АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мораль Гераклита

Читайте также:
  1. Антропология Гераклита
  2. БЕСЕДА ВТОРАЯ. О ГРАЖДАНСКОЙ И МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
  3. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
  4. Возмещение убытков и морального вреда
  5. ВОПРОС 11 Морально-волевая и психологическая подготовка.
  6. Вред сексуальной аморальности
  7. ГЛАВА IV. МОРАЛЬ ЛЮБВИ
  8. Глава седьмая. Различные моральные грехи
  9. ГОСУДАРСТВО БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ СУЩЕСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ. ЕГО НИЧТО НЕ ДЕРЖИТ. МОРАЛЬ ЕГО ЗАМЕНЯЕТСЯ СВОДОМ ПРАВИЛ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ.
  10. Гуморальная регуляция
  11. Гуморальная регуляция функций
  12. Дисциплина и мораль

 

С психологией Гераклита связано и его нравственное уче­ние, которое, по-видимому, как и его физика, пользовалось со­чувствием стоиков. "Душе смерть – становиться водою": пере-

* См. Sext. adv. math. VII, 128-130 – несмотря на примесь позднейших идей и позднейшую терминологию. Ср. Aet. IV, 3, 12 (Dox.)

 


Глава V. Гераклит 155

вес грубо-материального начала в человеческой жизни есть ослабление тонкого, духовного начала, его частичная смерть. Если такое ослабление представляется нормальным во сне, который наступает периодически, сменяясь бдением, то, по-видимому, философ считал плотское наслаждение смертельной опасносгью для души: оно угашает дух, делает его "влажным" (fr. 77), как мы видим это у пьяного, который теряет сознание (fr. 117). Трудно бороться против сердечного желания, потому что сердце наше покупает то, чего оно желает, ценою души (fr. 85), т.е. ценою огня, заключающегося в ней. "Сухая душа есть мудрейшая и лучшая" (fr. 118), т.е. лучшая душа есть наиболее чистая, свободная от грубо телесных, материальных примесей. Но в жизни смертных людей такая примесь неизбежна, и грубо материальное начало стесняет душу, затемняет ее периодически. Плотская жизнь совершается за счет души и душевная жизнь за счет плотской, или, как говорит Гераклит, "мы живем их смертью (смертью наших душ) и они живут нашей смертью" (fr. 77). Отсюда философ признает не только относительность всех чело­веческих суждений о добре и зле, но и их ложность: философия ведет к переоценке всех ценностей. Если наслаждение есть смерть душе, то не есть ли страдание – врачеванием? Не направлены ли желания, похоти нашего сердца на то, что гибельно для нашей души? Чтобы не следовать этим неразумным желаниям, чтобы возвыситься над погоней за наслаждениями, которые все относительны и обусловливаются предшествующим страданием (fr. 111), надо жить согласно разуму, согласно истинной'природе вещей или "поступать по природе" (112) – правило, согласное с основным положением стоической морали*. "Рассуждающие разумно (____ ______) должны утверждаться этим общим всем разумом (___ _____ ______, ср. fr. 113 и 2), как государство законом и даже еще крепче. Ибо все человеческие законы питаются еди­ным божественным. Ибо он господствует, насколько он хочет, всему довлеет и превозмогает" (114). "Должно следовать об­щему... но хотя это слово и всеобще, люди живут, как бы имея свое разумение" (fr. 2). Поэтому-то они уподобляются спящим, которым грезятся сны вместо действительности, и которые сами

 

* Fr. 112 – _______ ________ _______ – если и не подлинное выражение Гераклита, то все же верно передает его основную мысль, выраженную во fr. 2 и 114.


156 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии_______

не сознают, что они делают (fr. 1). Цель философа – преуспе­вать в познании "мудрости", "сущего (истинного)Слова". "Мыс­лить есть высшая доблесть, и премудрость в том, чтобы гово­рить истину и поступать по природе, внимая ей". "Мышление обще всем" (fr. 113), и в душе нашей есть "слово, само себя умно­жающее" (115), – есть разум, способный возрастать в познании и мудрости.

Таковы положительные основания нравственного учения Гераклита, которыми определяется и его обличительная пропо­ведь, направленная против суетности и безумия человечества. Слышат ли люди истинное слово или нет, они одинаково его не разумеют и, подобно животным, не умеют различать истинно ценного от того, что тешит их плоть. Вместо того чтобы "следо­вать общему", они создают себе свои установления и законы, про­тивные природе. Вместо того чтобы говорить истину и искать мудрости, они лгут и повторяют лживые басни.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)