АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Союзы писателей союзных республик издавали свои литературно-художественные журналы. Союз писателей России (РСФСР) издавал «Октябрь» (с 1924 г., 335 тыс. экз.) и

Читайте также:
  1. B. Журналистские союзы
  2. I Республиканский (финальный) смотр-конкурс «Байки охотника»
  3. III. Изучение демократического транзита в России (модель Б.А. Исаева)
  4. IV. Профсоюзы Франции: возникновение и особенности развития (XIX-начало XX вв.)
  5. V. В области социально-экономических проблем северных регионов России.
  6. А. Территория, население России. Сельское хозяйство
  7. А.Н.Толстой (1883 - 1945): судьба писателя в советской России; историзм творчества.
  8. Абсолютная монархия в России
  9. Агония Республики
  10. Аграрный вопрос в России в ХХв. Реформы Столыпина.
  11. АЛКОГОЛИЗМ, как орудие разрушения России
  12. Алкогольный и наркотический террор против России

«Наш современник» (с 1933 г., 510 тыс. экз.). Союз писателей Украины издавал на русском языке журналы «Радуга» и «Донбасс», на украинском – «Витчизна», «Жовтень», «Прапор», в Киеве – «Киев». В Белоруссии выходили «Полымя» на белорусском и «Неман» на русском; в Узбекистане – «Звезда Востока» на русском и узбекском, в Казахстане – «Простор», в Молдавии «Нистру», в Таджикистане «Памир», в Закавказье - «Литературная Армения», «Литературная Грузия», «Литературный Азербайджан» и т. д.

Литературные журналы выходили также в автономных республиках: «Искра» в Мордовии (г. Саранск), «Агидель» в Башкирии (г. Уфа), «Байкал» в Бурятии (г. Улан-Уде), «Полярная звезда» в Якутии (г. Якутск), «Север» в Карелии и др. Ряд журналов издавались региональными организациями писателей совместно с Союзом Писателей Российской Федерации: Дон (Ростов-на-Дону), Волга (Саратов), Подъем (Воронеж), Сибирские огни (Новосибирск), Сибирь (Иркутск и Чита), Дальний Восток (Хабаровск) и др.

В СССР издались также 40 журналов в области культуры и искусства - «Советская культура», «Наше наследие», «В мире книг», «Искусство кино», «Театр», «Театральная жизнь», «Советский балет» и др. Выходило 23 сатирических журнала: «Крокодил» в Москве (с 1922 г., 5,5 млн. экз., три раза в месяц); «Перец» в Киеве (с 1927 г., 2 млн. 200 тыс., 2 раза в месяц); «Чаян» в Казани (с 1923 г., 850 тыс. экз.). Под разными названиями («Шмель», «Чертополох», «Крапива», «Капкан» и т. п.) сатирические журналы выходили и в других республиках – на русском и национальных языках. Издавались религиозные журналы различных конфессий на русском, языках народов СССР и иностранных языках: «Журнал Московской патрархии» (с 1931 г.) и «Братский вестник» (с 1945 г.) в Москве; «Православный вестник» (с 1946 г.) в Киеве; «Джавари Вазиса» (с 1978 г.) в Тбилиси; «Эчмиадзин» (с 1944 г.) в Ереване; «Мусульмане Советского Востока», (с 1968 г. в Ташкенте

В стране функционировала система женских журналов. Самые популярные из них – «Работница» (с 1914 г., 24 млн. экз.) и «Крестьянка» (с 1922 г., 21 млн. 900 тыс. экз.), выходящие в издательстве «Правда». Аналогичные журналы издавались большими тиражами также в союзных и автономных республиках, на русском и национальных языках: "Женщина Грузии" (Тбилиси), "Женщины Казахстана" (Алма-Ата), "Советская женщина" (Украина), "Горянка" (Дагестан, Махачкала), "Дочь Башкирии" (Уфа), "Труженица Армении" (Ереван), и т.д. Комитет советских женщин с 1945 г. издавал журнал «Советская женщина» на русском и 14 иностранных языках (разовый тираж на всех языках – 2 млн. 150 тыс. экз.). К этому типу можно отнести журнал Академии педагогических наук «Семья и школа» (с 1946 г., 3 млн. экз.).

Молодежные журналы. Журналы различного направления, предназначенные для читателей молодого возраста (чаще всего от 16 до 35 лет) издавались по всей стране. Издателями этих журналов были управляющие органы молодежных организаций – ЦК ВЛКСМ и республик. Журналы национального значения выходили в Москве, как правило, ежемесячно: «Ровесник» (с 1962 г., 2 млн. 960 тыс. экз.); «Сельская молодежь» (с 1925 г., 1 млн. 400 тыс. экз.); «Техника-молодежи» (с 1933 г., 1 млн. 950 тыс. экз.); «Студенческий меридиан» (с 1924 г., 1 млн. 150 тыс. экз.); «Молодой коммунист» (с 1918 г., 340 тыс. экз.); «Смена» (с 1924 г., 3 млн. 300 тыс. экз, два раза в месяц);«Комсомольская жизнь» (с 1920 г., 920 тыс. экз., два раза в месяц) и др. В Минске с 1972 г. выходил журнал для подростков «Парус» (890 тыс. экз.). Издавались молодежные журналы и во всех республиках.

Детские журналы. В СССР сложилась система журналов для детей, дифференцированных по возрасту читателей. Издавались молодежными и детскими организациями в столице и в республиках, на русском и языках других народов. Общее число таких журналов – 80. Наиболее массовые общенационального значения были: журнал для детей дошкольного возраста «Веселые картинки» (8 млн. 700 тыс. экз.); для детей 6- 9 лет - «Мурзилка» (5 млн. 400 тыс. экз.); для детей 9-14 лет – «Пионер» (1 млн. 820 тыс. экз.); для детей 10-15 лет – «Костер» (1 млн. 240 тыс. экз.) и специализированные по тематике «Юный техник» (1 млн. 950 тыс.) и «Юный натуралист» (1 млн. 500 тыс.). Госкомитет по радиовещанию и телевидению издавал журнал с пластинками «Колобок».

Научно-популярные журналы. В СССР выходило 50 научно-популярных журналов различного тематического направления, целевой и возрастной ориентации. Издателями их были: Всесоюзное общество «Знание», Академия наук СССР, ЦК ВЛКСМ, отраслевые министерства и госкомитеты. В Москве ежемесячно выходили: «Здоровье» (с 1955 г., 18 млн. экз.); «Вокруг света» (с 1861 г., 3 млн. экз.); «Наука и жизнь» (с 1934 г., 2 млн. 700 тыс. экз.); «Знание-сила» (с 1926 г., 355 тыс. экз.); «Химия и жизнь» (с 1955 г., 235 тыс. экз.) и др.

В период перестройки (с 1986 по 1990 г.г.), а также с более раннего времени нелегально издавались десятки журналов различных, в том числе неформальных, организаций, объединений и общественных групп. Среди них: общественно-политические – «Гласность» (с 1987 г.), «Левый поворот» (с 1987 г.); «Бюллетень ДС» (Демократического союза»); «Община» в Москве; «Казанский собор», «Вестник экологии культуры» в Ленинграде, «Альтернативы» в Свердловске, «Вестник плюрализма» в Красноярске и др.; религиозные – «Благовест» и «Выбор» в Москве, «Невский духовный вестник» в Ленинграде, «Ясная поляна» в Риге (все - с 1988 г.) и др.; журналы в области культуры, литературы, искусства – «Параграф» (с 1988 г.), «Рок» (с 1985 г.), «Кантр-культура» (с 1990 г.), «Сине-фантом» (с 1987 г.) в Москве, «Обводной канал» (с 1981 г.); «Рокси» (с 1979 г.) в Ленинграде, «Третья модернизация» (с 1988 г.) в Риге, «Контрапункт» в Саратове (с 1988 г.), «Аудиоли» в Казани (с 1986 г.) и др.

Периодические издания СССР в общем объеме издательской продукции занимали лидирующее положение и значительно превосходили все другие виды печати.

Литература: [113].

 

Вопросы для контроля и углубленного изучения:

1) Принципы построения системы периодической печати в СССР.

2) Классификация периодических изданий СССР.

 

Издательское дело как отрасль производства

 

В течение многих лет советской власти издательское дело как отрасль производственной деятельности управлялось в основном партийными органами: главные издательства и типографии подчинялись непосредственно ЦК коммунистической партии, республиканским и областным (краевым) партийным организациям. Лишь в 1963 г. был создан Комитет по печати при Совете Министров СССР. В 1978 г. впервые было создано полноценное специализированное ведомство - Государственный комитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Госкомиздат) СССР. Соответствующие ведомства были созданы в союзных республиках (например, Госкомиздат РСФСР). Новая система позволила руководить всей сферой издательского дела более эффективно. В состав Госкомиздата СССР вошли три крупных главка – Главиздат, Главполиграфпром и Главкниготорг (Главное управление книжной торговли), которые соответственно управляли издательствами, полиграфическими предприятиями и распространением книжной продукции. Госкомиздат руководил всеми издательскими процессами – от планирования и координации тематических планов выпуска до снабжения бумагой и другими материалами. На местах, в каждом областном (краевом) и др. территориальных центрах функции управления и организации выполняли административно-территориальные Управления печати. Эта система существовала до 1989 года, когда вместо упраздненного Госкомиздата СССР был создан Госкомитет по печати СССР, затем, после распада СССР в 1991 г., – Министерство печати и массовой информации РФ, в 1994 г. – Комитет по печати РФ, в 1999 г. – Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций с территориальными организациями в субъектах РФ – региональными инспекциями, затем – управлениями. Наконец, согласно Указу президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г., взамен упраздненного Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций было создано Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, в состав которого вошло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, принявшее функции упраздненного ведомства. Безусловно, многочисленные реорганизации системы издательского дела нельзя считать положительным явлением. Причина их – в коренном изменении функций управления и организации издательского дела в связи с переходом к рыночной экономике. После того, как вся сфера издательского дела в течение десятилетий была полностью государственной, такой переход, безусловно, оказался и болезненным, и сложным. В новых условиях органы управления издательским делом, отказавшись от участия в планировании, от контроля за тематикой, снабжения материалами и управления реализацией продукции, оставили за собой функции контроля за соблюдением законов Российской Федерации и других нормативных актов в отрасли, создания отраслевых нормативных документов, регистрации, до недавнего времени - выдачи лицензий и международных стандартных номеров изданий.

 

Основным учреждением в системе издательского дела является издательство.

Издательство - это государственное, общественное, кооперативное или частное предприятие, обладающее правом на издательскую деятельность, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции на принципах самостоятельной коммерческой деятельности и в соответствии с требованиями государственных стандартов.

В России функционируют издательства различных направлений и типа организации:

- по выпускаемой продукции - книжные, книжно-журнальные, газетные, газетно-журнальные, издательства по выпуску изобразительной продукции, картографические, нотные и др.;

- по отраслевой принадлежности - издательства общественных организаций, научных, профессиональных и других обществ, творческих союзов, министерств и ведомств;

- по административно-территориальному признаку – международные, центральные (общероссийские), региональные, областные;

- по видам издаваемой литературы - универсальные и специализированные (выпускающие литературу определенного профиля - ”Медицина”, “Химия” и др.).

Издательства различаются также по объему выпускаемой литературы – малые (выпускающие примерно до 20 наименований печатной продукции в год), средние (от 20 до 100 наименований) и крупные – свыше ста и до нескольких тысяч изданий в год; по форме собственности – государственные, частные, акционерные, кооперативные; по способу организации – самостоятельные издательства, холдинги, издательские дома, издательско-книготорговые объединения, издательско-полиграфические объединения, издающие организации. В рыночных условиях появился также новый тип учреждения – т.н. пекеджеры, или книжные продюсеры - небольшие творческие группы, производящие всю издательскую подготовку рукописи вплоть до изготовления издательского оригинала и передающие его для организации печати, выпуска и распространения в другое издательство.

В последние годы проявилась тенденция к значительному росту числа издательств при уменьшении объемов выпускаемой ими продукции. Наибольшее распространение получили малые издательства универсальной тематики. В то же время возникают немало новых мощных издательств, выпускающих большие серии значительных книг и журналов.

Наряду с многолетними специализированными гигантами, такими, как, например, «Просвещение», «Прогресс», «Наука», «Художественная литература», «Высшая школа», «Искусство», «Знание», в течение нескольких лет возникли и утвердили себя на книжном рынке страны и мира – «Аст», «Дрофа», «Эксмо-пресс», «Вагриус», «Олма-пресс», «Инфра-М», «Фламинго», «Росмэн», «Владос» и др.

В бывшем СССР было приблизительно 200 издательств, на территории Российской Федерации, как союзной республики, - чуть больше 100. В настоящее время число издательств и издающих организаций (то есть учреждений, организаций или предприятий, имеющих, наряду с основной деятельностью, юридическое право на издательскую деятельность) достигает 20 тысяч. Однако действующих среди них гораздо меньше, а высылающих, согласно закону, обязательные экземпляры в Российскую книжную палату – около 6 тысяч. В последние годы число издательств и издающих организаций в России, а также городов, в которых они расположены, продолжает расти. Так, в 2000 г. 271 город России имел 5110 издательств, в 2001 – 308 городов – 5930 издательства, в 2002 – 328 городов имело 6128, а в 2003 – 292 города - 6187 издательств.

Издательства и издающие организации в России имеются и в регионах: в Новосибирске, например, 98, в Уфе – 110, в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде – по 61, в Ростове-на-Дону – 54, в Самаре – 52 и т. п. Но основная часть издательств находится в Москве и Санкт-Петербурге, причем число их в последние годы растет: в Москве было 2515 издательств в 2000 г., 2997 в 2001, 3125 – в 2002, 3092 издательства в 2003 г.; в Санкт-Петербурге соответственно – 591, 705, 714 и 665 издательств. В этих двух главных городах страны издается 75% названий книг и 90% их тиража.

Еще одна тенденция – рост доли негосударственных издательств и издающих организаций. Из общего количества 69749 книг, изданных в 2002 году тиражом 591, 3 млн. экз.: 1) государственные издательства, подведомственные Министерству РФ по делам печати выпустили 1905 названий книг (2,7% в общем объеме) тиражом 61, 5 млн. экз. (10, 4%); 2) издательства и издающие организации других министерств и ведомств – 21806 назв. (31,3%) тиражом 12, 8 млн. экз. (2,2%); 3) негосударственные издательства и издающие организации – 46038 названий (66%) тиражом 517,1 млн. экз. (87,4%).

 

 

Литература: [55], [67], [46], [14], [33].

 

Вопросы для контроля и углубленного изучения:

1) В чем сущность и структура издательского дела как отрасли производства?

2) Что такое издательство?

3) Типы издательств и тенденции их развития в современной России.

 

Управленческая структура универсального книжно-журнального издательства. Функции отделов и обязанности сотрудников.

 

Размер издательства, численность и состав его сотрудников зависят от направления и масштаба деятельности, характера выпускаемой литературы, уровня коммерциализации и т.п. Средним издательством можно считать издательство, выпускающее от 50 до 100 наименований различных книг, журналов, брошюр в год. Имеется множество (сотни и даже тысячи) мелких издательских групп, выпускающих по 3-5 изданий в год и даже меньше, без определенного плана, как правило, лишь с коммерческими целями. Существуют и крупные издательские концерны, выпускающие сотни и тысячи самых различных книг, периодических изданий, изобразительной и другой продукции тысячными и миллионными тиражами. В дальнейшем мы будем говорить о среднем издательстве, наиболее распространенном в стране и отвечающем всем требованиям профессиональной деятельности. Приводимая ниже структура - примерная, типичная, она может иметь в жизни разные варианты сочетаний целого и частей.

В соответствии со спецификой продукции в издательстве наличествуют две профессиональные ветви - редакторская и производственная, а также, как и в любом самостоятельном учреждении, - управленческая.

Директор издательства руководит всей редакционно-издательской и производственной деятельностью подразделения. Организует работу издательства и всех его подразделений, контролирует содержание издаваемой литературы, качество художественного и технического оформления издательской продукции. Анализирует состояние книжного рынка с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и повышения ее рентабельности. С учетом этого осуществляет руководство разработкой перспективных и годовых тематических и производственных планов издания литературы. Ведет контроль за сроками представления рукописей и их прохождением в издательстве, работой полиграфических предприятий, выполняющих заказы издательства. Контролирует правильность подготовки договоров с авторами и учреждениями, утверждает номиналы и тиражи изданий. Организует своевременное материальное обеспечение производственной деятельности, работу по рекламированию и реализации выпускаемой литературы, ход выполнения заключенных договоров.

Руководит управленческой ветвью издательства, включающей небольшой аппарат учреждения, состоящий из бухгалтерии, планово-экономического отдела, секретаря и младшего редактора по приему рукописей. Аппарат занимается экономическими (коммерческими) расчетами, составлением производственных планов, калькуляций стоимости и себестоимости издательской продукции, начислением заработной платы и других доходов сотрудников, ведением деловой, кадровой и иной документации. Вместо планово-экономического отдела (его название может варьироваться) или наряду с ним в аппарате управления может функционировать отдел маркетинга и рекламы. Это подразделение может также входить в состав производственного отдела и заниматься изучением конъюнктуры рынка печатной продукции, заниматься рекламой и продвижением продукции на рынке.

Редакторскую ветвь возглавляет главный редактор, которому подчиняются редакции, специализирующиеся на выпуске какого-либо вида литературы. Например: редакция художественной литературы, редакция общественно-политической литературы, редакция научно-популярной литературы, редакция научной литературы, редакция журнала. Естественно, число и специализация редакций могут быть различны, в зависимости от характера самого издательства.

Главный редактор - творческий руководитель и организатор редакционной деятельности, отвечающий за составление плана выпуска литературы, формирование издательского портфеля, профессиональный уровень всех элементов технологического процесса, вплоть до выпуска в свет и распространения издательской продукции.

Главный редактор возглавляет разработку проектов перспективных и годовых тематических планов издания литературы с учетом конъюнктуры книжного рынка и планов редакционно-подготовительных работ. Осуществляет контроль за приемом рукописей, их предварительной оценкой в издательстве, рецензированием, соблюдением установленных сроков представления рукописей, графиками их движения на всех этапах издательского процесса, сроков сдачи их в набор, обработки корректурных оттисков и выпуска литературы в свет. Контролирует содержание изданий и качество их полиграфического исполнения. Подготавливает материалы для заключения издательских договоров с авторами и трудовых договоров (контрактов) с внешними редакторами, рецензентами, художниками и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию литературы, участвует в оформлении документов по расчетам за выполненные ими работы. Организует проведение консультаций авторов с целью оказания им помощи в работе над рукописями. Обеспечивает работу редакторов, их загрузку, качество и сроки редактирования в соответствии с действующими нормативами. Осуществляет контрольное чтение рукописей, подготовленных к сдаче в производство, организует обсуждение качества отредактированного материала. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий. Определяет качество работы полиграфического предприятия и решает вопросы, связанные с обоюдными претензиями издательства и типографии. Анализирует причины ошибок, опечаток в изданиях и виновных в этом лиц. Содействует повышению квалификации работников подразделения. Составляет отчеты о выполненных работах по выпуску литературы.

 

Редакция - главная производственная единица в издательстве, состоящая из группы творческих сотрудников, как правило, филологов, занимающихся редактированием, подготовкой к полиграфическому воспроизведению и руководством другими процессами по выпуску издательской продукции.

Состав редакции, как правило: заведующий редакцией, старший редактор, 3-5 редакторов, младший редактор. Каждый из этих сотрудников имеет должностные обязанности, определяемые типовыми инструкциями и внутрииздательскими положениями.

Заведующий редакцией руководит редакционно-издательской и производственной деятельностью своего подразделения. Организует редактирование и выпуск литературы, осуществляет контроль за содержанием изданий и качеством их художественного и технического оформления. Анализирует состояние спроса на выпускаемую литературу, подготавливает проекты перспективных и годовых планов издания литературы, руководит разработкой планов редакционно-подготовительных работ, графиков редакционных и производственных процессов издания. Организует своевременное оформление издательских договоров с авторами и внешними редакторами, рецензентами, художниками и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию литературы. Контролирует правильность подготовки документов по расчетам за выполненные ими работы, установления авторских гонораров и размеров оплаты внештатным работникам. Руководит работниками редакции, содействует повышению их квалификации.

Редактор -основная штатная единица издательства, сотрудник, занимающийся литературным редактированием, и ведущий, контролирующий весь процесс движения рукописи вплоть до выхода книги или другой продукции в свет и поступления в систему распространения. Отсюда выражение – «ведущий редактор книги». Место и роль редактора в издательском процессе настолько важны, что в 1988 г. в системе мер по демократизации издательской деятельности Госкомиздат СССР принял специальное постановление «О мерах по новой роли редактора в редакционно-издательском процессе», где впервые было отмечено, что «редактор – это директор книги».

Редактор рассматривает поступающие рукописи, дает им предварительную оценку с целью определения возможности и условий их издания, необходимости авторской доработки, внешнего рецензирования и научного редактирования, участвует в подготовке издательских договоров с авторами и трудовых соглашений с внешними рецензентами. Составляет заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений, а в случаях отклонений - обоснованные отказы в установленные договорами сроки. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом помощь авторам по улучшению композиции и структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т.п., согласовывает с ними рекомендуемые изменения.

В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям по их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию, а также насколько отражены в работах новейшие достижения науки, техники и передового производственного опыта. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей. Работает над созданием справочного аппарата издания.

Рассматривает иллюстративные материалы, определяет их место в издании, дает необходимые указания и пояснения техническому и художественному редакторам, корректору, наборщику. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий. Подписывает рукописи в производство, обрабатывает корректурные оттиски и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет. Составляет списки обнаруженных опечаток.

Младший редактор ведет делопроизводство в редакционном отделе (редакции), регистрирует принятые рукописи и сроки выполнения работ авторами, внешними редакторами и другими лицами, участвующими в издании. Ведет оперативный учет хода выполнения графиков подготовки и прохождения рукописей и корректурных оттисков. Хранит авторские рукописи и документы, относящиеся к ним, в установленном порядке, под руководством редактора, осуществляет техническую подготовку рукописей к сдаче в набор. Проверяет цитаты и цифровые данные по первоисточникам, полноту библиографического описания и наличия в тексте ссылок на первоисточники, транскрипцию имен, терминов, наименований, правильность написания и унификацию символов, единиц измерения, соблюдение единообразия обозначений в иллюстрациях, тексте. Считывает рукопись после перепечатки, исправляет допущенные при этом ошибки, вписывает формулы, специальные знаки и буквы редко применяемых алфавитов, иностранный текст. Проверяет комплектность рукописей, направляемых в полиграфические предприятия. По поручению редактора переносит авторскую правку в рабочий экземпляр.

В редакции могут быть также штатные единицы старшего редактора, вводимые с целью выделить из числа редакторов более опытных работников, со стажем редакторской деятельности в издательстве, например, 10 лет и больше, с целью работы над наиболее сложными рукописями, обучения начинающих редакторов и контроля рукописей после них. Кроме того, иногда в редакцию, в случае необходимости (специализации тематики рукописей), может быть включена единица научного редактора, занимающегося редактированием научных или узкопрофильных текстов.

В редакциях издательства под руководством заведующих редакциями и главного редактора ведется работа по отбору, оценке, рецензированию, планированию, редактированию поступающих рукописей, подготовке их к набору и другим полиграфическим процессам.

Другая важнейшая профессиональная ветвь издательства - производственная. Возглавляет ее заместитель директора издательства по производству. Ему подчиняется производственный отдел, включающий корректорскую группу, группу художественного и технического редактирования, группу снабжения и сбыта, группу выпуска. В небольших издательствах производственный отдел может включать также группу маркетинга и рекламы. Главную по численности группу составляет корректорская, включающая заведующего, двух старших (более опытных) корректоров и 6-8 (и больше) корректоров. Они занимаются корректорской обработкой рукописей, типографских оттисков, готовых книг, журналов, брошюр (перед печатью тиража и выходом в свет).

Корректор. Осуществляет вычитку рукописей после редактирования и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения стандартизации различных элементов текста, устранения орфографических, пунктуационных и иных ошибок, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера (при согласовании с редактором). При чтении рукописей проверяет их комплектность (наличие титульного листа, введения, иллюстраций, справочного аппарата и т. п.), порядковую нумерацию разделов в оглавлении (содержании), соответствие их названий с заголовками в тексте, обеспечивает правильность написания и унификацию терминов, символов, единиц измерения, условных сокращений, единообразие обозначений в иллюстрациях и тексте. Проверяет правильность оформления таблиц, сносок, формул, справочного аппарата издания, полноту библиографического описания и наличие соответствующих ссылок на источники цитат и цифровых данных в тексте. При чтении корректурных оттисков проверяет соответствие набранного текста оригиналу, исправляет ошибки, допущенные при наборе или перепечатке рукописей, проверяет правильность набора текста, заголовков, примечаний и других выделяемых частей издания в соответствии с общими правилами полиграфического производства и указаниями технического редактора.

В группе художественного и технического редактирования работают по 1-2 художественных и технических редакторов и художник. Последний в штате может отсутствовать, но имеется ряд внештатных художников, которые по заказу издательства выполняют разовые работы по той или иной части рукописи (рисунки, иллюстрации, фотографии, обложка, суперобложка, форзац книги и т. п.).

Один или два человека занимаются выпуском и столько же снабжением материалами и сбытом готовой продукции.

Технический редактор. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет техническое редактирование с целью обеспечения качественного полиграфического исполнения издания. В соответствии с характером изданий уточняет построение рукописи, проверяет правильность ее структуры (разбивку на разделы, части, главы и т. п.) и соподчинения заголовков в оглавлении. Определяет техническую пригодность оригинала к набору. Производит разметку оригинала издания, указывает технику набора, порядок расположения иллюстраций и элементов оформления изданий. Подготавливает макеты художественного и технического оформления сложных изданий. Проверяет авторские подлинники иллюстраций с целью установления возможности их использования для создания оригиналов, пригодных к полиграфическому воспроизведению, определяет технологические особенности их изготовления. Составляет технические издательские спецификации и контролирует выполнение указаний по полиграфическому исполнению печатного издания. Проверяет и обрабатывает корректурные оттиски, оценивает качество набора, композицию каждой полосы и разворота. Контролирует соблюдение полиграфическими предприятиями издательских требований, дает указания по исправлению допущенных при наборе ошибок и недостатков технического оформления. Обрабатывает корректуру пробных оттисков иллюстраций, проверяет правильность построения заголовков и их шрифтового оформления, размечает вклейки. Совместно с художественным редактором подготавливает к печати обложку (переплет). Проверяет и заполняет выходные данные издания. Просматривает сигнальные экземпляры, проверяет качество печати, брошюровочно-переплетных и отделочных работ. Принимает меры по улучшению полиграфического исполнения изданий при изготовлении тиража.

Художественный редактор участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий с целью обеспечения их качественного полиграфического исполнения. Проверяет авторские подлинники иллюстраций и устанавливает возможность их использования для создания оригиналов, пригодных к полиграфическому воспроизведению, определяет технологические особенности их изготовления. Подготавливает для технических издательских спецификаций указания по художественному оформлению изданий и контролирует их выполнение в процессе полиграфического производства. Составляет проекты трудовых договоров (контрактов) со специалистами, привлекаемыми для изготовления графического материала и выполнения других работ по художественному оформлению, обеспечивает своевременное и качественное их исполнение. Обрабатывает корректуру текста изданий и пробных оттисков иллюстраций. Оценивает качество набора, композицию каждой полосы и разворота, дает указания типографии об устранении допущенных при наборе ошибок и недостатков художественного оформления. Совместно с техническим редактором подготавливает к печати обложку (переплет). Проверяет сигнальные экземпляры и принимает меры по выполнению требований полиграфического исполнения изданий при изготовлении тиража.

Выпускающий участвует в подготовке проектов договоров с полиграфическими предприятиями на выполнение полиграфических и оформительских работ, графиков редакционных и производственных процессов изданий, осуществляет оперативный контроль за своевременностью выполнения принятых полиграфическими предприятиями заказов издательства. Оформляет заказы и передает в установленные сроки полиграфическим предприятиям подготовленные к набору рукописи, иллюстрации, а также корректурные оттиски и сигнальные экземпляры изданий. Ведет учет выполнения графиков по набору, печати и изготовлению тиражей, контролирует комплектность изданий и качество полиграфического исполнения. Принимает от полиграфических предприятий корректурные оттиски, сигнальные экземпляры изданий, проверяет соответствие их качества требованиям технической издательской спецификации и условиям заключенных договоров. При нарушении этих условий возвращает в установленном порядке корректурные оттиски на дополнительную правку. Участвует в приемке тиражей изданий от полиграфических предприятий.

В связи с работой в рыночных условиях в каждом крупном издательстве, занимающимся предпринимательской, коммерческой деятельностью, появились новые, отсутствующие в дорыночную эпоху штатные единицы. Это – директор по маркетингу, менеджеры по продажам, по рекламе, по авторским правам, по продвижению, по исследованиям. При издательстве, либо вне издательства, как партнер, работает также литературный агент.

 

Разумеется, структура издательства и численность его сотрудников могут быть иными, но функционально наличие такой системы профессиональных взаимоотношений необходимо, и связано оно с технологией самого издательского процесса.

 

 

Литература: [14], [88], [101]

 

Вопросы для контроля и углубленного изучения:

1) Издательство как функционирующая единица. Основные направления в его деятельности и элементы организационной структуры.

2) Какие составляющие группы (отделы, редакции) входят в состав издательства, их назначение, форма и содержание деятельности.

3) Перечень сотрудников издательства, их должностные обязанности и профессиональные качества.

4) Ведущий редактор издательства и его роль в создании книги.

 

Технологическая схема издательского процесса

 

Если рассмотреть издательский процесс по крупному, по блокам, то система издательского дела предполагает такую схему движения произведения от автора к читателю:

 

Автор → Издательство → Типография → Система распространения → Читатель

 

Схематически процесс выглядит так: автор сочиняет, создает произведение, издательство готовит его к печати, типография полиграфически оформляет, превращая в издательскую продукцию (книгу, брошюру, листовку и т. п.), а затем через один из каналов системы распространения - книготорговую сеть, библиотеки, подписку - авторское произведение попадает к читателю. После этого оно начинает новую жизнь, приобретает новую судьбу, которую предугадать порою очень трудно. Впрочем, это уже совсем другая тема. Мы же вернемся к технологии издательского процесса и попробуем его рассмотреть более детально, хотя, естественно, в самом общем виде.

1. Прием рукописи в издательство

 

Этот простой, на первый взгляд, процесс содержит ряд важных процедурных моментов, которые могут приобрести важное значение в дальнейшем - в организационном, правовом и других отношениях. Прежде всего, издательство должно установить правила оформления рукописей для своих авторов и опубликовать их. Во всяком случае, автор должен знать о них до сдачи своей рукописи в издательство. Среди требований к автору на этом этапе: количество сдаваемых экземпляров рукописи, правила оформления текста (лучше всего - сразу в соответствии с ОСТ 29.115-88 Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования), а при необходимости - документы, связанные со спецификой текста, например, «Акт экспертизы» об отсутствии в представленном тексте сведений, разглашающих государственную или иную, охраняемую законом, тайну; сведения об авторе и его координаты и др. По желанию автора в издательство могут быть представлены и другие документы, касающиеся рукописи, в том числе, например, отзывы специалистов, экспертные оценки. Рукопись регистрируется в специальном журнале, автору выдается расписка о приеме. На рукопись заводится “дело”, первым документом которого становится расписка на ее получение, а вторым - карточка движения рукописи. Это весьма важный документ, правильное ведение которого в дальнейшем оградит издателя от возможных претензий со стороны автора и других лиц и учреждений, принимающих участие в издательском процессе.

Следует помнить, что с момента получения рукописи издательство вступает в правовые отношения с автором, которые регламентируются Законом об авторском праве и смежных правах (см. приложение №1), а также другими нормативными актами. Поэтому очень важно регистрировать сроки рассмотрения, рецензирования, редактирования, сдачи в набор, в печать и выхода в свет. В особенности важно иметь такие сведения в случае конфликтов, тяжб, судебных разбирательств, просто жалоб, которые, естественно, желательно избегать.

 

Литература: [82],[89], [37], [прил. №3]

 

2. Предварительное изучение и оценка рукописи

 

Принятую в издательство рукопись рассматривает главный редактор и передает в редакцию, занимающуюся данной тематикой. Специалисты издательства (редактор, заведующий редакцией, главный редактор) при первом просмотре или выборочном чтении рукописи приходят к общему мнению относительно того, соответствует ли данная рукопись тематике и творческим планам издательства в принципе. Если выявляются твердые соображения отрицательного характера, рукопись возвращается автору с аргументированным отказом в письменном виде. В случае сомнений или положительных оценок на данном этапе рукопись попадает в план редакционной подготовки.

План редакционной подготовки представляет собой перечень всех издательских рукописей, находящихся в портфеле издательства, и планируемых к выпуску по предварительным оценкам специалистов. План редакционной подготовки по числу входящих в него изданий превышает план выпуска литературы в полтора-два раза. Причины, по которым книги или иная издательская продукция будут исключены из плана выпуска на дальнейших этапах процесса, различны, например: отрицательные оценки специалистов при более глубоком изучении рукописи, низкий литературный уровень, требующий переделки произведения с точки зрения языка и стиля, конъюнктурная или коммерческая нецелесообразность выпуска в свет.

Требует пояснения вышеупомянутый термин «портфель». Это профессионализм, употребляемый в издательской практике. Означает набор, комплект рукописей где-либо. Набор рукописей, имеющийся в издательстве, называется «портфелем издательства», в редакции – «портфелем редакции», у одного редактора – «портфелем редактора».

 

Литература: [88], [67]

 

3. Рецензирование рукописей

 

Рукописи, прошедшие редакционную подготовку и включенные в план редакционной подготовки издательства (см. п. 2), подвергаются более глубокой, тщательной оценке, которая окончательно должна решить вопрос об издании. Для этого рукописи подвергаются рецензированию.

Рецензия – это текст, содержащий критическую оценку произведения и предназначенный как для публикации (после выхода произведения в свет), так и для внутреннего пользования – с целью решения вопроса об его издании.

В издательстве различают рецензии внутренние и внешние. Внутренняя рецензия пишется ведущим редактором, который уже к этому времени назначен и которому суждено вести дело данной рукописи до выпуска произведения в свет, если таковой состоится. Суть внутренней рецензии, представляющей собой отзыв ведущего редактора, состоит в оценке рукописи с точки зрения главного вопроса - издавать произведение или нет. Если издавать, то при каких условиях - доработки автором текста, приглашения ответственного редактора, передачи рукописи на внешнее рецензирование и т. п. Каждое из этих условий может существовать отдельно, равно как и все они одновременно. Редактор в своем отзыве пишет о значении темы, способе ее реализации в тексте или иллюстрациях, о языке, стиле, композиции и часто предлагает провести рецензирование за пределами издательства силами авторитетного специалиста или нескольких специалистов, известных в данной узкой области знания.

Одна из серьезных проблем - поиск достойного рецензента. Ведь речь идет не только о специалисте, но и о человеке, способном проявить принципиальность и объективность при том, что ввиду совпадения сферы творчества его интересы могут войти в противоречие с интересами автора. Здесь возможны самые различные коллизии, но одна из них весьма важна - это принадлежность рецензента к другой творческой школе, к другим взглядам, чем автор, при высоком профессиональном уровне обоих. Выбор рецензента поэтому (и по некоторым другим причинам) является серьезной заботой издательства. Рецензент в установленные издательством сроки и в соответствии с требованиями издательства, изложенными в памятке рецензенту или в письме к нему, высылает рецензию, содержащую всесторонний анализ авторского произведения, касающийся, главным образом, специальной части текста.

Итог каждой рецензии должен содержать один из трех стандартных выводов: 1) можно издавать в представленном виде (разумеется, после всех редакционно-издательских процессов, речь идет о содержательной стороне произведения); 2) нельзя издавать; 3) можно издавать, но с условием доработки рукописи с учетом замечаний рецензентов и издательства. Последняя оценка - самая распространенная. В этом случае автору предлагается внести соответствующие изменения и дополнения, естественно, при его согласии, и привести свою аргументацию по замечаниям, с которыми не согласен. Автор в записке издательству письменно излагает свой ответ на рецензию с комментариями по поводу всех замечаний и оценок, изложив перечень изменений, которые он внес в рукопись.

Издательские работники при любом отзыве анализируют внешнюю рецензию и принимают решение, не обязательно совпадающее с мнением рецензента. Если рукопись на основании рецензирования отклоняется, она возвращается автору с текстом рецензии и мотивацией издательства, если же она остается в портфеле издательства, и решено работать над ней дальше, рукопись попадает в следующий этап.

 

Литература: [82], [101].

 

4. Тематическое планирование

 

При планировании работы издательства следует различать рукописи двух видов: заказные и организованные самим издательством. К заказным относятся рукописи продолжающихся издательских проектов – ранее предпринятые издательством серии, многотомные издания, собрания сочинений и т. п. и финансированные заказчиком (спонсором, грантодержателем и т. п.). В данном случае речь идет о коммерческой надежности этой части плана издания. В остальном требования к рукописям остаются неизменными, независимо от вида и жанра произведения. Рукописи, прошедшие этап внутреннего и внешнего рецензирования, включаются в тематический план выпуска литературы.

Тематический план выпуска литературы - это издательский документ, содержащий перечень книг, брошюр или иной продукции, предназначенной к выпуску в свет в течение следующего календарного года.

В состав плана выпуска литературы включаются следующие сведения: автор (фамилия, инициалы), наименование произведения, аннотация, содержащая краткие сведения о нем и потенциальной читательской аудитории, объем в печатных листах, квартал выхода в свет, иногда - планируемый тираж.

План выпуска литературы обычно печатается в виде брошюры, рассылаемой по книготоргующим организациям, магазинам, базам, библиотекам и часто содержит листки с бланками заказов, которые могут оформлять организации и частные лица путем высылки в издательство или в книготоргующие организации. Заказы, присланные на основе плана выпуска литературы, составляют часть гарантированного тиража издательской продукции.

Тематический план выпуска литературы является важнейшим инструментом изучения читательского спроса и рекламы деятельности издательства, его визитной карточкой, отражающей творческие возможности и мировоззрение творческого коллектива. И конечно, хорошая программа выпуска издательской продукции определяет место издательства на рынке, создает авторитет среди коллег-партнеров и покупателей, демонстрирует гарантию компетентности в выбранном сегменте рынка

 

Литература: [67], [82], [101].

 

5. Производственное планирование

 

Большим заблуждением было бы считать, что рыночные отношения, коммерческая деятельность свели на нет плановую документацию как атрибут прошлого. Напротив, успеха добьется лишь тот, кто умеет грамотно планировать свою деятельность - финансовую, производственную и другую. Разница по сравнению с централизованным управлением лишь в том, что рыночных условиях издающая организация составляет планы для себя, их не нужно утверждать, согласовывать, защищать в вышестоящих инстанциях. Детальное планирование производственной деятельности сделает работу издательства, безусловно, более эффективной. По этой причине руководства по экономике и планированию издательской деятельности прошлых лет не следует отбрасывать целиком, а с учетом конъюнктурных поправок частично использовать в работе. Среди документов, которые составлять необходимо, - план по реализации на год (с разбивкой на кварталы), калькуляция себестоимости каждой книги или другой единицы продукции, калькуляция среднегодовой стоимости печатного листа-оттиска, расчет потребности материалов на год, штатное расписание. Конечно, финансовый план и другие финансовые документы делаются отдельно, в обязательном порядке. Основные показатели производственной деятельности издательства выносятся в отдельный документ, являясь, совместно с тематическим планом, как бы визитной карточкой издательства. Основные показатели производственной деятельности за год включают:

- число наименований (названий) книг или других единиц издательской продукции,

- количество учетно-издательских и печатных листов,

- общий объем выпуска в листах-оттисках,

- средний объем выпускаемых книг,

- средний тираж.

Такой набор показателей сразу дает представление о масштабе деятельности, производственных возможностях издательства, а тематический план - о намерениях, творческом потенциале коллектива. Только серьезное, детальное планирование деятельности позволит избежать случайностей, срывов, неожиданностей. Производственное планирование непосредственно связано с коммерческой стороной издательского процесса, с такими понятиями как менеджмент и маркетинг, прибыль, расходы, издержки, затраты, себестоимость и др. Существуют различные виды расходов – общехозяйственные, издательские, производственные, коммерческие (затраты на рекламу, хранение, доставку, погрузку и разгрузку продукции, оплату работы посредников и др.). В структуре себестоимости издательской продукции все они занимают разные доли. Приведем примерное соотношение расходов в структуре себестоимости издательской продукции в среднем по России, приведенное в «Энциклопедии издательского дела» (Москва, «Юристъ», 1998, стр. 301):

- общеиздательские расходы – 15%;

- редакционные расходы – 10%;

- авторский гонорар – 15%;

- коммерческие расходы – 5%;

- расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы – 55%.

Естественно, структура и уровень себестоимости, рентабельность, прибыль и прочие финансово-экономические и производственные показатели зависят от многих факторов и, в первую очередь, от конъюнктуры книжного рынка. Их планирование требует от сотрудников издательства высокой профессиональной квалификации, мобильности, способности приспособиться к изменяющимся условиям и потребностям спроса. Наиболее универсальный экономический показатель – себестоимость одного листа-оттиска. Естественно, все экономические показатели в условиях рыночной экономики представляют собой коммерческую тайну.

Производственное планирование ведется параллельно с тематическим, оформляясь окончательно после утверждения тематического плана.

 

Литература: [68], [67], [55], [25].

 

6. Редактирование литературное

 

Важнейший этап редакционно-издательского процесса, один из основных элементов работы издательства над авторской рукописью.

Редактирование (от французского redaction, латинского redaktus -приведенный в порядок) - многозначное понятие, в нашем случае - часть издательского процесса, содержанием которой является работа над рукописью произведения с целью улучшения его в литературном, языковом, профессиональном, научном, социальном отношениях.

Виды редактирования, используемые в издательском процессе – литературное, научное и/или специальное, художественное, техническое. Однако основным из них является литературное. Если термин «редактирование» употребляется без уточнения, то имеется в виду именно литературное редактирование.

На этом этапе первоначально над рукописью работает ведущий редактор, занимаясь улучшением композиции, стиля, орфографии и пунктуации и т. п. Эта работа ведется на разных этапах, она продолжается (как правило, уже в виде контроля, в особенности после авторских поправок) на корректурных оттисках, после печати и с законченной, отпечатанной книгой (сигнальным экземпляром). Совокупность всех исправлений и изменений, внесенных в процессе редактирования и корректурной работы, называется правкой. Редакторская правка включает: правку-сокращение, предназначенную для сокращения текста до планируемого размера (естественно, с согласия автора и без потерь идейно-содержательного плана); правку-обработку, предпринимаемую редактором с целью улучшения композиции, структуры произведения, устранения стилистических, логических и иных ошибок и недочетов; правку-переделку, предпринимаемую при необходимости коренного изменения текста.

Последовательность редактирования произведения такова. Вначале редактор читает и анализирует рукопись с целью оценки и определения возможного восприятия произведения читателем, соответствия замысла, заголовка, подзаголовка - содержанию и жанру работы. Затем анализируется и при необходимости изменяется композиция и структура текста, деление его по иерархии на части (главы, параграфы, общие и частные элементы). Работа над структурой рукописи, ее совершенствованием – исключительно важный этап редактирования, который влияет на восприятие книги читателем. Редактор устанавливает все композиционные элементы, определяет систему заголовков и подзаголовков, принимает решение о введении колонтитулов, оглавления, внутритекстовых и затекстовых редакторских примечаний и содержании этих элементов структуры. После этого ведется важная работа над соответствием стиля жанру произведения, а затем скрупулезное устранение смысловых, стилистических, грамматических и иных ошибок и недочетов.

Редактор принимает участие в подготовке проекта оформления издания, с ним согласуют принципиальные решения технический и художественный редакторы. Важной частью работы по редактированию книги является создание (в случае необходимости) справочного аппарата, в том числе предисловия, послесловия, прикнижной аннотации, комментариев, примечаний, а также различных указателей – предметного, алфавитного, указателя имен, названий (в зависимости от тематики книги – периодических изданий, городов, животных, углей, автомобилей, растений и т. п.), встречающихся в тексте. Наличие указателей в книге свидетельствует о культуре издания.

Редактор работает в непосредственной связи с корректором и автором, согласовывая все виды правок на всех этапах и контролирует все изменения в тексте, предпринимаемые автором и работниками издательства и типографии, и, естественно, с техническим редактором, согласуя с ним наиболее удобные и эффективные для восприятия способы подачи элементов структуры в тексте (выбор шрифтов и гарнитур, выделений каждого фрагмента).

История профессиональной редакторской деятельности насчитывает не менее двух с половиной веков. В России она традиционно всегда считалась одной из лучших в мире. Однако в этой, казалось бы, консервативной, методически монотонной и рутинной работе в 80-е – 90-е годы ХХ в. произошли революционные изменения. В России три обстоятельства способствовали этому: 1) официальное признание роли редактора как «ведущей фигуры издательского процесса» (так было сказано в постановлении ГК СССР в 1988 г.); 2) внедрение в издательскую деятельность компьютерных технологий и 3) переход экономики на рыночные отношения. Редакторский процесс дополнился новыми видами работ, прежде ему не присущими. Часть из них перешло из полиграфических предприятий в издательство. Поскольку теперь набор, а чаще всего и верстка, нередко и оригинал-макет производятся в издательстве, функции редактора расширились и изменились. Редактор должен уметь не просто работать на компьютере, но и эффективно вести на нем редактирование, делать необходимые правки, вносить изменения, согласовывая их с автором, ставить вопросы автору, корректору, техническому и художественному редакторам непосредственно в электронном виде, приобретя соответствующие технологические навыки и приемы. Соответственно редактор должен уметь записывать на дискету и переправлять по Интернету тексты автору и в типографию, когда это потребуется. Однако стоит подчеркнуть, что никакая технология не изменит требований к языку и стилю, композиции и другим элементам редактирования. Использование компьютерных программ для редактирования текста возможно лишь для самой первоначальной, технической правки и то с большой осторожностью, поскольку в них остается много примитива и просто ошибок. Ну, а логическое мышление и художественно-стилевое совершенствование текста вряд ли когда-нибудь обойдется без традиционного редакторского труда и творчества.

 

Литература: [83], [3], [71], [4], [5], [57], [58], [59], [63], [76], [87], [19].

 

7. Научное или специальное редактирование

 

Этот этап не обязателен, в ряде случаев он может и не возникнуть, но часто, когда требуется более тщательное редактирование с точки зрения профессиональных или научных тонкостей, специфики текста, оно проводится силами специалистов, работающих в издательстве или приглашенных для выполнения этой работы. Особое значение в этом процессе имеет использование в тексте научной документации, информационных изданий, государственных стандартов и других нормативных документов. Важными элементами научного редактирования является редактирование таблиц, формул, технических иллюстраций, диаграмм, графиков, правильное, в соответствии с международными и отечественными стандартами, обозначение физических величин, символов и т. п. В научной и специальной литературе особое значение приобретает справочный аппарат издания. Научное или специальное редактирование производится до литературного редактирования или после него, а иногда и в середине этого процесса.

Этим видом редактирования занимается научный редактор (реже употребляется более универсальный термин – специальный редактор). Если этот процесс в издании книги или специального журнала существует, фамилия и инициалы научного и специального редактора обязательно вносятся в выходные сведения книги.

 

Литература: [83],[72], [50], [87].

 

8. Корректорская работа

 

Корректура - весьма важный издательский процесс, призванный устранить ошибки, описки, опечатки и другие недостатки, снижающие восприятие текста в готовом, вышедшем в свет произведении. Наряду с этим значением термином «корректура» обозначают корректурные оттиски с печатной формы, а также весь набор исправлений, внесенных в оттиски. Именно из-за неоднозначного восприятия термина здесь предлагается корректуру как процесс называть корректорской работой.

Корректура (от латинского сorrektura - исправление, улучшение) - стадия производственного процесса издания книг, газет, журналов и других печатных материалов, на которой устраняются различные ошибки и недостатки, допущенные при редактировании и наборе. (См.: Книговедение. Энциклопедический словарь. -М., 1982. - С.287).

Работа по корректуре одного и того же произведения производится в несколько этапов: вначале над рукописью, затем, после набора текста, над корректурными оттисками и, наконец, после печати - с целью выявить и по возможности устранить ошибки перед выпуском книги в свет. Корректорскую работу ведет не только корректор, но и автор, и другие работники издательства (редактор, технический редактор, художественный редактор), а также типографии, где этим занимается свой, типографский, корректор. Соответственно различают авторскую, издательскую и типографскую корректуры. Корректорская правка по характеру и способам ее исполнения делится правку-вычитку, во время которой путем внимательного чтения исправляются технические погрешности; правку-сверку для проверки исправлений в сверстанных листах, производимую путем как сквозного чтения корректурных оттисков, так и построчной читки; правку-подчитку, выполняемую двумя корректорами, один из которых читает вслух текст оригинала, а другой следит за исправлениями и сообщает о каждом из них второму корректору с целью устранения пропусков в правке и несоответствий с оригиналом; сводку, производимую в типографии с целью сведения всех видов правок и контроля за правильностью строк, полос, печатных листов в целом, калек. При внесении корректурной правки всех видов используются корректурные знаки (знаки разметки оригиналов) в соответствии с действующим стандартом – «ГОСТ 7.62-90. Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования». Существуют различные типы корректурных знаков – знаки замены (букв, слов, строк), знаки вставки, знаки выкидки, знаки перестановки, знаки перестановки элементов набора, знаки увеличения, уменьшения, введения, выравнивания и уничтожения пробелов, знаки шрифтовых выделений и изменений, знаки отмены сделанных исправлений.

Различают три вида корректурных оттисков: гранки – оттиски с набора, без соблюдения числа строк и знаков в строке; сверстанные листы (полиграфический термин – верстка) – оттиски со сверстанных полос (то есть, таких, какими будут в отпечатанной книге) и сверочные листы (полиграфический термин – сверка) – оттиски с полос после исправления, внесенных типографией. Гранки обычно используются при сложной верстке. Если они используются, метод прохождения корректуры называется граночным, если нет – безграночным.

 

Литература: [42], [73], [74], [87], [56], [76].

 

9. Художественное редактирование

 

После корректуры рукописи (а часто и раньше) начинается работа над художественным оформлением произведения. Это важнейший элемент подготовки издания. От того, насколько эффективно и профессионально выполнено художественное оформление, во многом зависит отношение читателя к книге. Форма издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия составных частей и элементов в первую очередь способствуют интересу к произведению, содержание которого еще читателю неизвестно. Профессионально и эстетически оформленную книгу хочется читать, ее трудно выпустить из рук при просмотре в книжном магазине, к ней чаще хочется возвращаться, если содержание оказалось интересным и полезным.

На этом этапе художественный редактор совместно с автором и ведущим редактором решают вопросы, связанные с размещением, характером и количеством иллюстраций, оформлением обложки, титульного листа, форзаца (листа бумаги, помещаемого между переплетом и титульным листом). Если издание обильно иллюстрировано, требуется разработка проекта оформления. Очень важным при этом является создание стиля оформления, взаимосвязанность его частей. В этом проекте на основании данных о типе издания, жанре издаваемого произведения, читательской аудитории, объеме, тираже и составе иллюстраций разрабатываются решения о способах и формах выполнения иллюстраций, изготовления печатных форм, брошюровочно-переплетных работ. В проект включается подбор материалов для издания (бумаги, картона, тканей и пр.).

Художественный редактор (модные в последние годы синонимы – дизайнер, графический дизайнер) создает проект оформления и организует его согласование с другими специалистами издательства и редколлегией, а также с художественным советом, если таковой при издательстве имеется. Он руководит работой художников, фотографов, графиков, ретушеров, выполняющих в соответствии со своей специализацией ту или иную часть оформления, контролирует каждый вид этих работ, также полиграфические процессы, связанные с печатью. Производит редактирование иллюстраций и выполняет некоторые виды оформительских работ самостоятельно. Работает в непосредственном контакте с техническим редактором.

 

Литература: [22], [29], [53], [98], [75], [9], [101].

 

10. Техническое редактирование

 

Одновременно или параллельно с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор формата издания, размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других элементов выделения текста, структура и размещение текста и иллюстраций на каждой полосе. Выбор формата зависит от вида издания, функционального назначения книги. Сборник стихов, учебник, научная монография, сувенирное издание, географический атлас или альбом репродукций из художественной галереи, безусловно, должны иметь разный формат. Кроме того, важную роль при выборе формата играют технологические возможности типографии, где книга будет печататься, и удобная для восприятия длина строки. Выбор шрифта также связан с назначением книги, соответствием его содержанию, эстетическими и гигиеническими требованиями. Наряду с выбором гарнитуры, зависящей от жанра и стиля произведения, важен подбор кегля. Для комфортности чтения предпочтительными являются кегли не менее 9-го и не более 14-го, а длина строки – 50-55 знаков. Имеет значение также нормальная расстановка знаков и слов в строке, нормальные (не слишком узкие, но и не разреженные) пробелы между знаками и между словами. Важен выбор способа набора текста – с выключкой строк, то есть соблюдением их графической полноты, или, в ущерб последней, создание равенства междусловных пробелов. Возможно применение переносов в конце строк, устраняющее недостатки того и другого вариантов. Обычно используемый одноколонный набор в определенных случаях, например, при публикации стихов или при слишком большом формате издания может быть эффективно заменен на двух- или многоколонный.

Технический редактор занимается созданием и размещением текстов, располагаемых на обложке, форзаце, суперобложке, титульном листе, подрисуночных подписей, колонтитулов, оглавления. Одна из главных задач технического редактирования – подготовка комплекта проекта оформления, а при необходимости – макета издания. Технический редактор готовит для полиграфического предприятия технологическую спецификацию, которая вместе с комплектом других документов и материалов передается в типографию в качестве задания издательства на выполнение полиграфических работ.

Литература: [79], [101], [22], [53], [75], [29].

11. Подготовка рукописи к набору

 

Работа над рукописью в издательстве - редактирование всех видов, корректура, художественное и техническое редактирование в сумме приводят к созданию оригинал-макета, подготовленного для передачи в типографию. Специалист производственного отдела, чаще всего - технический редактор сводит все исправления, замечания, пометы вместе, складывает иллюстрации и другие сопутствующие рукопись материалы, оформляет технологическую спецификацию, сопровождающую заказ на полиграфическое исполнение. Следует помнить, что типографии зачастую находятся в других городах, иногда далеко от издательства, поэтому оригинал рукописи и сопровождающие его документы должны быть составлены так, чтобы могли быть понятыми специалистами при знакомстве с ними заочно.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.044 сек.)