АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модульное построение страницы издания

Читайте также:
  1. A. Печатные издания
  2. III. Расчет и построение кривой намагничивания ТЭД.
  3. III. Творческая часть. Страницы семейной славы: к 75-летию Победы в Великой войне.
  4. ISSN и ключевое заглавие сериального издания
  5. MS EXCEL. Использование электронного табличного процессора excel: построение графиков. Взаимодействие excel с другими приложениями windows.
  6. V. Расчет и построение скоростной характеристики ТЭД, отнесенной к ободу колеса электровоза.
  7. VI. Расчет и построение электротяговой характеристики ТЭД, отнесенной к ободу колеса электровоза.
  8. VII. Расчет и построение тяговой характеристики электровоза.
  9. А. Построение кривой предложения
  10. А. Построение кривой спроса
  11. Авангард» страницы истории
  12. Анализ и построение линий Ганна.

«Тульский край - арсенал и щит России»

Дизайн: В. Балакин, И. Шмунь. Фото: В. Дворецкий, И. Каретников. 2005

отыскать нужную страницу - она видна при неполном раскрывании книги. С этой точки зрения такое расположение предпочтительно в изданиях, где к колонцифрам приходится часто обращаться, - в учебниках, научных изданиях с указателями. Колонцифра, постав­ленная посередине формата, усиливает симметричную композицию книжной полосы. Такое расположение ее целесообразно при нали­чии в книге выключенных на середину заголовков, в сборниках сти­хов (в этом случае колонцифра подчеркивает центральную верти­кальную ось полосы), при двухколонной верстке. Колонцифра, рас­положенная внизу, на самом широком нижнем поле, зрительно не сужает его и не требует его увеличения. Если же она поставлена вверху, то верхнее поле становится зрительно более узким, его при­ходится увеличивать, тем самым уменьшая высоту книжной полосы. Таким образом, расположение колонцифры отдельной строкой вверху неэкономично. Однако при наличии колонтитула целесооб­разно помещать в одну строку с ним и колонцифру, набирая их шрифтом одинакового кегля. От основного текста колонцифры от­деляются небольшими пробелами, равными примерно кеглю стро­ки. В некоторых изданиях, в связи с общим характером их оформ-




 


ления, колонцифры располагают иначе, например, на наружном бо­ковом поле или в узкой колонке вместе с заголовками, небольшими иллюстрациями и некоторыми другими материалами.

Колонтитулы - это помещаемые на полосе названия тех разделов книги, к которым относится расположенный на ней текст. Различают колонтитулы переменные и постоянные.

Переменные - их часто называют «живыми» - меняются на протяжении книги. Они помогают читателю найти нужный раздел, ориентироваться в книге. В основном они применяются в книгах со сложной рубрикацией (например, в научных трудах и учебниках для высшей школы, в сборниках статей, в справочных изданиях).

Постоянные, в которых на протяжении всей книги повторя­ются одни и те же данные (название, фамилия автора), не нужны читателю и называются «мертвыми».

Решая вопрос о колонтитулах для того или другого издания, приходится считаться и с тем, что их введение увеличивает объем издания примерно на 4%. В изданиях со сложной рубрикацией на левой (четной) странице книжного разворота в колонтитуле дается название более крупного раздела (например, главы), а на правой (нечетной) - подчиненного ему (например, параграфа); в сборнике статей на левой странице разворота в колонтитуле указывается фа­милия автора, а на правой - название статьи. В словаре колонтитул на каждой странице содержит первое и последнее объясняемое слово. Возможны и другие варианты текста колонтитулов.

Шрифт колонтитулов по начертанию должен заметно отли­чаться от шрифта основного текста. Поэтому их часто набирают курсивом, а в справочных изданиях - полужирным. Размер шриф­та обычно назначается несколько меньше, чем для основного тек­ста (если последний не меньше корпуса). Но в справочных издани­ях, где роль колонтитулов особенно велика, их (вместе с колонци­фрами) выделяют сильно.

Помещают колонтитулы обычно в верху полосы, но иногда и на наружном боковом поле («лежа») и даже на нижнем поле. По­следние два способа менее удобны для читателя.

Колонцифры и колонтитулы не ставят на титульных (заглав­ных) листах, на пустых страницах, а в художественных изданиях -на полосах, целиком занятых иллюстрациями. В этих случаях ко­лонцифры и колонтитулы не нужны читателю. Кроме того, при расположении колонцифр и колонтитулов вверху их обычно не помещают на начальных полосах, а при расположении внизу - на концевых. Однако такой порядок нельзя считать непреложным правилом. Тут надо исходить из интересов читателя. При большом числе спусковых или концевых полос в книге, особенно если они


следуют одна за другой (так бывает, например, в сборниках сти­хов), отсутствие колонцифр на таких полосах затрудняло бы чита­телю поиски нужной страницы.

Оглавление в книге выполняет двоякую роль. Во-первых, оно дает читателю представление о том, как построена книга, какой круг вопросов в ней освещен. Во-вторых, при помощи оглавления читатель легко находит нужный ему раздел. Поскольку оглавление является справочно-вспомогательным текстом, его обычно набира­ют шрифтом пониженного кегля (при корпусе - петитом). При этом очень желательна разбивка оглавления на шпоны - это значитель­но облегчает пользование им. В изданиях большого формата (на­пример, в книгах по искусству) оглавление, если оно несложно, иногда приходится разгонять, чтобы оно не потерялось на страни­це. В таких случаях его набирают шрифтом такого же кегля, как ос­новной текст, и даже более крупным или прописным, сильно увели­чивают пробелы между строками.

Чтобы -оглавление давало представление об архитектонике книги, в нем должно быть ясно показано соподчинение заголов­ков. Достигается это несколькими приемами. Во-первых, заголов­ки различных степеней могут быть набраны шрифтом различной силы, например, названия частей - 8 кеглем полужирным пропис­ным, названия глав - 8 кеглем полужирным строчным, названия параграфов - 8 кеглем светлым строчным. Во-вторых, заголовки различных степеней могут быть по-разному расположены, напри­мер, названия частей - в красную строку, названия глав - с вы­ключкой в край, названия параграфов - с хорошо заметной втяж­кой. Конечно, конкретный выбор шрифтов и способов выключки строк зависит и от сложности оглавления, и от всего характера оформления книги, должен соответствовать ему. Сочетание шрифтовых и композиционных приемов позволяет вполне четко отразить в оглавлении структуру книги.

Во многих случаях, особенно при коротких заголовках, можно сжать оглавление по-другому - расположив его в две ко­лонки. Такой прием рекомендуется'главным образом для произ­водственно-технических, учебных, научных изданий. Если оглав­ление имеет сложную структуру или включает длинные заголовки, то целесообразно набирать его на такой же формат (по ширине), как и весь текст книги. При коротких же заголовках или же при очень широком формате книги следует уменьшать формат оглав­ления. В противном случае, отточия в строках получаются слиш­ком длинными, что мешает находить номер страницы. В оглавле­ние могут быть введены изобразительные элементы, тематически связанные с заголовками.


Оглавление следует помещать там, где его легко найти -либо в начале книги (после титульного листа), либо в конце. Ес­ли основное назначение оглавления справочное, то есть основа­ния помещать его в конце книги. В этом случае оно занимает ме­нее заметное место, что соответствует его вспомогательному, справочному назначению, и не задерживает переход читателя от титульного листа к основному тексту литературного произведе­ния. Если же первая задача оглавления - познакомить читателя с тематикой, планом и архитектоникой книги до того, как он начнет читать ее основной текст, то уместно расположить его в начале издания. Целесообразно помещать оглавление в начале книги и в том случае, если в конце ее приведен предметный, именной или какой-либо другой указатель. При таком расположении читатель легче находит и оглавление, и указатель. В изданиях, где в конце помещают напечатанные на другой бумаге иллюстрации, иногда располагают оглавление между текстом и иллюстрациями, но та­кое расположение неудобно для читателя. В книгах такого типа наиболее подходящее для оглавления место - в начале, перед ос­новным текстом. В некоторых изданиях оглавление помещается в конце книги. Это отчасти объясняется одним технологическим обстоятельством. Если при верстке материал книги не уложится в целое число печатных листов и остается неудобный для печата­ния «хвостик», то его можно убрать, несколько сжав оглавление. В изданиях небольшого объема из-за недостатка места может оказаться необходимым поместить оглавление на обороте титуль­ного листа и даже на обложке.

Указатели предметные, имен собственных и другие очень важны для наведения справок в научных, производственно-техни­ческих, учебных изданиях. Текст указателя представляет собой ал­фавитный перечень предметов (или имен собственных), после каж­дого из которых указаны страницы, на которых он упоминается. Важнейшая задача оформления этих указателей - облегчить поль­зование ими. Исходя из этого, наименование каждого поискового слова начинают с новой строки, лучше - без абзацного отступа, сле­дующие же строки элемента (если они имеются) - с небольшой втяжкой. Номера страниц, на которых помещены основные сведе­ния о предмете, желательно четко выделять шрифтом, например курсивом, полужирный в таких случаях менее заметен.

В указателе литературы целесообразно выделять фамилию ав­тора - по ней ведется поиск книги. Сделать это можно различными способами: выделить полужирным, курсивом, прописными. Не подхо­дит в данном случае выделение разрядкой, так как оттиск получается «дырявый», читать его и находить в нем нужную фамилию трудно.


Для компактности указатели набирают шрифтом понижен­ного кегля, чаще всего петитом. Поскольку при пользовании указа­телем приходится прочитывать всего лишь несколько строк (к тому же коротких), шрифт такого кегля не затрудняет читателя. Шрифт же мельче петита может быть допущен только в особенно компакт­ных изданиях небольшого формата. Материал указателей обычно располагают в две колонки, а при крупном и широком формате кни­ги - в три. Цвет тоже может служить для ориентировки читателя в книге. Так, в некоторых справочниках различные разделы печатают на бумаге разного цвета.

Нормы и сигнатуры служат для ориентировки типограф­ских работников при комплектовке издания, помогая не перепутать порядок тетрадей (листов) и не включить в книгу «чужую» тетрадь. Норма представляет собой краткое название книги, или фамилию автора, или номер типографского заказа. Сигнатура указывает по­рядковый номер тетради в книге. Норму и сигнатуру помещают на первой странице каждой тетради, то есть при трехсгибной фальцов­ке - на 17-й, 33-й, 49-й страницах и так далее, при четырехсгиб-ной - на страницах 33-й, 65-й, 97-й и так далее. Сигнатуру со звез­дочкой повторяют на третьей странице каждой тетради, из которых состоит книга. Поскольку эти элементы не нужны читателю, их на­бирают мелким шрифтом (6 кегль) и помещают в низу полосы око­ло корешкового поля. Норму и сигнатуру обычно не ставят на тех полосах, на которых не принято помещать колонцифры.

4.8 Титульные элементы книги

Титульные данные. Особое место в книге - на границе меж­ду ее внутренними и внешними элементами - занимает титульный лист, или титул. Его назначение - познакомить читателя с книгой, «ввести» в нее. Кроме того, по данным титульного листа регистриру­ют издания в книгохранилищах и библиотеках, расставляют в книж­ных магазинах. По содержанию и расположению основные данные, помещаемые на титульном листе, можно разделить на четыре груп­пы: заголовочные, выходные, надзаголовочные и подзаголовочные.

Заголовочные - это название книги и сведения об авторе. Эти данные в первую очередь характеризуют каждую конкретную книгу, и их расположение является существенным для всей компо­зиции титульного листа.

Выходные данные, помещаемые на титуле, включают наиме­нование издательства, место и год издания. Их помещают в низу ти­тульной полосы. Понятие «выходные данные» не надо смешивать с понятием «выходные сведения», которое гораздо шире и включает все титульные данные.


К надзаголовочным данным принадлежат: в официальных и ведомственных изданиях - наименование организации, от имени которой выпускается издание, в серийных изданиях - наименова­ние серии и номер выпуска.

Подзаголовочные данные могут включать: подзаголовок, по­ясняющий основное заглавие или характеризующий жанр произве­дения; сведения о составителе, переводчике; в повторных издани­ях - порядковый номер издания.

На титуле могут быть помещены и изобразительные элемен­ты: знак издательства, орнамент или рисунок. Чтобы титул давал больше информации о содержании книги, на нем могут быть поме­щены еще и оглавление, краткая характеристика книги, цитата, на­учно-познавательная иллюстрация. Таким образом, титульный лист может оказаться кратким или подробным, в разной мере загружен­ным. Для разгрузки титульного листа некоторые подзаголовочные данные, например, фамилии дизайнера, переводчика, могут быть перенесены на его оборотную сторону.

Титул. Обычно титул бывает однополосным, то есть располага­ется на одной странице. Но в некоторых изданиях помещают двухпо­лосный титул, занимающий две смежные страницы книжного разво­рота. Он подчеркивает большую значимость издания, его капиталь­ность. Существуют два основных варианта двухполосного титула. В одном варианте каждая полоса представляет собой законченную, в какой-то мере самостоятельную часть общей композиции. Такой ва­риант часто применяется в многотомных и серийных изданиях. На ле­вой странице разворота, так называемом контртитуле, могут быть по­мещены сведения, относящиеся ко всему изданию или ко всей серии в целом, а на правой странице - основном титуле - сведения о данном томе. Подобный титул может быть дан и в переводном издании. При этом слева помещается титул на языке подлинника, справа - на язы­ке перевода. Такого рода титул часто называют разворотным. В дру­гом варианте композиция двухполосного титула представляет собой единое, неразрывное целое, текст и изобразительные элементы начи­наются на левой странице разворота и заканчиваются на правой, ча­сто захватывая и корешковые поля. При таком титуле - в отличие от первого его можно условно назвать распашным - дизайнер распола­гает большим графическим полем, на котором можно разместить крупное изображение или сложную композицию. Распашной титул применяется главным образом в особо оформленных изданиях худо­жественной и научно-популярной литературы, в книгах по искусству.

Иногда в малообъемных брошюрах, рассчитанных на недол­гий срок пользования, для экономии бумаги вместо титульного ли­ста помещают титул-шапку. Такой прием часто практикуется в жур-


налах. Чтобы титул хорошо воспринимался читателем, необходимо из всех помещенных на нем разнообразных и неодинаковых по зна­чению сведений выделить важнейшие, сделать явной связь между ними, выявить их соподчинение и единство. Все это достигается прежде всего соответствующим подбором шрифтов, логичной груп­пировкой строк и их обоснованным расположением.

Шрифтовое оформление титульного листа может быть ре­шено самыми различными способами. Прежде всего титул может быть одногарнитурным или многогарнитурным. Применяя шрифт одной гарнитуры и даже одного начертания, легче придать оформлению цельность, единство. Но и при умелом подборе двух или нескольких гарнитур можно добиться единства более сложного. Сочетание шрифтов дает возможность сильнее выде­лить те или другие строки титула. При необоснованном, случай­ном соединении нескольких гарнитур художественная цельность титула теряется, его связь с оформлением остальных элементов книги нарушается. Наиболее важное значение для читателя име­ют заголовочные сведения - фамилия автора и название книги. Они и должны быть выделены наиболее сильно. Обычно назва­ние издания дает читателю более существенную информацию, и поэтому именно для него назначают самый крупный шрифт, а фамилию автора набирают несколько меньшим кеглем. Но если название книги носит формальный характер, например «Собра­ние сочинений», «Рассказы», то оно мало дает читателю, ему больше говорит фамилия автора, для которой и выбирают шрифт большей графической силы.

Размер шрифта для всех остальных титульных данных выби­рается в зависимости от их значения. Однако разница в размере шрифтов на титуле может быть и очень значительной, и умеренной, и совсем небольшой. Встречаются даже титульные листы с неболь­шой нагрузкой, набранные шрифтом одного кегля. Такое оформле­ние может показаться оригинальным, но при частом повторении его нелогичность становится все более очевидной.

В обычном наборе внутрисловные пробелы между буквами зрительно неодинаковы. Так, пробелы между буквами ГЛ или АД зрительно больше, чем между остальными буквами, в особеннос­ти между такими, как НН и ИП. При мелком кегле эта разница поч­ти незаметна, при крупном же она бросается в глаза, слова полу­чаются как бы разорванными. Поэтому в строках крупного кегля (начиная с 16) пробелы между буквами в пределах каждой стро­ки должны быть зрительно выровнены. Некоторые элементы ти­тульных данных, например заглавие книги, подзаголовок, - могут состоять из нескольких строк. В таком случае следует членить текст на строки по смыслу так, чтобы особенно тесно связанные


 

между собой слова находились в одной строке. Нарушение этого логичного принципа ради того, чтобы получить заранее заданную форму строк, в какой-то мере затрудняет понимание надписи. Что касается расположения, то различные элементы титула - группы строк - разделяются неодинаковыми пробелами. Величина про­белов подчеркивает большую или меньшую связь между этими элементами. Например, пробел между заглавием книги и ее под­заголовком должен быть меньше, чем между подзаголовком и на­именованием издательства. Вместе с тем возможно различное расположение строк по высоте титула. Например, главная строка (название книги) может находиться примерно на линии золотого сечения, а может быть и смещена вверх и даже расположена в нижней части полосы. Элементы титульного текста могут быть бо­лее или менее равномерно распределены по всей высоте полосы, а могут быть и сгруппированы вверху и внизу с большим пробе­лом между ними.

Большое значение для компоновки титула имеет объем по­мещаемого на нем материала, в особенности, если он очень велик или очень мал. При малой нагрузке титульного листа, особенно ес­ли текст его состоит из коротких строк, целесообразно несколько уменьшить высоту титула по сравнению с высотой рядовых полос -в противном случае титул будет казаться слишком вытянутым по вертикали. Титульный лист может быть скомпонован симметрично или асимметрично. При симметричном построении все строки (и изобразительные элементы) выключены на середину, благодаря чему титульная композиция приобретает плавный, гармоничный си­луэт. При асимметричном построении строки начинаются от одной или нескольких вертикальных осей. Возможны и такие композици­онные решения, когда те или другие элементы не привязаны к оп­ределенным осям, а свободно расположены на плоскости титульно­го листа. Для асимметричной титульной композиции характерны резкие, угловатые очертания.

Одногарнитурность, плавные переходы от более крупных шрифтов к мелким, симметричное построение способствуют тому, что композиция титула воспринимается как спокойная. При шриф­тах же нескольких гарнитур (или сильно отличающихся начерта­ний), резких контрастах в размере шрифта, асимметричном постро­ении композиция титула производит впечатление динамичной. Осо­бенно разнообразны и широки возможности композиционного ре­шения двухполосного (разворотного или распашного) титула. При симметричной композиции обычно обе полосы разворотного титу­ла строятся по одному и тому же принципу. Иногда стремятся даже к тому, чтобы каждому элементу основного титула отвечал анало­гичный элемент контртитула. Такая композиция - ее называют зер-


кальной - хорошо известна, она часто встречается в собраниях со­чинений. При асимметричной композиции загрузка и построение основного титула и контртитула обычно бывают неодинаковы и да­же распределение текста может быть несколько неожиданным. Возможно и такое решение, когда и основной титул, и контртитул каждый в отдельности асимметричны, но объединены в рамках сим­метричной композиции.

Во многих изданиях (в особенности художественной литера­туры, юбилейных, научно-популярных, в школьных учебниках, в книгах для детей) в композицию титульного листа вводится рису­нок, орнамент, шрифт титула пишет художник (рисованный титул), титул печатается в две краски, и даже в несколько красок. Рисунок на титуле может представлять собой и небольшую виньетку, и до­вольно крупное изображение. Но независимо от его размеров все­гда хочется видеть на титуле рисунок не рядовой, а особенно выра­зительный, усиливающий связь титула с содержанием книги и не­пременно являющийся органической частью всей титульной компо­зиции. Своеобразные композиционные решения необходимы, если на титуле помещаются какие-нибудь дополнительные элементы, на­пример, оглавление с рисунками и даже начало вступительной ста­тьи, так что чтение текста книги начинается уже при взгляде на ти­тул. Вторая краска на титуле имеет не только декоративное значе­ние, она прежде всего помогает выделить главное. Что же касается рисованного шрифта на титуле, то он может быть уместен при осо­бо художественном оформлении издания, но его присутствие в обычных изданиях нецелесообразно.


Авантитул. Перед разворотом, на котором расположен ти­тул, в некоторых изданиях имеется еще и выходной лист, или аван­титул. На нем помещаются либо некоторые титульные данные, либо какой-нибудь небольшой текст (например, лозунг, посвящение), ли­бо издательская марка.

Шмуцтитул. Часто для авантитула используется страница, предшествующая левой полосе разворотного титула. В старину вы­ходной лист называли шмуцтитулом. В буквальном смысле слова это значит «титул для грязи», то есть предохраняющий настоящий титул от загрязнения. Такое значение этого слова давно забыто, и теперь щмуцтитулами называют заголовки крупных разделов книги, помещенные на отдельных страницах. Шмуцтитулы оформляются, как правило, в соответствии с оформлением основного титула, но несколько сдержаннее. Шмуцтитул занимает две страницы (оборот его обычно оставляют пустым). Широкое использование его приве­ло бы к увеличению расхода бумаги. Поэтому даже в капитальных изданиях применение шмуцтитулов должно быть функционально обоснованным.

Фронтиспис. Перед титульным листом, обычно на одном развороте с ним, может быть помещен фронтиспис - вступительная иллюстрация, отображающая основную идею книги или представ­ляющая собой портрет автора. Чаще фронтиспис встречается в из­даниях художественной литературы, но он уместен и в других изда­ниях. Иногда фронтиспис печатают на особой бумаге в две или не­сколько красок, этим подчеркивается его значение. При разворот­ном титуле фронтиспис обычно помещают между титульным листом и первой страницей текста. Возможна и такая композиция, когда титул и фронтиспис как бы поменялись местами. Встречаются изда­ния, где вступительная иллюстрация расположена на второй стра­нице обложки. Делается это прежде всего для экономии бумаги, но если для обложки выбрана фактурная бумага, то таким путем полу­чается и добавочный декоративный эффект. Вместо обычного фронтисписа, занимающего одну страницу, может быть дано более развернутое изобразительное вступление в книгу. Фронтисписом или более развернутыми вступительными иллюстрациями могут со­провождаться и шмуцтитулы.

Выпускные данные. В каждом издании помещаются выпу­скные данные, которые входят в ту же систему выходных сведений, что и титульные данные. Эти данные можно разделить на две груп­пы - обязательные и рекомендуемые. Обязательные данные (дата сдачи в набор, дата подписания к печати, формат, объем, тираж)


нужны для учета и контроля работы издательств и полиграфичес­ких предприятий. Рекомендуемые к помещению данные включают имя, отчество и фамилию автора, название книги, фамилии и ини­циалы редактора, художественного и технического редакторов, корректоров, художников и дизайнеров. Помещение этих данных подчеркивает роль основных участников редакционной работы над данным изданием, и усиливает их ответственность за качество ра­боты. В этот раздел также включаются копирайты.

Выпускные данные надо оформлять так, чтобы ими было удобно пользоваться в работе, но вместе с тем компактно. Их целе­сообразно набирать шрифтом мелкого кегля - примерно 6. Фами­лию автора, название книги, а также фамилии основных участников редакционной работы желательно выделять. Все данные надо ком­поновать так, чтобы близкие по характеру данные находились в од­ной строке или рядом. Вместе с тем оформление выпускных данных должно соответствовать общему оформлению всей книги. В компо­зицию выпускных данных могут быть включены также изобрази­тельные элементы, перекликающиеся с оформлением титульного листа или характерных для данного издания книжных полос.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)