АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Романтизм

Читайте также:
  1. Антиромантизм
  2. Искусство романтизма (Гейне, Шиллер, Байрон, Шопен)
  3. ИСТЕРИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ И ФАНТАЗИИ
  4. Ідейно-естетична взаємодія реалізму й романтизму
  5. Класицизм, романтизм, реалізм - провідні художні течії в культурі XIX ст.
  6. Мочалов (романтизм).
  7. РОМАНТИЗМ
  8. Романтизм (30-60 роки ХІХ століття) в українській літературі
  9. Русский романтизм XIX век
  10. Стили интерьера. Дизайн интерьера. Романтизм
  11. Художественно – стилевое богатство русского искусства : романтизм, критический реализм, сентиментализм.

^^

fd МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ РИГИ до 1910 года


ЛА

&


246


Часть Ш. Твирческих графика архитектора


 


го, что порождало бы дополнительные эмоции, сообщало бы излишнюю ин­формацию, не имеющую прямого отно­шения к теме авторского текста.

2 Иллюстрации, отображающие функционально-тектонические качества архитектурного объекта.

К этой категории иллюстраций отно­сятся графические изображения функ­циональных, конструктивных, тектони­ческих качеств архитектурного объекта. По аналогии с проектным чертежом здесь выражается авторский метод пре­парирования объекта, показ схемы его фасада, плана, разреза, генерального плана или их фрагментов. Отличие ил­люстративной графики состоит в том, что размер и масштаб изображаемых проекций в архитектурном чертеже по­зволяют показать проекционные срезы объекта с необходимой степенью дета­лизации, а книжная иллюстрация, име­ющая по сравнению с чертежом неболь­шие размеры, выражает ту же информа­цию в концентрированно компактной и лаконичной изобразительной форме. Однако речь идет не о простом механи­ческом уменьшении, а о целенаправлен­ной избирательности показа изобрази­тельной информации, где существенное значение имеет как содержательность рисунка, так и лаконизм его графичес­кого исполнения.

Примером хорошего качества таких иллюстраций могут служить уже упо­минавшиеся ранее авторские издания В. Глазычева, С. Ожегова и Г. Пильтца. В этих изданиях архитектурная иллюс­трация не является чем-то отделенным от текста, имеющем самостоятельное ценностное значение. Каждая из графи­ческих схем и планов, фасадов, разме­ров поясняет текст, является его неотъемлемой изобразительной частью, пронизывает ткань полиграфического рисунка книги. Иллюстрация в этом случае показывает не точную ортого­нальную, аксонометрическую или перс­пективную аналогию объекта, а лишь обозначает эту проекцию в максималь-


но простой и содержательной изобрази­тельной форме.

В этом смысле особенно показатель­ны линейные изображения ордерной структуры зданий на рис. 96, 97, где сложные, пластически богатые фасады показаны минимальным количеством линий и штрихов. В результате получе­ны линейные знаки, в которых отража­ются самые характерные признаки тек­тонической структуры ординарного зда­ния. В такой же лаконичной знаковой форме отображены схемы разрезов и планов, выполненных в линейной гра­фике с заливкой. Следует сразу огово­риться, что в издании увражей, альбо­мов чертежей, размеры которых сравни­тельно с книгой и журналом имеют бо­лее крупные габариты, архитектурная иллюстрация приближается или анало­гична по форме и содержанию к инфор­мативности архитектурного чертежа.

Большое значение в архитектурной иллюстрации имеет точное указание размеров изображаемого объекта. В большинстве случаев эта проблема ре­шается изображением линейного масш­таба или указанием его цифровых зна­чений. Нередко авторы иллюстраций помещают в изображения фигуру чело­века, размеры и пропорции которого указывают на масштабность архитектур­ной композиции, соразмерность архи­тектурного сооружения с величиной че­ловеческой фигуры.

В заключение необходимо обратить внимание на чрезвычайную важность качественного иллюстративного изобра­жения архитектуры. Большая часть ин­формации об исторических и современ­ных архитектурных сооружениях вос­принимается в процессе освоения иллю­стративного материала в специальной и популярной литературе. В конечном итоге любой из нас — специалист-архи­тектор, учащийся архитектурной школы или человек без специального образова­ния в большей мере помнит не впечат­ления от реального знакомства с архи­тектурными памятниками и сооружени-


Улааа 18. Иллюстративный жанр архитектурной графики


247


 


ями, а реакцию на качественные или плохие фото или графические иллюст­рации в книгах, журналах, альбомах, мо­нографиях или учебниках. Именно по­тому в профессиональной деятельности каждого архитектора встречаются ситу­ации, когда необходимо проиллюстриро­вать свой проект, проектную концепцию для их публикации на страницах газет, журналов и книг. В подобной ситуации не следует ограничиваться публикацией небольшого чертежа с ортогональным или перспективным изображением со­оружения. Для иллюстрации своих идей нужно сделать выразительный и точный графический парафраз, обозначающий, высвечивающий самые существенные и характерные черты объекта. От реально­го, физического размера иллюстрации зависит степень ее детализации, убеди­тельность и лаконизм избранной авто­ром графической техники. Чем меньше размер иллюстрации, тем проще она


должна быть выполнена. В крупной по размерам иллюстрации возможно при­менение сравнительно сложных графи­ческих приемов. Значительную роль бу­дет играть не только изображение про­екций здания, но и графика антуража и стаффажа, размер и характер начерта­ния цифр и букв. Все в целом имеет значение как часть единой изобрази­тельной системы книги, журнала, газе­ты, увража, учебника. Для иллюстриро­вания целесообразно использовать такие инструменты, как перо, кисть, фломас­тер или рапидограф. Линия и тон в ил­люстрации должны читаться максималь­но контрастно по отношению к белой поверхности бумаги. Применение сла­бой, разведенной или не чисто черной по тону туши или гуаши не рекоменду­ется. Все следы карандашных линий или разметок должны быть начисто стерты. Без выполнения этих условий иллюстрация в печать не принимается.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОСНАЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ТРУДА АРХИТЕКТОРА


Самой большой ценностью в процессе любой работы, а также в процессе архи­тектурного проектирования, является ВРЕМЯ. Чем эффективнее организован труд, чем больше исполняется продукции за каждую единицу времени, тем в боль­шей степени экономятся собственные силы и, в конечном итоге, государствен­ные средства и ресурсы. От правильной организации и прогрессивного технологи­ческого оснащения процесса проектирова­ния зависит эффективность трудовой от­дачи архитектора-проектировщика, инже­нера, чертежника, учащегося архитектур­ной школы. Многолетней практикой ши­рокого использования элементов совре­менной оргтехники — рапидографов, мик­рографов, вариографов, фломастеров и пр. — доказано, что их широкое использо­вание в проектировании экономит время более чем в два раза. Кроме того, приме­нение таких приспособлений, как летрасе-ты и трафареты, экономит время, стандар­тизует изобразительный язык чертежа, делает его более универсальным и удобо­читаемым, что также приносит ощутимую выгоду. Ранее говорилось об особеннос­тях и целесообразности применения инст-рументации современной оргтехники на разных этапах обучения. Учитывая эти специфические для каждого периода обу­чения обстоятельства, а также исходя из соображений наиболее удобной и продук­тивной работы с архитектурным черте­жом, эскизом и рисунком, приводим пере­чень необходимых для учебы на разных курсах архитектурной школы инструмен­тов, материалов и приспособлений.

1. Набор инструментов и материалов, необходимых для работы студента младших курсов архитектурной школы

Обязательный перечень инструмен­тов и материалов (рис. 98). 1. Готовальня В комплект инструментов, составля-


ющих набор готовальни, входят: циркуль, измеритель, ножка удлинителя для вы­черчивания окружностей большого диа­метра, кронизмеритель, кронциркуль (или балеринка), один—два рейсфедера для черчения линий тонких и толстых, рейсфедер-вставка для черчения окруж­ностей, запасные иглы, отвертка.

В комплект готовальни может вхо­дить и более полный ассортимент инст­рументов, но для архитектурного черче­ния большинство из них не нужно. Сле­дует заметить, что готовальня для рабо­ты учащегося 1-го или 2-го курсов дол­жна быть обязательно укомплектована рейсфед ерами.

2. Угольники

Для архитектурного черчения необхо­димы минимум два пластмассовых угольника, один из которых с углом 30°, другой — 45°. Желательно иметь угольни­ки из прочной прозрачной пластмассы с фасками вдоль рабочих кромок инстру­мента. Фаски необходимы для работы с рейсфедером и рапидографом, так как та­кое устройство исключает затекание туши под рабочую плоскость инструмента.

3. Линейки

Для архитектурного черчения необ­ходимы одна пластмассовая (или дере­вянная) рейка с роликами для работы на подрамнике длиной 75—100 см, одна пластмассовая (или деревянная) линей­ка длиной 30—40 см и одна масштабная линейка с линейными масштабами 1:50, 1:100.

Желательно, чтобы пластмассовые линейки были изготовлены из прочной прозрачной пластмассы с четким нане­сением сантиметровых делений и фаска­ми на рабочих кромках инструмента. Самые удобные масштабные линейки имеют трехгранную форму и вмещают 6 линейных масштабов — 1:100, 1:75, 1:50, 1:40, 1:25, 1:20. Загрязненные поверхно­сти пластмассовых инструментов необ­ходимо регулярно мыть с мылом и про­тирать чистой тканью.


Оснащение графического труда архитектора


249


 



Pm,!)Н. Инструменты, необходимые для работы студента младпшх курсов

 


250 _________ Приложение 1 __________________

4. Карандаши

В архитектурном черчении следует уделять внимание качеству карандашей. Для этих целей хорОшо иметь набор простых карандашей мягкостью Т, ТМ, М (F, Н, НВ, В) и один или два автома­тических карандаша с тонкими грифеля­ми диаметром 0,3, 0,5, 0,7 мм и мягко­стью F, Н, НВ, В.

Желательно обращать внимание на качество бумаги, а если используется низкокачественная бумага, то целесооб­разно чертить обыкновенными каранда­шами. На ватмане, карандашной кальке сравнительно удобно использование тонкого автоматического карандаша. Ка­рандаши необходимо хранить в жестком или мягком футляре или специальной коробке. Для заточки простых каранда­шей лучше использовать не лезвия безо­пасной бритвы, а хорошо отточенный перочинный ножик.

5. Ластики

Необходимо иметь мягкий ластик для стирания карандашных линий и же­сткий ластик для стирания пятен чер­нил и туши.

Желательно обращать внимание на чистоту стирающей поверхности ласти­ка, так как грязный ластик оставляет на бумаге темные полосы. Желательно иметь клячку для стирания крупнозер­нистых материалов и жирного грифеля, ослабления тона карандашных линий и штриховки.

6. Кисти

Необходимо иметь минимум 3 круг­лые кисти из волоса белки или колон­ка — тонкую (№ 4—8), среднюю (№ 8— 16) и толстую (№ 20-24).

Желательно располагать несколькими запасными кистями, которые могут в про­цессе работы заменить изношенные кисти. Особенно быстро изнашиваются тонкие и средние кисти (№ 4—16) из беличьего во­лоса, так как тонкий беличий полос быст­ро вылезает, конус кисти становится ер­шистым, непригодным для работы.

Желательны!] перечень инструмен­тов и материалов


7 Скотч (липкая лента, свернутая в виде рулона).

Для крепления листов бумаги к плоскости подрамника, кульмана, рабо­чего стола лучше использовать не кноп­ки, а тонкие полоски скотча. Если скот­ча нет, то лист крепится кнопками, ко­торые втыкаются в рабочую плоскость, не дырявя бумагу, а прижимая ее края плоскостью кнопки.

Желательно пользоваться скотчем не более двух—трех месяцев, так как при большом сроке использования его клеящая поверхность высыхает.

8. Китайская тушь

Лучше иметь китайскую тушь в бри­кетах, а не ее жидкие ингредиенты во флаконах. Желательно хранить разве­денные для работы растворы китайской туши в чистых стеклянных флаконах с притертой резиновой пробкой. Натира­ние растворов китайской туши произво­дится только с использованием кипяче­ной воды.

9. Химическая тушь (цветная и чер­
ная)

Для архитектурного черчения можно употреблять как тушь в стеклянных флаконах, так и тушь в пластиковых баллонах.

Желательно использовать химичес­кую тушь в стеклянных флаконах не бо­лее 2—3 месяцев, так как при более дли­тельных сроках хранения в распечатан­ном виде она портится. Необходимо по­мнить, что использование химических тушевых растворов, предназначенных для заправки рапидографов, в обычном черчении имеет свои особенности. Такая тушь при работе рейсфедером и пером дает линии с легким подплыванием по контуру. Загустевшая химическая тушь разводится кипяченой водой или наша­тырем.

10. Акварельные краски

Для употребления акварельных кра­сок в архитектурной графике (для тони­рования, подкраски, отмывки) наилуч­шими являются наборы в 12—18 цветов с расфасовкой красящего состава в фар-


Оснащение графического труда архитектора


251


 


форовые или пластиковые ванночки. Желательно иметь акварельные краски, комплектуемые в складных металличес­ких коробках-палитрах. Такая упаковка наиболее удобна для работы, хранения и транспортировки.

11. Склейка или блокнот из плотной
бумаги

Для графического эскизирования, из­готовления эскизных макетов необходи­мо иметь небольшие или средние по раз­мерам (в 1/24, 1/16 чертежного листа) склейки или блокноты. Желательно, что­бы бумага для этих целей была плотной, зернистой, удобной как для работы ка­рандашом, цветным мелком, так и пользования пером, кистью, графоеом, рапидографом. Плотную бумагу можно с успехом использовать в макетировании.

12. Макетный нож

Для макетирования, для вырезания бумаги, использования приемов объем­ного моделирования в архитектурной графике необходимо иметь макетный нож с лезвием из стали особой закалки. Желательно пользоваться макетными ножами с лезвиями стандартной шири­ны в 9 или 18 мм. Лезвия таких ножей имеют насечки, позволяющие обламы­вать затупившуюся оконечность, откры­вая следующий после слома заточенный участок металла. К таким ножам необ­ходимо располагать не менее чем тре­мя—четырьмя запасными лезвиями.

13. Фломастеры с фетрами разного
dua\tempa

Для исполнения схем, графиков, эс­кизов, клаузур необходимо иметь фло­мастеры трех видов: тонкие фломастеры с маркировкой толщины фетра 0,3, 0,5, 0,7мм; фломастеры с фетрами средней толщины а 2—3 мм, фломастеры с ши­рокими фетрами — 10—30 мм.

Желательно иметь 1—2 тонких фло­мастера с толщиной фетра 0,3 и 0,5—0,7 мм; набор обыкновенных детских фло­мастеров 4 — 6 разных цветов (включая черный) и набор 4—6 фломастеров с широкими фетрами. Следует помнить, что срок хранения фломастеров не более


1—2 лет, после чего они высыхают и годны для использования в -«сухой* штриховке.

2. Набор инструментов и материалов, необходимых для работы студентов старших курсов архитектурной школы (рис. 99)

Обязательный перечень инструмен­тов и материалов.

Кроме указанных инструментов и материалов, приобретенных во время учебы на младших курсах, старшекурс­нику необходимо иметь нижеследую­щее.

1. Набор рапидографов

Для архитектурного проектирования необходим набор min в 4 рапидографа, каждый из которых предназначен для вычерчивания тонких линий (0,1; 0,13; 0,5 и 0,2 мм); средних линий (0,3 или 0,25 мм; 0,35 мм); толстых разрезных линий (0,7 или 0,5 мм; 0,8 мм), заливки поверхностей изображения тушью (1,0 или 0,8 мм; 1,2 мм).

Желательно пользоваться рапи-дог-рафамн одной конструкции, т. е. состав­ляющими набор в 4, 6, 8 штук. Обслу­живание комплекта рапидографов легче, так как их детали взаимозаменяемы, к ним подходит однотипная тушевая зап­равка, они снабжаются типовыми запас­ными частями и отвертками. Стандарт­ные наборы рапидографов состоят из 4—6 инструментов с маркировкой 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,8 или 0,13 мм; 0,18; 0,25; 0,35; 0,5; 0,7 мм.

2. Тушевая заправка для рапидогра­
фов

Каждая фирма, выпускающая ра-ПИ-дографы, рекомендует заправлять инст­рументы фирменной тушью, расфасо­ванной в стеклянные или пластиковые емкости объемом 23 ml или 250 ml,

Желательно иметь тушь для заправ­ки рапидографов из расчета 1 баллон в 23 ml па год работы. Для учебной архи­тектурной графика на 6 лет учебы тре­буются 6 баллонов по 23 mi черной



aaaam тштштз SI И LSI В В

Риг. 99. Инструменты, необходимые для работы студента старших куром

 


Оснащение графического труда архитектора


253


 


туши и по одному баллону в 23 ml туши коричнего, белого и красного цвета.

3. Автоматические карандаши с гри­
фелями большого диаметра

Для рисунка, эскизированим в архи­тектурной графике широко используют­ся толстые автоматические цанговые ка­рандаши с грифельными стержнями мягкостью 2В, 4В, 6В, а также стержня­ми из прессованного угля и сангины. Желательно иметь запасные стержни, которые могут использоваться автоном­но для рисунка, эскизирования и черче­ния на бумаге низкого качества и каран­дашной кальке. В этом случае укорочен­ные палочки грифеля, угля, сангины держатся в руке, штриховка наносится на кальку или бумагу плоским движени­ем стержня, ось которого параллельна изобразительной плоскости.

Желательный перечень инструмен­тов и материалов.

4. Трафареты и летрасеты с изобра­
жениями букв русского и латинского алфа­
вита, условными изображениями деталей
оборудования, геометрических фигур

Для оформления архитектурных чертежей необходимо иметь набор из 2—3 шрифтовых трафаретов с шрифта­ми единой гарнитуры высотой 3,5 мм, 7—10 мм или листы летрасета с анало­гичными размерами шрифтов. Кроме этого необходим один трафарет (или летрасет) с силуэтами окружностей, эл­липсов и один—два трафарета с обозна­чениями сап-оборудования в М 1:100.

Желательно в оформлении чертежей пользоваться трафаретами {или листами летрасета) одной фирменной марки, так как в этом случае соблюдается стилевое единство. Следует помнить, что для ра­боты с трафаретом необходимо пользо­ваться специальными угловыми шарни­рами-вставками, предназначенными для трафаретного вычерчивания шрифта и рисунков с помощью рапидографа.

5. Рапидомат

Для качественной работы с ранидог-рафами целесообразно пользоваться ра-пидоматом с гнездами на 4—8 рапидогра-


фов. Такие рапидоматы могут выпус­каться как в виде автономных устройств, так и в виде блоков, встроенных в набо­ры рапидографов. Желательно увлаж­нять пластиковый заполнитель panидо-мата не реже, чем раз в 1—2 месяца.

6. Готовальня, укомплектованная ра-пидографами или приспособлениями для работы с ними

В архитектурном проектировании на старших курсах целесообразно кроме го­товальни, укомплектованной рейсфеде­рами, пользоваться чертежным набором инструментов с приспособлениями для вычерчивания прямых и кривых линий с помощью рапидографов.

Желательно использовать готоваль­ню, комплектуемую циркулем, измери­телем, кронциркулем (балеринкой) в со­четании с 3—6 ранидографами или набо­ром с крупным кронциркулем, удлини­телем (для вычерчивания окружностей большого диаметра) в сочетании с бале­ринкой (для вычерчивания окружностей малого диаметра). Все чертежные инст­рументы в этих готовальнях приспособ­лены только для черчения с использова­нием оголовников рапидографа.

Следует помнить, что от качества и удобства инструментов и чертежных приспособлений в очень большой мере зависит успех исполнения заданий по архитектурной графике, композиции и проектированию. Учащийся архитектур­ной школы постепенно в процессе обу­чения приобретает необходимый набор инструментов и приспособлений, кото­рый служит ему в течение длительного времени, постоянно модернизируется и обновляется.

Для приобретения качественных чертежных инструментов и приспособ­лений рекомендуются нижеследующие отечественные и зарубежные фирмы.

ГОТОВАЛЬНИ, укомплектованные рейсфедерами

Фирмы: «Rotring» (Германия); «Original Richters- (Германия); «Kent» (Япония); «Konix» (Чехия); «sAristo» (Австрия); «Готовальня» (Россия).


254


Приложение 2


 


УГОЛЬНИКИ, линейки для работы с рейсфедерами и рапидо графам и. Фир­мы: «Rotring» (Германия); «Faber Castelle (Германия); «Staedtler» (Герма­ния); «Aristos> (Австрия); «Logarex» (Че­хия); «Kent» (Япония).

КАРАНДАШИ ПРОСТЫЕ

Фирмы «Faber Castelb (Германия); «Koch-Noor» (Чехия); «Hi-Grade» (Швейцария), «Stoedler» (Германия)

КАРАНДАШИ МЕХАНИЧЕСКИЕ

с толстыми грифелями:

фирмы: «KOCH-I-NOOR» (Чехия);

с грифелями средней толщины:

фирмы: «KOCH-I-NOOR» (Чехия); «Faber-Castelb (Германия); «Staedtler (Германия);

с тонкими грифелями — микрографы:

фирмы: «Rotring» (Германия); «Faber-Castelb (Германия); «Staedtler» (Германия); «KOCH-I-NOOR» (Чехия); «Kent» (Япония); «Mitzubischb (Япо­ния)

РЕЗИНКИ, КЛЯЧКИ

Фирмы: «KOCH-I-NOOR» (Чехия); «Rotring» (Германия); «Faber Castelb (Германия); «Staedtler» (Германия);


КИСТИ

Лучшие кисти из волоса колонка и белки — российского и китайского про­изводства. Неплохие кисти из того же материала английского, бельгийского и голландского производства,

РАПИДОГРАФЫ штучные и в на­борах, готовальни с комплектом приспо­соблений для работы с рапи-дографами, рапидоматы, тушевая заправка, принад­лежности для чистки рапид ографов.

Фирмы: «Rotring» (Германия); «Faber CfsteLb (Германия); «Staedtler» (Германия); «Kent» (Япония): «Markent (R) LINS 9 PLUS» (ГДР).

КРАСКИ АКВАРЕЛЬНЫЕ

Фирмы: «Черная речка» (Россия); «Winsor» (Великобритания); «Pelikan» (Германия); любые акварельные краски производства «Hongkong» (Китай).

КРАСКИ ГУАШЬ И ТЕМПЕРА

Фирмы: «Talens» (Голландия); «Rownej» (Великобритания); «Winsor»-(Великобритания).

МАКЕТНЫЕ НОЖИ

Фирмы: «Olfa» (Япония); «NT Cutter» (Япония); «Kent» (Япония).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)