АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Римская империя от принципата к доминату

Читайте также:
  1. III. ВОСТОЧНАЯ ИМПЕРИЯ В VI — VIII вв.
  2. Star Wars: Эпизод V. Империя наносит ответный удар
  3. VI. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ И РАЗВИТИЕ ПАПСКОГО МОГУЩЕСТВА
  4. XI. ИМПЕРИЯ И ВАРВАРЫ. ХРИСТИАНСТВО. 200–400 гг. по Р. X.
  5. АРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ГИБЕЛЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
  6. Виды депозитных программ ОАО «Империя»
  7. Восточная Римская империя: поклонение
  8. Восточная Римская империя: поклонение эфемерному институту.
  9. Государственный переворот Наполеона Бонапарта. Конституция 1799 г. Консульство и Первая Империя.
  10. ГУННСКАЯ ИМПЕРИЯ
  11. Детский лагерь «ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА»
  12. ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ «ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА»

I-II вв. н.э. были временем наивысшего расцвета римской державы. Границы между государствами, превращенными в провинции, были уничтожены, монетные системы унифицированы, войны и морской разбой прекращены - все это создавало благоприятные условия для процветания и прогресса. В этот период Римская империя достигла наибольшего территориального расширения, охватывая большую часть Европы, западную часть Азии и Северную Африку. Римская империя занимала ведущее место среди других современных ей государств - Парфянского царства, Ханьской империи и других.

С административной точки зрения Римская империя делилась на Рим, Италию и систему провинций. Италия находилась в привилегированном положении. Управляли Италией сам римский народ и сенат, а в качестве их представителя - принцепс. Основной административной единицей Италии были города, имеющие статус муниципия - самоуправляющиеся автономные городские центры с приписанной к ним сельской территорией. По сути, это были те же полисы, органично включенные в имперскую систему. Италия вплоть до середины II в. оставалась наиболее урбанизированной и процветающей в экономическом отношении областью Римской империи.

В I-II вв. римская экономика достигла наивысшего уровня развития, и римлянам впервые удалось укрепить военно-административное объединение, созданное силой оружия, прочными экономическими связями между различными частями державы и заинтересованностью широких слоев населения в созидании и благополучии. Именно этим обстоятельством можно объяснить стабильность и мощь Империи, пользовавшейся относительным внешним и внутренним миром в этот период. И хотя политическая история этого периода насыщена интересными и драматическими событиями, связанными с такими правителями – тиранами как, Калигула и Нерон, эти коллизии затрагивали в основном высшие слои общества, а подавляющее большинство населения пребывало в мире и благополучии.

Тиберий был усыновлен Августом "ради государства”. К моменту смерти Августа Тиберий уже был утвердившимся государственным деятелем.
Сразу после смерти Августа, Тиберий, опираясь на проконсульский империй, дал пароль преторианцам, разослал приказы армии и окружил себя охраной. После этого сенат во главе с консулами, а за ним преторианцы, войска, народ и провинции принесли ему присягу. 17 сентября власть была вручена ему сенатом.

События 17 сентября имели огромное значение. Это был первый переход власти при новой системе. Она перерастала в постоянно действующий институт. Империй давался не на 10 лет, как при Августе, а на неопределенный срок, т.е. фактически бессрочно.

Передача власти Гаю Калигуле обусловливалась только династическим фактором, поскольку личной карьеры, подобно Тиберию, Калигула не сделал. К моменту смерти Тиберия он не имел ни личных заслуг, ни юридически оформленных полномочий. Сын Германника, молодой Гай Калигула пользовался большой популярностью как среди воинов так и в народе. Кроме того, он был родным правнуком Августа. Это и стало главной причиной получения им высшей власти в государстве.

18 марта 37 г. Гай по решению сената получил проконсульский империй, трибунскую власть и остальные полномочия принцепса. Как и ранее, армия, провинции и народ дали. Новый принцепс обычно именовался Гай Юлий Цезарь Германик.
Отдельные действия нового принцепса можно считать направленными на формирование династии. Он начал подчеркивать роль своей семьи в государственных делах Рима.
Калигула во время своего недолгого правления ничего нового в области замещения или прохождения магистратур не создал. Придя к власти, он разрешил должностным лицам свободно править суд, ни о чем его не запрашивая, а выборы вновь перенес в народные собрания, но последовавшие за тем изменения в характере власти свели эти установления на нет.

Клавдий оказался во главе государства благодаря тем же факторам, что и его предшественник: нового принцепса нашли и провозгласили императором преторианцы, причем исходя именно из принципа принадлежности к "правящей династии”. Произошло это сразу после смерти Гая Цезаря, 24 января 41 г. Сенат же только на следующий день, 25 января, признал нового принцепса и дал ему все полномочия главы государства.
В отличие от своих предшественников, Клавдий предпринял ряд действий, которые можно охарактеризовать как династическую политику, это касается, главным образом, бракосочетаний самого Клавдия и его дочери. В 49 г. Клавдий и Агриппина (внучка Германика и правнучка Августа) вступили в брак, что имело далеко идущие последствия для государства. Основным мотивом брака Клавдия с Агриппиной был расчет соединить две различные линии потомков, сплотив силы Юлиево-Клавдиевой династии.

Их действия показывают, что для всех уже была очевидной перспектива перехода власти от принцепса к его наследнику Нерону. Все события, связанные с наследниками, демонстрируют очевидность для всех того факта, что от принцепса зависит, кто примет власть после его смерти.

Клавдий утвердил новые правила прохождения магистратур. Право принцепса воздействовать на магистратов и создавать для них новые нормы уже не подвергалось сомнению.

Нерон формально получил власть от сената, фактически же - из рук преторианцев, как наследник умершего принцепса.
В период принципата Нерона происходило дальнейшее изменение положения и функций магистратур. Некоторые из них теряли свое значение и утрачивали функции, чаще всего - в пользу складывающегося императорского аппарата. Остатки прав, сохранившиеся за народными трибунами, были еще более ограничены запрещением разбирательства ими ряда дел. Ограничил деятельность квесторов. Сам Нерон четырежды занимал должность консула, что должно было подчеркнуть значение этой республиканской магистратуры.

После смерти Нерона, в 69 году, выступления легионов поочередно (почти параллельно) привели к власти Гальбу, Отона, Вителлия, Веспасиана. Гальба, опытный полководец и правитель, был провозглашен императором галльскими и испанскими войсками, которые поддержала провинциальная знать. Однако, популярность нового императора среди как воинов, так и аристократии очень скоро упала, поскольку он не сумел учесть их интересы в своей деятельности. Результатом стало убийство Гальбы. Сальвия Отона императором провозгласили преторианцы непосредственно в Риме. Его неумелая политика и личные недостатки (такие, как жестокость) также вскоре привели к падению авторитета, потере поддержки войск и свержению. Авл Вителлий был провозглашен императором германскими легионами, которые и принесли ему присягу. Итог его правления был таким же плачевным, как и итог принципата Отона и Гальбы - свержение и убийство.

Первого июля 69 года в Александрии был провозглашен императором Тит Флавий Веспасиан. Ему также принесли присягу легионы, находившиеся в Иудее и Сирии, поддержала его и провинциальная знать.

Веспасиан не имел родства с Юлиями-Клавдиями. Его приход к власти был обусловлен личными заслугами и связанной с ними поддержкой армии. Веспасиан целенаправленно готовил своих сыновей к осуществлению высшей власти в государстве, они и стали его преемниками.
Сам Веспасиан занимал большое количество должностей как до, так и во время своего принципата. Занимали традиционные магистратуры также и Тит, и Домициан – наследники Веспасиана.

Из всех императоров I-II вв. наиболее яркой фигурой был Траян, правивший с 96 по 117 г. Во внутренней политике этот император считался со всеми формальности, оставшимися от республиканских времен: он установил добрые отношения с сенатом, в отличие от многих своих предшественников, при нем функционировали магистраты и даже были восстановлены комиции. Особое внимание Траян уделял сельскому хозяйству Италии, и с этой целью были учреждены алиментарные учреждения: мелким и средним землевладельцам выдавались ссуды под льготный процент, который шел не государству, а использовался для поддержки сирот и детей малоимущих родителей. Было издано распоряжение, обязывавшее каждого сенатора вложить треть своего состояния в италийские земли. Однако славу Траяну принесла не столько внутренняя, сколько внешняя политика. Стремясь восстановить подорванный авторитет римского оружия и пополнить сократившуюся массу рабов, Траян вел широкомасштабные завоевательные войны. При Траяне Римская империя достигла наибольшего территориального расширения. Траян открывает собой ряд императоров, сделавших второй век лучшей эпохой империи: все они — Адриан (117—138), Антонин Пий (138—161), Марк Аврелий (161—180) — провинциального происхождения (испанцы, кроме Антонина, который был из южной Галлии); все они обязаны своим возвышением усыновлению предшественника.

Миролюбивый Адриан занялся преобразованиями в администрации и в области права. Как Август, Адриан провёл многие годы в посещении провинций; он не побрезгал взять на себя должность архонта в Афинах и лично составил для них проект городского управления. Идя с веком, он был просвещённее, чем Август, и стоял на уровне современной ему образованности, достигшей тогда своего апогея. Как Адриан своими финансовыми реформами заслужил прозвище «обогатителя мира», так его преемник Антонин был прозван «отцом рода человеческого», за его попечения о провинциях, подвергшихся бедствиям. Высшее место в ряду Цезарей занимает Марк Аврелий, прозванный философом, о нём мы можем судить не по одним эпитетам — мы знаем его мысли и планы в его собственном изложении. Как велик был прогресс политической мысли, совершившийся в лучших людях Р. со времени падения республики, об этом яснее всего свидетельствуют его знаменательные слова, «Я носил в своей душе образ свободного государства, в котором все управляется на основании одинаковых для всех законов и равного для всех права». Но и этому философу на престоле пришлось испытать на себе, что власть римского императора — личная военная диктатура; многие годы он должен был провести в оборонительной войне на Дунае, где он и умер. После четырёх императоров, воцарившихся в зрелом возрасте, престол опять достался, по праву наследства, юноше, и опять недостойному. Предоставив управление государством любимцам, Коммод (180—193), подобно Нерону, жаждал лавров не на поле битвы, а в цирке и амфитеатре: но вкусы его были не артистические, как у Нерона, а гладиаторские. Он погиб от руки заговорщиков.

II век в истории римской империи обычно называют ее "золотым веком". Это время характеризовалось не только высшим подъемом экономики и культуры, но и основательной внутриполитической стабильности. Однако за фасадом внешнего благополучия постепенно вызревал кризис, который уже в конце столетия положил конец недолговечному процветанию. Кризис начался в конце II в. и охватил вначале старые центры рабовладельческого мира. Он нашел выражение в частичном разрушении производительных сил, снижении уровня ремесла и торговли, обезлюдении городов. В III в. эти кризисные явления распространяются и в провинциях. Внутри империи обостряются противоречия, а на ее границы усиливается натиск варварских племен. Внешним проявлением кризиса была слабость императорской власти, частые смены императоров и рост сепаратистских тенденций в провинциях.

Основными предпосылками и условиями кризиса были:
Во-1-х, внутреннее противоречие рабовладельческого способа производства, которое проявилось не в том, что рабы стали трудиться хуже - они не могли в силу особенностей рабства трудиться лучше, и произведенного ими продукта уже не хватало в условиях растущих потребностей рабовладельцев, роста паразитической массы граждан, увеличения затрат на императорский двор, растущую армию и бюрократию. Также стали очевидными преимущества использования арендаторов-колонов по сравнению с рабами, особенно в крупных поместьях, которые их владельцы предпочитали дробить на мелкие участки и либо сдавать в аренду колонам, либо сажать на эти участки рабов, предоставляя им имущество и значительную самостоятельность.

Во-2-х, соперничество Италии и провинций и отдельных регионов римского мира между собой, которое определялось господствующим положением Рима и Италии по отношению к провинциям; кроме того, несмотря на наибольшее развитие в античности элементов рыночной экономики в Римской империи, общеимперского рынка создано быть не могло, и главными препятствиями к этому были мелкие масштабы производства и несовершенство транспорта и связи (в тех условиях легче было перевезти на новое место саму мастерскую, чем регулярно возить ее продукцию).

В-3-х, противостояние античного уклада экономики, представленного муниципиями и товарными рабовладельческими виллами, и протофеодального уклада, представленного магнатскими хозяйствами на негородских территориях и латифундиями.

Эти противоречия проявились и в экономике, и в социальных отношениях, и в политике. Но наряду с основными причинами кризиса действовали и другие: истощение земель вследствие хищнической эксплуатации, сокращение притока богатств и рабов военнопленных из-за перехода империи к стратегической обороне, усиление налогового гнета государства, неспособность правительства наладить эффективную оборону империи и т.д.

Наиболее ярко кризис проявился в расстройстве финансов и всей системы товарно-денежных отношений. Ввиду усиливавшейся нужды в деньгах императорское правительство пошло по пути порчи монеты. Дело дошло до того, что к середине III в. количество чистого серебра в серебряных монетах в ряде случаев составляло всего 2 грамма. Обесценивание денег привело к резкому росту цен - на 800% по сравнению со II в. А это повлекло за собой расстройство оборота и натурализацию экономики, которая стала столь полной, что даже жалование императорским чиновникам выплачивали натурой.

Яркое выражение кризис нашел в ослаблении императорской власти. С конца II в. началась длившаяся около столетия быстрая смена императоров, большей частью погибавших насильственной смертью в результате заговоров и мятежей. Со 192 по 284 г. римский престол занимали 32 императора, не считая тех, кто был провозглашен в провинциях и не добился утверждения власти над всей Римской империей. В середине III в., когда кризис наиболее обострился и установилась почти полная политическая анархия, на период 235-284 гг. пришлось 19 законных императоров и более 30 узурпаторов.

Обострение кризиса отразилось и на армии. Римские гарнизоны были деморализованы. Персидские войска на востоке постоянно грабили восточные провинции, а на западную и дунайскую границы обрушиваются варвары, опустошительные набеги которых казались современникам настоящей катастрофой.

Ослабление политической организации Римской империи и натиск внешних врагов на ее границы заставил господствующие круги провинций искать спасения в создании сепаратистских государств, наиболее крупными из которых были Галльская империя и Пальмирское царство.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)