АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История развития письма

Читайте также:
  1. Cфальсифицированная история.
  2. I. История пастырского служения в тюрьмах.
  3. II. ИСТОРИЯ КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ
  4. II. ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ ДО 19 ВЕКА
  5. II. ИСТОРИЯ НАШЕЙ КАНАЛИЗАЦИИ
  6. II. Лесопромышленный комплекс РФ: современное состояние, перспективы развития.
  7. II. Обзор среды и история болезни
  8. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)
  9. Mad Max – подлинная история «Черного перехватчика»
  10. RusLit:: История :: Алексеев Валентин :: Тридцатилетняя Война.txt
  11. VIII. Полицейский и История
  12. X. Одичание и история

Историю письма изучает специальная историко-филологи­ческая наука - палеография. Она изучает памятники древней письменности, экономические и социальные факторы, влияющие на развитие письма и формирование его стилей, эволюцию гра­фической формы букв, пропорции их элементов, материалы и ин­струменты письма. Эти же вопросы рассматриваются в графичес­ком дизайне при проектировании шрифтов и графических компо­зиций. Помимо общих историко-теоретических вопросов дизай­неру-графику необходимо знать особенности и свойства шриф­товых стилей и гарнитур, технические параметры шрифтов, их по­ведение в мелком и крупном кегле, его технические и эстетичес­кие качества в различных видах текстового и акцидентного набо­ра. Все это необходимо при проектировании различных типо­графских форм от брошюры и визитной карточки до книги и рек­ламного плаката.

Типографские шрифты, разработанные для текстового и ак­цидентного набора, не всегда пригодны для выражения нюансов рекламной композиции. Часто требуются шрифты с выразитель­ным, характерным рисунком букв и совершенной логикой их фор­мообразования. Этим требованиям в полной мере отвечают истори­ческие формы письма. Знание исторических форм письма и зако­нов их формообразования помогают дизайнеру избежать в работе возможных стилистических ошибок.

Египетское письмо сформировалось в XXXV веке до н. э. в эпоху Древнего царства. Стены внутренних помещений пирамид ук­рашались росписью и рельефами, в которых сюжетные сцены из жизни фараона сопровождались изображениями животных, птиц, растений. В это время сформировалась каноническая система изо­бразительного искусства. Основные правила египетского канона фиксировались в скульптурных и графических изображениях, кото­рые определяли пропорции, ракурсы, движения изображаемого че­ловека и были обязательными для художника.

Древнейшая в мире система письма имела три разновидно­сти - иероглифическое, иератическое и демотическое. В самом древнем иероглифическом письме смысловая информация переда­валась иероглифами, в графической основе которых было изобра­жение людей, растений, животных, сооружений, орудий труда. Иде­ограммы обозначали отдельные слова или понятия, а также уточня­ли значение слов. Сохранились свитки всемирно известной «Книги Мертвых» (1250 год до н. э.), в которых собраны заупокойные тек­сты различного содержания, написанные иероглифами и сопро­вождаемые рисунками.


Из иероглифического египетского письма сформировались два вида курсивного письма - иератическое и более сложное - де­мотическое, в которых предметный характер иероглифов превра­тился в условно-графический. Демотическое письмо до настоящего времени не расшифровано. Носителем курсивного египетского письма был папирус, для письма использовалась красная или чер­ная краска, инструментом письма было тростниковое перо - калам.

Шумерское письмо развивалось с XXX века до н. э. в эпоху Вавилоно-Ассирийской культуры. В шумерском письме к идеогра­фическим знакам, обозначавшим слова, стали добавлять слоговые обозначения - так возникает словеснослоговое письмо. Линейный рисунок идеографических знаков стал воспроизводиться вдавли­ванием ребром прямоугольной палочки в плитки из сырой глины с последующим их обжигом, в результате чего в глине оставались клиновидные углубления. Постепенно знаки упрощались, и кон­кретные изображения иероглифов трансформировались в услов­ные композиции из клиньев. Направление письма в начале было вертикальным (справа налево), позже стало горизонтальным (сле­ва направо). Применение глиняных досок объясняется тем, что в го­родах Двуречья глина была основным материалом для изготовле­ния практически всех предметов домашнего обихода. Шумерское письмо было расшифровано в XIX веке. До наших дней дошло боль­шое количество глиняных клинописных плиток. На них размещены деловые документы, эпос, магические тексты. Самым ярким пред­ставителем шумерской клинописи является свод законов царя Хам-мурапи, созданный в XVIII веке до н. э. и представляющий собой столб, покрытый текстом. Шумеро-вавилонскую культуру можно на­звать цивилизацией письменности.

Критское письмо развивалось с XX века до н. э. на острове Крит и в Греции в эпоху Эгейской культуры в городах Афины, Троя, Микены. Раннее критское письмо было иероглифическим, позднее -линейно-слоговым. Критскее письмо ученые разделили на линей­ное письмо. Тексты сделаны на глиняных дощечках. По содержанию это религиозные обряды, мифы, легенды, инвентарные описи.

Финикийское письмо развивалось в XV веке до н. э. на Вос­точном побережье Средиземного моря. Финикийское письмо бук-венно-звуковое или алфавитное, когда одному звуку соответствует одна буква. Число графем с развитием письма сократилось с 30 до 22. Материалами для письма были глина и камень. Тексты финикий­ского письма почти полностью утрачены, сохранились лишь надпи­си на культовых памятниках, сооружениях и бытовых предметах. По


 


содержанию это в основном эпос, гимны богам и описание ритуаль­ных действий. От финикийского алфавита ведут свое происхожде­ние почти все европейские современные системы письма.

Греческое письмо развивается в VIII веке до н. э. в эпоху Гомера. Первыми письменными памятниками греческой архаики являются поэмы «Илиада» и «Одиссея». Греческое архаическое письмо развивается на основе финикийского письма. В процессе развития в греческое письмо были внесены дополнительные буквы для более точной передачи особенностей языка. На начальном эта­пе развития письма в алфавите отсутствовали гласные буквы. Само­стоятельные гласные буквы были введены позднее, что стало важ­ным этапом в развитии письма. Основным материалами для письма стали деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Писали на до­щечках медным стержнем - стилем, который был с одной стороны острым - для письма, с другой широким - для заглаживания напи­санного. Направление письма в греческой архаике вначале было справа налево, затем так называемое письмо - бустрофедон (от греческих слов «бык» и «поворачиваю»). При этом письме первая строка писалась справа налево, вторая - слева направо, третья -снова справа налево. С IV века до н. э. стали писать все строки только слева направо.

Римское монументальное письмо развивается в IV веке до н.э. в эпоху Римской республики, когда в Древнем Риме соору­жались форумы, амфитеатры, термы и базилики. Римское мону­ментальное письмо было составной частью архитектурных соору­жений, воплощавших могущество Рима. Это прежде всего триум­фальные арки и колонны. Ранняя форма римского письма завер­шает этап формирования знаков латинского минускула. Основная эстетическая характеристика латинского минускула - это разно-ширинность знаков алфавита. В эпоху монументального письма развитие алфавита и технологические усовершенствования обра­ботки камня привело к появлению в знаках горизонтальных засе­чек. Идея засечек становится очевидной, когда шрифтовая строка заключается между горизонтальными линиями. Архаическое письмо было «свободным», шрифтовая строка не была строго го­ризонтальной, знаки не ставились на одну линию и были разной Величины. Горизонтальные засечки стали точнее «держать» ли­нию шрифта и выравнивали высоту знаков.

Римское классическое письмо развивается в конце I века до н. э. в эпоху Римской империи. Это время великих римских по­этов - Вергилия, Горация, Овидия. В первом веке нашей эры книга


приобретает современный вид кодекса (до IV века параллельно су­ществовал и свиток). В 113 году архитектор Аполлодор Дамасский построил в Риме форум императора Траяна: через триумфальную арку был вход на площадь, обрамленную колоннадой, в центре ко­торой стояла конная статуя Траяна. Площадь замыкала базилика и греческая латинская библиотека, между которыми стояла колонна Траяна, единственное сохранившееся до настоящего времени со-

оружение форума. Высота колонны - 38 метров. Бе поверхность покрыта спиральной лентой рельефа, на которой изображено 2500 фигур. Рельефные композиции рассказывают о походах Траяна в Дакию. На цоколе в основании колонны расположена плита с текс­том. Надпись состоит из шести строк, средняя высота букв - 10 сан­тиметров. Плита находится значительно выше человеческого роста, поэтому высота букв в каждой строке увеличена, начиная с нижней, примерно на 5%, в результате высота нижней строки меньше верх­ней на 28%. Благодаря этой разнице в высоте строк, зрителю ка­жется, что все буквы в словах одного размера. Шрифт колонны Тра­яна является лучшим образцом римского монументального класси­ческого письма и современного шрифтового искусства. Он поража­ет сложностью и совершенством букв, безупречностью стиля и про­порциональной гармонией графических элементов каждого знака и всей композиции в целом. В первом веке в истории развития пись­ма завершился этап формирования латинского маюскула, и на ос­нове римского классического письма началась эпоха формирова­ния латинского книжного минускула, эпоха рукописной книги и кал­лиграфических шрифтов.



 


Рукописные книжные шрифты. Каждая рукописная шриф­товая форма книжного письма имеет индивидуальные особенности формообразования, но их объединяет инструмент письма - плоское перо, общее правило письма, определяющее основное движение пера - сверху вниз и слева направо, и последовательная прерыви­стость движений пера при письме - дуктальность письма. С I века развитие книжного письма сопровождалось развитием народной скорописи. Наиболее ярко этот процесс проявил себя в каролинг­ском минускуле, позднее в многочисленных вариантах бастардного письма и в гуманистическом книжном письме. Скорописьразвива-ется в условиях максимальной свободы от предписанных приемов и правил, без которых невозможно ни одно книжное письмо, поэтому скоропись в развитии формы всегда опережает книжное письмо и на определенных этапах модернизирует его. Важным фактором развития готического письма является так называемый полимор­физм, термин, применяемый в палеографии для обозначения случа­ев применения новых форм букв по желанию скриптора, несмотря на существование в каждой мастерской канонических прописей -«тетрадей учителя», которые разрабатывались для обучения книж­ному письму. В полиморфизме проявлялись творческие амбиции мастера, вынужденного заниматься перепиской книг, делом ответ­ственным и утомительным. Кроме формальных стилеобразующих факторов большое влияние на рукописную шрифтовую форму ока­зывал экономический фактор, который на каждом этапе развития письма требовал повышения емкости шрифта.

Квадратное письмо. Римское квадратное письмо развива­ется со II века, в эпоху обостряющегося политического и экономи­ческого кризиса Римской империи. Для изготовления книг стали применять пергамен, изобретенный в Малой Азии, в городе Перга-ме, где его изготавливали из шкур домашних животных. По сравне­нию с папирусом пергамен был значительно дороже в изготовле­нии, намного прочнее, имел гладкую поверхность с двух сторон, по­этому на нем можно было писать на обеих сторонах. В особых слу­чаях листы пергамена окрашивали в желтый, голубой, пурпурный и даже черный цвета, а по окрашенной поверхности писали золотом или серебром. Квадратное и рустичное письмо развивалось одно­временно. Квадратное письмо было официальным письмом при­дворных канцелярий и применялось для оформления деловых бу­маг, грамот, документов. Письмо было трудным и медленным, мно­гие знаки приходилось не писать, а рисовать плоским пером, чтобы сохранить графему классического монументального письма. Квад­ратное письмо применялось в рукописных книгах для небольших выделительных текстов и заголовков приблизительно до X века.


Квадратное и рустичное письмо еще сохраняют графему знаков римского монументального письма, оставаясь маюскульным. Одна­ко под влиянием изменившихся инструментов, материалов и техно­логий письма в них уже происходит графическая трансформация знаков. В процессе развития письмо упрощается, нарушается клас­сическая разноширинность знаков. В квадратном письме знаки зрительно уравнены по ширине и приближаются к квадрату, что от­ражено в самом его названии.

Рустика. В рустичном письме разноширинность знаков алфа­вита сохраняется, но приобретает новые эстетические качества, обусловленные новыми требованиями к шрифтовой форме и ее функциям, среди которых на первом месте экономичность, скорость и хорошая читаемость письма. Она широко применялась как в про­изводстве книг, так и в повседневной жизни. В процессе развития рустичного письма происходила унификация знаков алфавита. Эле­менты знаков приспосабливались к естественным и удобным движе­ниям руки, в результате чего значительно повысилась не только ско­рость, но и экономичность письма. Рустика широко применялась до XI века как декоративное письмо. Конструктивная завершенность рустики в маюскульной форме и, как следствие, неспособность ее к переходу в форму минускульную - стали причиной ее забвения.

Унциал. Римский унциал с IV века развивается в условиях господства христианской религии. В 324 году император Констан­тин основал новую столицу Римской империи на месте города Ви­зантия - Константинополь. С этого времени в искусствоведении принято рассматривать историю византийской культуры. Унциаль­ное письмо является начальной стадией формирования латинского минускула и развивается на основе римского квадратного письма, начинается поиск новых минускульных графем, максимально при­способленных для быстрого, легко читаемого, экономичного пись­ма. Экономические требования к письму обусловлены прежде все­го применением в книжном деле очень дорогого пергамена и уменьшением размеров книги. Уменьшение высоты текстовой стро­ки привело к необходимости выносить элементы графически слож­ных знаков вверх и вниз за линию шрифта и устранять диагональ­ные элементы знаков внутри текстовой строки, тем самым «высвет­ляя» ее и делая более читаемой. Материалом письма был пергамен, инструментом письма было тростниковое плоское перо.

Полуунциал. С V века в римском полуунициале продолжает­ся развитие книжных минускульных знаков под влиянием скоропи­си. Большинство знаков латинского алфавита на этом этапе макси-



мально приспособлено к быстрому письму. Сформировалась новая эстетика шрифтовой графики, кардинально отличавшаяся от эстети­ки классического монументального, квадратного и рустичного пись­ма. Полуунциальное письмо распространяется к VI веку по всей Ев­ропе. Наибольший вклад в развитие латинского письма внесло анг­лосаксонское полуунциальное письмо с очень богатым, цветным де­кором. В эпоху полуунциалов книги украшаются цветными орнамен­тированными инициалами и миниатюрами на библейские сюжеты.

Каролингский минускул развивается с VIII века в королев­ской династии, основанной Карлом Великим. Культурный подъем происходил в основном на территории Франции и Германии. Ко дво­ру привлекались образованные и талантливые люди со всей Европы. Открывались новые школы, развивались изобразительные искусст­ва, архитектура, литература. Возродился интерес к светским знани­ям, «семи свободным искусствам» античного периода: грамматике, риторике, диалектике, арифметике, геометрии, астрономии, музыке. Развивается книжная миниатюра, отличающаяся динамикой компо­зиции и точностью рисунка. В эпоху Каролингского возрождения был сформирован латинский строчной алфавит. Совершенство ка­ролингского минускула - это результат кропотливой работы многих поколений мастеров рукописной книги. Множество вариантов пись­ма каролингского минускула объединяет легкость исполнения, удо­бочитаемость и чистота стиля. На смену каролингскому минускулу придет эпоха готических шрифтов и печатных книг. Позже, на осно­ве каролингского минускула будет разработан типографский шрифт, определивший графику латинского алфавита.

Готическое письмо. Готический стиль зародился в север­ной Франции в середине XII века, когда начинается организован­ное изготовление книг. В монастырях были специальные помеще­ния - скриптории, в которых работали монахи, переписчики книг. Работа продолжалась не более 6 часов и только в дневное время, пользоваться свечами запрещалось. Монахи работали сидя, пер­гамен располагался на наклонной плоскости, как на мольберте. Разговаривать в скриптории строго запрещалось, вход в скрипто­рии, кроме скрипторов, разрешался только монастырской власти. Законченная рукопись поступала к корректору для проверки и сличения текста с оригиналом. От корректора книга переходила к рубрикатору, который отмечал начала фраз или абзацев красной краской, в современной полиграфии сохранилось выражение -красная строка. На последнем этапе книга переходила к иллюми­наторам, которые украшали рукопись орнаментами, рисовали за­главные буквы и миниатюры. Заканчивали изготовление книги пе-


реплетчики. Крышки переплета делались из дерева и обтягива­лись кожей или материей. На переплете закрепляли резные плас­тины и боковые застежки из золота и серебра с чеканкой и драго­ценными камнями. В средневековых библиотеках особо ценную книгу часто приковывали к книжной полке. В 13 веке готическое письмо стало господствующим в Европе. Графические традиции каролингского минускула изживались постепенно на протяжении почти двух столетий под влиянием нескольких причин. Это преж­де всего стремление удешевить книжную продукцию за счет эко­номии очень дорогого пергамена. Резко возросший спрос на кни­ги привел к возникновению городских мастерских, которые были заинтересованы в сокращении времени переписывания книг. В результате шрифт максимально сужается, значительно уменьша­ются расстояния между буквами и словами, дукты письма стано­вятся однотипными, процесс письма превратился в «штамповку» букв на строке из нескольких модульных графических элементов. Появление готического письма необходимо рассматривать не как новый этап в развитии латинского письма, а как очередную сту­пень в развитии латинского минускула. Готический маюскул со­стоял из стилизованных строчных и прописных знаков, которые не предназначались для написания текста, а применялись только для написания заголовков и выполняли роль заглавных букв вну­три текста. Готическое письмо имеет три основные формы - это текстура, ротунда и фрактура. В конце XIV века основные графи­ческие признаки готического письма изменяются, появляется так называемое бастардное письмо, последнее готическое письмо. Оно было более свободное в написании, более широкое по про­порциям знаков и менее экономичное. Объясняются эти измене­ния в письме тем, что для изготовления книг стали применять бу­магу, которая была значительно дешевле пергамена. Готическое письмо развивалось как письмо книжное. Оно значительно уде­шевило книгу, сделав ее более доступной и демократичной, а его модульная конструкция способствовала окончательному форми­рованию графемы латинского минускула.

Текстура. Первое готическое письмо - текстура, развивает­ся в Германии с конца XII века, рациональное, модульное письмо, в котором все знаки, включая круглые, состоят из прямых и диаго­нальных элементов. В шрифтовой строке соблюдался четкий ритм черного и белого цвета. Толщина вертикального элемента, расстоя­ние между вертикалями знака и между знаками в слове равнялось ширине плоского пера. Пропорции знаков удлиненные, отношение высоты вертикального элемента к его толщине как 5:1. На странице текст располагался в две колонки. Текстура трудно читалась, текс-



 


 


товая полоса выглядела плотной и черной. Издалека текст был по­хож на переплетение нитей ткани, поэтому этот шрифт назвали тек­стурой. Страницы книги украшались многоцветными инициалами, миниатюрами и орнаментом.

Ротунда. В XIV веке в Италии развивается круглоготическое письмо - ротунда. Ротунда шире, светлее текстуры и легко читает­ся за счет появления круглых знаков и знаков с диагональными гра­фическими элементами «V, W, X, Y». Прямые знаки в ротунде без за­сечек, надломы в вертикальных элементах, характерные для тексту­ры, сохранились, но стали более плавными. В ротунде значительно уменьшается количество дуктов, что повышает скорость письма. В истории развития шрифтовой формы круглоготическое письмо счи­тается одним из красивейших европейских стилей письма. По тех­нике исполнения и эстетическим характеристикам ротунда прибли­жается к раннему гуманистическому письму. В средневековой кни­ге текст сопровождался красочными миниатюрами, инициалами и орнаментом. Часто сюжетно-орнаментальная композиция заполня­ла всю страницу, оставляя для текста лишь небольшое место. Книж­ный орнамент строился на изображениях растений, животных, птиц, которые иногда поражают своим реализмом.

Гуманистическое письмо развивается в XV веке в эпоху Ран­него Возрождения. К этому времени сформировался рукописный прописной алфавит - скорописный маюскул. В гуманистическом письме латинский алфавит уже рассматривается как обязательный комплект прописных и строчных знаков с общими стилистическими признаками. Гуманистический маюскул легко читался и применялся в письме не только в качестве заглавных букв, но и для небольших текстов. Это отличает его от позднего готического маюскула, который был трудночитаемым и использовался только для заголовков и деко­ративных заглавных букв в тексте. В гуманистическом письме макси­мально уменьшается количество дуктов, что значительно увеличива­ет скорость письма. Вертикальные элементы знаков не имеют изло­мов, характерных для всех видов готического письма. Гуманистичес­кий минускул значительно расширяется, уменьшается контраст­ность знаков, текстовая строка становится светлее и легко читаемой даже при небольшой высоте. С развитием книгопечатания гуманис­тическое письмо разделяется на рукописное и типографское, до это­го времени типографские шрифты были копией рукописных.

Славянское письмо. Первые упоминания о славянской пись­менности относятся к началу IX века, образцов этого письма не со­хранилось. Развитие письменности у славян связано с именами ви-


зантийских миссионеров-проповедников Кирилла и его брата Мефо-дия. О времени возникновения древнего славянского письма очень мало сведений, известно только, что до приезда «солунских братьев» письменность у славян уже была. По вопросу происхождения глаго­лицы и кириллицы исследователи разделились на два лагеря. Одни считают, что глаголица более раннего происхождения, о чем говорит ее графическая сложность. Другие предполагают, что Кирилл приду-

мал глаголицу, а кириллица возникла значительно позже. Наиболее вероятно, что Кирилл на основе греческого алфавита разработал славянскую азбуку и вместе с Мефодием перевел с греческого языка и написал на славянском богослужебные книги. В древней кирилли­це было 24 буквы из греческого алфавита и 13 специально создан­ных знаков для передачи специфических звуков славянского языка, среди них знаки - «Б, Ж, И, Ч, Ш, Щ, Ь, Ы, Ь, Э, Ю, Я».

Устав развивается с 9 века и является копией греко-визан­тийского книжного письма. Крещение Руси, начатое князем Влади­миром в 988 году, и официальное введение христианства в конце X века способствуют развитию славянской письменности и быстрому распространению грамотности. К древнейшим памятникам уставно­го письма относится «Остромирово Евангелие», написанное в Нов­городе в 1056 году. Книга имеет формат 30x35 см, написана она на пергамене тремя почерками и украшена миниатюрами евангелис­тов, цветными орнаментальными заставками и буквицами. Первый почерк Евангелия с 1 по 25 страницу по мастерству исполнения значительно совершеннее двух других и несомненно являлся об-


разцом для подражания. Уставом писали книги, деловые бумаги, грамоты. Устав XI века отличается строгостью и четкостью письма. Прямые буквы расположены на равном расстоянии друг от друга без разделения на слова.

Полуустав. Полууставное письмо развивается с XIV века и к XV веку окончательно вытесняет устав. Возрастающая потреб­ность в книгах и ускорение книжного письма приводит к измене­нию графики устава. Усиливается влияние инструмента письма, буквы наклоняются вправо, что соответствует естественному движению руки при письме, в знаках появляются выносные эле­менты. Полууставное письмо читалось значительно легче текста, написанного уставом. Для ускорения письма и для экономии до­рогостоящего пергамена переписчики книг применяли лигатуры (соединение двух букв друг с другом), вводили сокращения час­то встречающихся слов (над сокращенным словом ставили знак -титло). Из греческого письма была перенесена практика поста­новки ударения в каждом слове. Книги украшались одноцветны­ми или многоцветными орнаментальными заставками, буквицами, декоративными рисунками, миниатюрами с библейскими сюжета­ми. В украшении книг вырабатывались индивидуальные стили, которые носили народный характер и заимствовали мотивы ком­позиций из ремесленных изделий с изображениями стилизован­ных животных, птиц, растений. Особенно часто животные изобра­жались в цветных инициалах, где они причудливым образом пе­реплетались с элементами стилизованного растительного и гео­метрического орнамента. Сюжетный рисунок часто помещали внутри текста как иллюстрацию к особо важным местам повест­вования. 1564 году Иван Федоров полууставом напечатал «Апос­тол» - первую печатную книгу с выходными сведениями об ис­полнителях. Полууставное письмо, практически не изменяясь, применялось до начала XVIII века.

Гражданская азбука. По указу Петра I в декабре 1706 года в местечке Жолква под Львовом при штабе А. Д. Меншикова орга­низуется центр по созданию рисунков новой азбуки. Оригиналы рисунков новых букв выполнял чертежник и рисовальщик Кулен-бах. Предполагается, что новый шрифт разрабатывался по эски­зам Петра I, но, вероятнее всего, он только утверждал эскизы, вно­ся свои поправки и замечания. Кириллические и латинские зна­ки - исторически родственные графические системы. Совершенст­во латинской классики было потенциальной эстетикой кириллицы. 1 января 1708 года вышел указ Петра I о печати гражданских книг новыми русскими литерами, а уже 28 марта была напечатана «Гео-


метрия» - первая книга, набранная новым гражданским шрифтом. Окончательный рисунок знаков гражданского алфавита был ут­вержден в 1710 году. В уставе и полууставе знаки алфавита не разделяли на строчные и прописные. Это разделение впервые для кириллического письма произошло в гражданской азбуке, что зна­чительно улучшило читаемость типографского текста. В граждан­ской азбуке помимо изменения рисунка шрифта, была проведена реформа состава алфавита и правил набора текста: были исключе­ны ударения, сокращения в словах, а также исключены 11 букв, дублирующих звуки. До реформы кириллический полууставной ал­фавит содержал 41 букву. Также были введены арабские цифры вместо буквенного обозначения чисел.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)