, шрифтом другой гарнитуры; набором строк на неполный формат, с отступом от левого края (втяжка); линейками, заключением в рамку; с помощью цвета; вывороткой (белые буквы на фоне черного, серого или иного цвета), использованием буквицы (инициала), размер которой обычно 16-24 кегля. Эти и другие, графические способы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформление таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публикации), авторская подпись, подпись к иллюстрациям и т.п.

Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме. Согласно инструкциям по газетному оформлению высота заголовка должна быть не менее 3 кв. (5,4 см) и не более 5 кв. (9,2 см.) и составлять от 1/7 до 1/4 высоты первой полосы. Воображаемая линия оптического центра целит полосу в примерной пропорции 5/8. Таким образом, заглавие может опускаться фактически до 1/3 высоты полосы. В заголовочном комплексе (заголовок, подзаголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире - остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками); в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовой блок, не содержащий внутренних подзаголовков); по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под углом; конструировать его из букв, поставленных в вертикальный столбец. Площади заголовочного комплекса и тестовой части публикации соотносятся друг с другом в пределах от 1: 3 до 1: 12. Применяемые для заголовков кегли титульных шрифтов определяются значением публикации, местом на полосе, объемом материала, числом колонок, длиной заголовка. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры, начертания заголовка и подзаголовка, надзаголовка или рубрики).

Если шрифты и иллюстрации, служащие для выражения содержания, относятся к основным графическим средствам оформления газет, то пробелы, линейки и украшения (маркеры), - к вспомогательным, призванным разделить газетный материал на блоки, в то же время связывая их, выделяя, что повышает читательское восприятие. Оптимальная величина пробела между колонками текста - 12 пунктов (4,5 мм), раньше допускался пробел в 6 пунктов, но при этом между колонками ставилась светлая разделительная линейка. Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Так же неизменным для основного текста должен быть интерлиньяж (пробел между строками, на компьютере можно менять его одновременным нажатием клавиш Ctrt и 1, Ctrt и 1,5 или Ctrt и 2 - при предварительном выделении текста). Обычно интерлиньяж в 1,2 раза больше кегля шрифта, которым набраны строки. В газете применяют линейки вертикальные (не более 2 пунктов) и горизонтальные (от 4 до 12 пунктов), а также прибегают к комбинациям сплошных линеек разной толщины при создании рамок, что придает взятому в рамку блоку особую значимость. Однако заключение каждого текстового блока на полосе в отдельную рамку - прием уже устаревший, к тому же рамка заголовка может вызвать иллюзию разделения единого блока на части, воспринимаемые уже как самостоятельные. Лучше врезать заголовок в разорванную рамку, когда за ее пределы выходит какой-то элемент. Раньше небольшие заметки, части крупных материалов разделялись с помощью типографских наборных украшений. всевозможных концовок - усиков, звездочек, ромбиков и т.д. С применением компьютеров расширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться маркерами. Они используются как ориентиры, указатели - для акцентирования какой-то части текста («галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует за маркером - например, за стрелочками, разными значками.

Содержание газет меняется. Текстовых материалов становится больше, но их объем сокращается. Если традиционно соотношение текста и графики в общенациональных газетах было 60 на 40%, то теперь наблюдается обратная пропорция. Современный читатель скорее “сканирует” газету, чем читает, не вникая в объемные аналитические материалы. Поэтому большие материалы сопровождаются краткими выносами-цитатами. Они могут содержать как главную мысль статьи, так и просто наиболее яркий пассаж. Занятой читатель информационной эпохи, просмотрев выносы, решает, какой материал ему читать.

Неизменными остаются лишь главные элементы газетного стиля - логотип и шапка. Но и здесь в нескольких изданиях в последнее время произошли перемены. Так, “Новые Известия” поменяли шрифт логотипа. Правда, по решению суда, а не по своей воле. А вот изменения логотипа газет “Россiя” и “Время МН”. напротив, чисто дизайнерское решение. Новый логотип “Независимой” руководство газеты в своих комментариях трактует как дизайнерский ход. Но для читателей исчезновение из логотипа слова “газета” символизируют новое позиционирование, новые приоритеты. новый менеджмент и уход от концепции “Независимой газеты”, реализованной первым редактором В. Третьяковым.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)