АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусство в духовной жизни России XIX ст

Читайте также:
  1. II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И СЦЕНИЧЕСКОЕ РЕМЕСЛО
  2. III. Изучение демократического транзита в России (модель Б.А. Исаева)
  3. IV. Рост жизни
  4. IV. Рост жизни.
  5. V. В области социально-экономических проблем северных регионов России.
  6. VI. ИСКУССТВО ЗАГОЛОВКА
  7. XII. ДВИГАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  8. XIII. ЛИНИЯ СТРЕМЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  9. А вот, читатель ещё одна грустная история из жизни женекой
  10. А на Руси не ведали еще о беде надвигающейся, пели, плясали, жизни радовались
  11. А) Внешнее течение и внешние порядки такой жизни
  12. А. Территория, население России. Сельское хозяйство

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). С точки зрения динамики развития культуры, XIX век распадается на две фазы, закономерно сменяющие друг друга. Первая половина века проходила под знаменем расцвета дворянской культуры. Именно в рамках этого сословия оформились наиболее значимые идеи общественного развития, и проходило осмысление судьбы России в целом. После Манифеста 1861 года происходит демократизация движущих сил культурного развития, и формирование разночинной культуры. XIX век в русской культуре сопряжен с целым рядом судьбоносных событий: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, промышленный переворот второй половины века. Художественная культура живо реагировала на происходившие в обществе изменения. Смена типов культур запечатлелась в художественной стилистике: романтизм первой половины века сменился реализмом второй половины столетия. Выразителем передовых идей того времени стала литература. На волне нового отношения к простолюдину (как к личности), но с чувством глубокой неудовлетворенности состоянием дел в стране, рождается романтизированные образы и особое чувствование. Новые веяния нашли отражение в творчестве русских романтиков-сентименталистов Василия Андреевича Жуковского, Кондрата Федоровича Рылеева, молодого Александра Сергеевича Пушкина. А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. Пушкин является создателем русского литературного языка. Яркими представите лями литературы 1 пол.19 века были М. Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, В 40-50-е гг. XIX в. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургене, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, поэты Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. К замечательной плеяде русских литераторов можно отнести Л.Н. Толстого, М.Ф. Достоевского, которые составляли золотой фонд не только русской, но и мировой литературы. Во 2 пол.19 века в литературе появились новые имена: А.П. Чехов, И. Бунин, Н.С. Лесков, А.И. Куприн. В начале века русский театр был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. В репертуаре театров были трагедии на антично-мифологические и исторические сюжеты. Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1829) и «Ревизора» Н.В. Гоголя (1836) на сцене Малого театра в Москве, где блистательно играл М.С. Щепкин. Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокое знание европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании композиции. К плеяде русских живописцев этого времени можно отнести К. П. Брюлова, А.Г. Венецианова. Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х гг. XIX в. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского (1837—1887), Г.Г. Мясоедова (1834-1911), Н.Н. Те (1831-1894), В.Г. Перова (1833-1882) в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской. Реализм в русском изобразительном искусстве проявился в творчестве художников И.И. Левитана, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, ВА. Серова, скульпторов С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной. Русская архитектура первых трех десятилетий XIX в. связана со стилем aмnup, завершившим развитие классицизма. Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен был как бы олицетворять могущество государства. Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина (175, К.И. Росси, В.П. Стасова. Характерная черта зодчества того времени — создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по его проектам возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. По проекту А.А. Монферрана создан Исаакиевский собор — самое высокое здание того времени. Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябье, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев, Н.А. Титов в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский создал оперу «Аскольдова могила», пользующуюся и поныне большой популярностью. Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка. В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов — М.А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусорского и Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковский. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской культуры.

?69. Характерные черты украинской культуры.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)