АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В.В.Старовойтов

Читайте также:
  1. И–90 История философии № 5. — М., 2000. —000 c.

Рецензия на книгу К.Ясперса «Общая психопатология»*

Работа К.Ясперса (1883—1969), будущего знаменитого философа, ведущего представителя экзистенциализма, «Общая психопатология», является защищенной им в 1913 г. докторской диссертацией, которая в том же году вышла в свет в виде отдельной книги. Дело в том, что К.Ясперс специализировался по психологии в Гейдельберге, и долгое время не хотел делать философию своей профессией, потому что считал ее не наукой, а непосредственным жизненным духовным действованием. С тех пор эта книга неоднократно перерабатывалась и переиздавалась. Перевод сделан по последнему прижизненному изданию 1959 г.

Данный труд Ясперса посвящен проблемам психопатологии как науки, в отличие от психиатрии как клинической практики. Наука, по мнению Ясперса, предполагает систематическое, концептуальное мышление, которое может быть сообщено другим. Поэтому психопатология является наукой в той мере, в какой она отвечает этому требованию. Исходя из такого определения научности, Ясперс ограничивается в настоящей книге только тем, что может быть сообщено и воспринято в рамках сугубо научной терминологии. В то же время, по мнению Ясперса, собственный научный вклад психопатологии должен состоять не в том, чтобы, имитируя неврологию, построить систему с постоянными «перекрестными ссылками» на головной мозг (это всегда кажется не соответствующим действительности и поверхностным), а в том, чтобы выработать устойчивую позицию, которая позволила бы исследовать разнообразные проблемы, понятия и взаимосвязи в рамках самих психопатологических явлений.

При составлении общего плана данной работы в полном блеске проявился могучий интеллект Ясперса как методолога и систематизатора. Книга состоит из шести частей: Тема первой части — эмпирические явления психической жизни. Вторая и третья части посвящены взаимосвязям в сфере психической жизни, и предназначены для развития исследовательских способностей психопатолога. В четвертой части предлагается попытка синтеза, которая заключается в поиске путей к пониманию психической жизни личности как целого. Это — всесторонний подход клинициста, воспринимающего своего больного как целостную личность и мыслящего свой диагноз в терминах истории данной личности. Пятая часть рассматривает аномальную психическую жизнь в аспекте социологии и истории, в то время как шестая, и заключительная, часть посвящена рассмотрению человеческой жизни в единстве всех ее проявлений.

Такой всесторонний подход К.Ясперса к исследованию психопатологии человека является одной из самых сильных его сторон, и связан с тем, что, по мнению Ясперса, человеческая душа является порождением не только природы, но и культуры. Это тем более важно, так как, например, чрезмерный акцент Фрейда на биологических факторах в ущерб культурным: «анатомия — это судьба», привел его к некоторым ошибочным выводам, за которые он был подвергнут справедливой критике классиком неофрейдизма К.Хорни (см. 2 главу книги К.Хорни «Новые пути в психоанализе», 1939).

В то же время надо отметить, что с позиции нынешних знаний не все положения данной работы Ясперса выдержали испытание временем. Так, например, ошибочным представляется его мнение о том, что у человека есть собственная судьба, осуществление которой всецело зависит от него самого, ибо Ясперс упускает здесь из виду расщепленность личности невротика, который не творит свою судьбу, а пытается, двигаясь по порочному кругу (вынужденный повтор), разрешить свои внутренние конфликты.

Также несколько устаревшими кажутся нам представления Ясперса о том, что в противоположность животным человек не наделен врожденной, совершенной способностью к адаптации. Ибо, признавая крайнюю недостаточность «инстинктивной оснастки» младенца, современные исследователи отмечают также, что некоторая отсрочка в развитии самостоятельности наглядно видна у высших животных, а у обезьян имеются некоторые указания на латентный период, хотя широкий диапазон аллопластических адаптаций доступен лишь человеку.

Однако в целом данный труд К.Ясперса настолько богат всевозможными идеями и представлениями и настолько блестяще выполнен в методологическом плане, позволяя ему восходить от феноменологии отдельных психических болезней к широким философским обобщениям, касающимся человека в целом в его экзистенциальной связи с другими людьми, что вполне может служить настольной книгой для тех, кто интересуется психологией, культурой и психиатрией.

кфн Владимир Старовойтов

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)