АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Имя Аллаха

Читайте также:
  1. Все блага, которые вы имеете, —от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовёте Его напомощь.
  2. Глава вторая. Положение тех, кто насмехается над аятами Аллаха.
  3. Глава четвертая. Основная причина ширка и куфра - это говорить об Аллахе (а также на Аллаха и от имени Аллаха) без знания и доказательств от Аллаха.
  4. Для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха.
  5. Му, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый.
  6. Первой основой акыды является Вера в Аллаха.
  7. Первый раздел Таухида ориентирован на знание об определённых качествах и деяниях Аллаха, а второй раздел – на обязанности людей в отношении Аллаха.
  8. Те, которые в тот день повернутся к ним спиной, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха.

Сура 22 «Паломничество», аят 40

‘Умар никогда не принуждал людей принимать ислам, хотя он и обладал достаточной властью для этого. Остальные сподвижники также демонстрировали уважение к другим религиям. Однажды к ‘Умару пришла старая христианка и попросила его о чём-то. Прежде чем выполнить её просьбу, он предложил ей принять ислам, сказав, что это путь к спасению. А когда она сказала: «Я уже слишком стара, мне не до этого», ‘Умар выполнил её просьбу.

Потом, испугавшись, что это его действие может быть пред Аллахом принуждением к принятию ислама, он попросил у Аллаха прощения, сказав: «О Аллах, я лишь наставлял, но не принуждал».

А когда ‘Умар предложил своему рабу-христианину принять ислам и тот отказался, ‘Умар сказал: «Нет принуждения в религии», а перед смертью отпустил его на волю.

Жителям открытых для ислама земель также предоставлялась свобода вероисповедания.

Когда Иерусалим перешёл в руки мусульман, к ‘Умару пришли жители города, прося гарантировать им безопасность, и ‘Умар заключил с ними мирный договор.

Ниже приводится текст договора: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Раб Аллаха ‘Умар, повелитель верующих, гарантирует жителям Илийи неприкосновенность их жизней, имущества, храмов и крестов и всего, что относится к их религии, их больным и здоровым и всей их общине. Мусульманам запрещено селиться в их храмах, разрушать их, брать из них что-нибудь, выносить из них убранство и кресты. Имущество христиан также неприкосновенно для них, и они не имеют права принуждать их к принятию ислама или причинять им вред…»

Когда ‘Амр ибн аль-‘Ас сообщил ‘Умару о покорении Египта, тот написал ему следующий договор: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! ‘Амр ибн аль-‘Ас гарантирует жителям Египта неприкосновенность их жизней, имущества и религии, их храмов и крестов, их суши и моря. Никто не имеет права входить к ним против их воли или забирать у них что-либо… Этот договор дарован вам Аллахом и Его Посланником, и халифы и все верующие обязуются соблюдать его».

Факихи единодушны в том, что зиммии имеют право совершать свои религиозные обряды, особенно если речь идёт о местах их компактного проживания. Исключением являются те случаи, когда обряды совершаются в местах скопления мусульман и оскорбляют их религиозные чувства.

Мухаммад аль-Газали сказал, что свобода вероисповедания, которую мусульмане предоставили людям, была поистине беспрецедентной и ничего подобного не было ни на одном из пяти континентов.

‘Умар разъяснил правила, регулирующие взаимоотношения мусульман с зиммиями: «Мы обещали им оставить им их храмы, в которых они могут говорить что пожелают, и не возлагать на них ничего непосильного. А если враг захочет причинить им зло, мы обязуемся защищать их. Мы также предоставляем им возможность решать дела в соответствии с нормами их религии, если только сами они не обратятся к нам на суд, соглашаясь с законами нашей религии, и тогда мы вынесем решение для них. Если

же они не пожелают обращаться к нам, мы не станем трогать их».

Если зиммии участвуют вместе с мусульманами в сражении, защищая земли мусульман, с них снимается обязанность выплачивать джизью. Об этом говорится в некоторых договорах, которые мусульмане заключали с зиммиями во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба. В мирном договоре, который Абу ‘Убайда заключил с христианами одной из областей, оговаривалось, что они будут помогать мусульманам и вести разведку для них, и за это с них снимается обязанность выплачивать джизью. Он спрашивал прибывающих к нему из различных областей зиммиев об их положении, опасаясь, что кто-нибудь обидит их или причинит им вред. Однако все они отвечали: «Мы видим лишь честность и верность договору» [Табари. Тарих. Т. 4. С. 218].

‘Умар написал Абу ‘Убайде ибн аль-Джарраху: «Не позволяй мусульманам притеснять зиммиев, причинять им вред и присваивать их имущество без права».

Заслуживает упоминания история о слепом иудее, который просил подаяния у проходящих мимо людей. ‘Умар спросил, что вынудило его обращаться к людям с просьбами, и он ответил: «Я стар и беден, а мне нужно платить джизью». Тогда ‘Умар

привёл его в свой дом и щедро наделил его, после чего послал за казначеем и сказал ему: «Позаботься о нём и ему подобных, ибо, клянусь Аллахом, мы поступаем с ним несправедливо. Мы получили от него пользу, когда он был молод, и оставили его без

помощи и поддержки, когда он состарился. Воистину, милостыня предназначена для бедных и неимущих, а он из бедняков людей Писания». То есть ‘Умар снял обязанность выплачивать джизью с престарелых, больных и не способных работать и назначил им содержание из казны, совершив человечный поступок и проявив справедливость не только к мусульманам, но и ко всем остальным гражданам исламского государства.

А во время своей поездки в Шам он увидел христиан, поражённых проказой, и велел давать им из пожертвований и обеспечивать их пропитанием [Билязури. С. 177].

Смертельную рану ‘Умару нанёс зиммий — огнепоклонник Абу Люлюа, однако это не помешало ‘Умару сказать перед самой смертью: «Я завещаю тому, кто станет халифом после меня, хорошо обходиться с зиммиями, соблюдать заключённый с ними

договор, сражаться с теми, кто желает причинить им вред, и не возлагать на них ничего непосильного» [Бухари].

Свобода передвижения. ‘Умар заботился о сохранении этой свободы и ограничивал её лишь при необходимости.

‘Умар велел ближайшим сподвижникам Посланника Аллаха r оставаться при нём в Медине. Покидать Медину и отправляться в другие области исламского государства они могли только с его разрешения или для выполнения определённой миссии — например, когда сам ‘Умар назначал кого-либо из них наместником в одну из областей или командующим войска или отправлял его туда с поручением. Это позволяло ‘Умару

советоваться с ними по важным вопросам в любое время, а также способствовало стабильности внутри государства и помогало избежать возможных смут и раскола внутри мусульманской общины. ‘Умар понимал, что, если сподвижники разъедутся

по разным областям, там может начаться смута. Мало знающие о религии люди начнут объединяться вокруг известных личностей, появятся всевозможные группы и течения, между которыми будут возникать споры и конфликты, что может привести к трагическим последствиям. Он понимал, что у государства должен быть один центр, а не множество, ибо только в этом случае возможно поддерживать порядок внутри государства.

В качестве другого примера необходимого ограничения свободы передвижения во времена ‘Умара можно привести переселение христиан Наджрана из сердца Аравийского полуострова в Ирак и Шам. Причина заключалась в том, что они, как и иудеи Хайбара, нарушили договоры, заключённые с Посланником Аллаха r, и возобновили их в период правления Абу Бакра. Хайбар и Наджран были источниками постоянных козней и заговоров, и ‘Умар понимал, что необходимо принять меры для защиты мусульман. К тому же он помнил слова Посланника Аллаха r:

«Не будет на Аравийском полуострове двух религий».

Жители Наджрана и Хайбара были врагами мусульман и делали им зло ещё со времён Посланника Аллаха r, и ‘Умар как глава государства понял, что пришло время для решительных мер.

Передают, что «после того, как жители Хайбара вывихнули руки и ноги ‘Абдаллаху ибн ‘Умару, ‘Умар обратился к людям с проповедью и сказал: “Поистине, Посланник Аллаха r заключил с иудеями Хайбара договор относительно их имущества,

сказав им: “Мы оставим вас здесь, пока оставляет вас Аллах”. Что же касается ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, то он поехал туда за своим имуществом35, но на него напали ночью и вывихнули ему руки и ноги. А поскольку там у нас нет врагов, кроме них36, и они являются нашими врагами и только их мы можем подозревать в этом, я принял решение выселить их оттуда”».

А после того как ‘Умар принял это решение, к нему пришёл один из сыновей Абу аль-Хукайка37 и сказал: «О повелитель верующих, неужели ты изгонишь нас [из Хайбара] после того, как Мухаммад r позволил нам остаться, заключил с нами договор о нашем имуществе и поставил нам условия, на которых мы могли оставаться здесь?!» ‘Умар сказал: «Неужели ты думаешь, что я забыл слова Посланника Аллаха r: “Как ты будешь чувствовать себя, если тебя изгонят из Хайбара и твоя верблюдица станет везти тебя ночь за ночью?”» Иудей сказал: «Это была шутка Абу аль-Касима». ‘Умар воскликнул: «Ты лжёшь, о враг Аллаха!» — после чего изгнал из Хайбара иудеев, возместив им стоимость их фиников деньгами, верблюжьими сёдлами, верёвками и прочими вещами.

Право на безопасность, неприкосновенность жилища и право собственности. Ислам признаёт право людей на безопасность, о чём упоминается в нескольких аятах и хадисах.

Так, Всевышний Аллах сказал: «Враждовать следует только с несправедливыми» (сура 2 «Корова», аят 193). ВсевышнийАллах также сказал: «Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому как он покусился на вас» (сура 2 «Корова», аят 194). Ислам также признаёт право на жизнь,которое является более широким понятием, чем право на безопасность: если соблюдение права на безопасность обеспечивается отказом государства от агрессии и всех действий, угрожающихбезопасности людей, то соблюдение второго из этих прав предполагает ещё и принятие мер по защите людей от любой агрессиии угрозы. Эта защита возлагает ответственность на всех людей,потому что ущемление одного человека в его праве на жизнь приравнивается к покушению на всех людей. Всевышний Аллах сказал: «Кто убьёт человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (сура 5 «Трапеза», аят 32). ‘Умар гарантировал гражданам своегогосударства соблюдение права на безопасность и права на жизнь.

Если говорить о неприкосновенности жилища, то Всевышний Аллах запретил входить в чужие дома без разрешения.

Всевышний Аллах сказал:

О вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помянете назидание. Если же вы никого не найдёте в них, то не входите, пока вам

не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!» — то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете.

Сура 24 «Свет», аяты 27–28

Всевышний также сказал: «Входите в дома через двери» (сура 2 «Корова», аят 189). Всевышний Аллах также сказал: «Не следите друг за другом» (сура 48 «Комнаты», аят 12). ‘Умар строго соблюдал это предписание и следил за тем, чтобы другие также со-

блюдали его.

Если говорить о праве собственности, то за его соблюдением ‘Умар также зорко следил. Переселяя христиан Наджрана и иудеев Хайбара, он велел выделить им на новом месте такие же земли, которые были у них до переселения. А когда при расширении мечети пришлось снести несколько домов, ‘Умар выплатил их владельцам компенсацию.

‘Умар не запрещал людям владеть имуществом за исключением тех случаев, когда это причиняло вред другим или ущемляло их права. Например, в своё время Посланник Аллаха r выделил Билялю большой участок земли по его просьбе, а ‘Умар

, узнав о том, что Биляль не в состоянии обрабатывать эту землю должным образом, сказал ему: «Посмотри, сколько ты способен обрабатывать. А остальное отдай мне». Биляль так и сделал, и ‘Умар разделил оставшуюся часть между мусульманами. Та-

ким образом, ‘Умар следил за рациональным использованием

природных ресурсов в своём государстве.

Свобода мнения. Ислам гарантировал человеку свободу мнения, и ‘Умар всегда стоял на страже этой свободы в своём государстве. В его эпоху люди высказывали своё мнение, не боясь возможных последствий, и даже критиковали действия самого

‘Умара, если считали их неправильными. ‘Умар воспринимал такого рода критику спокойно, как и полагается достойному и богобоязненному правителю.

Спрашивать с правителя за всё, что он делает, было вполне обычным явлением в мусульманском обществе того времени. Народ следил за действиями правителя и критиковал их. Люди свободно высказывали своё мнение и давали оценку его полити-

ческим ходам и решению имущественных вопросов, и подобные действия считались признанными конституционными правами в исламском государстве того времени. Источником этих прав являются Коран и Сунна. Принцип свободы общественного мне-

ния и ответственности правителя перед народом всегда признавался мусульманами.

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал людям, что, если они увидят в нём какую-то кривизну (то есть отклонение от прямого пути), пусть выправят её. Тогда поднялся один человек и сказал: «Клянусь Аллахом, если мы увидим в тебе какую-нибудь кривиз-

ну, мы выправим тебя своими мечами!» ‘Умар отреагировал на подобное заявление очень спокойно: «Хвала Аллаху, по милости Которого в моей общине есть люди, готовые выправить ‘Умара своими мечами».

А когда ‘Умар раздавал ткань для пошива рубах, а потом люди увидели на нём рубаху, сшитую из двух кусков ткани, то один человек заявил, что они не станут слушать ‘Умара и подчиняться ему, пока он не объяснит, почему взял себе два куска, а людям дал по одному. И ‘Умару пришлось объяснять, что изза его очень высокого роста ему не хватило одного куска ткани для пошива рубахи и его сын ‘Абдаллах ибн ‘Умар отдал ему свой кусок ткани, чтобы он сшил себе рубаху по росту.

Вспомним, как однажды халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб обратился к людям с речью, запрещая им требовать большие махры при заключении браков и призывая ограничить махр определённым размером, а одна из слушавших его женщин громко сказала ему: «У тебя нет права требовать этого, о ‘Умар!» Он спросил: «Почему же?» Она сказала: «Потому что Всевышний Аллах сказал: “Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар 38, то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех?” (4:20)» ‘Умару ничего не оставалось, кроме как признать: «Права женщина, и ошибся мужчина».

Свобода в исламе распространяется на все сферы человеческой жизни. Ислам предоставляет человеку различные виды свободы при условии, что её источником является разум человека, а не его пристрастия и прихоти и что он использует эту свободу во благо себе и обществу.

Потворствовать своим страстям и прихотям, бездумно удовлетворять свои животные желания, впадать в вольнодумство и вседозволенность, осквернять святыни, сеять смуту, а также агрессивно относиться к другим людям и причинять им вред — это не свобода. У свободы есть границы, которые разумный человек не преступает, дабы не посягать на свободу других, ибо свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

‘Умар не позволял распространять заблуждения и задевать честь людей под пред-

логом свободы мнения.

Мнение ‘Умара о женитьбе на женщинах из числа людей Писания. ‘Умар вы-

ступал против женитьбы мусульман на иудейках и христианках, и, когда Хузайфа ибн

аль-Яман[32] женился на иудейке, он написал ему, чтобы тот развёлся с ней.

Абу Захра сказал: «Мусульманину лучше жениться на мусульманке, потому что у них, как у последователей одной религии, больше общего, чем у последователей разных религий. ‘Умар запрещал мусульманам жениться на женщинах из числа людей

Писания, за исключением тех случаев, когда этот брак имеет высокую цель вроде политического союза…»

Всевышний Аллах сказал:

Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовёт к Раю и прощению со Своего соизволения. Он разъясняет людям Свои знамения — быть может, они помянут назидание.

Сура 2 «Корова», аят 221


Однако, если мусульманке запрещается выходить замуж за немусульманина, кем бы он ни был, то мусульманину разрешается жениться на иудейках и христианках.

Всевышний Аллах сказал:

 

Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас.

Сура 5 «Трапеза», аят 5

 

Большинство учёных разрешают женитьбу на женщинах из числа людей Писания, однако при условии, что это не нанесёт никакого вреда самому мусульманину, детям или обществу, а в противном случае это запрещено.

‘Умар первым запретил женитьбу на женщинах из числа людей Писания по двум главным причинам: во-первых, подобные браки приводят к увеличению числа старых дев среди мусульманок, а во-вторых, они могут негативно отразиться на детях — точнее, на их нравственности и религиозности.

Как показывает практика, браки между мусульманами более крепкие и счастливые, чем браки между мусульманами и последователями других религий…

В мусульманском обществе у любого человека есть свобода слова, позволяющая ему беспрепятственно высказывать свои мысли и делиться с другими людьми полезными, созидательными идеями через любые средства массовой информации.

Каждый человек имеет право критиковать несправедливое или неправильное на его взгляд положение вещей при условии, что критика его обоснованна и соответствует истине. Это входит в обязательное для каждого мусульманина и мусульманки побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого.

Всевышний сказал:

Верующие мужчины и женщины —помощники и друзья друг другу. Они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого…

Сура 9 «Покаяние», аят 71

‘Умар заботился о том, чтобы люди в исламском государстве пользовались полной свободой, не причиняя при этом вред друг другу и не ущемляя права друг друга.

 

Содержание халифа, начало летоисчисления по хиджре и обращение «повелитель верующих»

Содержание ‘Умара. Должность халифа — религиозная, и занимающий её приближается к Аллаху посредством того, что он делает в качестве халифа. Если он поступает праведно и исполняет свои обязанности, Всевышний Аллах дарует ему награ-

ду, а если он творит зло, то он непременно ответит за содеянное перед Аллахом.

Всевышний Аллах сказал:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)