АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Читайте также:
  1. I. КРИЗИС НАУК КАК ВЫРАЖЕНИЕ РАДИКАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  2. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  3. АДАПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИКА ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
  4. Аланы в Центральной и Западной Европе
  5. Американская модель общества угрожает Европе
  6. Анг Луо является главой тибетского бизнес- сообщества и занимает руководящую должность в правительстве западной части
  7. Арабо-израильские отношения в 1990-е – начале 2000-х гг.: этапы и особенности переговорного процесса, проблемы урегулирования.
  8. Безоговорочная капитуляция, продолжение войны и влияние этих факторов на судьбу европейских евреев
  9. Безуспешные попытки Западной Европы в XIV-XV веках расколоть союз Древней Руси и Турции
  10. Билет № 10. Организация работы средневековых западноевропейских скрипториев. Оформление средневековой книги.
  11. Билет № 11. Предпосылки введения книгопечатания в Европе. Ксилографические книги XV века.
  12. Билет № 12. Деятельность Иоганна Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.

 

§ 1. Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда. Индикативное планирование

 

Второй канцлер ФРГ, ученый и политик Людвиг Эрхард (1897— 1977) в 50—60 гг. нашего столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным обра­зом преобразовавшую социально-экономическую жизнь страны. «Сегодняшняя система, — писал Эрхард, — должна либо при­нять форму более свободного рыночного хозяйства, либо по­вернуться в сторону абсолютного тоталитаризма».

Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории «со­циального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государственной доктрины и являвшейся основой экономической программы. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяй­ство с самого начала было не только теорией, но и практическим методом, позволившим радикально изменить облик страны.

По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50—60 гг. в Европе широко была распростране­на хозяйственная политика, предложенная английским эконо­мистом Дж. М. Кейнсом (1883—1946) и усовершенствованная его последователями.

Идеология «социального рыночного хозяйства» была исполь­зована Эрхардом для обоснования концепции «сформирован­ного общества», целью которого объявлялось преодоление плю­рализма противоречивых общественных интересов путем при­ведения их к общему знаменателю всеобщего благополучия. Эр­хард осуществил полноценную и полнокровную экономичес­кую реформу, основанную на принципе социальной ориента­ции рынка, которая предполагала прежде всего выбор обществен­ных приоритетов, целенаправленное стимулирование определен­ных сфер и направлений деятельности.

Эрхард справедливо полагал, что не может быть никакого со­циального развития рынка без экономического прогресса. Став­ка была сделана на развитие производства (экспансия хозяйст­ва), а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соот­ветствии с ростом производительности труда.

В ходе реформы Эрхарда снижение цен сопровождалось по­вышением зарплаты. Попытка стабилизировать цены нашла от­ражение в периодической публикации каталога умеренных цен. Был принят закон против произвольного повышения цен. Эрхарду удалось втрое увеличить экспорт. По его оценке, укрепить поло­жение на мировом рынке можно было только при условии обес­печенности стабильности валюты.

Социальное рыночное хозяйство, по мнению Эрхарда, не­мыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического сокращения расходов, смягче­ния налогового бремени, запрещения набора новых служащих, повышения окладов, сведения до минимума служебных поез­док. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом Посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров. Низкие налоги, антитрестовские и анти­картельные законы, льготы для свободного частного инвести­рования, защита внутреннего рынка от внешних конкурен­тов — все это и многое другое творило «экономическое чудо», обеспечивая защищенность и свободу граждан.

Относительно самостоятельным элементом социально ори­ентированного рынка было создание системы эффективной за­нятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулиро­вание рабочих мест, развитие общественных работ и другие зве­нья этой системы. Были приняты действенные меры по увели­чению количества рабочих мест и сокращению безработицы. Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика — это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов.

При этом четко разграничивалось, с одной стороны, мило­сердие к слабым, обеспечение им общественной защиты и под­держки, и, с другой стороны, обеспечение свободы и самосто­ятельности сильным, т.е. лицам, которые в силу своих способ­ностей и мастерства могли самостоятельно добиться успехов в жизни.

Особенно подчеркивалось, что человека «нельзя низводить до уровня опекаемого, принижать до состояния только потребителя государственных услуг». При этом важна солидарность «сильных» и «слабых», забота общества о потерпевших неудачу в жизни. Тем самым главной задачей объяснялось создание не системы тотального обеспечения, а предпосылок такой жизни, за которую ответственны сами граждане.

Важнейшим аспектом социальной политики была налоговая политика: освобождение от налогообложения всех малообеспе­ченных слоев общества, отказ от повышения косвенных нало­гов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субси­дий наиболее богатых граждан. Одновременно во имя улучше­ния условий жизни малоимущих обсуждались законопроекты о пособиях для квартиросъемщиков, социальной помощи преста­релым и т.д. За время реформы пенсии и другие государствен­ные пособия возросли в несколько раз.

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государст­венного регулирования всех сфер общества, и прежде всего его экономический основы. Эрхард исходил из идеи сильного госу­дарства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирую­щей» силы, способной формировать общество. И действительно, государство при Эрхарде целенаправленно и активно вмешива­лось в социально-экономический процесс с четкой ориентаци­ей на формирование «социального рыночного хозяйства».

Именно при Эрхарде в широкий научный обиход вошел тер­мин «социальное государство» в противоположность государству монетаристского типа.

Монетаризм, выдающимся представителем которого являет­ся Милтон Фридмэн (США), исходит из того, что занятость населения и стабильность цен наилучшим образом гарантиру­ются отказом от государственного регулирования и установле­нием рыночной конъюнктуры. Монетаризм выступает против государственной системы социального страхования, государствен­ной медицинской помощи и образования, государственного вмешательства в стихийную рыночную экономику. В отличие от монетаризма социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок; проводит социальную политику в интересах большинства народа. Социальное государство исхо­дит из признания за всеми работниками права добиваться луч­шей жизни, улучшения условий труда и благосостояния посред­ством организационных коллективных действий. Это является фактором общего подъема благосостояния народа.

Таким образом, социальное государство — это тип государст­ва, которое проводит сильную социальную политику в интере­сах своих граждан.

После второй мировой войны в конституциях некоторых за­падных держав (ФРГ, Швеции, Италии, Франции и др.) по­явилась формула социального государства. В Конституции Рос­сийской Федерации (ст. 7) также установлено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Систематическая реализация этой нормы, к сожалению, фактически еще не начата, в то время как социальные проблемы в стране все более обостряются. В этой связи должна резко усилиться забота государства и всех соци­альных институтов об обеспечении прав и интересов граждан; в России должна функционировать эффективная система социаль­ной защиты людей.

При Эрхарде усилилось воздействие государства на механизм функционирования рынка посредством разносторонней и взаи­мосвязанной социально-экономической, валютно-финансовой, научно-технической, инвестиционной и экологической поли­тики, обеспечивающей необходимое развитие производства и решение социальных проблем общества. Вместо административно-директивного планирования вошло в практику так называемое индикативное планирование, предусматривающее установление вместо директивных подробных показателей определенных ин­дикативных показателей.

Нередко индикативные планы трактуются в печати как сово­купность показателей, которые никого ни к чему не обязывают. Таким образом, вольно или невольно воспроизводится пресло­вутая «классическая» формула, что всякие недирективные пла­ны — это «планы-прогнозы», «планы-догадки». Между тем в ФРГ индикативные планы выполнялись в целом лучше, чем дирек­тивные планы в бывшем СССР (где «выполнение» достигалось в большей мере за счет многократной «корректировки» показа­телей). Высокая эффективность индикативных планов опреде­лялась рядом факторов, и прежде всего тем, что каждый раз для их реализации приводился в действие мощный экономический, правовой, административный инструментарий. То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х гг. могла на равных конкурировать с США, в значительной мере объясняется успешным индика­тивным планированием. Основу этого успеха составляли следу­ющие факторы:

высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки;

разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов;

твердость и последовательность профессионального государст­венного аппарата, который, нередко действуя в условиях край­ней политической нестабильности, не допускал колебаний при реализации принятых программ;

выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближай­шую и отдаленную перспективы и той модели общества, кото­рой отдает предпочтение большинство народа;

атмосфера социального партнерства, постепенно ослабляв­шая классовую конфронтацию. Без соглашений в политике в области доходов, занятости и условий труда в стране продолжа­лись бы массовые забастовки, подрывавшие основы индикатив­ного планирования.

В настоящее время социальное партнерство получило широ­кое распространение. Оно в самом общем виде представляет собой такой тип отношений между работодателями и работополучателями, при котором в рамках социального мира обеспечиваются баланс и реализация важнейших социально-трудовых интере­сов. В реальной жизни социальное партнерство выступает в ка­честве альтернативы всякой диктатуре и является цивилизован­ным методом решения социальных конфликтов на различных уровнях.

Социальное партнерство, разумеется, не отрицает возмож­ности, а иногда и необходимости предъявления одним партне­ром другому самых жестких требований. На наш взгляд, даже забастовка как метод борьбы трудящихся за свои права не обя­зательно выводит наемных работников за рамки социального партнерства — но при условии, что требования бастующих к предпринимателям направлены лишь на изменение условий продажи своей рабочей силы (повышение заработной платы, улучшение условий труда и т.п.), а к правительству — на изме­нение тех или иных направлений социальной политики (сниже­ние налогов и др.). Однако, если требования бастующих отри­цают сами основы существования своих партнеров (например, требование об отставке правительства и т.п.), то такая забас­товка, естественно, выводит наемных работников и представ­ляющие их профсоюзы за рамки социального партнерства. Со­циальные отношения перерастают в открытое политическое про­тивостояние.

С конца 1991 г. в практический обиход при регулировании социально-трудовых отношений в России также вошел термин «социальное партнерство». Указ Президента России «О соци­альном партнерстве в разрешении трудовых споров (конфлик­тов)», Закон «О коллективных договорах и соглашениях» — первые официальные документы, рассматривающие государство, наемных работников и предпринимателей (работодателей) как равноправ­ных партнеров, субъектов переговорного процесса по регули­рованию социально-трудовых отношений и разрешению трудо­вых конфликтов.

Диапазон объектов социального партнерства, судя по опыту стран с развитой рыночной экономикой, может быть весьма широк. Однако каждая страна имеет свою специфику, завися­щую от множества факторов, таких, как модель развития эко­номики, авторитет субъектов социального партнерства и др. В одних странах приоритеты регулирования складываются в ре­зультате длительной эволюции, «саморазвития», в других (на­пример, в России) — административным путем.

Негативное воздействие на становление социального парт­нерства в России в современных условиях оказывает низкий общий уровень цивилизованности в социально-трудовых отношениях, а зачастую отсутствие понимания необходимости сотрудничества, согласия, партнерства как главного принципа общественного развития.

Переход к социально ориентированному рынку в ФРГ был связан не только с изменениями форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социально-культурных про­блем, таких, как изменение образа жизни миллионов, особен­ностей мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа.

Подводя итоги реформаторской деятельности Эрхарда, отме­тим, что он достиг поразительных успехов. «Немецкое чудо» было достигнуто прежде всего благодаря правильному выбору соци­ально-ориентированной модели развития общества.

Проводимая Эрхардом экономическая реформа не имела бы успеха без поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по экономико-поли­тическим вопросам. Одновременно успех реформ объясняется и тем, что Эрхард широко использовал помощь ученых своей стра­ны. Так, в соответствии с государственным законом был обра­зован Экспертный совет по оценке общего экономического раз­вития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные пред­ложения для принятия правительством хозяйственно-полити­ческих решений.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)