АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОСЛЕДНИЙ РЮРИКОВИЧ

Читайте также:
  1. В которой Полина делает страшное открытие и мужественно готовится в последний путь
  2. В общем, в последний раз вы поговорили хорошо.
  3. В тот момент ей и в голову не могло прийти, что начался последний этап ее выздоровления.
  4. Ваш последний бокал
  5. Владимир I (в крещении - Василий) Святославич Рюрикович (Великий, Святой, Креститель, Красное Солнышко) (960-1015)
  6. ВОЙНА ГНЕВА: Последний бой
  7. Генеалогическое древо династии Рюриковичей
  8. Глава 14. Таинственные Рюриковичи
  9. ГЛАВА 20: Последний сюрприз
  10. ГЛАВА 5. ПОСЛЕДНИЙ ИЗ БОЛЬШИХ МАСТЕРОВ САВАТА
  11. Глава 65. ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ПЛЕМЕНИ
  12. Глава 8. Последний прием

 

В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным, уяснить и определить его было немаловажной задачей отечественной истории.

В оценке личности Ивана Грозного вся русская историография разделилась на два противоборствующих лагеря – его противников и его сторонников.

Н.М.Карамзин говорит о “двух Иванах”. Первый их них -“добрый и нарочитый”, от бога “препрославленный”, второй же - тиран и деспот. С.М.Соловьёв верил, что деятельность Ивана Грозного была началом государственности в России, но не оправдывал террор Ивана Четвёртого как необходимую меру того времени.

В отличие от С.М.Соловьёва, видный историк конца XIX- первой половины XX в. С.Ф.Платонов защищает Ивана Четвёртого, и говорит, что опричнина была необходима.

М.Н.Покровский рассматривает опричнину как “дворянскую революцию”. Кавелин рассматривал Ивана, как передовую непонятую веком личность; Костомаров и М. Ковалевский, как человека полоумного и даже помешанного. “Для советского времени Иван Грозный – это привлекательная фигура. Личность царя Ивана импонировала всесильному Сталину. В 30-е гг. историкам была дана команда: найти аргументы для оправдания террора в эпоху Грозного. Советские историки обязаны были следовать в этом русле». Лишь со второй половины 50-х гг. XX в. появилась реальная возможность писать об Иване IV иначе.

Итак, каков же он- первый российский царь Иван Васильевич IV Грозный?

…Вечером 24 августа стемнело быстро. Небо над Москвой заволокло грозными тучами. Улицы рано опустели. К полуночи дома и сады погрузились в непроглядную тьму. Наступившая тишина нарушалась лишь лёгким шелестом листьев. Вдруг, сразу, ветер, словно сметя тишину, завыл, засвистел, загремел ставнями, захлопал калитками, заскрипел вековыми стволами. Сверкнула молния, на миг расщепив темноту, и раздался удар грома небывалой силы. Началась гроза. Огненные сабли во всех направлениях рассекали тьму. Одни исчезали в вышине, другие вонзались в землю, в дома. Вот в долгих раскатах громового удара родился новый звук – назойливый и монотонный. Били в набат. Москва засветилась в нескольких концах. Люди тушили пожары, а ветер раздувал пламя. Неожиданно, сами за собой, зазвонили колокола Спасского собора. С колокольни одной из церквей сорвался и упал на землю большой колокол. Всё это были страшные приметы. Ожидали, что в эту ночь случится большая беда… Так рассказывали потом о событиях в ночь с 24 на 25 августа 1530 года.

После внезапной кончины Елены Васильевны жизнь царского двора проходила в борениях и интригах, в арестах и заговорах, в казнях и опалах. Шел год за годом, а маленький Иван рос и мужал, горевал, когда увезли его «мамку» - сестру Овчины, боярыню Челядину, - страдал, узнав, что Овчина в тюрьме, и негодовал, увидев, как один из Шуйских валялся на кровати его отца, не сняв сапог.

Так Иван ещё ребенком познал, что такое боярское правление.

В третьей главе сборника соборных решений, который назывался «Стоглав», сохранилось «Рукописание» царя к собору, в котором Иван IY так рассказывает о своем детстве: «Бояре и вельможи, верные моему отцу и любимые им, делали передо мною вид, что мне желают добра, на самом же деле были заняты только тем, что усиливали собственное самовластие. И как омраченные умом, дерзнули поймать и убить братьев моего отца, и когда вспоминаю их насильственную смерть и жестокие мучения, весь обливаюсь слезами и прихожу в покаяние и прошу у них прощения за юность мою и поведение. И после смерти дядьев моих вскоре умерла и мать моя. И отсюда постигла нас горькая скорбь: мне сиротствующему, а царству вдовствующему. И из-за этого бояре наши улучили себе время и сами овладели всем царством, не позволяя никому делать ничего неугодного.

И моим грехом, и сиротством, и молодостью были допущены междуусобные беды и зло».

В.О.Ключевский писал: «От природы он получил ум гибкий и бойкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало его детство рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности и одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "родственники мои не заботились обо мне". Как все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем».

А вот как описывает свое детство сам Иван в письме к Андрею Курбскому: «…натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. … Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом…»

Иван был сильным и крепким отроком, всегда отличался несокрушимым здоровьем, неподвластным никаким болезням, и отменным аппетитом. Вероятно его жалобы на то, что его и брата Юрия кормили плохо в детстве. Были связаны с тем. Что он постоянно чувствовал голод, голод здорового, постоянно резвящегося ребенка.

Пока Иван был мал, он играл в бабки, городки, а то просто носился сломя голову по Кремлевским площадям и лестницам великокняжеского дворца. А потом пристрастился к мужским забавам. Стрелял из лука и арбалета, извел саблей весь орешник в округе, рубился мечами, сначала деревянными, а потом и всамделишными, подогнанными под его рост и силу, тренировался до одури дядьки-учителя в искусстве галантного боя, сначала на рапирах, а потом на шпагах. Хорошо хоть из пушек сам не стрелял, говорил, что не княжеское это дело. В седло его первый раз посадили, едва он дотянулся до стремени, и уже к своему венчанию он был прекрасным наездником. И мало кто мог сравниться с ним в безудержной скачке по полям, а кто мог, те вперед не высовывались, мог Иван и осерчать в запале. А рука у него была тяжелой.

В.О. Ключевский пишет: «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были первыми политическими впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развивалась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать. Как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которую, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон. Это заставило его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее в нем работал инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства».

Аристократические кланы в жестокой борьбе за первенствующее положение стремительно сменяют друг друга у кормила власти: первоначально её захватывают Шуйские, затем на их место приходят Бельские, потом Шуйские с помощью мятежа свергают Бельских. Благодаря деяниям бояр, дух насилия в разных формах овладевает воображением и чувствами юноши, проникая в его “плоть и кровь”. В атмосфере борьбы за власть созревал будущий деспот – мстительный, чрезвычайно нервный, вспыльчивый и жестокий. Уже в играх и забавах с товарищами, которых, к слову сказать, ему выбирали другие, Иван проявлял бесчеловечность, царившую, впрочем, в той среде, которая его окружала.

На его глазах мучили людей, он же пока ещё не мог делать этого и ограничивался животными. Большим удовольствием для него было бросать из высоких теремов дворца собак и смотреть на их предсмертные судороги. Ему не только не мешали предаваться подобным забавам, но даже поощряли это. Скоро очередь должна была наступить и для людей.

В 13-летнем возрасте приходит черёд и ему впервые “показать зубы”: в декабре 1543 г. Иван приказал своим псарям схватить самого Андрея Шуйского и обезглавить, что и было ими сделано прямо в Кремле без всякого промедления. Тут, по замечанию летописца, «начали бояре от государя страх имети и послушание».

Так закончилось детство будущего великого тирана и наступила юность, которая ничуть не противоречила его детству: точнее, юность, еще более сильно выявила в характере Ивана жестокость, необузданность всех омерзительных страстей и все иные дурные свойства характера.

 

К концу 40-х годов к власти пришла новая группировка, которая вошла в история под названием Избранной рады. Конечно, нельзя точно сказать, при каких обстоятельствах в конце 40-х гг. сложилось правительство, перенявшее руководство страной у Боярской думы, но можно с точностью констатировать, что ключевую роль в формировании новой правящей группы сыграла фигура митрополита Макария. Последний был “мудрый и спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после бурных событий 1547 г., глава церкви – могущественного политического механизма, издавна поддерживавшего объединение княжеств вокруг Москвы.

При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников символизировать новое правительство - “Избранную раду”. “Избранная рада” была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Сильвестр и Адашев. Это разнородное по своему составу правительство стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства.

Государь вместе со своими избранными советниками повел смелую внешнюю и внутреннюю политику, целью которой было: с одной стороны - привести в порядок законодательство, устроить областное управление и привлечь к нему выборных людей из различных сословий, с другой - расширить границы государства на Востоке и Западе, добиться берега Балтийского моря, укрепить связи с Западной Европой.

Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с “освященным собором” (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах. Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.

В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилия, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилия со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.

Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А. Е. Пресняков писал: “выступление царя защитником интересов “детей боярских”, будущего дворянства, несомненно, начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины”.

Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”. Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех “крестьян” прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую “всенародный” характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие вопросы (“Царские вопросы”):

1. О борьбе с местничеством

2. О пересмотре вотчин, поместий и кормлений

3. О монастырских, княжеских и боярских слободах

4. О ликвидации корчем

5. О ликвидации мытов

6. О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту

7. О заставах по рубежам

8. Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин

9. Об упорядочении дела раздачи поместий

10. О порядке обеспечения вдов боярских детей

11. О порядке надзора за ногайскими послами и гостями

12. О всеобщей переписи земель

Было реорганизовано местное управление. Если до этого времени в городах и землях Московского государства почти неограниченной властью располагали наместники и волостели, на определённый срок назначавшиеся великим князем, то теперь их судебные права в отношении дворян были ограничены, а на значительной территории власть наместников полностью заменялась властью выборных земских органов. Последние возглавлялись губными старостами (“губа”- округ) и излюбленными головами (в городах).

В 1550 г. был принят новый Судебник. Земская устроение явилось условием для проведения в жизнь судебной реформы. Тем самым суд становился прообразом взаимоотношений государственной власти в целом с выбираемыми от сословий. Судебник закреплял создание в Московском государстве справедливого суда, контролируемого “лучшими людьми” из данного сословия на местах. Однако, до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.

Сформировалась развитая система “приказов”, т.е. органов центрального управления, исполнявших функции нынешних министерств. До середины 60-х гг. XVI в. приказы именовались “избами”. Каждый из приказов отвечал за определённую сферу управления: например, Посольский приказ – за дипломатическую службу, Разрядный – за большую часть военных дел, Разбойный приказ вёл борьбу против “разбоев” и “лихих людей”, Земский приказ ведал порядком в Москве, Челобитный осуществлял контроль за остальными приказами.

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочивалась и приводилась к единообразию обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утверждённым образцам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретённые ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать её в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю “избранная тысяча” - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено “Уложение о службе”. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры “конно, людно и оружно”. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. На первых порах стрельцов набирали 3 тыс. человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались “служилыми людьми по отечеству”, т.е. по происхождению. Другую группу составляли “служилые люди по прибору” (т.е. по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла “посоха” – ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

Все эти преобразования совершались одновременно с впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами. Между тем царь повзрослел, приобрёл некоторый опыт в государственных делах и уже тяготился деятельным правлением “Избранной рады”. Воля его, стеснённая в юности, теперь распрямилась, словно отпущенная пружина, стремясь к самовластию. Жестокость, террор - показатель слабости власти, ее не­умения и неспособность добиться своих целей обычными путями, реформированием. Вместо длитель­ной и сложной работы по созданию государственного аппарата царь Иван пытался пойти простым путем: "не делают - приказать", "не слушаются - казнить". Но этот путь террора был неприемлем для деятелей Избранной Рады.

С 1547 начались Казанские походы русской армии, в 1550-1552 Иван Грозный лично в них участвовал. После взятия Казани (1552) было покорено Астраханское ханство (1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер (1555) и Большая Ногайская орда (1557). В 1553 были установлены торговые отношения с Англией. В 1558 Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия в Прибалтике развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать. Тем временем во внутреннем положении страны произошли серьезные изменения.

Около 1560 царь порвал с деятелями Избранной рады и наложил на них опалу. По мнению некоторых историков, Сильвестр и Адашев, понимая, что Ливонская война не сулит России успеха, безуспешно советовали царю пойти на соглашение с противником. Между тем, после ликвидации Ливонского ордена в борьбу за его наследие включились соседние страны, России пришлось вести войну одновременно против Литвы, Польши, Дании и Швеции. В 1563 русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Много сил отвлекали набеги крымских татар на южные окраины государства. Иван IV отказался от перемирия в 1566 и продолжал Ливонскую войну с блоком государств при отсутствии союзников в крайне неблагоприятных условиях. Царь стал искать «виноватых» в своих неудачах, начались опалы и казни, учредилась опричнина.

В государственной деятельности Ивана IV выделяются два этапа: до опричнины и после нее. Основная часть реформ падает именно на первый период. Мы склонны придерживаться традиционной точки зрения, что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Нам кажется, что Иван IV был доведен до крайности опричнины разочарованием в природе человека, который чаще думает о себе, чем о “государственной пользе”. Иван же ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. Можно сделать вывод, что положительные реформы 50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину. Но с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.

В 1563-1564 гг. на сторону Литвы перебежало несколько недовольных аристократов, занимавших должности воевод. В том же 1564 г. Московское войско потерпело дважды поражение на реке Уле и под городом Оршей. В результате Иван IV лишился иллюзий в отношении собственного всесилия и приступил к политике «крутых мер».

Что же из себя представляла опричнина Ивана Грозного? Прежде всего:

Государь выделил “опричь” некоторых земель (значительные территории на западе, севере и юге страны), находящиеся в его личном владении. Была создана опричная Боярская дума, которая осуществляло верховное управление и суд в государственном уделе. Из всех земель, принадлежавшие госуделу, надлежало насильственно выгонять оттуда всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.

Было оформлено опричное войско, состоящее из князей, бояр и их детей, главной задачей которой было охранять государя, играть своего рода роль телохранителей. В это особое войско вошло "1000 голов" дворян и князей, в последствие его численность увеличилась в 5-6 раз. На рас­ходы по созданию опричнины царь взял с земщины 100 тысяч рублей. Отбор опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца. Они были обязаны приносить особую присягу на вер­ность царю, в которой обязывались не вступать в общение с земскими, даже родственниками. За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину. Все носили одинаковые черные одежды со знаком принадлеж­ности к "ордену" опричников метлой, чтобы выметать измену, и собачьей головой, чтобы ее вынюхивать и выгрызать.

В.О.Ключевский писал об опричнине: "Учреждение это всегда ка­залось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал". История опричнины началась к концу 1564. А события этого периода развивались следующим образом:

3 декабря 1564 Иван грозный со своими детьми и царицей в сопровождении охраны отправились на богомолье, что было дело обычным. Царские объезды монастырей были одновременно и исполнением религиозного долга и инспекционными поездками. Но на этот раз выезд был необычен, боярам, которым царь ве­лел ехать было приказано взять жен и детей, те должны были взять слуг, запасных коней, вооружение, доспехи, одежду, деньги, казну. Казна же была хранилищем и государственного архива. Из-за распутицы до Троице-Сергиева монастыря, где царь отслужил молебен, добрался 21 декабря, а в Алесандровскую слободу 3 января, где и обосновался надолго. Спустя месяц царь отправил гонца в Москву с двумя грамотами.

Первая, “гневная” грамота, была отправленная митрополиту Афанасию и содержала список "измен" бояр и дворян. В ней содержался страстный и тенденциозный обзор злодеяний бо­яр, воевод и приказных людей, которые не только воровали царскую казну, но и в измене: не желая воевать против недругов; а духовенство в стачке с боярами и дворянами начи­нало их прикрывать. Потому государь и уехал от изменников куда глаза глядят.

Вторая, “слезная” грамота, была адресована "всему православному крестьянству града Москвы", главный ее смысл: царь пишет по­садским людям, "чтобы они себе никоторого сумнения не держа­ли, гневу и опалы на них никакого нет". Этими словами царь явно стремился заручиться их поддержкой и даже, видимо, видел в ней некую опору своей власти.

Отъезд царя ошеломил всю Москву. Немедля, делегация из духовенства и бояр отправилась в Александ­рову слободу с целью умилостивить государев гнев. Царь повторил свои обвинения и после некоторо­го размышления милостиво согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях: изменников казнить по своему усмотрению и учредить опричнину.

2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.

Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. В 1567 году царь вызвал во дворец боярина Федорова - одного из богатейших и уважаемого в народе человека, облачил его в царские одежды, усадил на трон, а затем собственноручно заколол его ножом, считая виновным в заговоре. По “делу” Федорова было уничтожено 370 человек. В 1569 году по приказу царя принял яд его двоюродный брат, князь Старицкий, второй по знатности в России после самого царя, вместе с ним были умерщвлены его семья и слуги. 25 июля 1570 года на рыночной площади были зверски казнены 116 человек “опальных”. В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены; другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это казненными. Опричное войско оказалась малобоеспособным. Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разгромив опричное войско, появился под самыми стенами Москвы и сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли десятки тысяч москвичей.

Подозрительный и воспитанный с детства на примерах коварства и жестокости, неуравновешенный, и в то же время глубоко религиозный Иван развязал массовый террор в стране, казня, уничтожая население часто без малейшего повода. Он стремился укрепить личную власть путем нагнетания всеобщего страха, уничтожая думающих и рассуждающих, казня правых и виноватых.

Можно сделать очевидный вывод, что опричный террор был в руках царя мощной военно-карательной организацией, главной целью которой стала борьба с пережитками политической децентрализации.

Естественно “опричнина” вызвала всеобщий рост недовольства и озлобление против царя не только среди феодалов, но и среди простого народа.

Не удивительно, что в 1566 группа князей и бояр, набравшихся смелостью, обратились к царю с челобитной, в которой просила отмены “опричнины”. Удивительна была реакция Грозного – около двухсот челобитчиков было казнено. Еще более ожесточился кровавый террор. Против “опричнины” выступало духовенство. Его недовольство было вызвано тем, что царь хотел полностью подчинить церковь государству и отнять у нее часть земель. Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя: ”До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей?!..” По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен главарем опричников Малютой Скуратовым.

Это вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются сотрудничать с Литовским княжеством. В 1570 году царь организовывает карательный поход на Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг - опричников. По дороге были разграблены Клин, Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Не щадили даже сел и деревень, принадлежавших “опальным. “Мертвые тела людей и животных запрудили реку Волхов, куда они были сброшены. История не знает столь ужасной резни” - пишет англичанин Дж. Горсей. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв.

Потом царь направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома, но не казней. Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну. Новгородско-псковский поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее экономическое и военное положение.

Потомки имели полное право называть Ивана IV Грозным. Впрочем, за рубежом его называли Иваном Ужасным.

В итоге всех устрашающих мер Ивана Грозного военная система страны не упрочнилась, а расшаталась. Опричное войско оказалось небоеспособным.

Бесконечная война поглотила массу сил и средств, южные рубежи страны оказались оголенными.

После сожжения Москвы в 1571г. правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков.

Перед лицом неудачи опричной политики Иван IV вынужден был отменить в 1572 году опричнину.

Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную.

Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации.

Во-вторых, она вызвала экономический кризис в стране. Села центра и северо-запада, где побывали “опричные экспедиции” обезлюдели. Многие крестьяне были убиты, либо бежали в Литву или на Дон.

В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. Общие потери населения от террора, чумы и голода составляли 500 тыс. человек. В-четвертых, были подорваны резервы России в целом.


 

 

Иван IV получил в народе прозвище Грозного, отразившее представление о нем как о могущественном правителе, но царе-деспоте. Несмотря на мрачную память о себе Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, был эрудитом в богословии. В историю русской литературы он вошел как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности к Курбскому, В. Грязному). Царь написал музыку и текст службы праздника Владимирской богоматери, канон архангелу Михаилу. Вероятно он оказывал значительное влияние на составление ряда литературных памятников середины 16 века (летописные своды; «Государев родословец», 1555; «Государев разряд», 1556); сыграл важную роль в организации книгопечатания; по его инициативе было осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, созданы росписи Грановитой палаты. Иван IV сыграл большую роль в разработке идеологии «самодержавства», которой придерживался сам в отношениях с подданными, в переговорах с иностранными послами, и которая в дальнейшем стала основой мировоззрения всех русских царей.

В замыслах и действиях Ивана IV дальновидность, энергия и целеустремленность сочетались с крупными политическими промахами, узостью мышления, самонадеянностью, импульсивными порывами, депрессией. Кровавые расправы и массовые репрессии обрушивались и на верхушку общества и на десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей. Мнительность и недоверчивость характера царя с годами усиливались. Это выражалось в мании преследования, садистских наклонностях, вспышках необузданного гнева.

Превратив политический вопрос о порядке в ожесточенную вражду с лицами, в бесцельную и неразборчивую резню, царь Иван своей опричниной внес в общество страшную смуту, а сыноубийством подготовил гибель своей династии.

Проводимая Иваном грозным политика террора по отношению к боярам принесла в итоге опричнины опустошение русских земель, обнищание народа. Но цель Ивана IV – сломить своеволие бояр, была достигнута. Народ смотрел безропотно на все, что делал царь Иван Васильевич. «Царь делал все, что хотел, не стеснялся ни чем: ни нравственными убеждениями народа, ни верой, ни человеческими чувствами - власть самодержца в лице его была превыше всего».

Это еще раз, на наш взгляд, подтверждает мысль о том, что цель не может оправдывать жестокие средства; никакой благой целью нельзя оправдать террор и насилие по отношению к человеку.

18 марта 1584 г. московские колокола своим песальным перезвоном возвестили жителям столицы о кончине царя Ивана Васильевича Грозного.

При этой вести народ забыл все великие жестокости Грозного царя. Забыл всю ненавистную его опричнину, а вспоминал только такие великие дела его царствования, как взятие Казани, завоевание Сибири и Астрахани, издание Царского судебника и построение в Москве великого храма Василия блаженного. Русские люди искренне молились об упокоении грозного, но вместе и великого по своим деяниям государя.

Народ забыл название Мучителя, данное Ивану Васильевичу Рюриковичу современниками, и доныне именует его только ГРОЗНЫМ.

А.Н.Майков В своем стихотворении «У гроба Грозного Царя» пишет:

Да! Царство ваше – труд, свершенный Иоанном.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)