АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СКОРОГОВОРКИ

Читайте также:
  1. Скороговорки.
  2. Чистоговорки, скороговорки (гласные, согласные)

 

При дикционной разработке различных стихотворных текстов в нашем руководстве мы уже столкнулись с необходимостью менять темп нашей речи в зависимости от содержания, строения произведения.

 

 

В дальнейшем, при разработке еще более сложных текстов и при более серьезных требованиях к исполнению, учащемуся придется сталкиваться с вопросами темпа речи.

 

В сценической речи к вопросу о темпе нужно подходить с особой точки зрения. Очень часто говорить медленнее бывает гораздо труднее, чем говорить быстро, так как «скороговорка» в целом ряде случаев является просто дурной привычкой.

 

Такая «скороговорка» на сцене недопустима, и с ней нужно бороться с первых же шагов обучения. Манера слишком быстро говорить отражается прежде всего на ясности произносимого текст;), а иногда и на его слышимости.

 

В большом, высоком, гулком или не совсем заполненном помещении первое слово не успевает еще долететь до зрителя, как актер или оратор произносит уж второе, третье.

 

Звуки наскакивают друг на друга, не успевая, так сказать, «оформиться» в пространстве, и получается общий гул, в котором ничего нельзя услышать и различить.

В дальнейшем вопрос темпа речи будет рассматриваться подробнее, темой же этой главы является работа над скороговоркой, как средством к достижению четкой речи при любом темпе, требуемом данным текстом. Здесь на первом плане, как и всегда, остаются четкость и ясность речи, какой бы скорости ни требовали условия текста пьесы.

 

Большая легкость и часто быстрота произношения требуются в мольеровских пьесах («Лекарь поневоле»), у Сервантеса («Два болтуна»), Гольдони («Слуга двух господ»), Шекспира («Виндзорские кумушки»), Ростана («Сирано де Бержерак»). Но тут же требуется и безукоризненная четкость произношения.

 

В этом-то заключается трудность быстрой речи, и отсюда вытекает необходимость преодоления этой трудности путем специальной тренировки. Из всего вышеизложенного отнюдь не следует делать вывод, что актер должен развивать «скороговорку» вообще как навык речи или утверждаться в этой дурной привычке, если она у него имеется.

 

Актер должен уметь говорить в равных темпах одинаково легко, владея и быстрым и медленным темпом четкой речи, в зависимости от условий текста.
Поставив перед собой задачу добиться четкости произношения в быстром темпе, никогда нельзя произносить такой текст сразу быстро, хотя бы это была лишь одна фраза и даже одно слово.

 

Прежде всего нужно преодолеть,в тексте звукосочетания, не поддающиеся сразу абсолютной ясности произношения. Если эти затруднения серьезны и длительны, необходимо трудное слово разделить и произносить его сначала по слогам, до тех пор пока оно не зазвучит хотя и в медленном темпе, но гладко, без запинок и торможений.

 

Затем фраза целиком артикулируется несколько раз беззвучно, с особенно яркой артикуляцией соответствующих гласных и согласных, потом шопотом, наконец, произносится в с л у х, но все еще в медленном темпе.

 

 

На произнесении текста по слогам не следует долго задерживаться. Вслед за этим нужно перейти к следующему этапу работы — слитному произношению, простому, гладкому, отнюдь не отчеканивая фразу в каком-нибудь постоянно повторяющемся ритме и не придавая ей какой-нибудь назойливой напевности, а произносить ее как можно проще и разнообразнее.

 

Текст может стать скороговоркой только после основательной его проработки и усвоения наизусть. Хорошим материалом для таких упражнений являются указанные ниже скороговорки, чрезвычайно примитивные и бедные по содержанию, но со специально подобранными звукосочетаниями для преодоления всевозможных речевых трудностей.

 

В работе над этими скороговорками нужно придерживаться указанной последовательности, так как они подобраны по степени восходящей трудности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)