АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Заслуживает ли ложь уважения?

Читайте также:
  1. b) и с) Происхождение эксогамии и ее отношение к тотемизму
  2. CUSTOM KILL
  3. DER JAMMERWOCH 1 страница
  4. GIOVANNI MESSE
  5. http://freud.by.ru/pages/sanadzei.shtml#txt
  6. I. ИАКОВ НИЗИБИЙСКИЙ
  7. I. Организационная часть.
  8. I. Предварительные замечания
  9. I. Сердце Азии
  10. II. Возобновление служения Церкви в тюрьмах в настоящее время.
  11. II. ИУЛИАН
  12. II. Пикаро

Как же люди относятся ко лжи? С одной стороны, презирают, ненави-

дят, считают её пороком, когда с её помощью становятся жертвами об-

мана. Ложь осуждается обществом, в основном, тогда, когда она осущест-

вляется из-за корысти, нанося материальный, экономический ущерб,

физический и моральный вред. В этом случае она рассматривается как

зло. А с другой, люди считают её необходимой, воспринимают как бла-

го, поскольку она полезна и нужна и поэтому одобряема. Рассмотрим,

как отзываются о ней мировые религии, приведём малую толику вы-

сказываний о ней мудрецов, философов, моралистов, писателей, поли-

тических и государственных деятелей.

Ложь осуждается всеми религиями как Запада, так и Востока, и по-

этому считается большим грехом, за который человек должен нести

кару.

В христианстве:

«мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благо-

угодны Ему» (притчи Соломона, 12:22);

«не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянитесь име-

нем Моим по лжи» (Моисей, левит 19:11).

В иудаизме: «никто не должен говорить одно, а в сердце своем думать

другое» (Талмуд, Баба Мециа 49).

В даосизме: «не произноси устами того, что отрицает сердце» (Инчжи

Вэнь, «Трактат о тихом пути»).

В буддизме: «нет зла, которое не мог бы совершить человек, говорящий

ложь» (Джаммапада 176).

Согласно представлениям христианства, душа верующего, не понес-

шего в жизни за допущенную ложь наказание, после смерти (с момента

кончины до златых ворот небесного рая) трижды будет испытывать так

называемые мытарства. В течение первых двух дней душа наслаждает-

ся относительной свободой и может посещать на земле места, которые

были ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы,

проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь

и обвиняют в различных грехах, в которые сами же её вовлекли. Соглас-

но различным откровениям, существует двадцать таких препятствий,

мытарств, на каждом из которых душа истязуется за тот или иной грех.

_

_

4. Заслуживает ли ложь уважения? 59

Пройдя одно мытарство, душа переходит на следующее, и только ус-

пешно пройдя их все, возносится к Престолу Всевышнего. Четыре

мытарства из этих двадцати указывают на различные виды лжи как на

большой грех.

Первым мытарством судят за грехи языка, за всякое слово праздное,

бранное, бесчинное, скверное.

Второе мытарство называется мытарством лжи, на котором истязу-

ются всякое ложное слово, особенно клятвопреступления, призывания

имени Божия всуе (напрасно, попусту), лжесвидетельства, нарушения

обетов, данных Богу, неполное исповедание грехов и тому подобное.

Третье мытарство называется мытарством осуждения, клеветы, руга-

тельства, надсмехания над чужими пороками, когда забывают о своих

собственных.

Восьмым мытарством является мытарство неправды, на котором под-

вергаются истязаниям все неправедные судьи, берущие мзду и оправдыва-

ющие виновных, невинных же осуждающие, а также за все виды обмана.

Йога, древнеиндийское учение о путях и способах совершенствования

психики, ума и тела человека через систему физических и духовных

упражнений, требует от своих последователей не допускать лжи и ли-

цемерия в поступках и во взаимоотношениях с людьми, непременно

исполнять свои обязанности и выполнять обещания.

Великие мира сего так высказывались о лжи.

Ибн Хазм: как о корне всякой мерзости.

Шота Руставели: «Ложь несёт душе и телу бесконечные мучения».

Сеттембрини: «Больше всего человека на свете унижает ложь — порок

грубый, порок низкий, порок презренный, порок рабов, шпионов, подле-

цов».

Давид Юм: «Мы порицаем всякий обман, всякое нарушение слова,

потому что считаем, что свобода и широта общения между людьми нахо-

дятся в полной зависимости от твёрдости обещаниям».

Абу-ль-Аля аль Маари:

«Неправда на земле царит с начала дней

И в ярости казнит мудрейших из людей».

«Не верь тому, что люди говорят,

В словах — неправды смертоносный яд».

«Сыны Адама, скверно вы живёте —

В любви и ненависти вечно лжёте».

Ф. Вольтер: «Мы потому клеймим ложь наибольшим позором, что из

всех дурных поступков этот всего лучше скрыть и проще всего совер-

шить».

60 Глава II. Ложь — инструмент обмана

Кабус: «Нет большего бесстыдства, чем выдавать за правду утверждение,

ложность которого заведомо известна».

Юзуф Баласугунский:

«Лжи приближаться к трону запрети,

Ходи всегда по правому пути.

Безмерна подлость низких и лжецов,

И тесно на земле от подлецов».

Блез Паскаль: «Гнусны те люди, которые знают, в чём истина, но стоят

за неё, лишь пока им это выгодно, а потом отстраняются».

Шекспир:

«…Мне видеть невтерпёж достоинство,

Просящим подаянье,

Над пропастью глумящуюся ложь,

Невежество в роскошном одеяньи

И совершенству ложью приговор» (66-й сонет в переводе Маршака).

Л. Н. Толстой осуждал ложь во всех проявлениях: «Вредна ложь во

всех житейских делах: продать старое за свежее, порченое за целое, обещать

отдать долг и знать, что не отдашь и т. п., но всякая такая ложь — ничто

перед ложью в делах духовных: выдавать за бога то, что не есть Бог, уверять

в спасительности для души того, что не даёт блага душе, выдавать за грех

и худое то, что праведно и добро и т. п. В таких делах — главное зло не-

правды».

А П. А. Кропоткин, ведущий теоретик анархо-коммунизма в России,

рассматривал борьбу с ложью как условие раскрепощения людей и их

свободы. Он писал: «Заметь, что обманывать, лгать, интриговать, хит-

рить — это значит унижать себя, мельчать, заранее признать себя слабым:

так поступают рабы в гареме, чувствуя себя ниже своего господина. Что

ж, поступай так, если это тебе нравится; но зато знай заранее, что и люди

будут считать тебя тем же: маленьким, ничтожным, слабым; так и будут

они к тебе относиться. Не видя твоей силы, они будут относиться к тебе

в лучшем случае как к существу, которое заслуживает снисхождения —

только снисхождения. Не сваливай тогда своей вины на людей, если ты

сам таким образом надломил свою силу». И предлагал: «Напротив

того — будь сильным. Как только ты увидишь неправду и как только ты

поймёшь её — неправду в жизни, ложь в науке или страдание, причинён-

ное другому, — восстань против этой неправды, этой лжи, этого нера-

венства. Вступи в борьбу!» (Кропоткин П. А. Нравственные начала

анархизма).

Глубоко чувствующий неправду жизни А. И. Солженицын борьбу

с ложью рассматривал как борьбу с насилием, считая её одним из на-

правлений духовного возрождения России:

4. Заслуживает ли ложь уважения? 61

«Наш путь: ни в чём не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где

граница лжи (для каждого она ещё по-разному видна), — отступиться от

этой гангренной границы! Не подклеивать мёртвых косточек и чешуек

Идеологии, не сшивать гнилого тряпья — и мы поражены будем, как быс-

тро и беспомощно ложь отпадёт, и чему надлежит быть голым — то явит-

ся миру голым.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он созна-

тельным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления

семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла пора отряхнуться

честным человеком, достойным уважения и детей своих, и современников.

И с этого дня он:

впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни

единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;

такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от

себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ни

по театральной роли;

живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не

изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной мысли,

ни одного искажения истины, которое различает;

не приведёт ни устно, ни письменно ни одной “руководящей” цитаты

из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой

мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;

не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это

против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспаран-

та, лозунга, которого не разделяет полностью;

не поднимет голосующей руки за предложение, которому не сочув ствует

искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое считает

недостойным или сомнительным;

не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, иска-

жённое обсуждение вопроса;

тотчас покинет собрание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только

услышит от оратора ложь, идеологический вздор или беззастенчивую

пропаганду;

не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал, где

информация искажается, первосущные факты скрываются» (Солже-

ницын А. И. Жить не по лжи // Век ХХ и мир, 1989. — № 2).

Но реально ли выполнить его рекомендации, возможно ли их осу-

ществить в реальных условиях бытия? Конечно, нет.

Ненависть ко лжи, её негативную оценку мы находим в выразитель-

ности, образности и красочности эпитетов языка, отражающих всю

гамму отношения человека к ней. Какое разнообразие! Какими только

эпитетами ни характеризуется ложь!

_

_

_

_

_

_

_

_

_

62 Глава II. Ложь — инструмент обмана

Бездушная, беззастенчивая, беспардонная, бессовестная, бесстыдная, возму-

тительная, гнусная, грубая, грязная, дерзкая, замаскированная, злая, измен-

ническая, изощрённая, махровая, мелкая, наглая, нахальная, низкая, низко-

пробная, ничтожная, оголтелая, отчаянная, подлая, постыдная, предательская,

унизительная, утончённая, хитрая, хитроумная, хитросплетенная, ядовитая.

И только немного характеризующих ложь положительно: благовидная,

благоприличная, нарядная, невинная, прелестная, приукрашенная, святая,

сладкая, спасительная, утешительная, целомудренная.

Многие мудрые мужи недвусмысленно признают ложь необходимой

в жизни и если не одобряют, то по крайней мере оправдывают. Приведём

несколько высказываний известных и малоизвестных широкой публи-

ке имён, чьи высказывания и сейчас не потеряли своей актуальности,

поскольку ложь и сейчас, как и раньше, не воспринимается массовым

сознанием как презренная и недопустимая.

Талмуд: «Запрещена всякая ложь, если только она не способствует миру

и покою».

Публий Сир: «Беда принуждает ко лжи даже честных».

Г. Торо: «Человеку невозможно жить честно и в то же время в достатке

и уважении».

Франсуа де Ларошфуко: «Если мы решим никогда не обманывать дру-

гих, они то и дело будут обманывать нас».

Бальтазар Грациан: «Старайся не прослыть обманщиком, хоть сегодня

и невозможно прожить, не будучи таковым. Самая большая твоя хитрость

должна состоять в том, чтобы не показать свою хитрость».

Иоганн Вольфганг Гёте: «К сожалению, у человека слишком много

оснований защищать себя от человека. Злонамеренных — великое мно-

жество, немало и злодеев, а для того чтобы жить как надлежит, недоста-

точно одних добрых дел».

Питтак из Митилены: «Трудно человеку быть хорошим».

Оноре де Бальзак: «Честностью нельзя достичь ничего».

Де Кассаре: «Искусство выживать заключается в искусстве лгать самому

себе, лгать героически, бесконечно, творчески. Чувства лгут разуму, разум

лжёт чувствам. Ищущий истину — лжец: он ищет счастья, а не истину».

Но надо признать, что правы и первые, и вторые. Нет человека, ко-

торый бы всегда осуждал ложь и не лгал, нет и такого, который бы

только изредка допускал её, и нет такого, который бы во всех случаях

лгал, считая её необходимой. Всё зависит от весьма многих обстоя-

тельств, в которых находится человек, его социального окружения

и положения, его моральных устоев.

Да и народная мудрость потому и мудрость, что подтверждает на

каждом житейском шагу, что:

4. Заслуживает ли ложь уважения? 63

неправдою жить — не хочется, правдою жить — не можется;

правду говорить — никому не угодить;

правдой жить — ничего не нажить;

сказал бы правду, да чёрта боюсь;

не будь лжи, не стало бы и правды.

Владимир Даль в сборнике «Пословицы русского народа» приводит

о правде и лжи такие пословицы:

не плачь по правде, обживайся с кривдой;

иной раз не разберёшь — что правда, а что ложь;

не ищи правды в других, коли в тебе её нет;

и твоя правда, и моя правда, и везде правда — а её нигде нет.

Уйгурская пословица: лучше ложь, приносящая правду, чем правда,

сеющая раздоры.

Ассирийская пословица: если хочешь помочь правде, подружись

с ложью.

Сирийская пословица: говори ложь, похожую на правду, но не прав-

ду, похожую на ложь.

Если сравнивать правду и ложь в различных ситуациях, с различных

сторон и позиций, что лучше, а что хуже, то может оказаться, что:

сладкая ложь лучше горькой правды;

лучше ложь, приносящая пользу, чем правда, приносящая вред;

умная ложь лучше глупой правды;

горькая правда лучше сладкой лжи;

глупая правда лучше умной лжи;

ложь, преследующая благую цель, лучше правды, ведущей к бед-

ствию.

Читатель сам может найти примеры, как подтверждающие, так и опро-

вергающие вышеприведённые интенции.

Правда — людская падчерица по сравнению с родной дочерью —

ложью. Её положение в обществе по сравнению с ложью, образно, на-

делив их душой и телом, отобразил Владимир Высоцкий в стихотворе-

нии, которое так и назвал — «Правда и ложь»:

Нежная правда в красивых одеждах ходила,

Принарядившись для сирых блаженных калек,

Грубая ложь эту правду к себе заманила,

Мол, оставайся-ка, ты у меня на ночлег.

И легковерная правда спокойно уснула,

Слюни пустила и разулыбалась во сне,

64 Глава II. Ложь — инструмент обмана

Хитрая ложь на себя одеяло стянула,

В правду впилась и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,

Баба как баба, и что её ради радеть.

Разницы нет никакой между правдой и ложью,

Если, конечно, и ту, и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты

И прихватила одежды, примерив на глаз.

Деньги взяла и часы, и ещё документы,

Сплюнула, грязно ругнулась и вон подалась.

Только к утру обнаружила правда пропажу

И подивилась себя оглядев делово.

Кто-то уже, раздобыв где-то чёрную сажу,

Вымазал чистую правду, а так ничего.

Правда смеялась, когда в неё камни бросали.

«Ложь это всё, и на лжи одеянье моё».

Двое блаженных калек протокол составляли

И обзывали дурными словами её.

Тот протокол заключался обидной тирадой,

Кстати, навесили правде чужие дела.

Дескать, какая-то мразь называется правдой,

Ну, а сама пропилась, проспалась догола.

Голая правда божилась, клялась и рыдала,

Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах.

Грязная ложь чистокровную лошадь украла

И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за правду воюет,

Правда, в речах его правды на ломаный грош,

Чистая правда со временем восторжествует,

Если проделает то же, что явная ложь.

Часто разлив по 170 граммов на брата,

Даже не знаешь, куда на ночлег попадёшь.

Могут раздеть, это чистая правда, ребята,

Глядь, а штаны твои носит коварная ложь,

Глядь, на часы твои смотрит коварная ложь,

Глядь, а конём твоим правит коварная ложь.

Закончим этот раздел фразой из Библии (Пс. 115:2): «Я сказал в оп-

рометчивости моей: всякий человек ложь».

Конечно, это звучит цинично, и не все с этим согласятся, но что по-

делаешь, такова жизнь, если смотреть на неё не через розовые очки.

4. Заслуживает ли ложь уважения? 65

«Можно, разумеется, заявить в ответ, что подобные мысли — самая что

ни на есть гнусная клевета на человечество отдельных злобствующих

индивидуумов, но что поделать, если именно такие мысли проходят крас-

ной нитью в высказываниях мудрейших умов человечества в течение

последних — по крайней мере — двадцати семи веков, а возражения их

оппонентов лишь вспыхивают слабыми и почти незаметными искорками»

(В. Г. Гитин).

Может быть, и звучит кощунственно совет Жюля и Эдмона Гонкуров:

«Умный человек должен считать, что народ, в громадном большинстве,

состоит из дураков. Весь талант умного человека должен быть направ-

лен на то, чтобы их надуть».

Не из-за лживости ли людей наш знаменитый историк и философ

Василий Ключевский утверждал, что «человек — это величайшая ско-

тина в мире»? Можно с этим соглашаться, можно и не соглашаться, но

факт остаётся фактом, что обойтись без лжи человечество пока что не

может.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)