АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БУДДИЗМ И ЕГО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  2. II. КРИТИКА: основные правила
  3. II. Основные модели демократического транзита.
  4. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА
  5. III. Основные задачи Управления
  6. III. Основные обязанности администрации
  7. IV. Основные обязанности работников театра
  8. SCADA. Назначение. Возможности. Примеры применения в АСУТП. Основные пакеты.
  9. Supinum. Perfectum indicativi passivi. Четыре основные формы глагола
  10. А) Должны быть обращены против направления движения сточных вод.
  11. А. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРРЕКЦИЙ
  12. Автомобильный транспорт, его основные характеристики и показатели.

У царя Шуддходаны, правившего небольшим индийским княжеством, родился сын Сиддхартха Гаутама. Было предсказано, что он станет или величайшим из правителей, или величайшим духовным учителем среди людей. Отец хотел, чтобы Сиддхартха унаследовал от него власть. Принц жил во дворце в роскоши. Он был очень силен в воинских искусствах, интересовался науками и любил людей. У него была жена Ясодхара, родившая ему сына Рахулу.

В 29 лет Сиддхартха, оказавшись за пределами дворца, имел четыре встречи, во время которых он увидел страдание 1) старости, 2) болезни, 3) умирания. Он был очень поражен увиденным. Реальная жизнь, именно такая, какая она есть, предстала перед взором Сиддхартхи. Во время четвертой встречи он с царственной колесницы заметил человека. Слуга так ответил на его вопрос о том, кто это был: «Странствующий отшельник. Он совершенствует свой дух, чтобы освободиться от череды рождений». Потрясенный увиденным, Сиддхартха покинул царский дворец в надежде найти ответ на вопрос «можно ли жить без страданий?».

Он странствовал 6 лет, изнурял себя аскетическими практиками, общаясь со многими духовными учителями. Но истина — знание того можно ли жить без страданий — так и не была достигнута. Однажды Сиддхартха сел в медитацию под деревом с твердым намерением добиться освобождения. Его пытался сбить с пути демон Мара, запугивая и соблазняя разными искушениями. Но Сиддхартха остался непоколебим и стал Буддой, т.е. Пробужденным. Огромное, безбрежное сострадание, которое Будда испытал по отношению ко всем живым существам, подвигло его на путь служения.

На своей первой проповеди в Сарнатхе под Варанаси (современная Индия) Будда изложил четыре благородные истины [цит. по Андросову, 2001].

1. О страдании. «Рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, скорбь, плач, боль, отчаяние и горение — все это страдание. Связанность тем, что неприятно, — страдание, потеря того, что приятно, — опять страдание. Не иметь того, что хочется, — тоже страдание».

2. О причине страдания. «Это жажда, из которой происходит череда рождений, сопровождаемых чувственными наслаждениями и вожделениями».

3. О прекращении страдания. «Это высвобождение от жажды и полное искоренение страсти, что достигается оставлением их, отречением от них, отвращением к ним и преодолением их».

4. О пути прекращения страданий. «Это благородный Восьмеричный Путь, состоящий в правильном осуществлении воззрений, размышлений, речей, действий (поведения), способа поддержания жизни, правильном приложении усилий, памяти и сосредоточения».

Главная цель буддизма — нирвана, Просветление. С достижением 0росветления действие закона кармы на человека прекращается, и он освобождается от колеса перерождений. Но что такое нирвана на самом деле, нельзя описать словами. Возможно, это глубочай-щее мистическое переживание единства с Вселенной. Однажды, в ответ на вопрос, что же такое нирвана, Будда улыбнулся и сказал, что это, возможно, блаженство. Но слушатели продолжали настаивать, и тогда Будда ответил: «Нирвана — это мир, тишина».

Будда странствовал и проповедовал до 80 лет. У него было много последователей и учеников, монашеская община расширялась. «Борьба с горем, уничтожение горя — это все, чему я учу», — говорил Будда.

Впоследствии состоялось три буддийских собора. Первый проходил через 6 месяцев после ухода Будды в нирвану. На этом соборе его ближайшие ученики делились тем, что поведал им Учитель. Первые века учение передавалось из уст в уста и, возможно, лишь в I в. н. э. было записано.

Буддийский канон называется Трипитака (три корзины мудрости). В него входят:

- Виная-питака — Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию;

- Сутра-питака — Корзина бесед, проповедей Будды;

- Абхидхарма-питака — Корзина систематического изложения Закона.

Существуют три вредные наклонности — страсть, ненависть, невежество. Противопоставить привязанности к этим трем «ядам» следует благородную привязанность к тройной драгоценности: Будда, дхарма (дхамма), сангха. Слово «дхарма» переводится на русский как долг, закон и т.д., «сангха» — монашеская община.\

Буддизм и индуизм возникли на одинаковых социокультурных основаниях. Буддизм наряду с индуизмом базируется на концепции реинкарнации. Согласно этой концепции, благие поступки ведут к хорошей карме, дурные — к плохой. Буддийская трактовка отличается от индусской отрицанием идеи вечного носителя кармы, т.е. души, атмана. Достижение нирваны завершает цикл перерождений, связанных со страданиями (сансара).

Буддизм отрицает наличие вечного вселенского духа — Брах-Мана и его проявления на индивидуальном плане — Атмана (под-Робнее об Атмане и Брахмане будет сказано в главе 6). В этой хаотично меняющейся Вселенной не может быть ничего постоянного Боги тоже подвержены действию закона кармы и тоже могут перевоплотиться на более низких уровнях. Мы — часть Вселен, ной, пребывающей в непрерывном становлении, во Вселенной нет покоя, а есть лишь постоянное изменение. Личность как устойчивое образование — иллюзия.

В буддизме есть концепция шести миров — шести царств сансары. Это царства богов (девов), демонов (асуров), людей, животных, голодных духов, а также адские миры. По кармическим законам мы можем воплощаться в разных мирах. Лишь Просветление способно вывести нас за пределы колеса сансары.

Хинаяна, махаяна, ваджраяна


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)