АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человеческой натуры

Читайте также:
  1. а не над человеческой волей
  2. Архетипы: Натуры и Маски
  3. Вопрос 34. Педагогическая сущность самовоспитания. Самостоятельная работа как условие совершенствования человеческой личности.
  4. Все святые, будучи озаряемы, просвещаются и видят славу Божию, насколько возможно человеческой природе видеть Бога.
  5. Глава 12. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
  6. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии Возрождения.
  7. Манипулирование человеческой памятью
  8. Медитация как способ развития аспектов человеческой души
  9. О цели человеческой жизни
  10. Одеяние человеческой власти
  11. Одеяние человеческой власти.
  12. Понятие и строение человеческой деятельности .

Одной из форм сокрытия является неискренность, то есть скрытность

и неправдивость тогда, когда притворщик не высказывает то, что дума-

ет, и не показывает того, что переживает, то есть лицемерит.

Скрытным считают человека, ничего о себе не рассказывающего. Это

так же плохо, как и быть слишком откровенным. Скрытность вызывает

недоверие, а безграничная искренность характеризует глупца.

Люди держат язык за зубами и не распространяются о своих чертах

характера, которые они осуждают в себе, о поступках, характеризу-

ющих их не с лучшей стороны, в частности о фактах обмана. Да и как

бы ни был честен человек перед другими, у каждого есть то, что он

тщательно скрывает от всех, а часто и от самого себя. Эту истину по-

няли ещё в древности. Абу-ль-Карим Фирдоуси (Х век) писал: «Коль

тайну даже близкому доверишь, ты бедственных последствий не из-

меришь». Юсуф хас-Хаджиб Баласагунский (XI век) также предупре-

ждал: «И помни, что уменье что-то скрыть порой ценней уменья го-

ворить».

Народная мудрость гласит: слово — серебро, молчание — золото,

молчи больше — проживёшь дольше. Спиноза как-то сказал, что «мир

был бы намного счастливее, если бы люди обладали такою же способ-

ностью безмолвствовать, как болтать». А знаменитый и беспринципный

политик Талейран был ещё категоричнее: «Речь дана человеку для того,

чтобы скрывать свои мысли».

Одно из стихотворений Ф. И. Тютчева, чья поэзия характеризуется

трагическим ощущением противоречий бытия, так и называется — «Мол-

чание»:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звёзды в ночи, —

Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя?

4. Скрытность и неискренность человеческой натуры 133

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изреченная есть ложь.

(Тютчев Ф. // Русская поэзия XIX века. — М., 1974. — С. 17).

Любой согласится с тем, что имеется достаточно оснований, чтобы не

говорить того, что один думает о другом: что он не прав, поступил не по-

товарищески, глуп и т. д. Народное мнение, что «скажешь правду — поте-

ряешь дружбу», тому подтверждение. Результатом «матки-правды» могут

быть и охлаждения в отношениях, и осложнения по службе, и полная

потеря доверия. Этикет, обычаи и традиции большин ства народов мира

требуют сдержанности в высказываниях, особенно если это касается от-

рицательных оценок и несовпадающих мнений в отношении партнёров

по общению. Не утерплю, чтобы не привести одну цитату из «Карманно-

го оракула» Бальтасара Грасиана. В 181-м афоризме он предлагал:

«Не лгать, но и всей правды не говорить. Ничто не требует столь осторож-

ного обращения, как правда — это кровопускание из самого сердца наше-

го. Немалое нужно умение и чтобы сказать правду, и чтобы о ней умолчать.

Один раз солжёшь — и пропала твоя слава человека честного. Обмануто-

го считают простаком, обманщика — подлецом, что куда хуже. Не всякую

правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой — ради дру-

гого», — и добавлял: «Мудрость житейская требует скрытности: кто игра-

ет в открытую, рискует проиграться. Сдержанность таящегося вступает

в поединок с зоркостью проницательного. Пусть не знают, чего ты хочешь,

не то помешают — одни противодействием, другие угодливостью».

«Счастье — это когда тебя понимают», — говорят одни, хотя другие

и добавляют: «Каждому хочется, чтобы его понимали, но никто не хочет,

чтобы его раскусили». Люди не любят, когда другие знают их так же

хорошо, как они сами.

Ницше отмечал:

«Кто всегда прислушивается к тому, как его оценивают, будет всегда

огорчаться. Ведь даже самые близкие нам люди (то есть которые “лучше

всех нас знают”) часто оценивают нас ложно. Даже хорошие друзья иног-

да проявляют своё неудовольствие в неодобрительном суждении; и разве

они были бы нашими друзьями, если бы они точно знали нас?»

Ему вторит Иммануил Кант:

«Суждения равнодушных сильно огорчают нас, потому что они звучат так

непредвзято, почти объективно. А если мы ещё замечаем, что кто-либо

враждебный нам знает какую-либо тайную нашу черту так же хорошо, как

мы сами, как велика тогда наша досада!»

134 Глава III. Обман сокрытием

Почему мы скрытны даже тогда, когда к этому нет, казалось бы, ни-

каких оснований? Почему весьма часто мы не сообщаем то, что обязаны

сообщить на основе сложившихся отношений или долга? Как это ни

парадоксально звучит, основа неискренности заключается чаще не в тех

людях, с которыми мы общаемся, а в нас самих, в нашем недоверии

к этим людям. Оно основано на предположении, что те люди, с которы-

ми мы дружим, могут использовать наше доверие не в наших интересах,

а нам во вред. Но дружба ли это при таких предположениях? Скрытность

разумна, если она проявляется в отношении посторонних лиц, которые

никакими связями с объектом тайны не обременены. Но скрывать от близ-

ких и друзей то, что они должны знать, — это обманывать их, поскольку

несообщение им всего того, чем полна личная жизнь, есть неискренность,

при наличии которой нет ни настоящей любви, ни настоящей дружбы.

А как считать утаивание фактов в дневниках, автобиографиях и пуб-

ликуемых воспоминаниях, когда пишущие сознательно замалчивают

существенные факты из описываемых ими событий? Даже в дневниках,

этих манускриптах интимных признаний, человек не бывает искренен

до конца. Мысль о том, что кто-то прочтёт сокровенно написанное,

толкает на утаивание или написание полуправды.

Жан Жак Руссо в своей «Исповеди» указывал: «Я не знаю дневника пи-

сателя, где бы правда была высказана до конца».

Бернард Шоу о причинах сокрытия высказывался более категорично:

«Все автобиографии лживы. Я не имею в виду бессознательную, непред-

намеренную ложь; я имею в виду ложь намеренную. Ни один человек не

может быть плох настолько, чтобы рассказывать о себе при жизни правду,

втянув в это дело, как того и требует правда, свою семью, друзей и коллег.

И ни один человек не может быть настолько добродетельным, чтобы

рассказывать правду потомству в документе, который он держит при себе

до тех пор, пока не останется никого, кто бы мог противоречить ему».

Ян Парандовский в «Алхимии слова» так описал состояние пишущего

дневник: «Абсолютной искренности не существует. Не раз перо останав-

ливается на середине страницы, не раз глаза, смотрящие на слова, не за-

памятные ложью, устрашаются тени чужой, неведомой фигуры, которая

когда-то в будущем склонится над этими страницами, — достаточно мига

такой рефлексии, и чистота внутреннего голоса окажется замутнённой.

Мы настолько тесно связаны с людьми, настолько тщательно они за нами

наблюдают, подслушивают, даже когда мы находимся в полном одиноче-

стве, что всё это даёт о себе знать, стоит лишь взяться за перо».

Другой причиной неискренности является стремление не смешивать

свою индивидуальность с другими, повышенная оценка своего «Я»,

стремление быть независимым и никому не обязанным, что делает тако-

4. Скрытность и неискренность человеческой натуры 135

го человека крайне замкнутым и не расположенным к открытости. Такие

люди склонны, сами того часто не осознавая, к обману умолчанием даже

в отношении к близким и друзьям, поскольку любые сведения о себе

считают принадлежащими только себе, а их распространение как неже-

лательную связь с другими, возрастание своей зависимости от других

и уменьшение своей безопасности. Информационная независимость

ведёт к незнанию и непониманию ими других людей и, в конечном итоге,

к недоверию, которое часто не оправдано, что приводит к ещё большей

самоизоляции. В то же время жизненный опыт говорит нам, что проявлять

повышенную осторожность в отношении высказываний о себе лучше,

чем рисковать при отсутствии уверенности в надёжности партнёра.

Человек неискренен в силу разных причин. Например, потому что:

не хочет показать свои недостатки и слабости;

должен показать себя таким, каким хотят видеть и слышать его

другие;

в нём всегда борются, усиливаясь и ослабевая, самые различные

и даже противоположные желания и стремления, и точно выра-

зить их человек бывает не в состоянии.

Поэтому различие истинного и ложного — весьма трудное дело, тре-

бующее большого ума и проницательности.

Противостоит ли честность скрытности?

Честность — это обязанность человека говорить правду, но не всем,

конечно, а только тем, кому он эту правду говорить обязан. Не будет скрыт-

ностью несообщение собеседником фактов личного характера, которые

касаются только его, о которых он не хочет рассказывать, опасаясь осу-

ждения или боясь, что сведения об этих фактах будут использованы ему

во вред (количество и частота употребления спиртных напитков, наличие

родинки на интересном месте, свежесть нижнего белья и т. д.).

Жан де Лабрюйер как-то заметил, что «человек редко раскаивается в том,

что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что

говорил слишком много. Это старая истина, всем известная, и всеми

обыкновенно забывается».

Артур Шопенгауэр, великий пессимист XIX века, также не обошёл

молчанием эту тему. Он отмечал: «Молчаливость настоятельным образом

и с помощью самых разнообразных аргументов рекомендовалась всеми

наставниками житейской мудрости».

Прибавлю только две-три арабские максимы, которые мало известны:

«Чего не должен знать твой враг, того не говори своему другу»; «Если

я скрою свою тайну, она — моя пленница, если я её выпущу, я — её плен-

ник»; «На древе молчания растёт его плод — мир».

136 Глава III. Обман сокрытием

Приведём еще несколько пословиц, касающихся тайны:

среди людей самый слабый тот, который не умеет сохранять свою тайну;

тайное слово в своих устах держи;

чужой тайны не разглашай, а свою блюди;

петух скажет курице, а она всей улице.

Противоположностью скрытности является искренность — выраже-

ние истинных мыслей и чувств, отсутствие притворства, откровенность

и чисто сердечие. Искренность для обманщика является весьма соблаз-

нительной чертой характера объекта обмана. Взаимная искренность

даже среди близких людей — очень тонкое и деликатное дело, требу ющее

осторожности, смелости и ума. Но выражение искренности тоже может

быть неискренним. Ещё Ларошфуко по этому поводу заметил: «Искрен-

ность — это откровенность, которой обладают далеко не многие люди;

искренность, которую обычно видно, чаще всего является проявлением

хитрости для того, чтобы снискать доверие среди окружающих».

Что же лучше? Говорить правду или её умалчивать? Не используют

ли те, кто узнал её, во вред кому-либо?

В восьмой книге «Карнапарве» из древнеиндийского эпоса «Махаб-

харата» приводится такой случай.

Однажды в лес, где жил отшельник, которого звали Правдоречивым из-за

обета говорить только правду, зашли люди, гонимые варварами. Когда

они ушли, нагрянули преследователи и спросили, где преследуемые. Уз-

нав правду, они настигли их и убили. Из-за той великой беды он, не

знавший сущности правила правдивости, попал в гибельный ад. «Невеж-

да, он не познал во всей глубине Веды, не уяснил особенности драхм», —

говорится в «Карнапарве». Уж лучше бы он не сказал ничего.

«Пользу» говорить правду начальнику иллюстрирует следующий

анекдот.

В комитете госбезопасности идёт партсобрание. Секретарь парткома

выступает с пламенной речью о том, что сейчас переломный момент пе-

рестройки и гласности, и призывает коллег активно и более критически

выносить на обсуждение острые вопросы.

Вдохновлённый красноречием парторга, с места поднимается молодой

лейтенант:

— Товарищи! Наболело уже, не могу молчать! До каких пор жена и тёща

генерала будут использовать служебную машину для поездок по магази-

нам в своих личных целях?!

На следующий день лейтенанта вызывает к себе генерал:

— Мне очень понравилось ваше выступление вчера на собрании. Я вижу,

что вы — бескомпромиссный человек и прямая натура. Думаю, что вы

_

_

_

_

4. Скрытность и неискренность человеческой натуры 137

заслужили повышение по службе. Мы решили послать вас в Уругвай,

будете там нашим резидентом.

Лейтенант бледнеет, запинаясь объясняет, что у него, мол, молодая

жена, что он, в конце концов, не знает тамошнего языка.

— Кстати о языке, товарищ лейтенант… По легенде вы будете глухоне-

мым, поэтому язык мы вам отрежем уже здесь.

Здравый смысл, мораль и право в ряде случаев разрешают не говорить

правду. Уже Римское право предписывало сообщать её только тому, кто

имел на неё право. В любом случае не имеет права на получение досто-

верной информации преступник. Устав уголовного судопроизводства

царской России разрешал не говорить правду даже на суде.

А. Ф. Кони так высказался в поддержку этого права в части свиде-

тельствования против себя и близких родственников:

«Закон щадит те чувства, которые, даже при сознании свидетелем винов-

ности подсудимого или наличности изобличающих его фактов, заставля-

ли бы нередко сердце дающего показания обливаться слезами и кровью

или искать облегчения своего тяжкого положения во лжи. В человеческом

взгляде закона на таинственный голос крови или супружеской привязан-

ности заключается даже как бы признание допустимости лжи, которая,

в известных случаях, более близка к внутренней правде жизни, чем

объективная и холодная истина» (Кони А. Ф. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1967.

Т. 4. — С. 52).

Действующее законодательство России запрещает свидетелю, как

участнику уголовного судопроизводства, лгать и отказываться от дачи

показаний, но разрешает не давать показания против себя самого, свое-

го супруга и близких родственников.

Приведём на эту тему анекдот.

Отец говорит сыну: «Если мама спросит тебя, сколько я выпил, то ты

скажи…»

Сын: «Врать я не буду, но на основании существующих между нами

родственных отношений я могу отказаться от дачи показаний».

Часто возникают ситуации, когда обязанность свидетеля говорить

правду вступает в противоречие с его жизненными установками, с его

заинтересованностью скрыть её от правосудия. А как он себя чувствует,

разрываясь между двумя принципами, которые невозможно выполнить

одновременно! Например, свидетель, считающий, что «лгать допустимо»

и «справедливость прежде всего». С одной стороны он оправдывает

подозреваемого или обвиняемого, сочувствует им, понимает, что его

правдивые показания могут им навредить. Если для него справедливость

выше всего, то он умалчивает и лжёт, даже несмотря на предупреждение

138 Глава III. Обман сокрытием

об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Оправданием

умолчания в этом случае будет убеждение в необходимости действовать

ради защиты другого, более ценного для данной личности принципа

«справедливость превыше всего». В любом случае формальные при-

знаки отношений «свидетель — обвиняемый» и «свидетель — постра-

давший» недостаточны для верной оценки показаний, поскольку за

ними может скрываться очень сложный узел взаимоотношений. На эти

отношения, которые может быть уже сложились до следствия, могут

налагаться затем различные факторы, вплоть до угроз, запугиваний

и подкупа. Сколько страха и соблазнов испытывает свидетель!

Уместно привести по этому поводу анекдот.

«Вы знаете, сколько вам за это дадут?» — спрашивает судья, подразумевая

срок заключения.

«Да, — отвечает свидетель, — обещали дачу, десять тысяч или пулю».

Насколько искренность присуща Вам, читатель, поможет определить

тест, приведенный в приложении 3. К его выводам не следует относить-

ся слишком серьёзно, но всё же материал для размышлений он даёт.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.)