АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соборная Ак-мечеть (Белая мечеть)

Читайте также:
  1. ASKING THE WAY/ Как спросить дорогу?
  2. BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
  3. I. Житие
  4. Ill К I )l
  5. V. Закрепление изученного материала
  6. XT. Галогены
  7. Адаптационные помехи (Пий X, 1903–1914)
  8. АЛЕКСАНДР (1780-1852)
  9. Атласские горы
  10. Белая гвардия
  11. Биография
  12. Биополитический подход к экологии и охране живой природы (биоразнообразия)

Главный фасад. План 1-го этажа.

  Краткие исторические сведения   Архитектурный анализ
Соборная Ак-мечеть (Белая мечеть) является древнейшей сохранившейся до наших дней мусульманской мечетью Астрахани. О деревянной Белой мечети в Астрахани сообщают в 1777 году академик С.Г. Гмелин, а затем, в 1809 году, - исследователь И.В. Равинский. Он, в частности, писал, что это главная татарская мечеть в городе, так как она была "всех пространнее и получше сделана", а кроме того "...у татар главные мечети всегда называются белыми". В 1810 году деревянная Ак-мечеть была перестроена в камне на средства купца Давида Измайлова. К зданию мечети примыкал красивый минарет. Мечеть окружала вначале деревянная, а затем каменная ограда. Известно, что на протяжении XIX - начала XX века имамами Белой мечети были представители семьи Ходжаевых, причисляемые к татарам Бухарского двора. Имамы Ходжаевы активно участвовали в общественной жизни мусульман Астрахани. До революции при Ак-мечети действовали мактаб и Мадраса - мусульманские школы начального и повышенного уровней соответственно. В 1930 году Ак-мечеть была закрыта, а ее помещение было передано под детский сад. Лишь в 1992 году мечеть была возвращена верующим. В 1997 году при Белой мечети было открыто пока единственное в области Мадраса -Исламский институт "Хаджи-Тархан". С началом реставрационных работ по Белой мечети Мадраса было переведена в здание рядом с Черной мечетью. "Хаджи-Тархан" дает высшее мусульманское образование; мужчины по окончании получают специальность "имам-хатыб", женщины - "теолог, преподаватель ислама".   Реконструкция Белой мечети является символическим подарком от имени казанцев в честь 450-летнего юбилея со дня основания города. Меньше чем за год реставраторы из Татарстана обновили фасад здания. На крыше произведен ремонт кровли и минарета. Полностью были заменены окна и двери, укреплены потолочные перекрытия, обновлены покрытия пола. Инженерные системы здания заменены с учетом современных материалов и технологий. Специалисты арабской каллиграфии украсили лепниной с выдержками аятов из священного текста Корана. Произведено обустройство подсобных помещений и благоустройство прилегающей территории.   Стоимость реконструкции Белой мечети г.Астрахани составила около 40 млн. рублей и была выполнена за счет пожертвований мусульман Казани и помощи предприятий республики. В 2000 году началась реставрация Ак-мечети, которая завершилась в 2008 году, к 450-летнему юбилею города. Белая мечеть (Ак-мечеть) является старейшей мусульманской мечетью Астрахани. Первые упоминания об этой мечети содержатся в сочинении академика С.Г. Гмелина «Путешествие по России для исследования трех царств природы», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1777 г. Он писал, что в Бухарской татарской слободе Астрахани «находится нововыстроенная большая Татарская мечеть. Она деревянная, однако построена на каменном основании». Предполагается, что речь в данном случае идет как раз о Белой мечети, которая располагалась в Бухарской татарской слободе. В данное время мечеть действующая.. Ак- мечеть в плане представляет собой вытянутый прямоугольник с апсидной частью. Татарская Белая мечеть (Ак-мечеть)в своем решении несут печать позднего классицизма. С древними предшественниками их сближает использованная в объеме форма куба. Впрочем, этот важный признак татарского культового зодчества сильно стушевывается при классической обработке фасадов. А минарет Белой мечети (позднее разобранный) и вовсе был близок одному из типов звонниц православных церквей, строившихся во второй половине XIX века. Белая мечеть комплекс зданий который огорожен кованной оградой, поставленный на невысокий кирпичный цоколь. Основу главного здания мечети представлен тремя объёмами. I-вый объём: одноэтажный. Во всю высоту первого объема расположены арочные окна. Между этими арочными окнами расположены пилястры которые укрепляют весь объем. Главная особенность первого объёма- его двухъярусный минарет. Нижний ярус минарета покоится на восьмигранном объёме, устроен четырьмя оконными проемами с балясинами. Карниз минарета делит его на подъярус. Сразу над карнизом расположены четыре полукруглых слуховых окна. Второй ярус минарета решен обходным балкончиком, четырьмя оконными проемами Окна украшают небольшие фронтончики. Минарет завершен конусным куполом, фонарь, небольшая сфера, шпиль и полумесяц. II- ой объём двух этажный, имеет прямоугольную форму, двухсводчатые окна второго этажа приближены к форме квадрата. Второй объём украшен пилястрами, крыша двускатная. III- ий объём представляет собой куб, завершающийся большим шестигранным куполом, фонарем, небольшой сферой, шпилем и полумесяцем. Для третьего объёма характерно интересное решение оконных проемов. В южной части объёма расположен михраб, представляющий апсиду которая украшена небольшими витражами. Цветовое решение всех фасадов гармонично: стены бежевые, а кровля – лазурного цвета, сфера шпиль и полумесяц покрыты позолотой. Что касается внутреннего пространства мечети, стены украшены разнообразным, что характерно для исламской архитектуры. В молитвенном зале мечети шестнадцать столбов образуют два продольных нефа, завершенных своего рода трансептом, идущим вдоль стены с михрабом. Массивные, несколько приземистые по пропорциям столбы несут высокие подковообразные преломленные в замке арки. Неф мужского молельного зала завершается большими куполом с роскошной люстрой возвышающейся над трансептом у михрабной стены. Наконец, сами столбы и арки, часто одинаковые по форме, воспринимаются в разных ракурсах. С первого этажа мужского молельного зала видна балюстрада которая служит ограждением в женском молельном зале второго этажа. Все это вносит в интерьер богатый и сложный ритм чередования архитектурных форм.  

 

 


 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)