АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Топтыгины и Никаноровы

Читайте также:
  1. XIV. Что читать?
  2. Глава 1. Генеалогия и
  3. Глава 2: Общие сведения о поведских семьях
  4. ГЛАВА 7
  5. Примечания

 

Фамилия Топтыгиных не является уникальной для России. Даже дети способны перевести её смысл, обозначающий от архаизма «топтыга» – медведь. Фамилия Топтыгиных появляется впервые в 1901 году в Метрической книге Покровской церкви погоста Поведи, когда Пётр Никанорович (№37), 1871 г.р. присутствовал поручителем на бракосочетании.

Фамилия Никаноровых образовалась простым приращением отчества Никиты Никаноровича (№34). Таким образом, Алексей Никитич (№79) стал Никаноровым, когда венчался в 1913 году. По простым житейским причинам, связанным с женитьбой, рождением ребёнка или смертью, у крестьян возникала необходимость регистрации фамилий, которые образовывались обычно от имён предков, а также по семейным или индивидуальным прозвищам. В Поведи наречение фамилий произошло в конце 19-начале 20 веков.

Первым номером в родословной Топтыгиных –Никаноровых можно назвать «Еммануила» (№1), который знаком нам через отчество его сына – Михаила Еммануиловича (№2). Михаил впервые упоминается в Поведи в 1811 году, когда «появился из погоста Архангельского» (ныне село Красное Торжокского района). Тот год по неизвестным причинам стал временем массовых переселений в рамках государственных поселений. Михаил оказался энергичным человеком, трижды женившись. Первая невеста вероятно и стала причиной переезда в Поведь, хотя обычно жёны переезжали к мужьям.

В 1852 году в «Подворном списке домохозяев» значится Никанор Михайлович (№14), который шесть месяцев работал каменотёсом с выручкой в 90 рублей. Он был одним из сотен мастеров каменного дела, которыми славился Поведской край. Возможно, Никанор трудился в Петербурге, где данное ремесло было очень востребовано.

Выше называлось имя Григория Михайловича Топтыгина (№16). В Метрических записях упоминается, что он имел звание старшего унтер-офицера пехотного полка. Данный чин соответствует по рангу современному сержантскому составу – низшему командному уровню. Старший унтер-офицер аналогичен старшему сержанту.

Иван Никитич (№78) записан как солдат. В подавляющем большинстве местные крестьяне состояли в рядовых, не выходя на уровень унтер-офицеров. Также солдатами были его отец Никита Никанорович (№34) и его дядя Пётр Никанорович. По семье Никаноровых можно сделать простой вывод о том, что их не очень-то привечали в Поведи. В рекруты брали обычно никчёмных или неугодных мужчин, не имевших особого уважения среди односельчан.

При изучении истории крестьянских семей любопытно посмотреть на пути-дорожки брачных союзов. В случае государственных селений данный вопрос вызывал для молодых людей определённые сложности. Вызваны они малочисленностью деревень необходимого (государственного) сословия, что было условием совершения женитьбы. Помимо этого были препятствия церковного свойства (посты), сезонность крестьянского труда, согласие родителей и прочее. Жениться по любви всегда непросто, а для простых деревенских парней и девчат в царской России и вовсе – удача. Неудивительно, что находим мы записи в Метрических книгах, где свадьбы игрались в большинстве в январе-феврале, жёны сплошь из одного селения «под копирку», кому как повезло. Потому нередки были и внутриповедские браки. Но родственники не венчались, за чем следили священники при «обыске» (опросе) перед таинством.

В семье Тотыгиных – Никаноровых дважды заключался брачный союз с односельчанами. Михаил Михайлович (№7) женился на Наталье Артемьевне из Абрамовых. Степан Михайлович(№20) соединил себя узами брака в 1882 году с Татьяной Егоровной Кудрявцевой. Ольга Григорьевна (№39) вышла замуж за Алексея Ивановича Жиглинского. Все три пары остались в Поведи, где и закончили свой жизненный путь.

После Октябрьской революции судьбы Топтыгиных – Никаноровых закружило в вихре перемен, закрученном Советской властью. Только одну ниточку я могу упомянуть, которая протянулась сквозь трудные годы 20 века. Михаил Григорьевич (№44) покинул Поведь со свой супругой Евдокией Егоровной в 1918 году, уехав в Петроград. Время Гражданской войны было особенно тяжким для столицы, но именно тогда оказались они на Васильевском острове близ Невы. Потомки Топтыгиных живут и здравствуют в Петербурге и поныне. В частности, Людмила Андреевна Фролова сердечно общается с моей мамой Ритой, которая родилась в Поведи и продолжает род Жиглинских по женской линии (об этой поведской семье ниже)

.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)