АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение о материи

Читайте также:
  1. II. УЧЕНИЕ НА СЕГОДНЯ
  2. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава песка и гравия
  3. III. Изучение демократического транзита в России (модель Б.А. Исаева)
  4. III. Изучение нового материала.
  5. III. Обучение по образовательным программам
  6. IV. Изучение новой темы
  7. IV. Изучение новой темы
  8. IV. Изучение технологических свойств песка и гравия
  9. IX. КВАНТОВАЯ ТЕОРИЯ И СТРОЕНИЕ МАТЕРИИ
  10. Setup - Обучение БЦН
  11. V. Изучение гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других природных условий месторождения
  12. VI. Правовые основания и порядок работы с военнослужащими по контракту, не справившимися с обучением по программе интенсивной общевойсковой подготовке с курсом «выживания»

 

Идеи вечны, едины и неизменны (το ον αει, γενεσιν δε ουχ έχον), вещи, наоборот, скоропреходящИ, множественны и пос­тоянно изменчивы (το γιγνομενον αει, ον σε ουδέποτε); идеи относятся к области вечного божественного бытия, вещи колеб­лются между бытием и небытием. Явления суть лишь отражения идей; но такое отражение предполагает особую причину: где то зеркало, в котором они отражаются, в котором дробится и пре­ломляется их вечный свет? Платон признавал, что в природе нич­то не объяснимо без разума, ибо нет ничего, что не имело бы свою идею, свою цель. Поэтому во всей природе мы находим заме­чательную целесообразность и гармонию, видим проявления разума и во внешнем строении природы, и в инстинктах и созна­нии животных и человека; но вместе с тем мы находим в природе и нечто отличное от идеи, противоречащее разумному началу. Идеи суть истинные причины всего сущего. Как же объяснить из полноты бытия идей неполное чувственное бытие? И вот наряду с этими двумя порядками сущего – идеями и явлениями – 1Платон признал третье начало – материю. Она и есть то зерка­ло, та среда, в которой являются, отражаются идеи. Сам Платон еще не называл это начало тем философским термином (υλη),

 


Платон 369

которым был упрочен за ним Аристотелем. Материя Платона есть в противоположность идее – сама неполнота, само небы­тие (μη ον). Ее нельзя ни мыслить, ни познавать: все, что мыс­лится и познается нами, познается чрез идеи; материя же есть про­тивоположность идее, лишена идеи и представляется нам лишь посредством отвлечения всяких идей. Она понимается нами лишь путем какого-то "незаконнорожденного рассуждения". На долю ее приходится все отрицательное, все то, что отличает чувствен­ные вещи, чувственный мир от идей. Поэтому она определяется как подкладка, основа всего генезиса, всего множества видимых форм (γενεσεωζ υποδοχή); как пассивное начало, воспринимающее в себе различные формы (πάντα δεχόμενη), или, наконец, просто как область генезиса – пространство, в которое погружен чув­ственный мир (χωρά).

Таким образом, в этом понятии материя, основа чувствен­ного мира, не является нам ни вещественной, ни телесной. Она невещественна, потому что всякое определенное тело или вещество обладают известной формой и качествами, – что необъяснимо без присутствия идей. Тело обладает фигурой, вещество – общими физическими, химическими и органиче­скими свойствами; вещество в нашем смысле и вещество в смыс­ле античных стихий есть, по Платону, уже оформленная мате­рия: по его мнению, стихии состоят из правильных геометриче­ских фигур, составляющихся из равнобедренных треугольников (огонь – из пирамид, вода – из восьмигранников и т.д.). Таким образом, физические тела отожествляются с геометрическими. С этой точки зрения, в Платоновой теории вещества также ска­зывается крайняя противоположность идеализма – материа­лизму: материей самих тел является не вещество, не масса, а гео­метрическое протяжение. Материя сама по себе не существует никак: она немыслима, невообразима без формы, преломляет и раздробляет их на бесконечное множество призраков, изменчи­вые преходящие чувственные вещи.

Нетрудно заметить, что материя Платона является как бы соединением "беспредельного" (άπειρον) пифагорейцев с небы-


370 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

тием (μη ον) элейцев. В противоположность творческой форме – идее, которая ее образует, материи приписываются лишь чис­то отрицательные определения: все зло, беспредельность, измен­чивость, ложное множество, – словом, все, чем видимый мир отличается от идеального, все это относится на счет материи. Таким образом, в основании Платоновой физики мы находим пифагорейский дуализм. Но наряду с этим дуализмом Платон выставляет Сократов принцип телеологического объяснения природы: исходя из верховного принципа своей философии – идеи блага, Платон хочет из него понять природу, объяснить се­бе смысл всех вещей. Ибо смысл вещей именно и заключается в их цели.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)