АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к технике исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж

Читайте также:
  1. H.1 Общие требования
  2. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
  3. II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
  4. II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
  5. II. Функции тахографа и требования к его конструкции
  6. III. Требования к картам
  7. III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами
  8. III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
  9. III. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ И УСЛОВИЯ ИХ ДОПУСКА
  10. III. Требования пожарной безопасности на пунктах заправки горючим
  11. IV . Квалификационные требования к спортивным судьям
  12. IV. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения

Начертание деталей антуража и стаффажа, выполненных карандашом, толст ым грифел ем, цве-гнымй~мелкамит резко" отличается от рисунка кистью, фломастером, pan идо графом. _Выбор тех­ники исполнения предопределяет стиль, характер, структуру антуража и стаффа­жа. Знание особенностей исполнения деталей рисунка, деталей природной и предметной частей помогает программи­ровать технические приемы оформления чертежа. Таким образом исходным кри­терием для выбора стилистики антура­жа в стаффажа служит характер чертеж­ного исполнения проекций здания.

Ы

Антураж и стаффаж, выполненные карандашом, пастелью, сангиной. Если черте ж проекций здания выполнен в кара ндашной линейной графике, в ту­шевой линейной графике с относитель­но бледными линиями, в тональной или цветной графике с локальными светотеневыми отношениями, то для исполнения деталей антуража и стаф­фажа следует выбрать карандаш, цвет- ные мел ки, сангину^ Эти графические материалы в силу своих особенностей позволяют получать сравнительно ши­рокую гамму изобразительных при­емов, конструировать детали антуража и стаффажа лилиями постоянной или переменной толщины, штрихами, кон­туром" со слабым или сильным нажи­мом с учетом гладкой или фактурной поверхности бумаги. Технические воз­можности такой техники безграничны, а качество рисунка целиком зависит от индивидуального почерка автора. Каж-

!дый архитектор вырабатывает свою личную манеру чертежной графики, свой стиль архитектурного рисунка, ос­новы которых закладываются в дли­тельной практике черчения и рисова­ния. Детали антуража и стаффажа мо­гут исполняться карандашом, пастель-


ной с контурами предметов, обозначен­ными от руки. В этом случае рисунок делается подчеркнуто живо, что кон­трастирует или, наоборот, сочетается с четкой линейной графикой или тональ­ным решением чертежных проекций здания. Возможен, и диаметрально-про­тивоположный характер карандашного рисунка антуража и стаффажа с испол­нением линии, проведенных по линей­ке или циркулем. Однако такая графи­ка в большей степени характерна для применения рапидографа и тонкого фломастера.

Антураж и стаффаж, выполненные фломастером, рапидографом. Е_сл чертеж проекций здания выполнен четкой и лаконичной тушевой линейной графике, в линейной графике с зал ни­кой, то для исполнения деталей антура­жа и стаффажа следует выбрать рапи-дограф, фломастер с тонким фетром. Для этих целей предпочтительны инст­рументы с маркировкой толщины линий в 0, 2; 0, 25; 0, 3; 0, 4 мм.

Детали антуража и стаффажа, как и в предыдущем случае, могут носить сво­бодный характер с исполнением конту­ров рисунка от руки, но могут испол­няться и с применением чертежных ин­струментов — циркулей, линеек, уголь­ников, лекал и шаблонов. В этом случае тушевая графика линейного чертежа органично сочетается с графикой анту­ража и стаффажа. О специфике графи­ки рисунка рапидографом и фломасте­ром говорилось в главе 2, однако следу­ет еще раз подчеркнуть, что с помощью этих инструментов легко получить чер­тежное или рисованное изображение с линиями одной толщины. Получить изображение с переменными по толщи­не линиями, применяя рапидограф и фломастер, может только опытный гра­фик. Из этого следует, что рисунок де­талей предметной и природной среды, выполненный рапидографом или фло­мастером, по характеру начертания ли­нии и штриха напоминает чертежную графику и, следовательно, логично сосу-


100 __________ Часть I. Средства изображения и

жестажищр афикой че рте жных проек-ций здания. Это сходство становится особенно заметным, если в чертежной графике архитектурных проекций и ри­сунке деталей антуража и стаффажа ис­пользуется заливка части или всего си­луэта рисуыка (см. рис. 34, 4). Для ри­сунка с живыми линиями переменного нажима, с живописной штриховкой сле­дует использовать перо или кисть.

Антураж и стаффаж, выполненные пером нлп кистью с помощью вариог-рафа. Рисунок пером отличает свобода начертания, волнистый небрежный строй контура, ясно видимая перемен­ность по толщине и острое окончание линий и штриха. Такой характер графи­ки МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ЛИШЬ С HOMO!ПЬЮ выпускаемых специальных игольчатых фломастеров тина «вариограф». Схожие результаты получаются и с помощью высококачественных рапидографов с толщиной уголовника в О, 1; 0, 13; 0, 15; О, 2 мм, игольчатый оголовник которых выполнен из упругого металла особой закалки. Трубчатое завершение оголов-иика таких рапидографов способно из­гибаться, пружинить, что позволяет ис­полнять рисунок то с сильным нажи­мом, то почти незаметно касаясь бума­ги. Такая графика напоминает рисунок пером, который позволяет поворачивать плоскость пера под разными углами к бумаге, сильно нажимать или рисовать, едва касаясь кончиком пера плоскости изображения. У каждого рисовальщика есть свои любимые типы перьев. Луч­шими для рисунка можно считать сталь­ные чертежные перья и школьные перья с бронзированным покрытием.

Ос^бый-стиль и характер линейного рисунка характерен для рисовальщика, использующего круглую кисть с кону­сом из волоса колонка или белки. Ис­кусству рисунка кистью уже более 3 000 лет и особой высоты оно достигло в Ки­тае, а затем в Японии и других странах Ближнего и Среднего Востока. Верши­ной искусства рисунка кистью являют­ся китайская и японская школы XVII—


ды архитектурной графики __________________

XIX вв., где особой известности достиг­ли такие мастера, как Утамаро, Хокусаи, Хнрасига (XIX в.), и китайский мастер ЦИ Байшп (XIX-ХХвв.).

Случаи исполнения антуража и стаффажа кистью очень редки, но не­смотря на это следует сказать несколько слов в пользу этой чрезвычайно инте­ресной техники. Детали антуражэПГ стаффажа, нарисованные кистью, по своему начертанию легко сочетаются с разным стилем графики, в которой ис­полнены проекции здания. Однако эту технику следует считать особенно труд­ной, так как навыки рисунка кистью требуют длительного тренинга. Для та­кого рисунка, кроме того, необходима кисть с особо качественной формой ки­стевого ко нуса, окончание которого дол­жно быть тонким и упругим. Для этой работы подходят как круглые колонко­вые и беличьи кисти европейской вязки (№ 6—12), так и тростниковые кисти китайской вязки тонкого и среднего раз­мера. Рисунок кистью может исполнять­ся как с применением растворов разной интенсивности китайской туши и аква­рели, так и с применением густых кон­систенций гуашевых и темперных кра­сок. Однако каковы бы ни былитшгй-ческие приемы исполнения антуража и стаффажа — исполняются они с помо­щью рукотворного рисунка или конст­руируются из деталей в технике летра-сета — их качество зависит от умения комдондвать чертеж, органично сочетать элементы чертежных проекций н анту­ража, учитывать индивидуальную спе­цифику композиции каждого изображе­ния.

3. Приемы построения композиции рисунка, оформляющего чертёж

Расположение деталей антуража н стаффажа и проекций сооружения. На

практике архитектору приходится чаще всего сталкиваться с проблемой компо­новки деталей антуража и стаффажах ортогональной проекцией здания,реже




 


 




 


 




 


 




 


Pitt. 36. Комшшшноннос расположенно деталей антуража н стаффажа (I -4). Расположение архитектурной проекции здания н антуража относительно лиши горизонта (5—8)


Часть I. Средства изображения и чиды архитектурной /рафики


 

VХИ4
М \А1
  Л£ ^
    Ш N44

 

2 3 4 А2. 1/1  
    А4 4?
  -Уль

с его перспективным или аксонометри­ческим изображением. На рис. 36 (1, 2, 3, 4) представлены примеры самых рас­пространенных случаев расположения деталей антуража и стаффажа относи­тельно проекции сооружения. На рис. 36, 1 показан вариант расположения проекции здания в центре листа. При размещении элементов антуража и стаффажа симметрично относительно центральной оси сооружения компози­ция чертежа смотрится примитивно. На рис. 36, 2 детали антуража и стаффажа изображены ниже линии горизонта. Та­кое расположение деталей, оформляю­щих чертеж, возможно, но их контур зрительно не связан с контуром здания, что затрудняет целостное восприятие композиции чертежа. На рис. 36, 3 представлен вариант расположения де­талей антуража и стаффажа выше уров­ня горизонта. Детали рисунка кажутся чересчур удаленными, что затрудняет их зрительную связь с проекцией со­оружения, не даст информации о его масштабе. Следует закреплять зритель­ную связь деталей антуража и стаффа­жа с проекцией сооружения, распола­гать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания, как по­казано на рис. 36, 4. В этом случае изображение антуража и стаффаж_а_вы-являет размер сооружения, создаетмще-чатление реальной среды, окружающей здание.

Расположение деталей антуража и стаффажа в зависимости от положения горизонта. Немалую роль в композиции чертежа играет расположение объекта относительно линии горизонта. В соот­ветствии с этим и изображается антураж и стаффаж. На рис. 36, 7 проекция ар­хитектурного сооружения размешена в нижней части листа, почти у его нижней

Рис. 37. Мера насыщенно! i и антураж:! п стаффажа в ком­позиции архитектурного чертежа: чертеж перенасыщен изображенном антуража (2); чертеж с нормальной насы­щенностью антуража (I). Стандартные форматы чертеж­ного листа. Разделение листа на форматы и 1/2, 1/4. 1/8 И 1/16 (3). Пропорциональное делен но листа (4)


кромки. Такая композиция бывает оп­равдана лишь в случае, когда автору по тем или иным причинам необходимо подчеркнуть п ревалирую ще е значе ние пространст ва, окружающего япямир На рис. 36, 5 линия г оризонта пересекает лист посередине, что делает компози­цию чертежа невыразительной. Однако негативное впечатление можно попра­вить изображением антуража в нижней части листа, тем самым ур авновесив комшзицию. На рис. 36, 7 линия гори­зонта и объект находятся в верхней час­ти листа. Такое расположение проекции сооружения возможно в случае необхо­димости поместить здание на высокий рельеф, что диктует соответствующий рисунок пейзажа, или в случае его рас­положения на кромке водоема.

На рис. 36, 8 проекция здания изоб­ражена на линии горизонта. Это самый распространенный вариант композиции чертежа, где рисунок антуража и стаф­фажа может быть сведен к минимуму или вовсе отсутствовать.

Интенсивность заполнения чертежа деталями антуража и стаффажа. В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Основное значение проекции ар­хитектурного объекта заставляет с осо­бым вниманием отнестись к jmieHciiB.-ности заполнения чертежа, количеству л манере изображения деталей антуража и стаффажа. Чертеж на рис. 37, 2 перегру-


Глава 7. Архитектурный рисунок ____________ 103

жен излишне «многословным» рисун­ком. Густая вязь линий, множество де­талей затрудняют восприятие проекции архитектурного объекта, отвлекают вни­мание зрителя. Чертеж на рис. 37, / ос­нащен минимальным числом деталей рисунка, благодаря чему активно вос­принимается композиция сооружения, пластика его формы, размер. Лигу раж н детали стаффажа выполняют свою ос­новную задачу, — помогают зрителю ос­воить идею архитектурного замысла.

Подводя итог значению изобрази­тельных средств и видов архитектурной графики, нужно подчеркнуть, что в творчестве архитектора-практика изоб­ражение не есть самоцель. Графика, вы­ходящая из-под рук архитектора — ЯВИСЬ необходимая подготовка к главной цели — строительству. Именно по этим причинам архитектор постоянно стре­мится к максимальной простоте, выра­зительности и информативности эскиза, наброска, чертежа. Это целенаправлен­ное желание подчинить всю изобрази­тельную продукцию задачам проектиро­вания и есть специфика архитектурной графики. На разных этапах архитектур­ного творчества применяются различ­ные по своим идеям и приемам виды графической техники, приемы поиска идеи сооружения, ее разработки и окон­чательного графического изображения. Специфика этих проблем отражена в главах части II настоящей книги.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)