АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мегарская школа

Читайте также:
  1. Iван Петрович Котляревський (1769-1838) і його школа
  2. Август. Мозговой штурм «Замечтательная школа»
  3. Австрійська школа граничної корисності
  4. Австрійська школа.
  5. Американська школа.
  6. Английская школа
  7. Афинская школа.
  8. Б37. Греческая философия, ее возникновение, развитие и основные направления (ионийская натурфилософия, софисты, Сократ и его школа) (нарратив).
  9. Барканов М.Б. Технология и организация строительства и ремонта зданий и сооружений. – Москва «Высшая школа» 1985.
  10. БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЕ И КАЗАНСКАЯ ЛИНГВСИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  11. В своей заключительной колонке экономист Александр Аузан объясняет, какие ценности мешают российской модернизации и как школа, суд и общество потребления могут ей помочь.
  12. В УрФУ открылась первая немецко-российская летняя школа «Корпоративные коммуникации». Приехали студенты из Германии

 

Основателем мегарской школы был Евклид, верный друг и поклонник Сократа. Во время войны между Мегарой и афиня­нами был издан в Афинах закон, запрещавшей всякому мегарцу под страхом смертной казни вход в Афины. Рассказывают, что Евклид, переодетый гетерой, ночью тайком пробрался в город слушать своего учителя. Из платоновского диалога "Федон" мы видим, что Евклид присутствовал при последних минутах Со­крата; о том, как ревностно следил Евклид за учением Сократа, свидетельствует и другой диалог, "Теэтет". По-видимому, он был одним из старших и наиболее выдающихся последователей Со­крата, и на его значение указывает уже то обстоятельство, что после смерти Сократа многие из друзей почившего учителя пере­селились к Евклиду в Мегару. Кроме учения Сократа, Евклид находился под влиянием софиста Горгия, а также и элейских воз­зрений, сильно отразившихся на его учении.

Мегарская школа существовала до первой половины IIIвека. Она называется также Евклидовой школой – ______ ___________. Вследствие эвристического характера школы последователи ее назывались также ___________, _____________ – спорщики, диалек­тики. Из учеников Евклида особенно замечателен Евбулид, знаменитый диалектик, учитель Демосфена, отучивший его картавить и научивший его правильно произносить букву "р". Отсюда видно, что помимо искусства спора или диалектики он обучал искусству красноречия. Евбулид был страстным про­тивником Аристотеля, прославился он особенно благодаря изоб­ретению некоторых софизмов: "рогатый", "Электра", "лжец", "покрытый", "плешивый", "сорит" и т.д. Среди учеников Евбу­лида известен Алексин – ______ ______ - ____________, __________, как


296 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии_______

его прозвали. Из прочих мегарцев мы назовем Диодора Крона, одного из искуснейших диалектиков школы (_________________). Про него рассказывают, что он умер от огорчения после неудач­ного состязания со Стильпоном. Последний был самым зна­менитым философом мегарской школы после Евклида. К концу IV века он придал ей большой блеск, отчасти благодаря своим диалектическим способностям, а также и вследствие личного обаяния. Это был человек сильного характера; простота и кро­тость, уменье обходиться с людьми, соединенные с замечатель­ной твердостью духа, были его отличительными чертами. Дио­ген Лаэртский пишет про Стильпона, что он настолько превос­ходил всех в диалектическом искусстве, что вся Эллада благо­даря ему едва не обратилась в мегарскую школу. Через посредст­во учеников Стильпона к мегарской школе примыкает поздней­шая скептическая школа Пиррона. Зенон, первый из стоиков, был также его учеником.

Несмотря на такой успех и популярность, мы почти ниче­го не знаем относительно самого учения мегарской школы. Евк­лид был, по-видимому, увлечен диалектическим искусством Со­крата, причем он и его школа дают одностороннее развитие этой сократовской диалектике, превращая ее из служебного средства в преимущественную цель своей философии.

Исходной точкой мегарской философии, по-видимому, является сократовское требование логического знания, основан­ного на понятиях. С этим требованием Евклид, вероятно, связы­вал элейское учение о противоположности чувственного и рацио­нального познания. И действительно, если рассматривать диа­лектику мегарцев, их софистические аргументы против движе­ния, против чувственного восприятия, – приходишь к заклю­чению, что они задавались целью доказать ложь чувственного восприятия и чувственных единичных представлений, их проти­воречие логическому понятию. Только понятиями (_______ ________) рационально познается истина. Подобно элеатам, Евклид при­знавал, что чувствами мы воспринимаем лишь изменчивое, преходящее; в понятиях разума, напротив того, мы познаем нечто истинно-сущее и пребывающее. Если мысль познает истину в

 


Глава XII. Сократические школы 297

своих общих понятиях, то они заключают в себе истину, пребы­вающую сущность вещей. Истинная действительность принад­лежит не преходящим, подвижным, чувственным явлениям, а то­му истинно-сущему Парменида, которое постигается лишь умом. По свидетельству Диогена Лаэртского, нечто подобное утверж­дал и Стильпон, который, следуя киникам (см. ниже), доказы­вал, что универсальное общее понятие не может быть перенесено ни на какое единичное существо. Стильпон отрицает, что его собеседник – человек, потому что слово "человек" обозначает нечто общее, что отлично от каждого из нас в отдельности. Он говорит, что показываемый ему кочан не капуста, ибо кочан есть нечто единичное, возникающее и преходящее, изменяющееся во времени, а "капуста" существовала уже за 1000 лет и, по всей ве­роятности, будет существовать и после того, как данный кочан будет съеден. В понятии мыслится нечто единое и общее (напр., человечество, а не отдельные люди) – род, как, например, капуста, а не какой-нибудь отдельный кочан, который возникает и уничтожается и чувственно воспринимается нами. Наше поня­тие относится не к отдельному человеку или кочану капусты, не к телесным вещам, а к бестелесным, мыслимым родам или ви­дам вещей – __________ _____ или ______. Платон учил, что этим идеальным видам или родам именно и принадлежит действи­тельное пребывающее бытие: они истинно суть, между тем как единичные вещи призрачны. Мегарские философы, по-видимо­му, ограничивались одним отрицательным, скептическим резуль­татом, доказывая непознаваемость чувственных явлений.

Совершенно по-элейски они отрицали всякий генезис, унич­тожение, изменение, всякое движение. Аристотель утверждает, что они отрицали понятие возможности, признавая возможным только действительное. Что возможно, но не действительно, то в одно и то же время есть и не есть. В этом заключается проти­воречие, открытое еще Парменидом: поскольку изменение есть переход бытия к небытию или небытия к бытию, оно представ­ляется совершенно немыслимым (нечто=ничто, или ничто =нечто). Существует лишь абсолютно неизменное, бесплотное и нечувственное бытие, – в этом основное положение мегарской


Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

школы: истина принадлежит тому, что понимается, не тому, что ощущается или воспринимается нами.

По Сократу, верховный предмет знания есть благо, и так как лишь познание блага вмещает в себе истину, то только верховное единое благо обладает действительною реальностью. Евклид отожествил благо Сократа с единым сущим Пармени-да. Благо – едино, единое же есть истинно-сущее. По свидетель­ству Цицерона, мегарцы считали благом лишь единое, вечное, неизменное бытие. Это благо они называют также и доброде­телью, и знанием. Все, что не обладает вышеуказанными призна­ками единства, неподвижности и неизменности – того нет, то кажется только.

К чему же сводится философия при таких положениях? Ка­ково будет дальнейшее ее развитие? Дальнейшая деятельность школы естественно должна ограничиться диалектикой: подобно тому как после Парменида элеаты лишь опровергали своих про­тивников, доказывая ложь ходячих мнений, так и школа Евкли­да, исходя из его учения о единстве бытия или блага, сосредо­точила всю свою деятельность на эвристике и полемике с осталь­ными учениями. Раскрывая их противоречия, они думали дока­зать свое учение. Мы действительно видим, что уже сам Евклид был преимущественно диалектиком. По свидетельству Диогена Лаэртского, уже Сократ говорил, что Евклид может вращаться лишь в обществе софистов, а не людей. Любимыми аргументами мегарцев были аргументы Зенона о бесконечной делимости, посредством которых, как выражается Платон, они "растирали вещи в порошок". Раз вещи делимы, они состоят из бесконечно-малых частей, из которых каждая равна нулю. И так как сумма этих нулей равна нулю же, то вещество в действительности не существует.

О том же эвристическом характере школы свидетельствует и страсть к софизмам – знаменитые в древности ____________ _______________ Евбулида, о которых мы уже упоминали: "Электра", как доказательство ничтожества чувственного знания, "плеши­вый" – ничтожества количественных различий и т. д. Аргумен-

 


Глава XII. Сократические школы 299

ты другого известного эвристика, Диодора Крона, направлены против движения и представляют собою заимствования из Зено­на. Движущееся тело движется либо в том пространстве, которое оно занимает, т.е. в определенном пространстве, либо в том, которого оно не занимает: в обоих случаях движение невозмож­но, ибо тело не может двигаться там, где его нет, ни в том опреде­ленном пространстве, которое оно занимает. Далее Диодор дока­зывал, что ничто не может двигаться в настоящем, что все дви­жущееся движется лишь в прошедшем, и т.д.

Те же аргументы, лишь с некоторыми изменениями, при­водил он против генезиса и уничтожения, особенно против по­нятия о возможном, так как это понятие непременно предпола­гает переход от того, чего нет, от небытия, – к бытию. Для до­казательства немыслимости "возможного" Диодором был изобретен софизм __________, который составлял предмет удив­ления в течение многих столетий*. Отсюда же Диодор выводит, что нет двусмысленных слов и выражений, ибо возможен лишь один смысл – тот, который имеется в виду. Удобное правило для софистики.

Стильпон, у которого, кроме мегарца Фрасимаха, учите­лем был также киник Диоген, сочетал диалектику с кинизмом. Он диалектически раскрывал противоречия между общим и частным в наших познаниях и суждениях, доказывая, что нельзя соеди-нять общий предикат с единичным частным субъектом (напр., понятие человека с отдельным лицом); ему также при­надлежит конечное развитие учения Евклида о единстве бытия. В этических воззрениях Стильпон заявил себя учеником кини­ков, проповедуя "апатию" (бесстрастие) и самообладание муд­реца. Подобно киникам он также позволял себе выходки против национальной религии, за что и был изгнан из Афин.

Мегарской школе была родственна элидо-эретрийская. Основателем ее был Федон из Элиды, известный по Платону любимец Сократа. Федон был таким же софистом, как и Евклид,

 

* Из возможного не может произойти невозможное. А т.к. невозможно, чтобы нечто совершившееся стало теперь иначе, чем оно есть, то невозможно, чтобы и прежде оно могло быть иначе. Невозможное никогда не может быть воз­можным, и наоборот.


300 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

но обстоятельных сведений о его учении мы не имеем. Тимон называет его "болтуном", – эпитет, который он прилагает к большинству мегарских философов. Из его школы вышел Менедем, который ранее также слушал Стильпона и основал эрит-рейскую школу. Он полемизировал с Платоном и киниками. Эта школа приняла такое же диалектическое и софистическое направ­ление, как и предыдущая. Мегарская диалектика и учение о единстве добродетели, равной благу, по-видимому, составляли все положительное содержание этих двух школ. Таким образом, мы видим, что обе указанные школы выдвинули вперед тео­ретическую сторону учения Сократа. Евклид прельстился диа­лектикой Сократа, ее он только и развил в своем учении. Эта диа-лектика, впрочем, имела не только теоретический интерес, но и практическую сторону. Присяжные диалектики и спорщи­ки, мегарские философы были в то же время "болтунами", т.е. риторами и учителями риторики, как Евбулид, учитель Демос­фена, или Стильпон, который также был учителем риторики: ___ __ ___ ______________, говорит про него Диоген Лаэртский. Та­ким образом при ближайшем рассмотрении мегарские филосо­фы превращаются в знакомых уже нам "учителей добродетели и красноречия", цель которых заключается в формальном разви­тии слова и рассудка. Мегарские философы – это софисты диа­лектики, воспитанные Сократом.

Совершенно другой характер имеют школы киническая и киренская, представляющие другие ветви софистики, также при­вившиеся к Сократову учению.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)