АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

П о л у м а т е р иа л ь н а я о б о л о ч к а

На основании всего вышесказанного, мы принуждены при- нять, как более вероятное и логичное, что существо человека со- ставляют не три элемента, но четыре, а именно:

1) Материальное тело.

2) Жизненная сила, или начало.

3) Духовное и разумное начало, или наше сознательное «я».

и в 4) Полуматериальная и эфирная оболочка нашего сознатель- ного и отвлечённого «я». Её часто называют двойником человече- ского тела.

Первые два элемента нужны человеку для возможности жизни на земле; без них он не мог бы быть человеком и не мог бы прояв- лять своей земной деятельности. Эти два элемента имеют чисто земной, временный характер и после смерти человека уничтожа- ются безвозвратно. Последние два элемента остаются неприкосно- венны для смерти, и существо духа, освободившись от тела, дела- ется свободным и независимым от законов вещества.

В обыкновенном разговорном языке принято называть душой совокупность последних двух элементов в то время, когда они находятся в теле человека, живущего на земле; и ту же совокуп- ность называть духом после смерти человека. Мы будем придер- живаться этой номенклатуры и, говоря дух, или душа, будем под- разумевать субъективное наше «я», всегда облечённое в некую эфирную оболочку. Живёт ли человек на земле, или избавился уже он от атрибутов земной жизни, это не мешает душе во многих от- ношениях быть совершенно тем же духом, но поставленным вре- менно в несколько другие, более трудные и стесняющие его усло- вия.


183

 

 

Принимая эту номенклатуру, мы считаем, однако, долгом ого- вориться и предупредить читателя, что слова: душа и дух разными учениями и верованиями понимаются иначе, и потому, чтобы не впасть в крупные недоразумения в сём, и так уже весьма шатком вопросе, следует всегда обращать особое внимание на понятие, ко- торое подразумевается авторами каждого учения под словами: душа и дух.

Мы не имеем никакой возможности представить себе дух, или душу, иначе, как чисто отвлечённым существом, но всегда обле- чённым в некую полуматериальную оболочку, которая более или менее эфирна, тонка и разжижена, а потому более или менее огра- ничивает район жизненной деятельности духа в известной сфере, или в какой-нибудь одной определённой области загробного мира. Мы не можем себе представить, чтобы эта свобода не была бы ни- чем ровно ограничена для всех духов, даже для тех, уровень раз- вития которых находится ещё на низшей степени иерархии духов- ного мира. Не может быть представлена им одинаковая возмож- ность пребывания во всех отдалённейших уголках вселенной и во всех беспредельных областях бесконечного загробного мира. Один Бог Беспределен, Бесконечен и Вездесущ, духи и слуги Его неминуемо должны быть ограничены в проявлении своей жизнен- ной деятельности своими собственными качествами и свойствами, выражающимися степенью эфирности их полуматериальных обо- лочек, не дающих им возможности удаляться за пределы области, положенной для жизни каждого из них. Люди ограничены ещё больше духов. Ведь в сущности человек тот же дух, но он вре- менно прикован к земле своим земным телом, которое заставляет его жить и проявлять свою деятельность только на поверхности земли, влача всюду за собой груз своего тяжёлого и крайне непо- воротливого тела. Это тело при жизни духа на земле играет роль механического тормоза, связывающего динамическую свободу духа; но, кроме того, оно в состоянии, парализовать совсем, или только до известной степени, некоторые духовные чувствования и понимания, которые имел дух до входа в это тело.

Духи, хотя бы и самого низшего духовного и нравственного развития, несравненно более свободны, чем люди, и чувства их и понимание себя и окружающей их природы не стеснены так


184

 

 

сильно их эфирным телом. Однако, эта эфирная оболочка состав- ляет и у духов (до некоторой степени, конечно) так же, как и у лю- дей, динамический тормоз их передвижениям по мировым про- странствам и удерживает их в тех пределах или районах заоблач- ного мира, которые предназначены каждому для проявления их жизненной деятельности.

Свойства, качества и степень эфирности этих полуматериаль- ных оболочек во всём должны соответствовать степени духовного, нравственного и разумного развития духа; иначе было бы невоз- можно ему проявлять своих способностей, удовлетворять своим желаниям и стремлениям и преследовать свои жизненные цели свободно и самостоятельно.

Чем дух духовнее, чем чище и возвышеннее его желания и стремления, чем он более способен проникать в глубь тайн при- роды и предначертаний Божьих, тем более он по составу существа своего должен приближаться к идее чистой отвлечённости и ду- ховности, каким мы должны себе представлять Бога Бесконечного и Вездесущего, не имеющего ничего материального и веществен- ного в Своём Бесконечно и Абсолютно – Чистом Существе. По мере того, как интеллектуальное развитие духа удаляется от Иде- ала Вездесущности, и полуматериальные оболочки их, вместе с уменьшением степени развития, делаются менее эфирны, менее разжижены и менее чисты, а следовательно, всё более и более стес- няют деятельность духа и ограничивают район возможности пре- бывания его в мировых пространствах.

Чем дух менее интеллигентно развит, чем привязанности, при- вычки и особенности характера его более сосредоточиваются на предметах вещественных и земных, чем вкусы его грубее, чем он сам эгоистичнее, порочнее и носит на себе бóльший отпечаток зем- ных разнузданных страстей, – тем и мысли его и цели жизни, и желания, и стремления более вращаются вокруг того, что могла бы ему дать одна земля, а следовательно, для выполнения задачи его загробной жизни и не требуется большой эфирности полуматери- альной оболочки; она у подобного рода низших духов, говоря от- носительно, плотна, тяжела и стесняет в высшей степени район их жизненных отправлений.

Теософы называют эти полуматериальные оболочки духов и


185

 

 

душ – астральными телами на том основании, что, будто бы, каче- ства этих астральных тел соответствуют способности духа иметь временное пребывание на разных планетах. Они полагают, что чем больший район деятельности охватывает дух в беспредельных ми- ровых пространствах, тем и оболочка эфирнее, легче и удобопо- движнее, дающая духу возможность пребывания на большем числе планет н солнечных систем. У низших же она до того груба, тяжела и мало подвижна, что не позволяет им удаляться из преде- лов атмосферы одной какой-либо планеты. Это учение об астраль- ных телах весьма правдоподобно и вполне соответствует логиче- скому выводу, построенному на вышеприведённых научных дан- ных.

Говоря, что эфирная оболочка груба или легка, разжижена или тяжела, мы применяемся только к человеческому языку и земным номенклатурам, которые решительно неприменимы к небесным сущностям, а очерчивают нам их весьма неточно и только отчасти. Точного понятия о них человек не может себе составить, у него нет для этого ни достаточной прозорливости, ни соответствующих чувств, ни понятия об измерении высших степеней, ни, наконец, соответствующих в его лексиконе слов для выражения своих по- нятий, дабы иметь возможность передать другому то, что кому- нибудь одному удастся иногда видеть, ощущать или чувствовать,

– но зато у человека есть разум и воображение, которые могут дать ему возможность приспособить свои понимания природы анало- гичными сравнениями; через это он иногда может составить себе кое-какое представление, приводящее его к заключению о возмож- ности допущения в природе того, что выходит из пределов позна- ваемости человека.

Разбирая же вопрос о степени эфирности тел, мы уже по самой строгой науке, не удаляясь ни на йоту в своих умозаключениях от давно известных научных данных и идя вполне логическим путём мышления, можем прийти к возможности допущения не только эфирных материй, более плотных и более лёгких, но и к допуще- нию такой среды, которая ещё более легка, чем эфир, ещё более тонка и играет в природе для образования эфира ту же роль, какую эфир играет при образовании нашей весомой материи.


186

 

 

Для указания возможности допущения существования в при- роде подобного рода в высшей степени разжиженных материй высших порядков или измерений, которые были бы настолько реже эфира, насколько эфир реже нашей материальной среды, нам придётся вернуться опять к вопросу о сущности вещества и разо- брать его на основании тех данных, до которых доходит В. Тата- ринов в своём строго математическом труде «О свойствах эфира».

Если от принятых В. Татариновым данных, выведенных на ос- новании строгого математического анализа, подвинуться логиче- ским путём только на один шаг, то получаются уже вполне ясные подтверждения возможности допущения целого ряда тел, жидко- стей, эфирных сфер, и вообще таких состояний материй, одна дру- гой разжиженнее и могущественнее (ибо одно состояние материи служит причиной существования другой), что по неволе придётся заключить, что в этих до бесконечности разжиженных материях и кроется самая суть нашей жизни и самый смысл бытия.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)