АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обман обещаниями

Читайте также:
  1. А Андрей хотел жить, как его «батя»: быть веселым и беспечным, уметь легко шагать через свои годы, обманывать житуху, уметь выкручиваться и не терять бодрость духа и молодость.
  2. Благодарение Богу за полученныя от Него благодеяния; о духовной молитве и о преспеянии в ней; о божественном озарении, о необманчивом созерцании, и о любви к Богу.
  3. Великий обман
  4. ВЕЛИКИЙ ОБМАН
  5. Весть, вначале соглашаясь на мелкий обман, затем вынуждена склонять-
  6. ВЗАИМНОE ОБМАНЫВАНИЕ
  7. Вопросом тоже можно обмануть
  8. Восемь наиболее распространенных жестов обмана
  9. Всё дело в том, что без служения идее Родины и идее народа партии и учения имеют обманную сущность.
  10. Высказывания о самообмане
  11. Высказывания об обманщиках, их жертвах, обмане и морали 259
  12. ГЛАВА 10 Обманчивые выражения лица

Человек — единственное животное на земле, которое не только мо-

жет представить в уме своё желаемое будущее, но и спланировать

свои действия в расчёте на тот результат, который задуман. Способ-

ность создавать образы будущего и выражать полученное в языке

позволяет ему описывать их другому, обещать последнему превра-

тить этот образ в действительность, брать на себя ответственность

за последствия невыполнения обещания и вызывать у других людей

надежду, что обещание будет выполнено. Это происходит тогда, ког-

да обещающий действительно хочет выполнить обещание. Но часто

обещание даётся только для того, чтобы получить то, что нужно ему

от другого: я дам тебе в будущем то, что нужно тебе, при условии

передачи мне сегодня того, что нужно мне. Обещанием в самом ши-

роком смысле слова является высказывание, выражающее желание,

стремление, обязательство обещающего сделать что-либо ценное,

нужное тому, кому обещают, и согласие понести какой-либо ущерб

для себя, если оно не будет выполнено. Обещание является способом

обмана тогда, когда обещающий не намерен выполнить данное им

обещание.

Обещать могут все:

«искренние» обещания получает родитель, спрашивая своего дитятю:

«Будешь ещё курить, хулиганить, поздно приходить домой?» и т. д.,

размахивая при этом ремнём, и, получив нужное «я больше не буду»,

удовлетворённо бросает ремень прочь, зная по подобным сценам в не-

далёком прошлом, что дитятко не выполнит своего обещания;

родители с легкостью обещают ребёнку игрушки, чтобы тот не надоедал

и дал спокойно отдохнуть;

любовник обещает сексуальному партнеру связать себя цепями Гиме-

нея;

обещает чиновник, сидящий в мягком кресле;

обещает банк выплачивать дивиденды, не уменьшая их размер;

обещает кандидат в депутаты сделать всё, что просят избиратели, за-

бывая об обещаниях на следующий день после избрания;

_

_

_

_

_

_

6. Виды лжи 81

обещает правительство направить все свои силы на повышение благо-

состояния граждан и т. д. и т. п.;

обещают все, кому что-то нужно сейчас, в обмен на то, что нужно тому,

кому обещают, но не сегодня, а завтра, в будущем.

Обещание, по всей вероятности, — один из самых древних видов

обмана, связывающего слово и дело. Уже Священное Писание указы-

вало на необходимость выполнения обещания. «Лучше тебе не обещать,

нежели обещать и не выполнить» — читаем мы в «Книге Экклесиаста»

(Эккл. 5, 4).

Обещание, как форму обмана, осуждал ещё Давид Юм, английский

философ, психолог и историк. Он отмечал: «Мы порицаем всякий обман,

всякое нарушение слова, потому что считаем, что свобода и широта

общения между людьми находятся в полной зависимости от верности

обещаниям».

Это одна из самых эффективных и поэтому распространённых форм

обмана, поскольку языком трепать — не землю копать. Так говорил

беспринципный Шарль-Морис Талейран: «Обещание хорошо тем, что

от него всегда можно отказаться», а Анна Австрийская, жена Людови-

ка XIII, наставляла своего сына, будущего Людовика XIV: «Прежде чем

заковать народ в цепи, усыпи его обещаниями». Да и Никколо Макиа-

велли, считавший, что для достижения политических целей все средства

хороши, указывал:

«Разумный повелитель не может и не должен оставаться верным своему

обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побу-

дившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы

люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат,

поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог

нарушить обещание всегда найдётся… Всегда в выигрыше останется тот,

кто имеет лисью шкуру. Однако натуру эту надо ещё уметь прикрыть,

надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодуш-

ны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда

найдёт того, кто даст себя одурачить… В наше время великие дела уда-

вались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел кого

нужно обвести вокруг пальца… Надо являться в глазах людей сострада-

тельными, верными слову, милостивыми, искренними, благочестивы-

ми — и быть таковыми на самом деле, но внутренне надо сохранять

готовность проявлять и противоположные качества, если это окажется

необходимо».

Каждая власть, какая бы она ни была, обещает своим гражданам

трудиться ради их благополучия. Эти обещания иллюзорны и невыпол-

нимы, так как власть по природе своей и природе лиц, обладающих

_

_

82 Глава II. Ложь — инструмент обмана

властью, имеет другие цели, не аналогичные тем, которые она провоз-

глашает. И как бы ни называли их обладающие властью лица — «общест-

венные», «национальные», «народные» интересы, они не станут личными,

поскольку требования конкретного общества никогда не совпадают с ин-

тересами большинства граждан. В будущем, с развитием демократиза-

ции общества и государства, эти противоречия хотя и будут уменьшать-

ся, но никогда не исчезнут.

Особенно щедры на обещания кандидаты, избираемые на государ-

ственные должности: в депутаты областных и Государственной думы,

на посты мэра, губернатора, президента, где вера избирателей в своих

избранников является единственной силой, могущей поднять и усадить

их кандидата в кресла исполнительной и законодательной власти. В пе-

риоды предвыборных кампаний посулы сыплются, как из рога изобилия,

в надежде охмурить «любимых» избирателей, и сразу же забываются,

как только заветное кресло будет под «нижними полушариями мозга».

В этом мы неоднократно убеждались, убеждаемся и, наверное, будем

убеждаться, если не будем такими легковерными. Ситуацию до и после

выборов талантливо, с показом средств, применяемых при этом, изоб-

разил датский карикатурист Херлуф Бидструп (рис. 1).

Одним из способов обмана, применяемым для околпачивания масс,

является демагогия, частью которой выступает обещание. Демагог воз-

действует на чувства и инстинкты людей лживыми обещаниями и ли-

цемерным подлаживанием под вкусы малосознательной части масс для

достижения только своих небескорыстных целей. Прекрасно обрисовал

демагога Андре Моруа:

«Демагог спекулирует на бедах народа и ради того, чтобы победить, обе-

щает удовлетворить все нужды, твёрдо сознавая, что не в силах сдержать

обещания. Подобная ложь может принести кратковременный успех, но за

ним всегда следует тяжкое пробуждение, которое влечёт за собой реакцию

(термидор, 18 брюмера) либо, если демагог, несмотря ни на что, пытается

удержаться у власти — диктатуру. Так что вас, я думаю, не удивит, что я пре-

достерегаю вас от любых видов демагогии… Рано или поздно лживые

обещания порождают недовольство и бунт. В конечном счёте только чест-

ные политики одерживают долговечные победы».

Обещание как инструмент обмана основано на надежде человека, что

тот, кто обещает, поступит именно так, как обещает. Ведь он всегда

надеется на хорошее, благоприятное поведение, известие, событие и не

надеется на плохое, вредное. Мы надеемся, что нас не обманут, не пре-

дадут, что наступят хорошие времена, что будет всё хорошо. Эта надеж-

да основана прежде всего на убеждении, что человеку нужно верить, что

человек — хозяин своего слова, что человек знает: не выполнил обеща-

6. Виды лжи 83

ния — потерял доверие и право называться честным и порядочным

человеком. И хоть подрывает надежду постоянный пример того, что

человек своему слову хозяин, как говорят в народе: он его дал, он его

и обратно возьмёт. Но… надежда ведь умирает последней.

Рис. 1. Херлуф Бидструп «До и после выборов»

84 Глава II. Ложь — инструмент обмана

Вспомним хотя бы капитана Копейкина из «Мёртвых душ» Н. В. Го-

голя, пришедшего за помощью к чиновному генералу:

«“Так и так, ваше превосходительство: проливал кровь, лишился, в неко-

тором роде, руки и ноги, работать не могу, осмеливаюсь просить монаршей

милости”. Министр видит: человек на деревяшке и правый рукав пустой

пристёгнут к мундиру: “Хорошо, говорит, наведайся на днях”. Копейкин

мой выходит чуть ли не в восторге: одно то, что удостоился аудиенции,

так сказать, с первостатейным вельможею; а другое то, что вот теперь

наконец решится, в некотором роде, насчёт пансиона. И закончились эти

ожидания и хождения превосходным советом: “Я для вас ничего не могу

сделать; постарайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств…

Приедет государь, я могу вам дать честное слово, что его монаршая милость

вас не оставит”».

Уверенность в том, что обещание будет выполнено, связана с такими

чертами характера человека, как:

верность слову — обязанность перед собой выполнить обещание;

порядочность как качество человека, которому можно верить, что

он выполнит данное им обещание;

обязательность как качество человека, который дорожит своей

репутацией.

Без преувеличения можно сказать, что без обещаний невозможно су-

ществование человеческого общества. и они настолько распространены

и имеют такое важное значение, что для многих видов обещаний, чтобы

они выполнялись и не были способами обмана, потребовалось правовое

регулирование. Гражданским кодексом Российской Федерации регули-

руются такие виды обещаний, как сделка, обязательство, договор.

Гражданско-правовое обязательство представляет собой обещание

одного лица (должника) совершить в пользу другого (кредитора)

определённые действия (передать имущество, выполнить работу, упла-

тить деньги и т. д.) либо воздержаться от какого-либо действия, а кре-

дитор имеет право требовать от должника исполнения его обещания.

Чтобы должник выполнил свои обязательства и тем самым предотвра-

тил негативные последствия, которые могут наступить в случае неис-

полнения или ненадлежащего исполнения должником своего обяза-

тельства, и так повысить его ответственность, ГК РФ предусматривает

ряд мер: неустойку (штраф, пени), поручительство, задаток, залог,

банковскую гарантию и удержание имущества должника.

Сделки могут оказаться фиктивными (мнимыми) и притворными.

Фиктивной считается сделка, заключённая только для вида, без на-

мерения породить определённые последствия. Она заключается с точ-

6. Виды лжи 85

но определённой хотя бы с одной стороны целью: купить дом, где по-

купателем является подставное лицо, с целью сокрытия незаконно

полученных доходов, вступить в брак с целью получить прописку и пра-

во на жилплощадь и т. д. Цель этих сделок — приобрести юридическое

право на что-либо, фактически не претендуя на него, иметь, как говорят

юристы, «де-юре», но не «де-факто». Этот путь обмана очень скользок

и ненадёжен, поскольку связан не только с дальнейшими фактическими

отношениями, которые могут возникнуть и перерасти в «де факто», но

и с возможностью прямого обмана с другой стороны. Фиктивный брак

со стороны мужчины может перерасти в фактический, если женщина

поставила перед собою эту цель. Последствия такого соглашения для

мужчины будут весьма плачевными.

Притворной считается сделка, которая совершена с целью прикрыть

другую сделку. Например, сделка «купли-продажи» автомашины офор-

мляется как передача во временное безвозмездное пользование или

путём «выдачи доверенности» для того, чтобы избежать необходимос-

ти платить государственную пошлину за совершение сделки купли-

продажи автомобиля.

Обман при заключении сделок может происходить и тогда, когда одна

из сторон (обманщик) использует такое состояние другой стороны, при

которой она не способна понимать значение своих действий или руко-

водить ими (болезнь, наркотики, алкоголь и т. д.). Статья 179 ГК РФ

прямо предусматривает недействительность сделки, совершённой под

влиянием обмана.

Одной из форм обещания является клятва — торжественное уверение,

подкреплённое упоминанием чего-либо священного для того, кто клянёт-

ся. Клянутся любить вечно, клянутся, что не врут или говорят правду,

клянутся не предавать друзей и соратников, клянутся хранить тайну и т. д.

Клянутся на Библии, на крови, всенародно, как президенты. Выпускники

высших медицинских заведений при получении диплома дают клятву:

честно исполнять свой служебный долг, посвятить свои знания

и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению

и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить вра-

чебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному,

действовать исключительно в его интересах независимо от пола,

расы, национальности, языка, происхождения, имущественного

и должностного положения, места жительства, отношения к рели-

гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,

а также других обстоятельств;

86 Глава II. Ложь — инструмент обмана

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не

прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требо-

вательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их

профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за по-

мощью и советом, если этого требуют интересы больного, и само-

му никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство,

беречь и развивать благородные традиции медицины.

Условие получить право врачевания только при даче клятвы застав-

ляет каждого выпускника медицинского вуза давать заведомо невыпол-

нимые обещания, превращая эту процедуру в фикцию и фарс.

Дают присягу военнослужащие, дают клятву нотариусы и судьи.

По «Кодексу чести судьи Российской Федерации» и Закону «О стату-

се судей в Российской Федерации» судьи, впервые избранные на долж-

ность, приносят в торжественной обстановке перед Государственным

флагом Российской Федерации присягу следующего содержания: «Тор-

жественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязаннос-

ти, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспри-

страстным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Но принятие этой присяги не избавило нашу страну от взяточников,

фальсификаторов и лиходеев в российском корпусе судей.

Существуют признаки и симптомы, помогающие распознать и отли-

чить ложное обещание от искреннего. На бытовом уровне такими сим-

птомами могут быть:

неопределённость и нереалистичность способов выполнения обе-

щания;

отсутствие конкретного срока исполнения;

ссылки на условия выполнения, наличие которых в будущем более

чем проблематично;

постановка таких условий тому, кому обещают, которые должен

выполнить сам обещающий: «позвони попозже», «напомни за-

втра», «сделай то-то»;

отсутствие данных о надёжности обещающего;

отсутствие санкций за невыполнение обещания;

желание обещающего избавиться от назойливого просителя (жа-

лобщика — у чиновника, ребёнка — у родителя и т. д.);

независимость обещающего от того, кому он обещает;

6. Виды лжи 87

отсутствие возможностей обещающего выполнить обещание;

наличие слишком большого количества условий, которые должен

выполнить тот, кому обещают;

ненормальное состояние обещающего, например эйфория обеща-

ния у пьяного;

хвастовство обещающего, «шапкозакидательство»;

настойчивое требование или просьба что-либо сделать (проголосо-

вать, дать взаймы и т. д.) до того, как обещание будет выполнено.

Нельзя верить обещаниям типа «я всё прощу, ты только скажи правду»

(о курортном романе, о неблаговидном поступке и т. д.). Эти обещания

обычно не выполняются, поскольку обещание здесь является только

способом выудить правду и данное «прощу» не более чем уловка.

Но могут ли быть случаи, когда человек может оказаться в глазах

другого, кому обещает, обманщиком, не будучи обманщиком? Конечно.

Это такие ситуации, когда обещающий, давая обещание, намеревался

его выполнить, но обстоятельства и условия, в которых должно было

бы быть выполнено обещание, изменились, и выполнить обещанное уже

не представляется возможным. Самым верным и честным способом

остаться в таких случаях порядочным человеком является своевремен-

ное сообщение объекту обещания, с соответствующими разъяснениями,

конечно, что выполнить обещание не представляется возможным.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.022 сек.)