АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение о мировой душе и мироздании

Читайте также:
  1. II. УЧЕНИЕ НА СЕГОДНЯ
  2. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава песка и гравия
  3. III. Изучение демократического транзита в России (модель Б.А. Исаева)
  4. III. Изучение нового материала.
  5. III. Обучение по образовательным программам
  6. IV. Изучение новой темы
  7. IV. Изучение новой темы
  8. IV. Изучение технологических свойств песка и гравия
  9. Setup - Обучение БЦН
  10. V. Изучение гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других природных условий месторождения
  11. VI. Правовые основания и порядок работы с военнослужащими по контракту, не справившимися с обучением по программе интенсивной общевойсковой подготовке с курсом «выживания»
  12. VII.Обучение грамоте

 

Капитальной задачей физики Платона является естествен­ный вопрос: каким образом идеи осуществляются, воплощаются в материи? И, разрешая эту задачу, Платон пришел к гипотезе ябзднейших пифагорейцев – к учению о мировой душе, посред­ствующей между миром вечно-тожественных идей и видимым миром генезиса. Как сказано, Платон с меньшей любовью обращается к физическим исследованиям, чем к этическим и диалектическим. Достоверному познанию подлежит лишь умо­постигаемый мир, а мир явлений подлежит лишь мнению (δοξη μετ αισθησεωζ περιληπτον). Β известном смысле можно сказать, что между физикой Платона и его идеологией существует такое же соотношение, как между второю и первою частью поэмы "Парменид", его изложением "мнения смертных" (τα δοχουντα, βροτδδν δοξαι) и его учением о Сущем. Разница заключается в том, что Платон, как мы видели, иначе понимал самое "сущее" и соответственно тому иначе относился и к "мнению", и к чувст­венному восприятию: оно занимает середину между ведением и неведением, как мир занимает середину между бытием и небытием. Поэтому и самое философское умозрение о природе, оставляя форму понятия, облекается в форму конкретного представления, в форму космогонического мифа. Таким взглядом

 


Платон 371

Платона на изучение природы и объясняется полумифический характер его""Тимея" – единственного диалога, посвященного изложению физики Платона.

Создатель мира сего – Бог, вечный, благой. Чуждый зависти, он по своей благости захотел создать мир, возможно лучший, подобный ему самому*. По-видимому, здесь является новое начало – Бог. Мы до сих пор встречались у Платона лишь с идеями и материей, а в этом диалоге находим новое начало, царящее над двумя вышеуказанными. Многие историки думали, что это лишь мифический образ для объяснения строения мира; но на деле мы имеем основание думать, что Платон признавал единого верховного Бога, отожествляя его с идеей блага, выше которой ничего быть не может, так как она сама выше бытия, служит конечной причиной и первым началом всего сущего и не обусловливается никакою иною высшею идеей или началом.

Но что такое самосущее благо? Платон высказывает нам свой взгляд на него лишь в поэтическом образе, уподобляя благо в мире идей – солнцу в мире физическом. "Как солнце есть причина видения, а также причина не только того, что вещи видимы, но и того, что они происходят и произрастают, так и добро имеет такую силу и красоту, что не только служит для души причиной знания, но дает вместе истину и сущность тому, что составляет предмет знания; и как солнце само не есть ни видение, ни видимое, но стоит выше их, так и добро не есть ни знание, ни истина, но выше их обоих: они же не суть добро, *а только причастны идее добра". Так что, как солнце устрояет все в мире физическом, так идея блага – в мире умопостигаемом**.

Самое создание природы описывается следующим образом: Демиург (творец мира) создал душу мира из смеси пребывающего идеального и делимого материального начала – ταυτον и Φατε-ρον (т.е. из бытия и небытия в платоновском смысле). Он рас­простер эту смесь во всех направлениях, по всему протяжению, которое впоследствии наполнила собой видимая Вселенная.

 

* Δπμιουργοζ αγαθοζ, πατήρ (Tim. 28 С – 29 Α); Θεοζ οοαμη ουδαμίοζ αοιχ αλλ ώζ οίον τε διχατοτατοζ (Theaet. 176 С); αγαθοζ ο γε θεοζ τΠ3 οντι (Resp. 11 379 Β) – вот какие определения дает ему Платон. ** Так и мегарикн отожествляли Бога с абсолютным.


372 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

Затем, разделив ее сообразно основным математическим от­ношениям гармонии и астрономии, он предобразовал в ней орбиты планет и небо неподвижных звезд. Как видите, – со­вершенно фантастический образ, в котором духовное смешано с материальным и вещественным. Но, если мы постараемся про­никнуть в философскую мысль Платона, заключенную в этом мифическом образе, она легко объясняется. Рассматривая Все­ленную как живое, одушевленное существо, составленное из материализовавшихся, воплотившихся родов и видов или идей, он должен был логически допустить посредствующее начало между идеями и материей, начало, сродное обоим этим перво­началам и как бы составленное из них. Без гипотезы "мировой души" невозможно объяснить воплощения идей, приобщения вещей к идеям, устроения, образования Вселенной. В самом де­ле, умопостигаемые идеи могут быть восприняты только разум­ным существом или душою; иначе как через ее посредство, как объяснить их видимое воплощение в чувственных вещах? Далее, астрономические и физические явления подчиняются законам пифагорейской гармонии, определяются математическими соот­ношениями; самые элементарные тела, по гипотезе Платона, опре­деляются геометрическими фигурами. Материя сама по себе не может объяснить этих невещественных математических отноше­ний: они должны быть точно так же предзаложены в том разум­ном начале, в той мировой душе, которая обусловливает законо­мерность и целесообразность космического строя.

Таким образом гипотеза мировой души представляется необходимым выводом, к которому Платон естественно прихо­дит как из рассмотрения природы вещей, сообразно предшест­вовавшим космологическим учениям, так и из рассмотрения са­мих идей в их отношении к природе. Уже пифагорейцы призна­вали душу за гармонию и число, и для Платона мировая душа была совершенной гармонией и совершенным числом, которые обусловливали математическую правильность мировых явлений.

Существование мировой души доказывается, во-первых, от идеи совершенства целого. Бог создал мир сообразно идее блага, следовательно, осуществил во всем высшее совершенство, с

 


Платон 373

которым нераздельна разумность; но разумность немыслима без души, следовательно, немыслим без души и мир. Второе доказательство – телеологическое. Оно исходит от признания всеобщей разумности в правильном движении небесных светил и, наконец, в нашем собственном духе. Мы видим, что все живые существа в мире обладают сознанием: и, как тела их слагаются из частиц тех стихий, которые наполняют Вселенную, так и их разумность предполагает некоторую общую разумную мировую стихию. Наконец, третье доказательство, вытекающее из рас­смотрения природы движения, подобно тому, которое мы указа­ли у Анаксагора. Начало движения нематериально: душа есть начало движения и источник его (η δυναμένη αυτή αυτήν χινειν χινησιζ)*.

Словом, душа признается как необходимое посредствующее начало между разумом и веществом, идеей и материей. Душа есть основание всякого разумного движения и тех образований, которые из него получаются; она вместе с тем есть и источник всякого познания. Соединяя в себе начала идеальное и мате­риальное, она познает и то, и другое. Она бестелесна и вместе с тем относится к материальному. Она противополагается безгра­ничному множеству явлений как идеальное единство, беспорядоч­ному движению – как пребывающее начало меры, закона, порядка. Но вместе с тем она не изъята из изменяющегося мно­жества явлений и движения, но одушевляет мир. Будучи душою мира, она протяженна и есть причина движения. Поэтому во Все­ленной, в движении небесных тел соединены однообразие и изменение, а в области познания – усмотрение тожества и разли­чия. Итак, мировая душа является у Платона: 1) как движущая сила мира, 2) как идеальное единство мира, 3) как сознание ми­ра, 4) как совокупность математических отношений, сообразно которым устроен мир, определены расстояние и орбиты миро­вых тел, 5) как начало, чрез посредство которого идеи вопло­щаются в материи.

Перейдем к подробностям "повествования" о мире. Смесь,

 

* Также в "Федре" – χινησεωζ μεν αρχή το αυτό εαυτό χινουν (245 D).....μη άλλο τι είναι το αυτό εαυτό χινουν η ψυχην (245 Ε)


374 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

из которой была образована мировая душа, разделена была Демиургом на две части, из которых были образованы два круга, – внешний и внутренний, верхний, соответствующий небу неподвижных звезд, и нижний, соответствующий сферам планет.

Небо и планеты движутся силою мировой души и по ее законам совершают свои круговые движения, размеренные гармонически. Движение внешнего круга, или неба неподвижных звезд, направленное к западу, есть движение вечное, всегда одинаковое, и соответствует той части души, которая образована из стихии высшей; самостоятельное движение планет представ­ляет собою низшую стихию: отсюда зависит их разнообразие их орбит и скоростей движения.

Движению неба соответствует и познание: мир движется и в своем движении познает идеальные и материальные начала; он познает себя самого, вечно возвращаясь к себе самому; он познает идеальные, сверхнебесные начала в движении высших сфер, в которых они отражаются, и он познает временное, чувственное бытие, которое заключается в его низшей области. Как челове­ческая мысль соответствует движению внутренних органов че­ловека, так и совершенная мысль соответствует совершенному мировому движению. Мир есть, таким образом, блаженное, одушевленное, живое существо.

В частности, в космологии Платона характерно постоянное стремление объяснить различные части мироздания из идеи блага, из представления о благости Творца, который создает мир по Своему образу, по подобию идеи блага, царящей в мире умопостигаемом. Взирая на созданное Им живое существо, Бог захотел сделать его еще более подобным себе и с этой целью создал "подвижный образ вечности" – время. Оно родилось вместе с небом, вместе с движением светил и ими всецело определяется. Солнце служит как бы хронометром Вселенной.

Земля шарообразна, неподвижна и помещается в центре мира. За землей следует сфера, или круг, к которому прикреплена луна, затем – сферы солнца, пяти планет, известных в древности, и, наконец, небо неподвижных звезд*. Любопытно объяснение

 

* Феофраст сообщает, как передает Плутарх, что под конец жизни, все более и более приближаясь к пифагорейцам. Платон признал подобно им централь­ный огонь, отказавшись, таким образом, от своей геоцентрической теории.

 


Платон 375

Платона относительно природы самих стихий, из которых слагается тело мировой души. И здесь объяснение Платона – телеологическое. Чтобы все явления мира сделать доступными осязанию и зрению, Бог составил мир из земли и огня. Но, так как эти основные стихии взаимно противоположны по своим природным свойствам, то, чтобы связать их, Бог переложил огонь и землю воздухом и водой, стой целью, чтобы идеи могли явиться в вещественном мире, воплотиться в видимых, осязаемых формах.

Дальнейшие подробности Платоновой физики всецело заимствованы у пифагорейцев. Все стихии образуются из пря­моугольных треугольников, которые складываются в правиль­ные фигуры: из правильных пирамид образуется огонь, из восьми­гранников – вода и т.п. Эти стихии переходят друг в друга, сталкиваются между собою под влиянием движения. Платон признавал, что стихии имеют несколько видов, например, вода текучая отлична от воды плавкой (металлы). Впрочем, всем этим подробностям своей космологии сам Платон, по-видимому, не придавал абсолютного значения. Везде, где только он касается "мнимого" знания, он прибегает к мифическим образам (иногда как бы намеренный юмор), чтобы дать почувствовать проти­воречие между знанием и действительностью.

В дальнейшем изложении Платон переходит к учению о происхождении живых существ. Рассматривая мироздание, Демиург находит его все более и более подобным вечным образам: мир есть живое существо, вечно блаженное, существующее в бесконечном времени, соответствующее идее жизни; мир есть чувственное божество, как его называет Платон. Но для того, чтобы придать созданию полноту, присущую идеальному миру, надо было, чтобы те роды и виды живых существ, которые Бог видел в вечных идеях, явились осуществленными в действитель­ности.

Итак, для полного развития идеи жизни в своем создании Бог приступил к творению живых существ. Их он разделил на четыре вида сообразно четырем стихиям, и первыми создал огненные существа – богов и демонов, которые обладают наи­большим совершенством. Это – видимые нами звезды, напол-


376 Кн. С. Η. Трубецкой. Курс истории древней философии

няющие небо. Их Платон считал одушевленными божественны­ми существами – представление, свойственное, как мы видели, всем предшествовавшим ему философам. Затем были созданы живые смертные существа, причем первым был создан человек.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)