АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Литературный род и жанр

Читайте также:
  1. III. Литературный процесс
  2. Глава 1. Литературный обзор.
  3. Литературный контекст
  4. Литературный контекст
  5. Литературный контекст
  6. Литературный контекст
  7. Литературный обзор
  8. Литературный Петербург
  9. Литературный проект: обратимся к истории
  10. Марта в Арт-кафе «У Дяди Джо» (Луганск) состоялся литературный вечер «Поэзия дорог».
  11. Национальный язык. Литературный язык. Язык художественной литературы

Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным призна­кам. Односторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе.

Концепция А.Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта. Необходимость дополнить эту теорию рассмотрением генезиса сказки и трудовой песни.

Дискуссионность понятия литературного рода в XX веке.

Разделение литературы и фольклора на три рода в свете клас­сификации видов искусства как изобразительных и экспрессивных (по особенностям их содержания и формы). Эпос как изобразитель­ный вид словесного искусства: воспроизведение внешней и внутрен­ней жизни людей в ее целостности посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства: воспроизведение процессов внутреннего мира людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразитель­ный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах (посредством диалогов и монологов) действий людей, вовле­ченных в открытый или скрытый конфликт, который затрагивает их интересы и цели.

Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др.

Жанровая классификация литературных произведений. Не­устойчивость терминов, обозначающих жанры, и разнообразие то­чек зрения на их сущность в современном литературоведении. Жанр как «память искусства» (М. Бахтин), фиксирующая в целостной ти­пологической структуре опыт предшествующего творчества. Устой­чивость жанровых образований и их историческая изменчивость.

Многообразие принципов деления литературы на жанры: фольклорные и литературные жанры, прозаические и стихотворные; жанры большие, средние и малые (по объему текста, определяющему тематический масштаб, сюжетно-композиционные особенности); трагедия, идиллия и комедия (по пафосу) и т.п. Основные жанрово-родовые формы эпоса: сказка, эпическая песня, былина, эпопея, рас­сказ, повесть, новелла, роман, очерк. Лиро-эпические жанры: поэма, басня, баллада. Жанры драматического рода: трагедия, комедия, драма, мелодрама. Отличие понятий «драматизм», «драматический род» и «драматический жанр». Жанровые формы лирики: ода, эле­гия, эпиграмма, послание, песня и др.

Содержательные принципы классификации жанров. В. Белинский о древней эпопее, романе и повести. М. Бахтин об эпо­се, романе и о романизации жанров в новое время. Сатира, идиллия, утопия как нравоописательная группа жанров.

Понятие о системе жанров. Художественный канон. Общие мес­та в канонических жанрах (топика), господство канонических жан­ров в эпоху рефлективно-традиционалистского творчества. Аристо­тель о трагедии. Иерархическая система жанров классицизма. Жанр и стиль. Новое понимание жанра в эпоху романтизма. Развитие неканонических жанров. Система жанров в реализме.

Обозначение жанра произведения как форма творческой самоо­риентации художника и его обращения к читателю.

4. Художественная форма:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)