АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотносительность противоположностей. Борьба и гармония

Читайте также:
  1. А. Борьба с чревоугодием.
  2. А. Борьба с чревоугодием.
  3. Б. Борьба с блудом.
  4. БОРЬБА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ФРАНЦУЗСКИМ
  5. Борьба БКП (т. с.) против правительства А. Цанкова. 1923—1925 гг.
  6. Борьба богословских направлений в начале XVIII века.
  7. Борьба в партии о путях развития страны.
  8. Борьба в тылу врага
  9. БОРЬБА ЗА ВЕЛИКОЕ УЧЕНИЕ
  10. Борьба за власть в партийном руководстве
  11. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
  12. Борьба за власть после смерти Петра Великого в 1725-1730 гг.

 

Всякий процесс есть переход от одного состояния или положения к другому. Без различающихся, противополагающихся друг другу состояний не было бы перехода между ними, не было бы процесса. Поэтому мировой процесс в одно и то же время полагает противоположности и соединяет их, переходя от одной к другой, в ритме вечного круговорота: всякая определенная конкретная форма бытия, обособляясь от прочих, противо­полагается прочим; но все противоположности соотносительны друг другу, – одна предполагает другую, уравновешивает другую. Этой относительностью и объясняется "скрытая гармония" (fr. 54) в видимой розни противоположных сил и стремлений; ею объясняется то самовосстановляющееся, "возвращающееся согласие", которое обусловливается напряжением взаимно уравновешивающих друг друга противоположных сил: так, два конца натянутого лука в своем расходящемся стремлении производят согласное действие (___________ _____ ___ _________ _______ _____ _______, fr- 51).

Таким образом закон всеобщего взаимного противопо­ложения или борьбы обусловливает как обособление вещей, так и гармонию целого, которая осуществляется в вечном движении. Все рождается борьбою, все разрушается ею же, все вещи обособляются и примиряются общей рознью, поскольку гармония целого предполагает взаимно уравновешивающиеся стремления противоположных сил. "Должно знать, что война есть общее (_______ = ______, общий закон, ср. fr. 2:___ ________ ___ ______), и что справедливость есть раздор, и что все возникает и уничтожается в силу раздора" (fr. 80). "Расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие возникает из противоположностей, и все происходит в силу раздора" (fr. 8). Как строй человеческого общества, так и


148 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии______

строй Вселенной имеет свое начало в войне: "война отец всего, царь всего; одних оказала богами, других – людьми; одних сделала рабами, а других свободными" (fr. 53).

Таков общий закон сущего: без борьбы, без противопо­ложностей нечему соглашаться или соединяться, как без различия тонов нет гармонии. То "единое", из которого все происходит, заключает в себе внутреннее основание для видимого различия и разделения вещей: "соединяются целое и нецелое, сходящееся и противоположное, согласное и несогласное, – и из всего одно и из одного все" (fr. 10). Гераклит порицает Гомера, сказавшего "да исчезнет раздор из среды богов и людей"; Гомер не понимает, что он молит о разрушении мира, ибо, если бы молитва его была услышана, все вещи уничтожились бы (Diels, Fr. § 12 А 22), всякие различия исчезли бы, все множество погрузилось бы в один пламень вечного огня. Раздор и борьба могут казаться нежела­тельными отдельным существам с их относительной точки зрения. Для Бога, который определяется как "война и мир", наши чело­веческие понятия о добре и зле, о справедливости или неспра­ведливости не имеют силы. "У Бога все хорошо и добро и спра­ведливо, а люди сочли одно несправедливым, а другое справед­ливым" (fr. 102)*. Пусть люди не понимают, каким образом расходящееся сходится и противоположное соединяется", – в этом и состоит загадка Вселенной. Но эта загадка имеет свою отгадку, свое "Слово" или разумный смысл, без которого Все­ленная не могла бы существовать.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)