АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иллюстрирование

Читайте также:
  1. Иллюстрирование художественной литературы

4.3.1 Типология иллюстраций

Иллюстрации - существенный элемент многих изданий, при этом разнообразен и сам изобразительный материал, различны за­дачи его оформления, различна их связь с текстом. Особенно за­метны эти различия при сравнении иллюстраций к произведениям научной и художественной литературы. Как в процессе создания научно-познавательного произведения, так и в процессе понима­ния его при чтении основную роль играет логическое мышление, разум. Благодаря своей наглядности иллюстрации к такому произ­ведению значительно облегчают понимание текста. Во многих слу­чаях иллюстрации способны графическими средствами передавать содержание яснее, чем это можно сделать словами, и поэтому в той или иной мере заменяют текст. Таким образом, иллюстрации к про­изведению научно-познавательной литературы всегда очень тесно связаны с его текстом и очень часто являются неотъемлемой и рав­ноправной частью этого произведения. В некоторых научных изда­ниях иллюстрациям принадлежит доминирующая роль. Важно, что­бы иллюстрирование научно-познавательной книги велось по оп­ределенному плану, с единым подходом к иллюстрированию всех ее частей. Этот принцип далеко не всегда выдерживается, особен­но если главы книги написаны разными авторами. Часто приходит­ся видеть в книге разнобой в иллюстрировании аналогичных тем. Так, совершенно однородные описания различных машин иллюст­рируются в одном случае чертежом, а в другом - фотографией.

При редакционной оценке представленных иллюстраций не­обходимо обращать внимание не только на их тематику, но и на со­держательность, на соответствие назначению книги. При недоста­точно вдумчивом отношении к иллюстрированию в книге часто от­сутствуют нужные иллюстрации и, наоборот, появляются иллюстра­ции, не несущие полезной информации. Довольно часты случаи, когда в научно-технических изданиях помещают рабочие чертежи, на которых показано множество ненужных читателю деталей. Быва­ет и так, что в книге даны иллюстрации, изображающие лишь общий вид машины, и отсутствуют чертежи, объясняющие ее конструкцию.

По характеру изображения научно-познавательные иллюст­рации можно разделить на предметные и условные. Для предмет­ных иллюстраций весьма характерно видимое сходство с реальным объектом. Именно оно является одним из важнейших условий, оп­ределяющих познавательную ценность изображения. Любое гра­фическое изображение в той или иной мере условно, но стремле­ние преодолеть или хотя бы ограничить эту условность характерно для предметного изображения. Условное изображение, наоборот, не показывает объект (явление) во всей полноте конкретных при-


знаков, а лишь характеризует его с определенной стороны. Види­мое сходство между реальным объектом и его условным изображе­нием очень часто невелико. Например, чертеж, показывающий кон­струкцию машины, не похож на нее «в натуре». Однако отсутствие видимого сходства с реальным объектом не лишает условное изоб­ражение познавательной ценности. Благодаря абстрагированию от всего несущественного (с точки зрения той цели, для которой поме­щается в книге данная иллюстрация), такое изображение может особенно полно и точно передавать существенную информацию об объекте. Основными видами предметных научно-познавательных изображений являются фотография и рисунок. К условным отно­сятся чертежи, схемы, диаграммы, карты.

Фотография. Техника фотографирования позволяет сни­мать очень широкий круг объектов и явлений, от микромира до ог­ромных пространств. Во многих случаях фотография является единственным способом получить необходимое изображение. На фотографии фиксируется то, что объектив «видит» в момент съем­ки. Большое значение для наглядности снимка имеют выбор точки съемки, положение объекта, характер его освещения и окружающей среды, фон. Вид фотографируемых объектов на снимке зависит и от характера освещения. Например, при прямом переднем свете чело­веческое лицо на снимке будет выглядеть плоским; при ярком осве­щении вокруг блестящих деталей появится ореол; при недостаточ­ном освещении пропадут многие детали изображаемого предмета, а очертания его станут неясными. Недостатков в фотосъемке можно избежать, если она делается по специальному плану для конкрет­ной иллюстрации. В некоторых случаях качество фотоснимков мо­жет быть улучшено допечатной обработкой.

Кадрирование фотоснимка позволяет исключить из него те части, которые не несут нужной в данном случае информации, и тем самым дает читателю возможность сосредоточить внимание на дей­ствительно необходимом. Кроме того, в результате кадрирования оригиналы становятся меньше, благодаря чему можно воспроизве­сти их в более крупном масштабе или же сократить занимаемую ил­люстрациями площадь и тем самым уменьшить объем издания.

Рисунок. Различают два вида рисунка - оригинальный и технический. Оригинальный рисунок создается с натуры или по па­мяти. Воспроизводя натуру по законам композиции и перспективы, художник обладает большой свободой. Он имеет возможность ком­поновать изображаемые предметы, выбирать наиболее соответст­вующую задачам иллюстрации точку зрения и освещение, обобщать или усиливать признаки предметов, упрощать или детализировать


 


их. Это увеличивает наглядность оригинального рисунка по сравне­нию с фотографией. Есть такие области иллюстрирования, где ри­сунок вообще не может быть заменен фотографией. Так, только на нем можно изобразить предметы, существовавшие в далеком про­шлом, вид которых может быть воссоздан лишь по отдельным со­хранившимся деталям или литературным свидетельствам.

Технический рисунок представляет собой изображение тех­нических объектов, построенное на основании их измерения и вы­черченное по законам аксонометрии. Однако технический рисунок может быть выполнен и с соблюдением законов перспективы. На нем можно выявить не только внешний вид предмета, но и его сложное внутреннее устройство (метод «выреза»). Технический ри­сунок незаменим в учебниках, научно-технических и производст­венно-инструктивных изданиях.

Чертеж дает представление о конструкции и пространствен­ной форме предмета. Чертеж может условно изображать не только предмет, но и понятие, иллюстрировать ход рассуждения. Чертежи изготавливаются по особым правилам построения изображений, которые подробно излагаются в учебниках черчения и в ГОСТах. Со­блюдение основных правил исполнения проекций, характера штри­хов, расположения различных видов помогает чтению чертежей. Чертежи-иллюстрации имеют свои особенности, которые отличают их от производственных чертежей.

Производственные чертежи показывают конструкцию пред­мета со всеми подробностями. По ним можно изготовить данный предмет. Задача чертежей в книге - показать конструкцию предме­та в той мере, в какой это необходимо для понимания текста. В свя­зи с этим на книжном чертеже часто воспроизводят лишь опреде­ленную часть конструкции. От грамотного выбора этой части зави­сит наглядность иллюстрации. Наглядность чертежа может быть по­вышена и другими способами: штриховкой, поясняющей из какого материала сделан предмет; методом «выреза», через который вид­но внутреннее строение предмета; контрастным показом некоторых деталей на черном фоне; выделением наиболее важных для пони­мания чертежа линий. Особенно наглядными выглядят чертежи, вы­полненные в аксонометрических проекциях. Наглядность и упоря­доченный вид чертежей в большой мере зависят оттого, как сдела­ны на них шрифтовые обозначения. Основные требования к рисун­ку шрифтов для книжных чертежей - простота и четкость начерта­ния. Сложные по начертанию шрифты (контрастные, с засечками) для этой цели не подходят - они плохо воспроизводятся в печати. Для пояснений чертежа на протяжении всего издания следует при­менять одинаковый по начертанию шрифт.


Шрифтовые обозначения, в книгах для подготовленного читате­ля набираются высотой 2,5 мм; допустима и несколько меньшая высо­та - до 2, а в исключительных случаях - до 1,5 мм. Высота строчных букв - 3/4 высоты прописных. Приведенные размеры относятся к шрифту на иллюстрации, помещенной в книге. Размер надписей на ори­гинале устанавливается с учетом их уменьшения при воспроизведении. Слишком крупный шрифт надписи загромождает иллюстрацию, а слиш-

ком мелкий плохо читается. При неодинаковом размере шрифта черте­жи производят впечатление неряшливо выполненных. Крупные надпи­си воспринимаются как более важные, мелкие - как второстепенные. Значительная часть надписей на чертежах и схемах - это обо­значение деталей. Такие обозначения могут быть сделаны двумя способами. По одному из них в надписях даются полные наименова­ния деталей, по другому - каждая деталь обозначается цифрой или буквой, которые расшифровываются в экспликации к рисунку или в тексте. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недо­статки. Если читатель рассматривает иллюстрацию целиком, то ему удобнее пользоваться чертежом, на котором помещены наименова­ния деталей, так как не приходится переходить от изображения к тексту и обратно. Если же читатель разыскивает каждую позицию на чертеже по мере того как она упоминается в тексте, то многое зави­сит от количества позиций. При небольшом их числе легче находить на чертеже названия деталей. При многочисленных же позициях для читателя удобнее их обозначение цифрами - названия деталей загромоздили бы иллюстрацию и затруднили пользование ею. Циф­ровое обозначение позиций упрощает подготовку для переводных


изданий. Шрифтовые обозначения следует располагать так, чтобы сразу же было видно, к чему они относятся. Если они сопровожда­ются указательными линиями, то последние должны быть точно на­правлены и не сливаться с другими штрихами. Надписи необходимо располагать так, чтобы они читались слева направо или снизу вверх. Важно, чтобы надписи не увеличивали площадь иллюстрации.

Схема изображает лишь общий принцип или идею конструк­ции какого-нибудь предмета, показывает общий характер того или иного процесса, выражает в общем виде связь между явлениями. На схеме, показывающей общий принцип конструкции предмета, опус­каются те части предмета, которые не выражают основной идеи его конструкции. Необязательно на ней и точное соблюдение масшта­бов. Так, на схеме, изображающей основной принцип устройства пе­чатной машины, может отсутствовать ее станина, число красочных валиков не соответствовать действительности, печатные цилиндры и валики могут быть изображены в различном масштабе. И все же она будет правильна, так как на ней верно передана основная идея уст­ройства. Схемы подобного типа имеют и много общего с чертежом. Они выполняются в таких же проекциях, с соблюдением тех же пра­вил в отношении характера основных и вспомогательных штрихов, начертания, размеров и расположения шрифта.

Схемы, показывающие общий характер процесса или связи между явлениями и предметами, могут быть еще более абстрактны­ми. Например, схема какого-либо происходящего в природе про­цесса может состоять из группы надписей, заключенных в рамки и соединенных между собой стрелками или линиями. Такая схема не графична, вызывает мало зрительных ассоциаций, э потому недо­статочно наглядна и плохо запоминается. Чтобы быстро понять и усвоить ее содержание, читателю необходимы определенные навы­ки абстрактного мышления. Введя в схему изображения соответст­вующих предметов, можно усилить ее ассоциативность, сделать бо­лее наглядной и легко запоминающейся. Такие изображения игра­ют вспомогательную роль и не имеют самостоятельного познава­тельного значения. Поэтому для схем больше подходят изображе­ния упрощенные, лаконичные, иногда даже условные. Изображе­ния, показывающие предметы во всей их конкретности, будут рас­сеивать внимание читателя и отвлекать его от самой сути. Хорошо воспринимается и запоминается схема, основная идея которой оригинально и интересно выражена графически.

Диаграмма - это своеобразный вид иллюстраций с изобра­жением условного типа, графически показывающие количествен­ное или временное соотношение между сопоставляемыми явления-


ми и процессами, а также динамику их развития. Диаграммы под­разделяются на линейные, столбиковые, ленточные, круговые и фи­гурные. Выбор графической формы существенно влияет на нагляд­ность и точность диаграммы.

На линейной диаграмме может присутствовать координат­ная сетка. При наличии сетки глазу легче определить числовое зна­чение кривых в той или другой точке, поэтому если такие значения важны для читателя, если он по ходу изложения следит за их изме­нением, то координатная сетка повышает наглядность диаграммы. На линейной диаграмме может быть несколько кривых, характери­зующих различные процессы. В таком случае читателю легче разо­браться в диаграмме, если кривые достаточно отличаются одна от другой по характеру штриха. Для компактности диаграммы оси ор­динат и абсцисс следует продолжать лишь до того уровня, на кото­ром заканчиваются кривые.

Столбиковые и ленточные диаграммы строятся по одному принципу. Графически они различаются только тем, что элементы столбиковой диаграммы вертикальны, а ленточной - горизонталь­ны. Столбиковая форма диаграмм более подходит для показа дина­мики какого-либо явления, так как рост или снижение мы легко ас­социируем с направлением вверх или вниз. При ленточной же фор­ме иногда легче сравнивать величину одновременно существующих явлений. Выразительность и наглядность столбиковых и ленточных диаграмм может быть повышена введением небольших изобрази­тельных элементов, усилением отдельных штрихов.

Круговая или секторная диаграмма позволяет показать, из каких компонентов складывается некоторое целое и каково в нем сравнительное значение каждого компонента. Такая диаграмма на­иболее наглядна, если круг разделен на ограниченное число секто­ров, причем каждый сектор заштрихован или окрашен по-своему. При большом же числе секторов ее наглядность понижается.

Фигурные диаграммы, в которые введены изображения соот­ветствующих объектов, могут быть весьма наглядны, поскольку сра­зу ясна их тематика. Наглядно и выразительно показывают динами­ку явления фигурные диаграммы, выполненные методом «размен­ной монеты», широко применяемым в изобразительной статистике. Сущность этого метода заключается в следующем. Определенная величина явления принимается за единицу и обозначается неболь­шим тематическим изображением. Для показа же динамики явле­ния это изображение повторяется соответствующее число раз.

Линейную или столбиковую диаграмму иногда помещают на фоне какого-нибудь изображения, легко ассоциирующегося с ее содержанием. Являющийся фоном рисунок сразу привлекает вни­мание. Добиваясь наглядности диаграммы, необходимо ясно пред-


ставлять себе, для какого читателя она предназначена. Для подго­товленного читателя вполне наглядна диаграмма, лаконично вы­полненная скупыми графическими средствами.

Картографические иллюстрации. Географическая карта представляет собой изображение земной поверхности, сделанное с очень большим уменьшением на плоскости. Именно эти особенности прежде всего определяют специфику карт. Графически точно, без ис­кажения, спроецировать сферическую поверхность на плоскость не­возможно. Однако существует ряд картографических проекций, каж­дая из которых позволяет уменьшить искажения в каком-либо одном отношении, но зато увеличивает их в другом. Поэтому в зависимости от характера и назначения карт выбирают оптимальные для них в дан­ном издании проекции. Карты одного и того же географического рай­она, выполненные в различных проекциях, значительно отличаются одна от другой. Неодинаково выглядит на них и градусная сетка. На общегеографических картах градусная сетка дается почти всегда. На тематических же картах градусную сетку не помещают, считая что в данном случае она читателю не нужна и только загромождает карту.

Географическая основа карты (береговая линия, гидрогра­фическая система, политические и административные центры, на­селенные пункты, пути сообщения, все географические наименова­ния) должна соответствовать географической основе карт, выпу­щенных Главным управлением геодезии и картографии. Из геогра­фической основы на тематической карте оставляют лишь нужное по ее конкретной специфике. Для карт характерно большое разнооб­разие изображаемых на них географических объектов. В связи с этим при вычерчивании карт применяется детально разработанная система картографических условных приемов изображения, услов­ных знаков и пиктограмм. Строгое соблюдение этой системы необ­ходимо для того, чтобы карта хорошо читалась и была понятна.

Важным элементом карт являются надписи. Основную груп­пу надписей составляют названия географических объектов. Одна­ко на картах часто имеется и некоторое количество пояснительных надписей. Для надписей применяют шрифты, различные как по ри­сунку и начертанию, так и по размеру. Общие требования к шриф­там для карт - четкость и простота рисунка. Кроме того, различия между шрифтами на карте должны быть достаточно заметны. Обыч­но шрифтами различного начертания обозначаются названия раз­нородных объектов, например, названия государств, морей, горо­дов, рек. Шрифты же различного размера одного начертания слу­жат для названий объектов однородных, отличающихся только по своему относительному значению или размеру, например, для на­званий городов разной населенности. Таким образом, различия в


шрифте приобретают географический смысл - надписи играют и роль сигнальных знаков, что еще больше повышает их информатив­ность. Для пояснительных надписей необходимы шрифты, доста­точно заметно отличающиеся по рисунку от шрифтов для названий. Надписи должны быть размещены на карте так, чтобы было совер­шенно ясно, к каким объектам они относятся, и чтобы они возмож­но меньше перекрывали другие элементы. Горизонтально или косо расположенные надписи располагают так, чтобы они читались сле­ва направо, а вертикальные - снизу вверх.

Карты часто заключаются в рамку. Если на краях карты не­обходимы пояснительные надписи, то желательна двойная рамка, внутри которой они могут быть размещены. Если карта сопровож­дается текстом, поясняющим условные знаки и масштаб, то для нее отводят наименее ответственный по загрузке угол карты. Если рас­положить эту информацию в поле карты невозможно, ее помещают под картой и заключают в общую с ней рамку. В некоторых случаях необходимо дать подробную карту какого-нибудь небольшого гео­графического объекта и вместе с тем показать его положение в бо­лее обширном районе. Для этого в карту большого района врезают крупномасштабную карту небольшого объекта.

В старину на географических картах часто помещали не­большие изображения, характеризующие этнический состав, заня­тия и материальную культуру населения, животный и растительный мир данного географического района. Теперь иллюстрированные карты встречаются, главным образом, в изданиях для детей. Однако в путеводителях, справочных и некоторых других изданиях поме­щаются иллюстрированные планы городов. Небольшие схематичес­кие изображения отдельных сооружений помогают читателю ори­ентироваться, делают план более живым.

К картографическим иллюстрациям относятся также карто­граммы и картосхемы. На картограмме дается графическая харак­теристика одного или группы явлений в различных частях охваты­ваемого картой района. Характеристика может быть показана мно­гими способами, например, различными значками - буквенными, геометрическими, символическими, различной по характеру и ин­тенсивности штриховкой, системой неодинаково густо расположен­ных точек. Знаки или штриховка не должны забивать обозначения географических объектов. Чтобы сохранить наглядность карто­граммы, следует не перегружать ее. В качестве основы для карто­граммы выбирают карту контурную или с небольшой нагрузкой, не мешающей восприятию собственно картограммного материала.

Картосхема показывает протекание какого-нибудь события или процесса (например, маршрут экспедиции) на определенной территории. На ней общегеографическая нагрузка обычно имеет



 



 



специфический характер - обозначаются в основном те географи­ческие объекты, с которыми связано данное событие или которые необходимы для ориентировки.

4.3.2 Цвет в иллюстрации

В сравнении с черно-белым цветной рисунок или фотогра­фия может дать гораздо больше информации. Однако при этом во-

прос о точном соответствии цвета решается неодинаково. При вос­произведении изображений животных, растений, минералов доста­точно, чтобы цвет давал ясное представление об окраске изобра­жаемого объекта. При репродуцировании произведений живописи необходима точность в передаче даже цветовых оттенков. А вот на многокрасочных технических рисунках, где цвет дает возможность нагляднее показать внутреннее устройство различных механизмов, для того чтобы яснее отделить одни детали от других, допустимы от­клонения от их действительной окраски, но при этом условное зна­чение каждого цвета должно быть объяснено.

На чертежах и схемах цвет играет другую роль. Он нужен для то­го, чтобы лучше выделить главное, по-разному показать элементы изо­бражения, имеющие функционально различное назначение. Второй цвет целесообразно использовать для надписей. На двухкрасочных чертежах и схемах первый цвет, как правило, черный. Второй - должен быть хорошо виден на белой бумаге и заметно отличаться от черного.

Велика роль цвета на географических и других картах. Если для некоторых карт достаточно и одной краски, то для сложных многокрасочное исполнение необходимо. С помощью цвета можно


наиболее наглядно показать на сложной политической карте госу­дарственную принадлежность различных территорий, на физичес­кой карте - характер рельефа суши, различную глубину морей. В картографии различным цветам во многих случаях присвоен опре­деленный географический смысл: моря, озера и реки обозначают синим цветом, возвышенности - коричневым, низменности - зеле­ным. При этом различная количественная характеристика изобра­жаемых объектов передается неодинаковой интенсивностью соот­ветствующего цвета. В изданиях с многокрасочными или двухкра­сочными иллюстрациями цвет служит и для оформления заголов­ков, акцентируемых участков текста, сигнальных знаков. Необходи­мо, чтобы сочетание цветов было гармоничным и делало издание привлекательным.

4.3.3 Упорядочение иллюстраций в тексте

Упорядочение иллюстраций предполагает установление их соразмерности. Так, помещенные в издании портреты должны быть одинаково кадрированы и иметь одинаковые размеры. Ли­бо их необходимо разделить на группы по величине, в зависимо­сти от значимости.

Изображения различных по величине животных - от слона до мыши - показывать в одном масштабе невозможно, но на близ­ко расположенных иллюстрациях изображение более крупного жи­вотного должно быть крупнее.

По-иному решается вопрос о соразмерности таких иллюс­траций, как чертежи и схемы различных механизмов. В этом слу­чае размер иллюстраций зависит прежде всего от сравнительной сложности изображаемых конструкций и от степени их детали­зации на оригинале.

Размер иллюстраций связан с форматом книжной полосы и характером верстки. Именно заданное расположение иллюстраций во многих случаях определяет их размер. Если, например, в книге по географии все ландшафтные иллюстрации расположены в верху полосы, они, независимо от масштаба, могут быть даны по ширине на весь формат полосы - на вылет. Формат книжной полосы в изве­стной мере ограничивает размер иллюстраций, но при этом не сле­дует бездумно втискивать иллюстрации в неподходящий для них формат, тем самым нарушая их соразмерность. Выходом в таких случаях может явиться соответствующая обработка оригиналов ил­люстраций - правильное кадрирование, устранение ненужных де­талей, перекомпоновка или такое графическое исполнение ориги­нала, которое позволяет значительно уменьшить его при воспроиз­ведении. Ценность иллюстрации для читателя в большой мере за­висит от ее информативности.


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)