АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рапорт Г. Г. Скорнякова-Писарева в Тайных розыскных дел канцелярию от 15 апреля 1740 г

Читайте также:
  1. Апреля 1894г. в Московской Центральной Пересыльной Тюрьме.
  2. апреля 1943 года
  3. АПРЕЛЯ 1985 ГОДА
  4. Апреля 1992
  5. Апреля 1992
  6. Апреля 1992
  7. Апреля 2014 года.
  8. апреля 2015 года
  9. АПРЕЛЯ 2015 ГОДА СТ. ЕВСИНО
  10. Апреля 3071 года
  11. Апреля – Конференция (лекционный день)
  12. апреля, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Тайных розыскных дел концелярии от концелярии Охоцкаго порта

Репорт.

По присланному из Сибирской губернской концелярии в Якуцкую концелярию ея императорскаго величества указу, с котораго из той Якуцкой концелярии копия в концелярию Охоцкого порта при промемории прислана, прислан в Охоцкой острог на навечное житье Михайло Аврамов, в котором ея императорскаго величества указе написано: в указе де ея императорскаго величества из канторы Тайных розыскных дел декобря от тритцать перваго дня 1738 году написано: по имянному де ея императорскаго величества, за подписанием собственные ея императорскаго величества руки указу, велено Михайла

Аврамова за вины ево и дабы впредь от него продерзостей не произходило, послать в Охоцкой острог на житье вечно. И по силе того ея императорскаго величества указу, в Охоцке он, Аврамов, принят, и велено ему в Охоцком остроге жить вечно [фрагмент текста утрачен]... Он, Аврамов, яко всем ведомой старой [ханжа и прит]вора, притворя// себе благочестие и показывая себя святым, здружился великою дружбою с подобным себе ханжею ж капитаном Алексеем Чириковым. И ево, Чирикова, в ыменины благословил иконою пресвятые Богородицы, именуемые Казанские, которую он, Чириков, с великою радостию яко от святаго мужа принял. И, здружася он, Аврамов, с ним, Чириковым, предлагал ему, Чирикову (для своего лакомства и чтоб ему в Охоцку доволное пропитание иметь без своего кошту, даром), чтоб в Охоцку построить странноприимницу, а ему б над нею надзирателем быть. По которому ево, Аврамова, предложению, он, Чириков, и капитан-командору Беренгу предлагал. И по тому Чирикову предложению, велел он, Беренг, в помощь той странноприимницы отдать ему, Чирикову, из пожитков умершаго экспедичнаго иеромонаха Антония сто рублев денег. И писал он, Чириков, в концелярию Охоцкаго порта, чтоб те денги приняты были Аврамовым.

И хотя я те денги принять велел и ему, Аврамову, однако ж на те денги, ведая ево старое хо[н]жество и лакомство, не на стр[оение] странноприимницы издержать велел [фрагмент текста утрачен]... [милос]тыню убогих и болных,// записывая в розход в шнурованную книгу, которых он издержал сорок пять рублев, а ни одной копейки в розход в книге не записал. Он же, Аврамов, хотя и меня притворным благочестием оболстить, сказывал мне, что он послан в [с]сылку по церковному делу, а именно: в книшках де "О блаженствах" (которые печатаны в царство блаженные и вечнодостойные памети великаго государя императора Петра Великова) напечатано слогом митрополита тогда бывшаго псковскаго Феофана под видом меда змиин яд, противно благочестивой церкви, в том, что де спасение человеком может учинитца по благодати Божией без дел благих. И то де усмотря, обличал ево, Феофана, Маркел от Святаго писания. А тот де Маркел держан был в Симонове моностыре. И он де, Аврамов, в тот Симонов монастырь к нему, Маркелу, приезживал и о вы[ше]помянутом розгаворы имел и усмотрил, что он, Маркел, стоит за истинную православную веру. И, помагая ему, Маркелу, взяв у него, Маркела, о том [писма], отдал бывшаго ея императорскаго величества духовника Троецка монастыря архимандрита Варлаама келейнику, которой де, получа те писма, говорил о том и не тай//но. И за то де тот келейник взят за караул. И как де он, Аврамов, был в Симонове моностыре у помянутого Маркела и, едучи от него, лошедь розбила ему ногу. И для той болезни привезли ево, Аврамова, для исповеди к отцу ево духовному попу церкви Гребенской Богородицы, которая на Лубянке, у котораго де попа присланные из дворца ея императорскаго величества, взяв ево, Аврамова, привезли во дворец и, внеся в хоромы на ковре, спрашивали. И он де сказал, что надлежит, и ногу де ево лечили и потом отвезли ево в Преображенское и посадили на Генералном дворе, а потом де выпустили ево на квартиру. И, держав ево на квартире, послали в Ыверской монастырь и посадили в темную тюрму, в которой он несколко месицов сидел. И присылан де был в тот Иверской монастырь к нему, Аврамову, Преображенскаго полку капитан Юрьев и ево де, о чем надлежало, спрашивал. И он, Аврамов, в то время ево, Юрьева, просил, чтоб де о выпуске ево из тюрмы доложить бы генерала Андрея Ивановича Ушакова. И по ево де докладу, он, Аврамов, из тюрмы выпущен и несколко времяни д[ержан] в моностыре, а по[то]м взят в Санкт-Питербурх и держан в санкт-питербур[х]ской крепости и до ссылки ево. А всего де времени в разных местах держался он за караулом лет// з девять. А при ссылке де ему никакой вины не объявлено, толко де объявлен протокол в такой силе, каков об нем и в указе ея императорскаго величества прописан. И к тому протоколу велено ему руку приложить, х которому де он и приложил. И, посадя де ево в сани, повезли, а куда не сказали. И, привезши к Москве и держав на Москве несколко дней и не дав ему, Аврамову, взять из двора [своего] платья и денег, повезли ж, а куда не сказали, и привезли ево в Охоцк чрез переменных караулщиков. И ныне де в Тайной канцелярии не так поступают, как прежде поступали, ково де хотя в малом деле приведут, то де ево оберут и крест соймут, а из ево де денег дают ему на пропитание по грошу на день, а кто познатнее, тому по алтыну. И я ему говорил, чтоб он о вышеписанном никому не объявлял. И на то он сказал, я де объявлять не буду, а говарю де правду и болше де сего никакой за собою вины не знаю. Но я не надеюся по сысканным у него писмам, о которых ниже объявлено, чтоб он, Аврамов, всех тех слов вышеписанных, которые он мне сказывал, Чирикову и Плаутину не сказывал, ибо он, Аврамов, в великой дружбе с Чириковым жил, а Михайло Плаутин ему и свой по жене. Он же, Аврамов, яко [фрагмент текста утрачен]... и хонжам сказывал явно чюдо такое: ея де императорское величество указа[ла] ему, Аврамову, Успенскаго болшаго собору// [слово неразборчиво] Спасов образ починить, которой де от старости и от пажаров повредился. И он де, Аврамов, собрав в Москве лутчих иконописцов и взяв тот обра[з] в потриаршую полату, велел те поврежденные места вырезать и, вырезав, вновь налевкасить и по [то]му левкасу написать то, что в котором месте написано было. И иконописцы де написали и подвели так, как прежде было и узнать де нелзя, что вновь писано. И захотелося де ему, Аврамову, и весь тот образ поновить. И он де велел старую алихву счистить. И как де ту олихву ножем скребли и стали накладывать краски, то де краски цветы своя изменять стали, и не могли де никак угодить, чтоб привесть, как снову тот образ написан был, понеже де того поновления Господь Бог учинить не благоволил. И видя я, что он то чюдо притворное объявляет, сказал ему, что то не чюдо, понеже всякия краски, положенные на белое, обыкновенно в собственном своем цвете являются, а положенные на другие краски обыкновенно ж собственные свои цвета изменяю[т].

И, положа краски на бумаге, то ему и практикую довел и за то на него кричал, чтоб он таких вымышеленных ложных чюдес в народ не разглашал и простых людей не прелщал. Да он же, Аврамов, домогался чрез друга своего Чирикова, чтоб он, Чириков, Беренгу предложил, чтоб Беренг пи//сал в Кабинет ея императорскаго величества, которые тонгусы и якуты в Охоцке крестилися, те бутто крестилися ево Аврамовым приводом и старанием. А тех якутов и тонгусов не один он, плут, приводил х крещению, но многие служивые люди приводили своих работников и протчих многих. И лутчего пешаго князца Чалыка крестил я. И, на него смотря, жена ево и дети з женами и прочие многие, как пешие, так и аленные тонгусы крестилися. И как о том ево домогателстве уведомился я, тогда, призвав ево, Аврамова, в концелярию, за то кричал на него и порученные ему на м[ил]остыню денги велел ему принесть в концелярию. И он, плут Аврамов, о том разжаловался подобному себе плуту, другу своему Чирикову и Плаутину. И что я об их, Чириковых и Плаутина, худых поступках (о которых именно Сибирскому приказу в репорте написано) при нем, Аврамове, говорил, то он все им сказал. И за то они, Чириков и Плаутин, согласяся и умысля воровски, велели меня позвать в гости штурману команды моей Авраму Дементьеву, о котором явно, что и он в том их воровском умысле с ними был за то, что я ево на публичной блятке, Ивана Картмазова матресе, женитца не допустил. И как к нему, Дементьеву, пришел и сел на стул против ево, Чирикова, и он, Чириков, приметався словами (а какими,// о том имянно объявлено в репорте моем Сибирскому приказу), называя меня плутом и выбраня, ударил в лицо кулаком. И, ухватя за волосы как он, Чириков, так и Плаутин били меня смертным боем, наклоня за волосы, в глаза и в лоб ногами, обутыми в сапоги, насками. И теми побоями разбили у меня леваго глаза бровь и веко и под глазом скул, от чего тем глазом и ныне за пухотою не смотрю. И между глас лоб разбили до крови и во[ло]сов многое число выдрали. И ежели б не прилучился при том порутчик Марко Бобановской, то б они меня и до смерти прибили. А штурман Дементьев яко моей команды человек и хозяин, и видя, что нагло они, Чириков и Плаутин, нападчи на меня, смертно бьют, никакой помощи мне не подал. И по тому и паче стало явнее, что он в том воровском умысле согласником был. Да и когда я, свобождением Бобановскаго, из избы вышел, тогда он, Дементьев, ко мне не вышел и остался в ызбе с ними, Чириковым и Плаутиным. И, вышед я из штурман[ск]ой избы, велел плута Аврамова взять за караул и писма у него обрать. И в писмах ево явилося молитва, какой я ни в какой книге не видел, писанная ево, Аврамова, рукою тако: "Господи, Иисусе Христе, единородный безначалного твоего отца, рекли есть пре//чистыми твоими усты яко без мене не может творить ничесо же. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и в серце тобою реченная, припадаю к твоей благости, помози мне, грешному, сие желанное, мною начен, о тебе самом и навершити". А какое он дело намерен начинать и навершить, того не ведомо. И сия молитва зело сумнителна, которая послана при сем под нумером первым. И найдено ж писмо, в котором написано: "Во славу пресвятые единосущные животворящие и неразделные Троицы, отца и сына, и святаго духа, грядет во всю вселенную великая слава и милость Божия и неизреченные щедроты сладчайшая любве Иисус Христовы успевай, успевай, успевай и царствуй в православной вере и надежде". И то сумнително ж, которое послано под нумером 2-м. Да сысканы ж выписки ис книг о благих делах, которые по ево плутовским словам к делу ево приличны, которые посланы под нумером 3-м. И по тем выпискам без сумнения явно видно, что он, Аврамов, не токмо словесно, но и писменно толковав [неви]нность свою, и бутто он терпит ссылку яко исповедник, объявлял или объявлять намерен был всем, того для, чтоб, видя ево// Аврамово безвинное за веру исповедническое терпение, давали ему денги и платье, и прочее, как Чириков дал уже ему две пары платья и шюбу, и десеть рублев денег, а Плаутин десеть же рублев.

И прочие здовали болши дватцети рублев, ибо у него явилося денег болши сорока рублев. А понеже всем добрым людем известно, что никаким иным образом так мочно у простаго народа выманивать денги как притворным благочестием и показывая себя молитвенником, как он, плут Аврамов, в Охоцке себя п[ок]азывал, и как такие ж воры и плуты и [в] присудствии моем в Тайной концелярии являлися, а именно разстрига Демид и Михайло Босой и архимандрит Александрова Свирскаго моностыря. И для вышеобъявленнаго ево, Аврамова, держать в Охоцку я не смел, дабы от него о вышепомянутом разглашения (от него) не произошло, и иных бы каких [х]анжинских воровств не учинил, а я безвинно не погибнул, послал ево, Аврамова, при сем репорте, скована, за крепким караулом в Якуцкую воеводскую концелярию для отсылки в Тайную розыскных дел концелярию. И сей репорт написал я своею рукою с великою нуждею, смотря одним глазом, того для, чтоб// никто не знал, чего для он, Аврамов, в Тайную розыскных дел концелярию послан. И черной репорт, писанной же моею рукою, зжег того для, чтоб в Охоцку о том никакова известия не осталося. Да у него ж, Аврамова, найдена челобитная черная, которой о послании он меня спрашивал, и я ему посылать не велел. Аднако ж по сысконому у него писму к жене ево является, что он тое челобитную послал и без позволения моего служивыми людми, посланными от меня при посланной в Сибирской приказ мяхкой рухледи. И те ево писма все, ежели с кем посланы, велел я у Юдомскаго креста (все) отобрать и послать в Якуцкую концелярию для отсылки в Тайную розыскных дел концелярию. А черную челобитную и черное писмо к жене ево, Аврамова, посланы при сем под нумерами 4 и 5-м.

И изволит Тайная розыскных [дел] концелярия усмотрит, каким плутовским слогом, показывая себя святым, о Чирикове в том писме написано, и надеюся, что он, плут, приводя ево, Чирикова, в великую себе любовь, то писмо ему показывал.

Григорей Скорняков-Писарев.

Из Охоцка апреля 15-го [17]40-го.

РГАДА, ф. 7, оп. 1, кн. 770, л. 560-565 (подлинник; автограф).

ПРИЛОЖЕНИЕ 25


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)