АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Хоровое творчество Йозефа Гайдна(1732 – 1809)

Читайте также:
  1. Александрийская поэзия, ее особенности и жанры. Творчество Каллимаха, буколики Феокрита. Эпос Аполлония Родосского.
  2. В67. Политическая деятельность и литературное творчество Ксенофонта, особенности исторического изложения, метода и стиля Ксенофонта.
  3. Вопрос. Методика знакомства дошкольников с творчеством поэтов и писателей.
  4. Гармония и творчество
  5. Дети и творчество - запад
  6. Древнегреческая сатира: творчество Лукиана.
  7. Если плоды вашего творчества не пользуются спросом, то это никакое не творчество
  8. Жизнь и творчество Горация
  9. Жизнь и творчество Софокла. Тематика пьес, новаторство драматурга. Мастерство сюжетосложения в трагедии рока «Царь Эдип».
  10. ЗДЕСЬ: Жизнь и Творчество Катулла. И Любовные элегии (о Лесбии самой популярной и еще паре известных)
  11. Золотой век» римской поэзии: жизнь и творчество Овидия, его любовная поэзия: традиции и новаторство.
  12. К какому направлению можно отнести творчество Рубенса?

ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНАЯ

Композитором написано 14 месс, «Stabat Mater», кантата «Семь последних слов Спасителя на кресте», оратории «Возвращение Товия», «Времена года», «Сотворение мира».

Мессы – главный жанр духовной музыки Гайдна. Его музыкальному языку характерно:

1) близость к великим художникам Возрождения – это искренность, гуманизм, возвышенная простота;

2) оркестрово-тембровые находки;

3) владение хоровым письмом, полифоническими приемами изложения;

4) развитие в линии усложнения музыкального языка;

5) проникновение светских интонаций в культовые сочинения.

Музыка Гайдна проникнута народной мелодикой, хотя к прямому цитированию композитор прибегал довольно редко. По признанию многих музыковедов, интонации австро-венгерских песен и танцев проникали даже в его церковную музыку. Вполне вероятно, что именно по этой причине венская консистория (от.лат. – место собрания, совет) запретила исполнение гайдновских месс во время службы, более того, официально, запрет не снят до сих пор.

Одной из самых известных месс является «Nelson messa», которая была создана в 1798 году и была названа композитором «мессой великих побед». Музыка мессы проникнута светлым ликованием и блеском, что наиболее ярко проявляется во второй части – « Gloria ». Чередование сольных и хоровых эпизодов внутри раздела – характерная черта для всех месс Гайдна. СЛУШАТЬ

Наиболее ярко вокально-хоровой стиль композитора проявился в его ораториях. Все три оратории – «Возвращение Товия», «Сотворение мира», «Времена года» были созданы с 1796 по 1801 годы, после возвращения из второй лондонской поездки (1796 г.) и явились своеобразным итогом композиторского творчества Гайдна. Непосредственным поводом к созданию ораторий послужили сильнейшие впечатления от генделевских ораторий, которые он слышал в Англии. В ораториях Гайдна гуманистический сюжет, существующая в ариях близость к концертным номерам с чертами сонатной формы, изобразительность в них – как шаг вперед к программной музыке и романтизму.

В 1801 году, Гайдн завершает работу над своей последней ораторией – «Времена года». Это последнее крупное сочинение композитора, в котором с потрясающей силой проявились народные черты его творчества, стало итогом его длительного творческого пути.

Оратория состоит из четырех частей: Весна, Лето, Осень, Зима. Чрезвычайно важное значение играют в оратории хоры земледельцев и охотников. В I части три больших самостоятельных хора и один хор с солистами. Во II части один хор и два хора с солистами. В III части два хора и один терцет с хором. В IV части три хора с солистами (включая большой заключительный номер). Все хоры четырехголосны в основном без деления. Внутри отдельных хоров встречаются эпизоды для однородных составов. Речитативы, арии, каватины не велики, хоровые номера, напротив развернуты, некоторые из них перерастают в хоровые сцены («Гроза», «Охота»).

Хор земледельцев (крестьян) из первой части (№2) СЛУШАТЬ «Весна» написан в тональности G-dur. Музыка этого хора полна светлой радости – люди ждут прихода весны. Основная мелодия близка народным напевам. Произведение написано в сложной трехчастной форме. Первая часть трехчастна, выдержана в пасторальных тонах. Голоса звучат преимущественно в средней тесситуре. Тематический материал песенно-танцевального характера (ПЕТЬ № 171 УСОВА). Вторая часть делится на два контрастных раздела. В первом разделе звучит женский хор. Второй раздел – резко контрастен. Воспоминание о зиме вносит элемент тревоги, что отражается в смене тональности G-dur на одноименный минор. Спокойное и мягкое звучание женского хора сменяется насыщенным и сильным звучанием мужского хора, в высокой тесситуре с подвижным ритмическим рисунком (пример 20). Реприза сокращена и возвращает в безмятежное, спокойное настроение первой части.

Хор «Гроза» из второй части (№19) СЛУШАТЬ «Лето» по праву считается одним из лучших образцов музыкальной живописи. Композитор использует здесь практически все возможные средства музыкальной выразительности для передачи грозной стихии. Хору предшествует речитатив сопрано, в котором с помощью оркестровых красок передается затишье перед бурей, далекие раскаты грома и стремительная молния (выдержанные аккорды струнных, тремоло литавр, ломаный пассаж флейты). Хор вступает мощным аккордом (ПЕТЬ № 172 УСОВА). Состояние тревоги подчеркивается восклицаниями женского хора, построенного на скачках в мелодии сопрано. Для передачи взволнованности и растерянности людей, композитор использует переклички отдельных хоровых партий.

Вторая часть хора – четырехголосная фуга. Тема с энергичным начальным ходом на кварту и последующим поступенным движением охватывает диапазон октавы (ПЕТЬ № 173 УСОВА). Длительные остановки на сильных долях сменяются мерной пульсацией четвертей. В экспозиции тема проводится последовательно во всех голосах (тенор, альт, сопрано, бас), причем в басовой партии тема проходит в тональности параллельного мажора. В разработке и репризе тесситура у всех голосов повышается, что еще больше усиливает общую напряженность звучания. В репризе тема проходит у басов удвоенная в терцию тенорами. В начале коды, словно отголосок грозы, звучит тревожная триоль, сразу сменяясь спокойными, нисходящими аккордами. Оркестровое заключение построено на теме фуги.

Новаторство Гайдна – в поиске оркестровых красок, «портретного тембра»; расширении состава оркестра, в особенности строения: части сцены, номера. Использование южно-немецкого, хорватского, венгерского фольклора.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)