АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеология мещанина нашего времени 4 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

Теперь возвращаемся к «утопии» Герцена. В чем она состояла?

«Михайловский как-то выразился, что социология должна начать с некоторой утопии. С утопии начал и Герцен, веря, что не все реки истории текут в болота мещанства... Это была вера в девственные, не­зараженные мещанством силы русского народа, вера в «крестьянский тулуп», как говорил Тургенев, а за ним и эпигоны западничества... Гер­цен, действительно, настолько же верил в светлую будущность России, насколько был убежден в неминуемом и ближайшем разложении западно­европейского мира... Будущее России в том, что она избегла зараже­ния ядом мещанства, ибо «мещанство — последнее слово цивилизации, основанной на безусловном самодержавии собственности», а в России типичной является не частная, а общинная собственность. Герцен верил в коренное антимещанство русского народа и вообще всего славянства; его поддерживала надежда возможности отсутствия бур­жуазии в России или, по крайней мере, ее существования в качестве quantité négligeable. Отсюда две характерные стороны его народниче­ства: отрицательная — борьба с либеральным доктринаризмом, поло­жительная — проповедь освобождения крестьян с землей, находя­щейся в общинном пользовании; в первом случае Герцен категорически разошелся с молодым западничеством, во втором — он настолько же приблизился к славянофильству» (I, 350).

Герцен верил в антимещанство русскою народа и вообще всего славянства. Это так; но об этом толковать нет теперь ни малейшей на-

добности, потому что вряд ли кто-нибудь станет теперь защищать тео­рию, лежавшую в основе этой веры. Теория эта, сводящаяся к убе­ждению в том, что исторические судьбы народов определяются свой­ствами народного духа, при чем дух каждого народа обладает осо­быми свойствами, — есть одна из тех разновидностей идеализма, не­состоятельность которых давно уже замечена и осмеяна даже людьми, вообще говоря, склонными к идеалистическому объяснению истории 1). Но не мешает присмотреться поближе ко взгляду Герцена на значение общины.

В письме к Мишлэ («Русский народ и социализм») он говорит: «У русского крестьянина нет нравственности, кроме вытекающей ин­стинктивно, естественно из его коммунизма; эта нравственность глубоко народная; немногое, что известно ему из Евангелия, поддерживает ее; явная несправедливость помещиков привязывает его еще более к его пра­вам и к общинному устройству.

«Община спасла русский народ от монгольского варварства и от имперской цивилизации, от выкрашенных по-европейски помещиков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хоть и сильно потря­сенная, устояла против вмешательств власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе.

«Это обстоятельство бесконечно важно для России» 2).

В другом месте того же письма Герцен замечает, указав на то, что партия движения, «прогресса» (письмо появилось первый раз в 1851 году) требует освобождения крестьян с землей: «Из всего этого вы видите, какое счастье для России, что сельская община не погибла, что личная собственность не раздробила собственности общинной; какое это сча­стие для русского народа, что он остался вне всех политических движе-

1) Прим. из сб. «От обороны к н а п а д.». — Нужно, однако, заме­тить, что, идеалистическая в своей последней основе и в своих окон­чательных выводах, эта теория Герцена была, в своих промежуточ­ных звеньях, проникнута материалистическим сознанием зависимости сознания» от «бытия»: западное «мещанство» обусловливалось, по мнению Герцена, исключительным господством на Западе частной собственности, а отвращение русских от мещанства объясняется существовании у них позе­мельной общины. Признавая, что сама община есть, в последнем счете, со здание русского народного духа, Герцен противоречил сам себе. Это было то самое противоречие, в котором вращались французские историки времен реставрации и социалисты-утописты: сознание определяется бытием, а бытие со­знанием. Противоречие возникало у них оттого, что они не шли далее признания взаимодействия между бытием и мышлением.

2) Соч. А. И. Герцена, т. V, стр. 194-195.

ний, вне европейской цивилизации, которая, без сомнения, подкопала бы общину и которая ныне сама дошла в социализме до самоотрицания» 1).

XII

Итак, счастье русского народа заключается прежде всего в том, что он остался вне европейской цивилизации и вне всех политических движений. Это — счастье застоя, то самое счастье, которое И. Аксаков обозначил впоследствии словами: «спасительная неподвижность». Но не­подвижность не есть движение к идеалу. Из того, что русский народ оставался неподвижным в течение целых столетий, вовсе еще не следует, что он более, нежели народы Западной Европы, способен двинуться к социализму. А ведь община — еще не социализм; это в лучшем случае только возможность социализма. Где же та сила, под действием которой возможность станет действи­тельностью? В этом весь вопрос.

В 30-й главе «Былого и Дум» Герцен так отвечает на него:

«Эти основы нашего быта — не воспоминания; это живые стихии, существующие не в летописях, а в настоящем; но они только уцелели под трудным историческим вырабатыванием государственного единства и под государственным гнетом, только сохранились, но не развились. Я даже сомневаюсь, нашлись ли бы внутренние силы для их развития без петровского периода, без периода европейского образования.

«Непосредственных основ быта недостаточно. В Индии до сих пор и спокон века существует сельская община, очень сходная с нашей и основанная на разделе полей; однако индийцы с ней недалеко ушли» 2).

Это как нельзя более справедливо. Но если это справедливо, то я спрашиваю еще раз, где же та сила, которая поведет Россию дальше, нежели ушли индийцы? На этот вопрос Герцен отвечает указанием на мощную мысль Запада.

«Одна мощная мысль Запада, к которой примыкает вся длинная история его, в состоянии оплодотворить зародыши, дремлющие в патри­архальном быту славянском. Артель и сельская община, раздел при­бытка и раздел полей, мирская сходка и соединение сел в волости, упра­вляющиеся сами собой, — все это краеугольные камни, на которых со­зиждется храмина нашего будущего свободно-общинного быта. Но эти

1) Там же, V, стр. 198-199.

2) Там же, т. VII, стр. 287.

краеугольные камни — все же камни... и без западной мысли наш бу­дущий собор остался бы при одном «фундаменте» 1).

Прекрасно. Однако мысль становится историческим двигателем только тогда, когда она попадает в головы значительного числа людей. Есть ли у нас какие-нибудь основания думать, что мощная мысль За­пада начинает проникать в крестьянские головы? Нет, таких оснований Герцен не видит 2). А если крестьяне недоступны влиянию мощной мысли Запада, то на кого же она влияет? Она влияет на «нас», на людей, усвоивших западные социалистические идеалы, В «нас» — все дело; именно «мы» и представляем собою средство, благодаря которому пере­ход русского народа к социализму из возможного станет действитель­ным. В брошюре «Du développement des idées révolutionnaires en Russie» Герцен говорит о союзе философии с социализмом (стр. 156-я) и опре­деляет (стр. 143-я) задачу тех, которые представляют собой интел­лигенцию страны.

К этому надо сделать два добавления. Во-первых, Герцен называет современную ему интеллигенцию — по преимуществу дворянской интел­лигенцией 3). Во-вторых, для большей верности Герцен готов апеллиро­вать также и к правительству. В феврале 1857 года он писал (в статье: «Еще вариации на старую тему»):

«Мало чувств, больше тягостных, больше придавливающих чело­века, как сознание, что можно теперь, сейчас, ринуться вперед, что все под руками и что не достает одного понимания и от­ваги со стороны ведущих. Машина топится, готова, жжет даром топливо, даром теряется сила, и все оттого, что нет смелой руки, которая бы по­вернула ключ, не боясь взрыва.

«Пусть же знают наши кондукторы, что народы прощают многое... если они только чуют силу и бодрость мысли. Но непонимание, но бледную шаткость, но неуменье воспользоваться обстоятельствами, схватить их в свои руки, имея неограниченную власть, — ни народ, ни история никогда не прощают, какое там доброе сердце ни имей» 4).

1) Там же, стр. 287—288.

2) В другом месте он прямо объявляет крестьянство самой консервативной частью населения: «Les paysans forment la partie la moins progressiste de toutes les nations» («Du développement des idées révolutionnaires en Russie». Iskander. Paris 1851, p. 33).

3) «Le travail intellectuel, dont nous parlons, ne se faisait ni au sommet de l'état ni à sa base, mais entre les deux, c'est-à-dire en majeure partie entre la pe­tite et la moyenne noblesse» (Ibid., p. 84).

4) Соч. A. И. Герцена, т. X, стр. 293.

Однако надежда на «кондукторов» вспыхивала у Герцена не на­долго. Более продолжительным и прочным было у него убеждение в том, что от «кондукторов» Россия ничего хорошего не дождется и «что Петр Великий теперь в нас», т. е. интеллигенции 1).

Но историческая наука не оставляет теперь ни малейшего сомнения в том, что реформы Петра были подготовлены и вызваны развитием Московской Руси. Поэтому, если «мы» хотим сыграть роль Петра Ве­ликого, «мы» должны доказать, что почва для «нашей» социалистиче­ской деятельности подготовляется внутренним развитием общины. В другом месте сам Герцен спрашивает: «Где лежит необходимость, чтобы будущее разыгрывало нами придуманную программу?» Но его собственные рассуждения о возможном успехе «нашей» социалистиче­ской деятельности совсем не указывают на такую необходимость. Естественно поэтому было бы ожидать, что он сам видел, как мало убедительны эти ею рассуждения. Но в том-то и дело, что эти рассу­ждения возникли в его голове, как последнее утешение человека, разо­чаровавшегося в будущем западной цивилизации и готового схватиться за первую попавшуюся соломинку, чтоб не утонуть в бездне отчаяния. Утопающий никогда не бывает расположен относиться критически к той соломинке, за которую он хватается. Мы видели в первой половине этой статьи, что, рассуждая о Западной Европе, Герцен более или менее твердо стоял на той точке зрения, что ход развития мыслей опреде­ляется ходом развития жизни, общественное сознание определяется общественным бытием. Но именно потому, что, держась этой точки зрения, он пришел к самым безотрадным выводам насчет будущей судьбы Запада, он, оборачиваясь к России, довольно быстро и неза­метно для себя стал на совершенно противоположную точку зрения, дальнейшее развитие нашего общественного бытия должно было опре­делиться, по его тогдашнему мнению, сознанием — «нашей» деятель­ностью — деятельностью людей «представляющих собой интеллигенцию страны, те органы народа, посредством которых он стремится понять свое собственное положение» 2). Дальнейшее бытие крестьянской России определится сознанием ее, преимущественно дворянской, интеллигенции. Тут сказывается в парадоксальной форме отличитель­ная черта утопизма Герцена, являющаяся, впрочем, хотя и в другом виде, отличительной чертой утопизма вообще. Выше я уже привел слова Маркса, согласно которым утописты всегда считают себя стоящими над

1) «Pierre, le grand homme... il est en nous» («Du développement, p. 150).

2) «Du développement», p. 143.

«обществом». «Мы», которым выпала на долю роль Петра Великого, по необходимости должны стать над той крестьянской Россией, той «дикой общиной» (как выражается сам Герцен), которую «мы» должны привести к выработанному развитием Запада социалистическому идеалу. И заметьте: говоря о ходе развития западноевропейского общества, Герцен держится того убеждения, что «мы не имеем ортопедических возможностей исправлять» этот ход, согласно своим идеалам. А что касается России, то нам для успеха нашей деятельности непременно нужно было бы запастись целым рядом «ортопедических возможно­стей»; иначе «дикая община» рисковала бы надолго, если не навсегда, остаться «дикой» и продолжать служить основой для того государствен­ного здания, которое воздвигалось в течение московского и петербург­ского периодов нашей истории. Словом, здесь Герцен повторил ту же ошибку, которую он считал самой главной ошибкой славянофилов. По его чрезвычайно меткому замечанию, самая главная ошибка славяно­филов заключалась в том, что они считали возможным воскресить прошлое русского народа, отделив в этом прошлом хорошее от дур­ного и устранив дурное в интересах хорошего 1). Герцен объявил подоб­ное отделение и устранение совершенно невозможным. И он же должен был признать их не только возможными, но прямо необходимыми для осуществления его собственной программы. Г. Иванов-Разумник, ко­нечно, совсем не замечает этой ошибки, общей Герцену со славянофи­лами. Мало того, он видит в этой ошибке преимущество народничества перед славянофильством 2).

Совершенно излишне доказывать, что такая ошибка никакого преимущества собой не представляет. Но вполне верно то, что она крас­ной нитью проходила через все соображения народников о будущем развития нашего народа. Мы видим теперь, что эта нить представляет собой, собственно говоря, утопический промах; но в народнические соображения она вплетена была не столько Герценом, сколько Баку­ниным. Бакунин насчитывал в русском народном идеале шесть главных черт: три дурных и три хороших 1). Деятельность интеллигенции должна была уничтожить дурные стороны и упрочить хорошие.

Это напоминает известный анекдот, приводимый также и г. Ива-

1) «Du développement», p. 127—128.

2) «И, однако, сам Хомяков видел в идеальной славянофильской общине и хорошие и дурные стороны; он только не умел разложить их анализом, что впер­вые сделало, как мы увидим, народничество» (I, 321).

3) «Государственность и анархия», загр. изд., примеч. А, стр. 10.

новым-Разумником о человеке, который собирался добывать углерод из хлора. Формула хлора — Cl; если вы будете нагревать хлор, то 1 улету­чится и останется С, а С есть формула искомого углерода. Этому хи­мику уподоблялись решительно все утописты, не только у нас в России, но и во всем мире. Если б г. Иванов-Разумник, так много толкующий о критической философии, обладал хоть мало-мальски критическим умом, тогда эта ошибка утопистов, разумеется, не ускользнула бы от его внимания. Но в том-то и беда, что его критицизм — одна пустая «словесность». Вместо того, чтоб критиковать утопистов, наш автор беспомощно плетется за ними, пользуясь слабыми сторонами их взгля­дов для обоснования своего собственною, поистине мещанского миро­созерцания. Мы уже знаем, в чем видит он, со своей стороны, ошибку Герцена: «ошибка Герцена была в том, что антимещанства он искал в классовой и сословной группе, между тем как сословие и класс — всегда толпа, масса серого цвета, с серединными идеалами, стремле­ниями, взглядами; отдельные более или менее ярко окра­шенные индивидуальности из всех классов и сосло­вий составляют внеклассовую и в несословную группу интеллигенции, основным свойством кото­рой и являете «а н т и м e щ а н с т в о» 1).

Иначе сказать, ошибка Герцена, по мнению нашего «ярко окра­шенного» автора, состояла в том, что он был социалистом. А отсюда неизбежно следует, что этот автор «ярко окрашен» в буржуазный цвет.

И этот-то человек, так ярко окрашенный в буржуазный цвет, выступает на защиту «русских социалистов», противопоставляя их будто бы широкие взгляды будто бы узким взглядам «ортодоксаль­ных» марксистов. Oh, ironie, sainte ironie, viens, que je t'adore!

XIII

Если ошибка Герцена заключалась в том, что он искал антиме­щанства в «толпе, массе серого цвета», то одну из величайших заслуг его наш автор видит в отрицании ходячего противоположения альтру­изма и эгоизма. Это отрицание, «не сопровождающееся притом мо­ралью утилитаризма (как это было у публицистов шестидесятых годов), переносит нас к этическому индивидуализму религиозно-философского

1) Курсив г. Иванова Разумника.

течения начала XX века» (I, 340). Так говорит г. Иванов-Разумник. И нельзя не признать, что отрицание противоположения альтруизма и эгоизма теоретически совершенно правильно. Но наш автор очень ошибается, когда утверждает, на этом основании, что Герцен «первый указал верный путь от этического индивидуализма к социологическому и перебросил в этом месте мост между славянофильством и западни­чеством» (I, 341). На самом деле ни на какое первенство в этом от­ношении Герцен не мог бы претендовать по той простой причине, что, отрицая противоположение эгоизма и альтруизма, он просто-напросто повторял мысль, не один раз высказанную Гегелем, философию кото­рого он, вместе со многими своими мыслящими современниками, вни­мательно изучал в первой половине 40-х годов. Если бы наш автор так же внимательно изучил эту философию, как Герцен, то он по­нял бы, что вопрос об «индивидуализме» совершенно не допускает ни­каких отвлеченных решений и приобретает определенный смысл только тогда, когда рассматривается с точки зрения определенных историче­ских условий. Герцен, в качестве ученика Гегеля, очень хорошо заме­чает по этому поводу: «Гармония между лицом и обществом не де­лается раз навсегда, она становится 1) каждым периодом, почти каждой строкой и изменяется с обстоятельствами, как все живое. Об­щей нормы, общего решения тут не может быть» 2). Какой вид прини­мают отношения лица к обществу в данное историческое время, это зависит в последнем счете от общественно-экономического строя этого времени. Развитие же общественно-экономического строя определяется • развитием производительных сил общества, а вовсе не тем, как смотрит тот или другой теоретик на вопрос об индивидуализме: взгляды теоре­тиков сами определяются ходом общественно-экономического развития. Если теоретики этого не сознают; если они ищут гармонии между ли­цом и обществом в области отвлеченных, хотя бы и социологических, построений, то этим они показывают только то, что они еще не пере­стали быть утопистами. Герцен, который, поскольку он был ге­гельянцем, сознавал, что общее решение вопроса об индивидуа­лизме невозможно, сам оставался утопистом и поскольку он оставался им, он сам готов был искать общего решения этого вопроса. Так, в брошюре «Du développement des idées révolutionnaires en Russie» (p. 141) он упрекает славянофилов в том, что они не го­ворят, каким образом решается у них великая антиномия между сво-

1) Курсив Герцена.

2) Соч. А. И. Герцена, т. V, стр. 157.

бодой отдельного лица и государством. В качестве человека, стремивше­гося разрешить эту «великую антиномию», он ничем не отличался от других социалистов-утопистов своего времени. И если он поддразнивал некоторых из них неожиданным для них вопросом о том, почему ка­ждый отдельный человек должен приносить себя в жертву обществу 1), то это показывает не то, что он покидал абстрактную почву утопизма, а только то, что, оставаясь на ней, он обнаруживал, как бывший ученик Гегеля, гораздо большую гибкость мысли, нежели большинство уто­пистов, не имевших — особенно во Франции — ни малейшего понятия о Гегеле. Но г. Иванов-Разумник, которому суждено видеть силу из­учаемых им русских писателей в том, что составляло их слабость, хвалит Герцена именно за эти попытки найти отвлеченное решение «великой антиномии».

Когда человек хочет найти общее решение такого вопроса, кото­рый не допускает никаких общих решений, он незаметно для себя ста­новится схоластиком, беспомощно путающимся в своих собственных определениях. Взять хотя бы г. Иванова-Разумника. Он, который, раз­умеется, и к славянофилам пристает прежде всего с вопросом о том, как решают они проблему 2) об «индивидуализме», открывает в славяно­фильстве «несомненные» анархистские концепции 3). «Свое­образный анархизм Толстого, а главным образом Достоевского и рели­гиозных романтиков, — замечает он, — ведет свое начало по прямой линии от славянофильства» (I, 324). Но анархическая концепция есть, как известно, антигосударственная концепция. Поэтому, услыхав от нашего автора, что славянофилы склонялись к анархизму, читатель при­дет в полное недоумение, встретив у него же такую фразу: «лицо для государства 4), иначе будет эгоизм, своеволие — таков был обыч­ный аргумент славянофильства» (I. 340, 341). Вот вам и «анархические концепции»! Как же это так? Да очень просто: усиливаясь найти общее решение вопроса об индивидуализме, г. Иванов - Разумник забрался в такую темноту, в которой все кошки кажутся серыми, и «анархические концепции» представляются, как две капли

1) См. приведенный г. Разумником (I, 366, 367) разговор Герцена с Луи Бланом.

2) Эту проблему он называет своей ариадниной нитью (I, 307). И он, в извест­ном смысле, прав. Жаль только, что эта нить приводит его лишь к путанице понятий и к презрительному, самодовольно-мещанскому взгляду сверху вниз на

толпу, массу серого цвета».

3)Курсив г. Разумника.

4) Курсив мой.

воды, похожими на концепции крайних государственников.

После этого мы уже не удивимся, прочитав в его книге следующие строки: «Славянофилы и западники первые внесли некоторую схема­тизацию, необходимую для теоретического решения проблемы инди­видуализма. Они расходились друг с другом во многом, не сознавая, что во многих отношениях их спор был спором о словах; однако тщатель­ное определение терминологии есть первый шаг к уяснению спора» (I, 314).

Если бы кто-нибудь все-таки обнаружил некоторое изумление по поводу этих слов г. Иванова-Разумника, то я поставлю ему на вид сле­дующую параллель:

В своем споре с Самариным западник Кавелин писал: «Покуда во всех переменах общественного быта в наше время я вижу одно очень высказанное стремление: дать человеку, личности сколько возможно более развития»... (приведено Разумникам на стр. 315, I).

С своей стороны славянофил Хомяков утверждал: «В двух видах является труд человечества — в развитии общества и в развитии лич­ностей» (приведено г. Разумником I, 319).

Это ведь в самом деле почти одно и то же. А к этому надо прибавить следующее справедливое замечание г. Иванова-Разум­ника по поводу только что приведенных мною слов Хомякова: «И это — общее мнение всего славянофильства в егоотношении не к человеку, а к личности: резко восставая против крайностей социологического индивидуализма, славянофильство не только не шло против личности, как этического начала, а напротив, выставляло ее на первое место» (I, 319).

В виду этой параллели можно, кажется, с полным правом оказать, что взгляды славянофилов были очень близки ко взглядам западников. Но, в таком случае, о чем же спорили между собой славянофилы и запад­ники? И почему они вносили в свой спор так много той могучей страсти, которая вызывается обыкновенно лишь великими историческими вопро­сами?

В том-то и дело, читатель, что спор славянофилов с западниками был вызван вовсе не отвлеченной «проблемой индивидуализма». Отнюдь нет!

В течение этого спора каждой из сторон приходилось, конечно, обращаться и к этой «проблеме», точно так, как приходилось ей обращаться к целому ряду других «проблем». Но суть спора заключа-

лась вовсе не в ней. Суть спора была указана Герценом еще в 1851 году. «Народ остался равнодушным зрителем 14-го декабря, — писал он. — Всякий сознательный человек видел ужасный результат полного разрыва между Россией национальной и Россией европеизированной. Всякая связь между ними была разорвана; надо было восстановить ее; но как? В этом и заключался великий вопрос» 1).

Вопрос, в самом деле, заключался именно в этом. Ответить на него можно было, только найдя решение задачи, мучившей когда-то Белин­ского: открыть в объективной русской действитель­ности такие противоречия, дальнейшее разви­тие которых должно было привести к ее отри­цанию.

Наш автор просмотрел как этот великий вопрос, так и единственно возможный ответ на него. Повторяю, он принадлежит к ка­тегории тех людей, которые слона-то и не замечают.

XIV

«Чернышевский пошел далее по пути, намеченному Герценом, — говорит г. Иванов-Разумник, — он придал народничеству научную форму, освободил его от тех субъективных надстроек, которые объяснялись лич­ными переживаниями Герцена; он был главным выразителем социалисти­ческого направления русской интеллигенции шестидесятых годов. И прежде всего надо указать на то, что утопическим социалистом Чер­нышевский не был никогда. Русская интеллигенция пережила и перечув­ствовала утопический социализм в лице — прежде всего Белинского, а за­тем — петрашевцев; уже Герцен, после 1848 г., смело вступил своими теориями на путь социализма реального; Чернышевский, конечно, не мог вернуться назад» (II, 8).

До сих пор считалось, что развитие общественной жизни Запад­ной Европы привело социалистическую мысль от утопии к науке. В истории г. Иванова-Разумника мы встречаемся еще с «реальным» социализмом, на путь которого будто бы выступил Герцен после 1848 года. Мы уже видели, что точка зрения Герцена — в его рассужде­ниях о возможном будущем России — была точка зрения утопиче­ского социализма. Теперь посмотрим, как характеризует наш автор «реальный» социализм Чернышевского, каким образом доказывает он,

1) «Du développement etc.», p. 98.

что Чернышевский никогда не был утопическим социалистом. Вот лослушайте:

«Если в его романе «Что делать?» (1862—1863 гг.) конечные цели социализма ярко раскрашены всеми цветами фурьеризма, то не надо забывать, для какого читателя Чернышевский писал свой роман; роман этот — намеренно лубочное произведение, написанное исключительно с пропагандистской целью. Читай, добрейшая публика! прочтешь не без пользы. «Истина — хорошая вещь! — насмешливо обращается к своей ауди­тории Чернышевский: —...ты, публика, добра, очень добра, а потому ты неразборчива и недогадлива... Тебе, проницательный читатель, я скажу, что это (речь идет о Рахметове) — не дурные люди; а то ведь ты, пожа­луй, не поймешь сам-то»!.. Если, пропагандируя перед подобной ауди­торией социализм, Чернышевский дошел бы даже, вслед за Фурье, до пресловутых антильвов, антиакул и морей из лимонада, то и в таком случае трудно было бы обвинить его (как социолога, а не романиста) в приверженности к утопическому социализму. В ответ на такое обви­нение достаточно указать хотя бы только на отзыв Чернышевского о системах утопического социализма в VI главе «Очерков гоголев­ского периода русской литературы» («Современник», 1856 г., № 9), иеще более резкий отзыв в статье о «Studien» Гакстгаузена там же. 1857 г., № 7). «Утопический социализм, — говорит Чернышевский, — пережил сам себя; сражаться с ним в середине XIX века так же смешно, как, например, начать ожесточенную борьбу с идеями Вольтера; все эти дела давно минувших дней, дела времен очаковских и покоренья Крыма».

«Итак, народничество Чернышевского (мы еще убедимся ниже, что его мировоззрение было именно народничеством) носило вполне реаль­ную окраску» (II, 9).

К сожалению, это «итак» г. Иванова-Разумника не имеет под собой никакой «реальной» основы. В этом не трудно убедиться, перечитав те отзывы Чернышевского об утопическом социализме, на которые ссылается г. Иванов-Разумник. Вот эти отзывы.

В VI главе «Очерков гоголевского периода русской литературы» Чернышевский говорит:

«В то время (когда складывалось миросозерцание «Огарева и его друзей». — Г. П.)во Франции возникали, как противоречие бездушному и убийственному учению экономистов, новые теории национального благосостояния. Идеи, одушевлявшие новую науку, высказывались еще в фантастических формах, и предубежденным или руководившимся свое-

корыстными побуждениями противникам легко было, оставляя без вни­мания здравые и высокие основные идеи новых теоретиков и выставляя в утрированном виде мечтательные увлечения, которых вначале не избегает ни одна новая наука, осмеивать системы им ненавистные. Но под видимыми странностями и под фантастическими увлечениями скрыва­лись в этих системах истины и глубокие и благодетельные. Огромное большинство и ученых людей, и европейской публики, поверив пристраст­ным и поверхностным отзывам экономистов, не хотели понять смысла новой науки, все смеялись над несбыточными утопиями, и почти никто не считал нужным основательно и беспристрастно изучать их. Г. Огарев и его друзья занялись этими вопросами, понимая чрезвычайную их важ­ность для жизни» 1).

Что говорят нам эти строки об отношении Чернышевского к фран­цузскому утопическому социализму? Прежде всего то, что он считал его новой наукой, т. е., иначе сказать, не признавал утопическим. А если не признавал утопическим, то и не отрицал, не считал отжив­шим, как в этом уверяет нас г. Иванов-Разумник. Устарелыми, отжив­шими, утопическими представлялись Чернышевскому только те «фан­тастические формы», в которых высказывались новые. «на­учные» идеи; только те «мечтательные увлечения», кото­рыми грешили иногда люди, додумавшиеся до «н а у ч н ы х» идей. Са­мые же эти идеи Чернышевский считал глубокими и благодетельными истинами. Похоже ли это на то, что говорит нам от имени Чернышев­ского г. Иванов-Разумник?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)