АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЛЯНСКИЕ

Читайте также:

    К 2013 году в Вологде, Архангельске и др. метностях удалось проследить потомков Полянских Московской Ямской слободы две линии, восходящие к единому предку – ямщику Никите Семенову (по-совр. Семеновичу).

    Доказательство того, что два родных брата полных тезки (Василий Алексеевич Полянский), с разницей в возрасте 5-10 лет:

    Прочитано мной из Росписи Михаило-Архангельской церкви за 1795 г., сообщение, что среди ямщиков Московской Ямской слободы числятся (без указания деревни и фамилии): Василий Алексеевич – 65 лет, жена его Агрипина Андреевна, 58 лет; сын Иван Васильевич, 22 года жена его Марина Ивановна, 22 года. И его брат Василий Алексеевич – 55 лет с женой Прасковьей Семеновной – 53 года, сыном Федором – 23 года, дочкой Татьяной – 19 лет, сыном Гаврилой – 11 лет.

    Одинаковые имена могли быть дадены:

    1) по дню рождения (крещения), т.е. по именинослову;

    2) в честь кого-то конкретного;

    3) в случае опасной болезни старшего, которая могла его унести, когда родился младший.

    Остаются невыясненными вопросы:

    1) Обе линии (Павла Ивановича и Петра Ивановича), как и предполагалось раньше, восходят к старшему Василию Алексеевичу?

    2) В Полянке не прослеживается рождение Александра Петровича – отца Александра Александровича 1902 г.р. (мать Мария Северьяновна).

    Ирина Полянская, 19.12.13 г.

     

    Истоки рода Полянских

    Так сложилось, что почти все предки рода Полянских в XVII - начале XIX веков были ямщиками. От крепостных и государственных крестьян их отличала относительная свобода перемены места жительства в рамках ямской слободы — группы близко расположенных вдоль ямского тракта деревень, относившихся к 1-2 церковным приходам, точнее, составлявших приход с 1-2 храмами. Женясь или выходя замуж, они могли перебираться и дальше, особенно невесты — в роду много женщин из деревень Кирилловской ямской слободы, есть и из Грязовецкого уезда, граница с которым тогда проходила совсем близко от города, где-то по речке Лосте, так что село Огарково и ближние к нему деревни были уже грязовецкими. Ямщики кормились не столько от земли, которой под слободой было мало, сколько от извоза, государственного и частного, в силу профессии были людьми активными и сватали невест не только из своего круга, но и из государственных крестьян, и даже из помещичьих, возможно, выкупая их у барина.

    Никита Семенов, 1663 г.р.
    Алексей Никитин, 1704 г.р.
    Василий Алексеевич Полянский, жена Агрипина Андреевна 1730 г.р., Московская Ямская слобода, ямщик Дети: Иван, 1773 г.р.… (?). Василий Алексеевич Полянский, жена Прасковья Семеновна 1737 г.р., Московская Ямская слобода, ямщик Дети: Федор 1772 г.р, Татьяна, 1773 г.р., Василий 177 г.р.7, Гаврил 1784 г.р..
    Полянский Иван Васильевич, 1773 г.р. Полянки Московской Ямской слободы, ямщик Дети 4: Стефан 1796 г.р., Иван 1797 г.р., Екатерина 1810 г.р., Флегонт 1807 г.р. Полянский Иван Васильевич, (1773 г.р., ум. 1861) Полянки Московской Ямской слободы, ямщик Дети 7: Пелагея 1828, Алексей 1828, Серафима, Праскева 1830, Александр 1833 (ум. в младенчестве), Федор 1833, Павел 1834 г.р.
    Полянский Иван Иванович Родился в 1797 г. Возможно, с 1810 г. служил в Польше, участвовал в войне с Наполеоном 1812 г, с 1814 г. уже числится в метрических книгах Троицко-Подлесной церкви как Полянский. Выстроил дом на окраине д. Головино, предп. был назначен управляющим крестьянскими хозяйствами окраины деревни, которая и получила название Полянка (с середины ХХ в. эта местность входит в состав г. Вологды, в состав ул. Горка). Дети: Павел 1835 г.р., Пётр 1845 гр.     ?
    Полянский Павел Иванович Род. в 1835 г. в д. Полянка Турундаевской волости Вологодской губернии, крестьянин. Жена Александра Ивановна 1839 г.р Дети: Апполинария, Александр, Мария, Анна, Алексей); жили в Головино Полянский Пётр Иванович Род. в 1845 г. в д. Полянка Турундаевской волости Вологодской губернии, крестьянин. Жена Ольга Алексеевна 1843 г.р Дети: Евгений 1868 г.р., Юлия 1870 г.р., Александр 1878 г.р., Николай 1880 г.р., Василий 1884 г.р. жили в Волково.

     

    Перевозить ямщикам приходилось не только почту с почтмейстерами, но и других государевых людей и их грузы, а также воинские команды и арестантов — светских и духовных. По этой причине знали они о жизни государства гораздо больше, чем простые крестьяне, да и повадки имели соответствующие, во многом похожие на современных таксистов. В частном извозе были те же купеческие грузы, многие ямщики подрабатывали ломовыми извозчиками в городе — продукты, дрова, стройматериалы и проч. Участвовали они со своими лошадьми и в лесосплаве, в финальной его части, когда из реки на берег нужно было вытягивать и складывать в штабеля лес.

    Возле Вологды были две ямские слободы: Кирилловская, ведавшая северо-западным направлением, и Московская — московский и, вероятно, Пошехонский тракты. Центром Кирилловской слободы было село Слобода, расположенное в основании широкого мыса напротив Прилуцкого монастыря, с храмом Покрова Пресвятой Богородицы. И дорога на Архангельск и Кириллов, а дальше в Белозерск проходила через неё, далее через р. Вологду и село Коровничье (ныне Прилуки). В составе этой слободы были и д. Григорьевское, и д. Ухово, но уже другого прихода — церкви Флора и Лавра. Ямщики из Григорьевского, видимо, обслуживали и верхне-вологодский тракт, имевший, правда, чисто губернское значение.

    Наиболее крупной деревней в Московской Слободе была Горка, а храм Михаила Архангела стоял ближе к городу, на правом берегу речки Сограж (ныне Шограш). В городе, на современной улице Маяковского был одноимённый городской храм, из-за чего в областном архиве возникла некоторая путаница...

    Ямские слободы, экономические вотчины и помещичьи владения объединялись для удобства управления ими в волости, наша волость имела центром село Турундаево на правом, ещё достаточно высоком берегу реки Вологды, по нему и называлась. С одной стороны она граничила с Грязовецким уездом, с другой — с городом Вологдой.

    Село Турундаево известно с XV века.

    Вот фрагмент завещания Василия II Тёмного (1415-1462).

     
     


    Владелицей Горки и соседних сел была Мария Голтяева, одна из великокняжеских родственниц. От нее Горка перешла удельному князю Борису Волоцкому, а по завещанию последнего его сыну Федору Борисовичу Волоцкому. В июле 1497 года эти земли «выменял» Иван III, и они вошли в состав образованного в это время Вологодского уезда:

    «...Их села в нашем великом княжестве, Марьинские Голтяевы, и нам бы те их села у них выменити,... да на Вологде Турундаевское, да Понизовное, да Кобылинские села, да Горка, и с иными селы и з деревнями, да на Шоме деревни, и что ни есть в Вологодском уезде их земель...». С этого момента Турундаево с принадлежавшими ему деревней Селище на реке Вологде, деревней Дылева (в XVIII-XIX веках пустошь), деревней Иванково и сельцом Кобылино становится дворцовой вотчиной Великого князя Московского. В Турундаеве насчитывалось 42 двора. Из них 39 принадлежали дворцовым крестьянам, 3 – сельским церковнослужителям. Основными занятиями населения являлись земледелие, огородничество и домашнее скотоводство.

    С открытием торгового пути в Европу через Архангельск и Вологду жители Турундаева и окрестных деревень предоставляют свои земли под склады товаров, которые, вероятно, переваливались с речного пути доставки вниз по реке Вологде на сухопутный и обратно, занимаются грузоперевозками и изготовлением пеньки для производства канатов. В конце XVIII века в селе проживало 283 человека, насчитывалось 45 дворов, в 1829 году – 309 человек, 62 двора.

    Во второй половине XVIII века на месте деревянной церкви Рождества Христова в Турундаеве строится каменная. В 1756 году освящается ее холодный придел в честь Рождества Христова, в 1781 – теплый в честь Николая Мирликийского. После этого в источниках церковь стала чаще именоваться Николаевской. Турундаевская церковь представляла собой интересный образец барокко. Основной объем храма включал в себя два восьмерика. Высокая колокольня церкви была перестроена в 1867 году. Помимо Никольского и Христорождественского в церкви имелись приделы во имя пророка Илии и благоверного князя Александра Невского. Закрыта церковь в Турундаеве в 1930-е годы. Церковное здание разрушено в 1935 году в связи со строительством Вологодского льнокомбината.

     


     

    Московская Ямская Слобода находилась в нескольких километрах на юго-восток от города Вологды. Местоположение её достаточно интересно: если ехать в Вологду со стороны Москвы по старому московскому тракту, с последней перед городом гряды холмов (село Огарково) открывается широкая панорама, местность слева направо постепенно понижается, переходя в болота за нынешней станцией Лоста, которые тянутся до берега р. Вологды. Московская дорога делит территорию почти по границе перехода от возвышенности к болоту.

    Жители деревень Турундаевской волости, не попавшие в приход церкви Николая Мирликийского, относились к приходам церквей Михаила Архангела, что в Ямской Московской слободе, на берегу речки Шограш, и Пресвятой Троицы в Подлесном, в нескольких верстах дальше от города. Распределение было естественным, в пределах пешей доступности.

    Приходская церковь Михаила Архангела упоминается в окладных книгах с 1626 года. Строительство каменного Михайло-Архангельского Ямского храма относят к 1814-1817 годам. Одноэтажный однокупольный храм в стиле классицизма с трапезной и колокольней имел приделы Макария Унженского и Димитрия Солунского. С XIX века храм вместе с Троицкой Подлесной церковью составлял единый Слободско-Подлесновский приход Вологодского уезда, но весь учёт прихожан по-прежнему вёлся раздельно.

    Закрыта церковь Михаила Архангела в 1930 году. Работы по ее разборке начались в январе 1936 года в связи со строительством Вологодского льнокомбината. Тогда же было уничтожено и небольшое приходское кладбище при храме. Сейчас это место в квартале между Советским пр. и ул. Элеваторной на берегу р. Шограш, возле речного порта.

    Деревни прихода церкви Михаила Архангела: Бобылино, Горка, Евково, Крюк, Маурино, Полянка, Щеглино, Яминово и др. Проживали в 1795 году ямщики — 71 человек, их жёны — 80 чел., дети 107 чел.

    Вот фрагмент плана тех мест 18-19 веков:


     

    Приход церкви Святой живоначальной Троицы в Подлесном упоминается в исповедных ведомостях и метриках с 1771 года. Каменная Подлесная Троицкая церковь построена в 1841 году, одноэтажная, трёхпрестольная. Престолы в честь: Святой Троицы - главный, свт. Николая Мирликийского, свт. Алексия митрополита Московского. Церковь была по примеру других разрушена перед Великой Отечественной войной, кирпич пытались использовать для хозяйственных построек в колхозе, но без особого успеха.

    Деревни и сельца (где были барские усадьбы) прихода церкви Троицы Подлесной в 1804 году:

    с. Андреевское (вл. Якова Иванова Линга и Бренчаниновых),

    с. Афанасово (вл. Шарыгиных),

    д. Бабиково (казён., Ямской Московской Слободы),

    д. Будрино (вл. Моржовых),

    д. Бурылёво (вл. менялись)

    д. Волынское (вл. Прасковьи Макшеевой),

    д. Головино (казён., Ямской Московской Слободы),

    д. Горочка (вл. Прасковьи Макшеевой),

    с. Дурасово (вл. Моржовых и Бакбердина)

    д. Елизарово (вл. Дарьи Петровой Бренчаниновой и Макшеевых),

    д. Ельцыно (казён., Донского монастыря, позднее — экономического ведомства),

    д. Ерилово (казён., Ямской Московской Слободы),

    д. Козино (казён., Ямской Московской Слободы),

    д. Лыково (вл. Прасковьи Макшеевой),

    д. Михальцово (вл. Чернавских),

    д. Мостище (вл. Каранацких)

    д. Харачево (вл. Каранацких),

    д. Чапыжниково (вл.)

    с. Щеглино (вл. Каранацких).

    Проживали в 1795 году в части из них (Бабиково, Головино, Ерилово, Козино) ямщики — 43 чел., их жёны — 54 чел., дети 96 чел. В остальных в 1795 году проживали крестьяне, государственые и помещичи — 105 человек, их жёны — 112 чел., дети 210 чел. Таким образом, в приходе насчитывалось около 600 жителей.

    В конце двадцатых годов Х1Х века ямское сословие было упразднено, все стали зваться казёнными крестьянами, и по описи 1859 года население деревень выглядело так:

    Горка (казённая) - 31 двор, 66 муж., 83 жен.,

    Полянка (казённая) - 5 дворов, 18 муж., 13 жен.,

    Щеглино (сельцо, вл.) - 1 двор, 2 муж., 3 жен.,

    Головино при речке Головинке (казённая) - 14дворов, 33 муж., 33 жен.,

    Ерилово при речке Головинке (казённая) - 19дворов, 58муж., 74 жен.,

    Козино (казённая) - 19дворов, 55 муж., 49 жен.,

    Троицкое-Подлесное (погост) - 3двора, 11 муж., 14 жен.,

     

    Носители фамилии Полянские упоминаются в метрических книгах и исповедных ведомостях первоначально в деревне Полянке, прихода Михайло-Архангельской Слободской церкви, как ямщики.

    Первый достоверно указанный там предок - Никита Семенов(ич) (1663 г.р.), упоминается в исповедной ведомости 1741 года как вдовец 78 лет, жив он был и в 1745 году. Ни о жене, ни о других, кроме Алексея, детях ничего достоверно уже не установить, скорее всего, они стали материалом для петровских реформ, войн и походов.

    О семье его сына Алексея Никитина (1704-178х) известно больше: жена Екатерина Григорьева (1709 - после 1745), два сына Василия, 1733 и 1737 годов рождения, дочь Екатерина (1739 — после 1760). Судьба дочери не прослеживается, хотя до 20 лет она дожила точно и, скорее всего, была выдана замуж, а вот оба сына оставили после себя несколько веток рода, дошедших до нынешних дней.

    Младший Василий Алексеевич (1737-1805(6)), был женат на Прасковье Семеновне (1741 - 1810). Дети их: Федор (1772-1808), Татьяна (1773 — до 1800), Василий (1777-28.12.1806), Гавриил (1784 — после 1805). Фамилия «Полянской» у Василия Алексеевича впервые появляется в исповедных ведомостях в самом начале Х1Х века. Всё семейство жило в Полянке до 1800 года, пока средний сын Василий не «вышел в дом» в соседнее Головино, женившись на Екатерине Борисовне Майоровой (16.11.1778-06.06.1831). Татьяна, скорее всего, была выдана замуж, остальные упоминаются в исповедных ведомостях в 1809, но исчезают в 1810 году, хотя у Фёдора, умершего годом раньше, была семья и дети (первая жена Ульяна Семёнова, 1722-1801, дети: Анна, 1795, Михаил, 1796, Иван, 1800; вторая жена Евдокия Васильева, 1781, дети: Наталья, 1803, Фёдор, 1806, Ульяна, 1807). Вероятно, Гавриила забрали в рекруты на наполеоновские войны, а по остальным мор прошёл...

    Венчание Василия Васильевича и Екатерины Борисовны, видимо, проходило в Михайло-Архангельской Слободской церкви в 1799 году, поскольку в метриках церкви Троицы Подлесной оно не отмечено, а метрики Михайло-Архангельской церкви за те годы не сохранились. В Головине Василий и Екатерина зажили и успели родить троих детей до безвременной смерти Василия в конце 1806 года. Причина смерти - обморожение, метрики сообщают этот факт, а на руках у молодой вдовы остались дети: Мария (03.08.1801-13.08.1866), Параскева (04.10.1802-15.11.1870) и Иван (01.07.1805-26.05.1861).

    «3 августа 1801 года у Ямской Московской Слободы деревни Головина ямщика Васильева родилась дочь Мария, восприемницей была той же деревни девка Татьяна Прокопьева.

    4 октября 1802 года у Ямской Московской Слободы деревни Головина ямщика Василия Васильева родилась дочь Параскева, восприемницей была тёща его Ульяна Андреева».

    Интересно, что в метриках о рождении детей Василий Васильевич проходит без фамилии, а его сын Иван Васильевич значится местами как Майор или Майоров, да и в посмертной записи он тоже Майоров. Фамилия эта была по линии Екатерины Борисовны и временно держалась, поскольку Василий и Иван жили в доме родителей Екатерины, но уже дети Ивана Васильевича снова стали Полянскими. На то, что в Головине был действительно Василий Васильевич Полянский, помимо возрастных и прочих совпадений, указывает и тот факт, что его сына Ивана воспринимал при родах брат Василия Гаврило:

    «1 июля 1805 года у Ямской Московской Слободы деревни Головина ямщика Василия Васильева от жены его Катерины родился сын Иван, восприемником был брат его Гаврило Васильев. Крещен 02.07.1805».

    Есть там и печальная запись: «28.12.1806 года Ямской Московской Слободы деревни Головина ямщик Василий Васильев умре 25 лет(!) от сильного мороза, да и заболел. Похоронен 30.12.1806. Погребение направлял приходский священник Борис Степанов». (Троица Подлесная, метрики за 1780-1829 годы (копии, ф.1063, оп.68, д.1), д. Головино). С возрастом по смерти в метриках вышла промашка, в исповедных ведомостях возраст год от года прослеживается более точно, на исповеди в 1805 году Василию было 28 лет...

    Про рождение Екатерины Борисовны метрика говорит так: «16 ноября 1777 года у Ямской Московской Слободы деревни Головина ямщика Бориса Андреева родилась дочь Екатерина, восприемником был той же деревни шурин его Есип Андреев и сестра его родная Параскева». Родители Екатерины, в дом которых «вышел» Василий, тоже числись ямщиками. Об истоках фамилии Майоров говорит запись в метрике: «13 сентября 1780 года у Ямской Московской Слободы деревни Головина ямщика Бориса Андреева сына Майорова родился сын Иоанн, крестным был той же деревни Прокопей Андреев. Оной младенец умре».

    О смерти Екатерины Борисовны есть аналогичная запись: «1831 года июня 6 дня Казённого ведомства деревни Головина крестьянская жена Катерина Борисова, 55 лет».

     

    Про детство Ивана Васильевича пока известно мало, одно понятно — тяжело было двум вдовам поднимать троих малолетних чад. Женился он на Евдокии Тимофеевне Бобровой (20.02.1807-21.12.1876) из соседней ямщицкой деревни Бабиково:

    «10 февраля 1826 года Казённого ведомства деревни Головина крестьянин Иван Васильев (обручился с) того же ведомства деревни Бабикова крестьянина Тимофея Боброва дочерью девицею Евдокиею, оба первым браком. Обыск учинен, поручители были села Кобылина (крестьяне) Матвей Жданов и Андрей Бобров». В Кобылине жили незадолго до того вышедшие замуж сестры Ивана Васильевича Мария и Параскева, а Андрей Тимофеев Бобров, брат Евдокии Тимофеевны, видимо, недавно перебрался туда из Бабикова, где в 1822 году женился на крепостной девуше из дер. Волочанинова Мариамне Ивановой.

    О рождении Евдокии Тимофеевны метрики сообщают: «20 февраля 1807 года Ямской Московской слободы деревни Бабикова у ямщика Тимофея Осипова родилась дочь Евдокия. Восприемницей была сестра его девка Мария. Крещена Евдокия 25.02.1807».

    За время своей совместной жизни в д. Головино Иван Васильевич и Евдокия Тимофеевна. родили семерых и воспитали четверых детей, два первых сына и дочь, Алексей, Серафима и Александр, умерли во младенчестве:

    «22.12.1826 года Казённого ведомства деревни Головина у крестьянина Ивана Васильева Майора и жены его Евдокии родилась дочь Апполинария. Воспринимала тётка, девица деревни Бабиково Пелагея Тимофеева.

    14.03.1828 у крестьянина Ивана Майорова и жены его Евдокии родился сын Алексей. Воспринимал крестьянин д. Бабикова Андрей Бобров.

    1.08.1830 Казённого ведомства деревни Головина у крестьянина Ивана Васильева Майора от жены его Евдокии родилась дочь Серафима. Воспреемницей была деревни Бабикова девица Параскева.

    1 апреля 1833 в д. Головино у крестьянина Ивана Васильева и законной жены его Евдокии Тимофеевой от первого брака родился сын Александр. Воспринимал д. Бабиково крестьянский сын Фёдор Тимофеев Бобров.

    18.06.1833 г. в дер. Головино у крестьянина Ивана Васильева Майора умер сын младенец Александр 2,5 мес. Болел поносом.

    23.06.1834 Казённого ведомства деревни Головина у крестьянина Ивана Васильева и законной жены его Евдокии Тимофеевой родился сын Павел. Воспринимал д. Бабиково крестьянский сын Фёдор Тимофеев Бобров».

    Иван Васильевич закончил свой жизненный путь в 1861 году, метрики говорят об этом так: «26 мая 1861 года Казённого ведомства деревни Головина крестьянин Иван Васильев Майоров, 55 лет. Умер от чахотки, похоронен на приходском кладбище. Отпевали приходский священник Александр Ильинский, дьякон Василий Печенский, пономарь Виссарион Крассов».

    Запись Петра Ивановича Полянского о своей матери: «Кончилась Авдотия Тимофеевна Полянская в 1876 году месяца декабря 21 дня».

    Выжившие дети их: Апполинария (22.12.1826-16.04.55), Елисавета (1831-21.05.1871), Павел (23.06.1834-01.05.1897), Пётр (26.03.1842 — 07.07.1922). Из них только Елизавете не довелось создать семью. В метриках церкви Троицы Подлесной факт её рождения не зафиксирован, но в исповедных ведомостях она есть, видимо, крестили где-то в другом месте. Апполинария вышла замуж за Рогова Ивана Васильевича, но оба они в довольно молодом возрасте умерли, она в 1855, он — в 1860 году. После них осталась дочь Анна, рождения 1852 года, судьба которой дальше не прослеживается. Жили Роговы по всей вероятности, в деревне Крюк, остатки которой сохранились до сих пор на льнокомбинате (остановка троллейбуса №2 - «Детсад»).

    Павел Иванович Полянский (23.06.1834-01.05.1897) женился 28.10.1862 на девице Александре (1842-после 1885), дочери крестьянина Ивана Григорьева из деревни Головино. Дети: Апполинария (17.12.1863), Мария (04.01.1867), Александр (22.07.1871), Алексей (1883), Анна (1887). Жили они в дер. Щеглино, по соседству с нею в 1972 году построен завод «Электротехмаш».

    В метриках по этой семье нашлось следующее: «28 октября 1862 года венчались Казённого ведомства деревни Головина крестьянский сын Павел Иванов Полянский православного вероисповедания и того же ведомства и деревни крестьянина Ивана Григорьева дочь девица Александра православного вероисповедания. Поручители по жениху: Казённого ведомства деревни Головина крестьянский сын Пётр Иванов Полянский, того же ведомства деревни Ерилова крестьянский сын Пётр Воробьёв. По невесте: Казённого ведомства деревни Ерилова крестьянский сын Павел Воробьёв, того же ведомства деревни Ухова крестьянский сын Иван Росляков». Можно предположить, что Александра Ивановна была из рода Воробьёвых, но степень их родства с Воробьёвыми из Ерилова требует дополнительного исследования.

    «10.12.1863 родилась Аполинария, дочь Казённого ведомства деревни Головина крестьянина Павла Иванова и жены его Александры Ивановой. Воспринимала Казённого ведомства Архангельской церкви, что в Ямской Московской слободе деревни Горки крестьянская дочь Анна».

     

    Пётр Иванович Полянский (26.03.1842 — 07.07.1922) женился на Подхомутовой Ольге Алексеевне (1847-02.07.1908) из деревни Бабиково. Отцом Ольги Алексеевны был крестьянин Алексей Александрович Подхомутов (26.01.1808-06.01.1871), её матерью — Маремьяна (1816 — до 1868), из другого прихода, и пока нет никаких следов её, даже отчества. Пётр Иванович не упоминает свою тёщу, значит, умерла она до сватания и венчания, а в исповедных ведомостях имя её прослеживается до 1859 года.

    Петр Иванович прожил достаточно долгую жизнь, восемь десятков лет, в течение которых была и отмена крепостного права, изменившая ход жизни в окрестных деревнях, и многочисленные войны России, в которых сам он участия не принимал, но войны эти прошли через судьбы его детей и близких. Были революции и гражданская война, военный коммунизм с продразвёрсткой и прочие катаклизмы, непосредственно затрагивавшие деревенских жителей. Если детство и юность его прошли в традиционном укладе жизни, ручном сельском труде и извозе, то с семидесятых годов Х1Х века обстановка вокруг начала стремительно меняться. Ярким событием, изменившим этот уклад, было строительство в непосредственной близости от деревни железной дороги Москва - Архангельск, лишавшее бывших ямщиков многих традиционных источников приработка. В это же время появились на реке Вологде первые паровые суда, привлекавшие молодёжь новой, интересной и сложной работой. Начинали постепенно использоваться на селе современные механизмы и паровые агрегаты, требовавшие новых знаний и навыков.

    Образование Петра Ивановича вряд ли пошло дальше начальных классов церковно-приходской школы на Троицком погосте, однако оставшаяся после него тетрадь с записями по истории семьи и следами хозяйственных заметок демонстрирует почерк, характерный для человека, достаточно много писавшего. Откуда крестьянину иметь навык ровного и почти без ошибок письма пером? На 1887 год, год начала записей, Петру Ивановичу уже 45 лет — возраст зрелый, школьный навык, если он и был, давно в прошлом. Надо полагать, что, кроме этих записей, ему приходилось вести и ещё какие-то, например, отчётность по хозяйственным или церковным делам.

    Главным делом жизни его стало возрождение деревни Волково. К концу Х1Х века в деревне Головино, в двухэтажном доме жила большая семья Полянских: дед Пётр с бабушкой Ольгой, старший их сын Евгений с женой Александрой Галактионовной, ещё пять взрослых сыновей и дочь. Подходило время женитьбы и других сыновей, и остро вставал вопрос приобретения земли с расчётом наделения ею всех сыновей. В это же время по соседству, в деревне Ерилово жила тоже довольно большая семья Ивана Григорьевича Воробьёва, состоявшая из 9 человек: родители, четыре сына и три дочери, проблемы были те же, и обе семьи упорно копили деньги на осуществление своей мечты — приобретение земли.

    В 1902 году стало продаваться мелкое поместье Волково, расположенное невдалеке от этих деревень. Пётр Иванович и Иван Григорьевич договорились совместно купить это поместье и 3 июля 1903 года оформили купчую с владелицей поместья Витушечниковой Ольгой Евгеньевной. За год с небольшим был построен в Волкове двухэтажный пятистенный дом и в 1904 году, 25 сентября Пётр Иванович с семьёй поселился жить в нём. В 1909 году было куплено 7 десятин леса в д. Михальцево у Юрасовой Любови Михайловны, а в 1910 году Евгений и Александр отделились от отца и поселились жить во вновь построенных домах.

    По соседству с домом Петра Ивановича в это же время были построены два дома Иваном Григорьевичем. В одном стал жить Иван Григорьевич с семьёй, а в другом — его женатый сын Василий Иванович. Таким образом и появилась деревня Волково в 5 домов. Некоторое время спустя были построены ещё три дома: Константина Петровича Полянского, Алексея Ивановича и Апполона Ивановича Воробьёвых. Завёл Пётр Иванович и ветряную мельницу – молол муку для своей деревни и жителей окрестных деревень, была у него и пасека, и другие крестьянские промыслы.

    Деревня Волково расположена метрах в 700 от московского шоссе на юг и в 6 км. от Вологды. Земли, принадлежавшие деревне, прилегали к шоссейной московской дороге и ж/д линиям на Москву и Вятку, вернее, они пересекались этими дорогами. Две большие, многократно породнившиеся крестьянские семьи обеспечивали обработку и уход за этими землями, растили и воспитывали многочисленных детей и внуков.

    Пётр Иванович и Ольга Алексеевна родили восемь сыновей и дочь. Три сына: Иван (1873), Алексей (1875) и Николай (1877) умерли в раннем возрасте, остальные дети прожили долгую жизнь, богатую крупными событиями.

    Их старший сын, Евгений Петрович Полянский (30.01.1869-1914), венчался 23.01.1898 с Александрой Галактионовной из деревни Озерково. У них было пять детей, из которых трое умерли в раннем возрасте: Агния 1900, Владимир 1905, Алексей 1907 г. рождения, а двое — Августа (1898 — 1984) и Александр (1903-1960) жили дольше. Евгений Петрович умер рано, в 45 лет, Александра Галактионовна (1877-1958), наоборот, прожила 81 год и вырастила Августу и Александра, а также вынянчила детей Александра, выполняя все хозяйственные работы по дому даже в преклонном возрасте.

    О Юлии Петровне (5.05.1871-19.08.1922) ничего достоверно сказать нельзя, кроме того, что замуж она так и не вышла.

    Александр Петрович Полянский (15.10.1878-1941). Женился в 1906 году после службы в армии (1900-1903), на Софии Алексеевне Соколовой (1883-1958), дочери богатого Турундаевского крестьянина. Для простой крестьянки она была слишком грамотной и начитанной, тяжёлых работ даже по дому избегала, ссылаясь на плохое здоровье, однако родила и воспитала шестерых сыновей, которые с успехом заменяли её на всех работах. Живя в деревне, она продолжала читать художественную литературу, журналы, хорошо знала русскую историю. Сыновья многое от неё унаследовали. Александр Петрович был коренастый, с густой шапкой рыжеватых волос, «ершистый», на одну ногу прихрамывал (последствие травмы). Он больше читал газеты и был охотник поспорить на политические темы. В частности, именно он объявил односельчанам во время молотьбы в 1933 году о том, что в Германии Гинденбург ушёл в отставку, уступив дорогу Гитлеру.

    Николай Петрович Полянский (23.07.1881 — 1915). Женился в 1909 году на Елизавете Дмитриевне из деревни Желудкино. Жили они в одном доме с Василием Петровичем — наследственном доме Петра Ивановича, один в одной пловине, другой — в другой. Николай имел трёх дочерей — Екатерину, Анну, Александру. Он был довольно философского склада ума и не признавал войны и воинской службы. Однако в 1915 году был мобилизован на империалистическую войну, в ходе которой и пропал без вести. Елизавета Дмитриевна (1885-1979) воспитывала дочерей одна и прожила очень долгую жизнь — 94 года, пережив первых двух дочерей.

    Василий Петрович Полянский (06.04.1884-1938) женился 11.01.1912 на Воробьёвой Марии Ивановне (1893-06.01.1972), до переезда семейства в Волково жившей в д. Ерилово. Жить они стали в доме отца — Петра Ивановича, в большой его половине, а в меньшей - Николай Петрович со своей семьёй. Таким образом, в семье Василия Петровича жили: его отец, Пётр Иванович, мать Ольга Алексеевна, сестра Юлия Петровна и он с молодой женой. Затем пошли дети: Зоя (22.11.1912), Василий (28.03.1915), Михаил (29.11.1918), Евстолья (19.10.1921), Пётр (29.06.1924).

    Ко времени женитьбы Василий Петрович отслужил срочную службу (24.11.1905 — 1908, мл. унтер-офицер), но мирной жизни молодой семье оставалось немного. В 1914 году 20-го июля «взяты на войну» сыновья Петра Ивановича Полянского Александр, Василий и Константин. За войной — революции в 1917 году и опять война — гражданская. Так что окончательно домой Василий Петрович возвратился где-то в 1920-21 году.

    Человеком он был довольно компанейским, среднего роста, с рыжеватыми усами, акрученными кверху. Для крестьяина он был хорошо развит и начитан — покупал книги Шекспира, Вальтера Скотта, журнал «Живописное обозрение» и др. В компании любил и выпить, но без перебора. Кроме всех крестьянских дел он занимался ещё и пчеловодством, молол на ветряной мельнице своего отца зерно и занимался приработками в городе на лошади — обычный извоз или выгрузка леса из реки Вологды на берег артелью. Страдал он ревматизмом суставов ног, видимо, приобрёл на фронтах. Лечил он свою болезнь так: в большой кадушке запаривал сенную труху — листья полевых трав, и прогревал в ней нижнюю часть туловища. Видимо, такие процедуры помогали. Особенно религиозным не был, но в церковь ходил в такие праздники, как Пасха, Троица, Рождество.

    В 1931 году был организован колхоз в составе одной деревни Волково. Сохранилась записка Василия Петровича: «Сдано в артель в 1931 году 7 марта: лошадь, корова, тёлка, мельница, двор, сарай, амбар, дроги, телега, дровни, два хомута, шлея, возни, узда, черезседельник, дуга, 3 косы, 3 серпа, 4 грабли, цеп, колесо новое неокованное...». Вскоре колхоз укрупнили, и в него вошли деревни Козино, Волково, Ерилово, Бабиково под общим названием «Новый путь». Первым председателем колхоза был Алексей Иванович Воробьёв. В то время в большом ходу был лозунг — ликвидация кулачества как класса на основе сплошной коллективизации. Нужно было искать кулаков, а где их искать, как не в деревне Волково. Василий Петрович попал в списки кулаков, а посему в семье произвели опись имущества — одежду, постели, бельё, тулуп, шубу и др. Однако по какой-то причине до раскулачивания дело не дошло.

    Василий Петрович продолжал работать в колхозе до самой смерти и умер, можно сказать, на работе — ездил в лес за дровами, на обратном пути почувствовал себя плохо, приехав домой, забрался на печь, да там и умер.

    Мария Ивановна жила дольше — во время войны в Волкове, работала в колхозе и занималась домашним хозяйством. В молодости и пока подрастали дети она для дополнительного приработка регулярно снабжала горожан молоком и молочными продуктами из личного хозяйства, попутно узнавая все местные новости. С 1949 года перебралась жить в Вологду, с детими, помогая воспитывать внуков и правнуков. В 1972 году, в ночь на 7-го января, она умерла, почти не болея, и похоронили её на деревенском кладбище рядом с мужем Василием Петровичем, который в своё время был похоронен по старому обычаю в одну могилу со своим отцом.

    Константин Петрович Полянский (29.09.1887-1928) служил в армии с 1908 по 1911 год, женился в 1913 году на Бобровой Августе Евгеньевне (1890-1967) из деревни Козино, старшей сестре жены Александра Евгеньевича Полянского. Имел двух сыновей, Николая и Алексея, и дочь Ольгу. Среднего роста, довольно красивый, в делах спешить не любил, но с работами справлялся. Участвовал в первой мировой войне и 17-го февраля 1915 г. был ранен в ногу в бою на реке Бзуре у деревни Витковицы, 20-го апреля отпущен домой на поправку на шесть месяцев. Летом 1928 года нанял плотника опушить дом, во время работы поспорил с ним и вдруг упал посреди двора и не встал — умер от разрыва сердца. Августа Евгеньевна после его смерти детей воспитывала одна и долго жила в д. Волково, только когда стало плохо со здоровьем, переехала в город к замужней дочери Ольге (году в 1964-65) и в скором времени умерла.

    Следующее поколение Полянских — отдельная тема.

    Андрей Полянский, 15.12.13 г.


    Поиск по сайту:



    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)