АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Либерально-демократический

Читайте также:
  1. Глава 5. Тайна китайской цивилизации
  2. От военного положения к «круглому столу»
  3. Перечень тестовых заданий
  4. Политическая культура: от традиционного общества к обществу модерна
  5. Правовая сфера
  6. СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, И ТЬМА НЕ ОБЪЯЛА ЕГО
  7. СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ...
  8. Форма правопонимания
  9. Эрнст Геккель, который был большим дарвинистом, чем сам Дарвин

Существует во многих странах. Либеральными называются такие способы и методы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. В сфере взаимоотношений личности и государства человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за интересами, правами, свободами личности.

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, обусловливается потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство не вмешивается в экономическую жизнь людей, выступает в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции, государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы.

Плюрализм и многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества.

Государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей партий, необходимых для проведения избирательной компании. Государственное управление производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Недостатки либерального режима:

социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей. Использование этого режима становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой.

2. гуманистический режим – сохраняет все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Его правовая форма ориентируется не вообще на личность, на индивида, а на обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную социальную защиту, поддержку.

Главный принцип гуманистического режима – человек – это цель, а не средство. Высокая социальная и юридическая защищенность, утверждение ценности каждой человеческой жизни – эти обязательства государства лежат в практической деятельности всех органов государственной власти.

 

Матузов, Малько также в качестве разновидности демократического режима выделяют президентский и парламентский.


 

  Возникновение и развитие учения о правовом государстве

 

Смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних идея правового государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело наоборот.

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Еще в диалогах Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон нее имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует власть закона, там нет места и форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем.

Весьма важным явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами».

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Все люди, согласно учению Сенеки, равны между собой в том смысле, что они являются «сотоварищами по рабству», одинаково находясь во власти судьбы.

Подобные человеколюбивые мотивы развивались и в Китае, где проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию». Нельзя силой насаждать порядок, т. к. страна управляется справедливостью.

Государственно-правовые взгляды и идеи передовых мыслителей того времени стали первоосновой последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства. До полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще далеко.

Многое для развития теории правового государства было сделано мыслителями 18 -20 веков. Развивался ряд положений таких мыслителей, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и др. Философские основы теории правового государства создавались и развивались Кантом, который указывал на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, то оно рискует потерять уважение и доверие граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности. Учение Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Моль, Велькер, Гнейст и др.

Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких учених Велькера и Фрайхера фон Арентина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государств.

Значительное освещение и развитие идея правового государства нашла в произведениях современных западных юристов, политологов, социологов. В прямой, а чаще косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве ряда западных государств (Испания, ФРГ). Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии и ряда других государств.

Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых-юристов (Котляровский, Коркунов, Кистяковский, Михайловский). Весьма важное значение с точки зрения формирования и развития идей правового государства в России в конце 19- начале 20 века имели закрепленные в законодательных актах положения, касающиеся осуществления законодательной власти государем императором «в единении с представителями народа», порядке выборов в Государственную Думу, о правах и обязанностях российских подданных, среди которых «право свободно избирать место жительство, занятие, приобретать и отчуждать имущество, беспрепятственно выезжать за пределы государства и др.

В условиях самодержавия было бы весьма наивно говорить о становлении правового государства. Основной законодательный массив был направлен не только на сохранение, но и на укрепление самодержавной власти. Тем не менее появление в нормативно-правовых актах общих статей и положений, апеллирующих к закону, свидетельствует о том, что в российской государственно-правовой жизни сформировались идеи, созвучные идеям правового государства.

Всю историю формирования и развития идеи правового государства в России можно разделить на три периода:

1. вторая половина 19 века – до Октябрьской революции 1917 г.

2. 1917 – 1985 год

3. 1985 – до настоящего времени.

Характерные особенности первого этапа формирования и развития идей правового государства:

1. становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей

2. формирование и развитие идей правового государства в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве с идеями просвещенного абсолютизма. В сознании многих людей доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти.

3. формирование идей правового государства осуществлялось на фоне и в контексте академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой стадии их возникновения и развития.


Важное значение для развития идей правового государства в Росси имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства. Согласно существовавшему мнению конституционное государство представляло собой практическое осуществление идеи правового государства. Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое «в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву». Иными словами, это такое государство, члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права, являются не только подданными, но и гражданами.

Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось не только существование на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. Кистяковский выделял гарантии против захвата власти:

а) право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии

б) ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу их действий и передавать их суду за преступления по должности.

в) право судебной власти проверять законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, несогласные с законом.

Кроме названных вопросов, касающихся концепции правового государства, в центре внимания стояли и другие вопросы. Данный период был одним из самых плодотворных для отечественных исследователей периодом разработки идей правового государства.

 

Следующий этап развития идей правового государства в России не отличался особой позитивной активностью. В практическом отношении данный период в российской истории был шагом назад.

Анализ научных источников свидетельствует о том, что на данном этапе не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей. Однако многие теоретические разработки идей остались не чем иным, как лишь теоретическими разработками. На практике в стране торжествовали совсем иные идеи и принципы.

 

Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 по настоящее время.

В этот период были расширены политические права и свободы граждан, упразднена политическая цензура. В принятой Конституции РФ 1993 года были зафиксированы такие принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей. Было закреплено положение о том, что РФ - социальное, правовое государство.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)