АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОЛИТВЫ

Читайте также:
  1. XIX. О ТЕЛЕСНЫХ И УМСТВЕННЫХ ПЛОДАХ МОЛИТВЫ
  2. Адвентисты Новомосковска открыли пункт обогрева для лиц «без определенного места жительства» в своем доме молитвы.
  3. БЕЗУТЕШНОСТЬ ОТЧУЖДЕННОЙ МОЛИТВЫ
  4. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ
  5. БЛАГОДАТЬ МОЛИТВЫ В МОМЕНТ СМЕРТИ
  6. БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ ПУТЬ МОЛИТВЫ
  7. Глава 2 ПРИЗНАКИ ПОБЕЖДАЮЩЕЙ МОЛИТВЫ
  8. Глава 3 ПОЧЕМУ БОГ ТРЕБУЕТ ТАКИЕ МОЛИТВЫ?
  9. Глава пятнадцатая. Душевные молитвы
  10. Главы о сокращении молитвы
  11. Главы об особенностях молитвы
  12. Доминирующие или манипулирующие молитвы.

ЖИТИЕ

Скуд­ны и недо­ста­точ­ны све­де­ния о пре­по­доб­ном. До на­ше­го вре­ме­ни до­шли лишь из­ве­стия, что пре­по­доб­ный Иа­ков, мир­ское имя ко­то­ро­го не со­хра­ни­лось в ле­то­пи­сях (су­ще­ству­ет вер­сия, что он был кре­щен Иоан­ном), ро­дил­ся в XIV сто­ле­тии в бла­го­че­сти­вой и весь­ма до­ста­точ­ной се­мье га­лич­ских дво­рян Амо­со­вых. Глу­бо­кая и ис­крен­няя на­стро­ен­ность бла­го­че­сти­вых лю­дей то­го вре­ме­ни, к чис­лу ко­то­рых при­над­ле­жа­ли ро­ди­те­ли Иа­ко­ва, име­ла ре­ша­ю­щее вли­я­ние на весь его ду­хов­ный склад.

Еще в са­мых юных ле­тах от­рок об­на­ру­жил осо­бое стрем­ле­ние к бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Как пи­шет А. Вос­кре­сен­ский, «остав­ляя свой­ствен­ные его воз­рас­ту иг­ры и за­ба­вы, он преж­де вся­ко­го уче­ния воз­го­ра­ет­ся лю­бо­вию к Бо­гу, ко­гда же, с до­сти­же­ни­ем школь­на­го воз­рас­та, изу­ча­ет гра­мо­ту, – пред ним от­ры­ва­ет­ся чуд­ный, до то­го вре­ме­ни неве­до­мый ему мир. Бла­го­че­сти­вый от­рок на­шел пи­щу для ума и чи­с­та­го серд­ца сво­е­го в жи­ти­ях свя­тых; они ин­те­ре­со­ва­ли, увле­ка­ли его. Здесь он ви­дел пол­ную прав­ду, здесь со­зер­цал вы­со­кий иде­аль­ный мир, к ко­то­ро­му так рвет­ся че­ло­ве­че­ское серд­це. Под их вли­я­ни­ем в от­ро­ке раз­ви­лось вы­со­кое ду­хов­ное на­стро­е­ние, ду­ша его все­це­ло бы­ла устрем­ле­на к гор­не­му небес­но­му оте­че­ству, он уже и те­перь яв­лял­ся как бы от­ре­шив­шим­ся от обы­ден­ной жиз­ни, бу­дучи юным по­движ­ни­ком».

Необыч­ный в юном от­ро­ке об­раз жиз­ни от­ча­сти тре­во­жил его доб­ро­де­тель­ных ро­ди­те­лей, не знав­ших, ка­кой из­бран­ный со­суд бла­го­дат­ный го­то­вит­ся ми­ру Бо­жию в нем. «Ча­до! – го­во­ри­ли они сы­ну, – для че­го ты так из­ну­ря­ешь се­бя в та­ких юных ле­тах?» Но юный в ле­тах, а опыт­ный в ду­хов­ной жиз­ни и муд­ро­сти от­рок крот­ко вы­слу­ши­вал за­ме­ча­ния сво­их ро­ди­те­лей и от­ве­чал им: «Ро­ди­те­ли мои! Непо­нят­ны мне сло­ва ва­ши. Мно­го я чи­тал Бо­же­ствен­ных книг, но ни­где не встре­чал то­го, чтобы ро­ди­те­ли же­ла­ли ху­до­го сво­им де­тям, а все­гда луч­ше­го. Что же мо­жет быть луч­ше для че­ло­ве­ка, как не по­лу­че­ние Цар­ства Небес­но­го? Кто доб­рою сво­ею жиз­нию уго­дил Бо­гу, и от­верг­шись ми­ра по­сле­до­вал Хри­сту, те и от Него по­лу­чи­ли на­сле­дие цар­ства небес­но­го, по­че­му и я стрем­люсь под­ра­жать их по­дви­гам». Удив­ля­лись ро­ди­те­ли муд­рым от­ве­там от­ро­ка и в кон­це кон­цов предо­ста­ви­ли ему воз­мож­ность ид­ти тем пу­тем, ко­то­рый он из­брал для се­бя сам.

Ли­шив­шись ра­но сво­их ро­ди­те­лей, по­сле ко­то­рых оста­лось зна­чи­тель­ное име­ние, Иа­ков без те­ни со­жа­ле­ния роз­дал его нуж­да­ю­щим­ся в бла­говре­мен­ной по­мо­щи. «Для него яс­на бы­ла цель его жиз­ни, дав­но им на­ме­чен­ная, к ко­то­рой он стре­мил­ся всем су­ще­ством сво­им. Цель эта бы­ла – ино­че­ство. Про­све­щен­ный жи­ти­я­ми свя­тых Бо­жих че­ло­ве­ков, увле­чен­ный вы­со­тою их жиз­ни – доб­ро­де­те­лей и по­дви­гов, он со­зна­вал, что, при­сту­пая к ра­бо­та­нию Гос­по­ду на этом по­при­ще, ему необ­хо­дим бла­го­на­деж­ный, муд­рый и мно­го­опыт­ный ру­ко­во­ди­тель-на­став­ник, ко­то­рый мог бы при­ве­сти его к две­рям цар­ствия Бо­жия и вве­сти в огра­ду небес­ную.

И Гос­подь по­слал ему та­ко­го на­став­ни­ка. Как свет­лое лу­че­зар­ное све­ти­ло в то вре­мя си­ял сво­и­ми ве­ли­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми и оби­ли­ем жив­ших в нем чрез­вы­чай­ных да­ров бла­го­дат­ных ве­ли­кий ав­ва Ceprий, в де­брях Ра­до­неж­ских со­здав­ший свою оби­тель. Это бы­ла по­ис­ти­не шко­ла Хри­сто­ва, в ко­то­рой под ру­ко­вод­ством сво­е­го от­ца и на­став­ни­ка вос­пи­ты­вал­ся це­лый сонм чуд­ных по­движ­ни­ков, от­ре­шив­ших­ся от вся­ких зем­ных по­пе­че­ний и стре­мив­ших­ся к обо­га­ще­нию душ сво­их со­кро­ви­ща­ми невет­ша­ю­щи­ми, негиб­ле­мы­ми. К се­му-то ве­ли­ко­му от­цу ино­че­ству­ю­щих и при­шел оси­ро­тев­ший, доб­ро­воль­но ра­ди Хри­ста об­ни­щав­ший, пла­мен­но стре­мив­ший­ся к до­сти­же­нию со­вер­шен­ства ду­хов­на­го бла­го­го­вей­ный юно­ша, по­верг­ший­ся к сто­пам Бо­го­нос­на­го и мо­лив­ший о со­при­чис­ле­нии се­бя к его из­бран­но­му ста­ду».

Пре­да­ние го­во­рит нам, что, прой­дя под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го шко­лу ино­че­ско­го по­слу­ша­ния и с бла­го­сло­ве­ния ве­ли­ко­го ав­вы Сер­гия, Иа­ков уда­ля­ет­ся из его оби­те­ли для ве­де­ния мо­на­ше­ству­ю­щей жиз­ни в без­мол­вии. Вле­ко­мый по­нят­ной лю­бо­вью к род­но­му Га­ли­чу, про­дви­га­ясь глу­хи­ми ле­са­ми да­лее и да­лее к се­ве­ру, пре­по­доб­ный Иа­ков до­сти­га­ет, на­ко­нец, за­те­ряв­ше­го­ся в глу­бине мно­го­ве­ко­во­го лес­но­го бо­ра незна­чи­тель­но­го се­ле­ния Же­лез­ный Бо­рок в 40 вер­стах от Га­ли­ча, по­лу­чив­ше­го свое на­зва­ние от за­ле­жей же­лез­ной ру­ды, здесь на­хо­див­ших­ся, раз­ра­бот­кой ко­то­рой и за­ни­ма­лись мест­ные жи­те­ли.

«Утом­лен­ный пут­ник ре­ша­ет­ся от­дох­нуть вбли­зи него, вы­брав се­бе удоб­ное ме­сто на ле­вом бе­ре­гу лес­ной реч­ки Теб­зы, с тем, чтобы по­том про­дол­жать свой путь. Но не так су­дил Гос­подь. Ед­ва слад­кий сон сме­жил уста­лыя его очи, как яр­кое бли­ста­ние чуд­на­го небес­на­го све­та оза­ри­ло то ме­сто, где он ле­жал. Глу­бо­ко вни­ма­тель­ный ко все­му с ним слу­ча­ю­ще­му­ся в жиз­ни, пре­по­доб­ный с чув­ством глу­бо­ка­го бла­го­го­ве­ния ура­зу­мел в толь­ко что быв­шем ему ви­де­нии зна­ме­ние осо­бен­на­го бла­го­во­ле­ния Бо­жия к это­му ме­сту».

На ме­сте чуд­но­го ви­де­ния он во­дру­зил Крест Хри­стов и, ис­про­сив раз­ре­ше­ния у жи­те­лей бли­жай­ше­го се­ле­ния Бо­рок, соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми сру­бил и устро­ил се­бе ма­лую тес­ную кел­лию, в ко­то­рой и по­се­лил­ся для пу­стын­ных по­дви­гов. Од­но­му Бо­гу ве­до­мы его ду­хов­ные по­дви­ги, о ко­то­рых лишь от­ча­сти сви­де­тель­ству­ют со­хра­нив­ши­е­ся до на­ше­го вре­ме­ни его же­лез­ные вери­ги и тя­же­лый крест, ко­то­рые он воз­ла­гал на се­бя во из­не­мо­же­ние пло­ти и спа­се­ния ду­ха. Кро­ме то­го, па­мят­ни­ком его тяж­ких те­лес­ных тру­дов слу­жат су­ще­ству­ю­щие и в на­сто­я­щее вре­мя два до­воль­но боль­ших пру­да. До недав­не­го вре­ме­ни су­ще­ство­вал и ко­ло­дец, вы­ко­пан­ный его ру­ка­ми. На­хо­дя­ще­е­ся в 15 вер­стах от мо­на­сты­ря Свя­тое озе­ро так­же при­пи­сы­ва­ет­ся пре­да­ни­ем тру­дам пре­по­доб­но­го.

Но без­молв­ное жи­тие пре­по­доб­ный Иа­ко­ва ско­ро бы­ло на­ру­ше­но людь­ми, на­чав­ши­ми при­хо­дить в без­молв­ную пу­сты­ню по­движ­ни­ка, чтобы по­лу­чить его бла­го­сло­ве­ние и ис­про­сить его мо­литв о се­бе и сво­их близ­ких. Пре­по­доб­ный Иа­ков по­сле несколь­ких бес­плод­ных по­пы­ток оста­но­вить на­род­ное к нему стрем­ле­ние, ви­дя в со­вер­ша­ю­щих­ся со­бы­ти­ях во­лю Бо­жию, не дерз­нул пре­ре­кать ей и стал бес­пре­пят­ствен­но при­ни­мать к се­бе всех, ис­кав­ших его ду­хов­ной по­мо­щи. Та­ким об­ра­зом со­ста­ви­лось ма­лое ино­че­ское брат­ство, жив­шее в от­дель­ных ма­лых кел­ли­ях, бо­лее или ме­нее уда­лен­ных од­на от дру­гой. И толь­ко в из­вест­ное вре­мя пу­стын­но­жи­те­ли со­еди­ня­лись на об­ще­ствен­ную мо­лит­ву и на об­щие ра­бо­ты по­слу­ша­ния, со­сто­яв­шие, глав­ным об­ра­зом, в рас­чист­ке ле­са и при­спо­соб­ле­нии рас­чи­щен­ных мест для паш­ни.

Пре­по­доб­ный Иа­ков имел над этим ино­че­ским брат­ством ис­клю­чи­тель­ное вли­я­ние. Нрав­ствен­ное воз­дей­ствие его на сво­их спо­движ­ни­ков бы­ло ве­ли­ко и бла­го­твор­но: неда­ром же лю­ди остав­ля­ли до­ма и се­мей­ства свои, неда­ром ино­ки ухо­ди­ли из бла­го­устро­ен­ных мо­на­сты­рей в пу­сты­ню к мо­ло­до­му по­движ­ни­ку, бо­га­то­му ду­хов­ною ни­ще­тою и креп­кою ве­рою в Бо­га и его Про­мысл.

Пу­стын­ное брат­ство с каж­дым днем умно­жа­лось в ко­ли­че­стве. Не до­ста­ва­ло ему толь­ко хра­ма Бо­жия, чтобы быть на­сто­я­щей ино­че­ской оби­те­лью. То­гда преп. Иа­ков от­пра­вил­ся в Моск­ву, где око­ло 1390 го­да от мит­ро­по­ли­та Ки­при­а­на по­лу­чил чин иеро­мо­на­ха и гра­мо­ту на стро­и­тель­ство хра­ма.

И через ко­рот­кое вре­мя вы­рос­ла в до то­го вре­ме­ни глу­хой лес­ной ча­ще неболь­шая де­ре­вян­ная цер­ковь Рож­де­ства Свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня. Со­вер­шив это глав­ное и без­от­ла­га­тель­но необ­хо­ди­мое для сво­е­го юно­го брат­ства де­ло, пре­по­доб­ный учре­дил для бра­тии об­ще­жи­тие, за­по­ве­дуя им ни­че­го не на­зы­вать сво­им, но все иметь об­щим.

Ве­ли­кие по­дви­ги са­мо­умерщ­вле­ния, са­мо­про­из­воль­ной ни­ще­ты, чи­сто­та серд­ца, непре­стан­ная пла­мен­ная мо­лит­ва и воз­но­ше­ние ума и серд­ца к Бо­гу сде­ла­ли из пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва ве­ли­кий со­суд бла­го­да­ти. Ис­крен­ний и вер­ный раб сво­е­го вла­ды­ки Хри­ста, он удо­ста­и­ва­ет­ся от Него ве­ли­ких бла­го­дат­ных да­ров: си­лы и вла­сти над де­мо­на­ми, чуд­ной про­зор­ли­во­сти и да­ра чу­до­тво­ре­ний.

В 1415 го­ду, в пе­ри­од цар­ство­ва­ния ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча, сы­на свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Дмит­рия Дон­ско­го, пре­по­доб­ный Иа­ков по­се­тил Моск­ву, где узнал о том, что су­пру­га Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча ве­ли­кая кня­ги­ня Со­фия Ви­то­втов­на на­хо­ди­лась при смер­ти пе­ред ро­да­ми. Ве­ли­кий князь Мос­ков­ский про­сил пре­по­доб­но­го по­мо­лить­ся о здра­вии су­пру­ги. Иа­ков от­пу­стил по­слан­цев го­су­да­ря со сло­ва­ми: «Пусть мо­лит­ся Бо­гу и Пре­чи­стой Ма­те­ри Его, а о кня­гине пусть не скор­бит; бу­дет она здо­ро­ва и в ны­неш­ний же ве­чер ро­дит ему на­след­ни­ка».

Пред­ска­за­ние ис­пол­ни­лось, по­сле че­го при­зна­тель­ный ве­ли­кий князь щед­ро ода­рил оби­тель пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва вот­чи­на­ми, уго­дья­ми и раз­ны­ми вкла­да­ми, чем и обес­пе­чил даль­ней­шее ее су­ще­ство­ва­ние.

В 1420 г. вся Ко­стром­ская об­ласть под­верг­лась мо­ро­вой яз­ве и страш­но­му го­ло­ду. Смерт­ность бы­ла так ве­ли­ка, что ле­то­пис­цы опре­де­ля­ют ее крат­ким и ужа­са­ю­щим вы­ра­же­ни­ем: «по­ля оста­лись несжа­ты­ми», так как за­бо­тить­ся об этом бы­ло уже неко­му. В эту тя­же­лую го­ди­ну об­ще­ствен­но­го бед­ствия преп. Иа­ков ши­ро­ко от­крыл вра­та сво­ей оби­те­ли для всех бед­ству­ю­щих, устре­мив­ших­ся к нему не толь­ко из ближ­них, но из весь­ма от­да­лен­ных мест. И вся­кий при­хо­див­ший сю­да встре­чал со сто­ро­ны со­стра­да­тель­но­го по­движ­ни­ка и го­ря­чо участ­ли­вое к се­бе от­но­ше­ние, и так ему необ­хо­ди­мую в дан­ный мо­мент ве­ще­ствен­ную по­мощь. В том имен­но ве­ли­кая нрав­ствен­ная за­слу­га пре­по­доб­но­го, что в ми­ну­ту безыс­ход­ной бе­ды он сво­им сло­вом уте­ше­ния вли­вал на­деж­ду в ис­тер­зан­ные серд­ца близ­ких к от­ча­я­нию.

Вско­ре и са­мой Же­лез­но­бо­ров­ской оби­те­ли суж­де­но бы­ло ис­пить ча­шу бед­ствия. В 1429 г. ка­зан­ские та­та­ры, на­пав на Ко­стро­му, со­жгли ее, раз­гра­би­ли, пе­ре­би­ли мно­гих жи­те­лей и мно­гих несчаст­ных уве­ли в плен. Один из от­ря­дов про­ник и в глухую мест­ность, где рас­по­ло­же­на бы­ла оби­тель пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. Сам пре­по­доб­ный и бра­тия уда­ли­лись вглубь лес­но­го бо­ра. Ко­гда опас­ность ми­но­ва­ла, и ино­ки воз­вра­ти­лись на преж­нее ме­сто, то вме­сто бла­го­устро­ен­ной оби­те­ли они уви­де­ли здесь кар­ти­ну пол­но­го раз­ру­ше­ния. Необ­хо­ди­мо бы­ло сно­ва со­зи­дать то, что неко­гда бы­ло сде­ла­но с ве­ли­ким тру­дом. И бес­при­ют­ные ино­ки под во­ди­тель­ством сво­е­го преп. пер­во­на­чаль­ни­ка немед­лен­но при­сту­пи­ли к вос­ста­нов­ле­нию со­жжен­ных вар­ва­ра­ми зда­ний.

Пер­вая по­ло­ви­на XV ве­ка омра­чи­лась для рус­ских лю­дей дли­тель­ной меж­до­усо­би­цей за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол. В 1425 го­ду скон­чал­ся мос­ков­ский князь Ва­си­лий Дмит­ри­е­вич, на пре­стол всту­пил его сын Ва­си­лий Ва­си­лье­вич (Ва­си­лий II Тем­ный), рож­де­ние ко­то­ро­го бы­ло в свое вре­мя пред­ска­за­но пре­по­доб­ным. Свя­ти­тель Мос­ков­ский Фо­тий под­дер­жи­вал но­во­го ве­ли­ко­го кня­зя, же­лая упро­чить и но­вую фор­му пре­сто­ло­на­сле­дия – не от стар­ше­го бра­та к млад­ше­му, а от от­ца к сы­ну. Брат же по­кой­но­го Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча, га­лич­ский князь Юрий Ше­мя­ка, пре­тен­до­вав­ший на ве­ли­кое кня­же­ние по ста­ро­му спо­со­бу пре­сто­ло­на­сле­дия, вме­сте со сво­и­ми сы­но­вья­ми на­чал борь­бу за мос­ков­ское кня­же­ние. По­сколь­ку до­ро­га из Моск­вы в Га­лич про­ле­га­ла через Бо­рок, оби­тель пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва ока­за­лась в гу­ще со­бы­тий этой усо­би­цы.

В 1433 го­ду Юрий Ше­мя­ка, на­ру­шив за­клю­чен­ный с ве­ли­ким кня­зем клят­вен­ный мир, за­хва­тил Моск­ву. Ва­си­лий Ва­си­лье­вич бе­жал в Ко­стро­му. Пре­бы­вая в Ко­стром­ских пре­де­лах, ве­ли­кий князь Ва­си­лий неод­но­крат­но по­се­щал Же­лез­но­бо­ров­скую оби­тель, на­хо­дя для се­бя в бе­се­дах с пре­по­доб­ным Иа­ко­вом уте­ше­ние и ду­шев­ную поль­зу. В од­но из по­се­ще­ний ве­ли­кий князь от­дал пре­по­доб­но­му свою коль­чу­гу. Сни­мая ее с се­бя, он тем по­ка­зал, что уже не на свои си­лы по­ла­га­ет­ся, а на по­мощь свы­ше по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го.

Неза­дол­го до кон­чи­ны пре­по­доб­ный Иа­ков при­нял сан игу­ме­на Же­лез­но­бо­ров­ско­го мо­на­сты­ря, пред­по­ло­жи­тель­но, от свя­то­го мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ио­ны. По од­ной вер­сии, по­сле мно­гих лет сов­мест­ных по­дви­гов ино­ки про­си­ли пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва быть их игу­ме­ном. Он сми­рен­но по­ко­рил­ся их прось­бе и, бу­дучи уже в пре­клон­ных ле­тах, по­ехал в Моск­ву, где был об­ле­чен свя­щен­ным са­ном. Вско­ре по­сле воз­вра­ще­ния он по­чил 11 ап­ре­ля 1442 го­да.

Дру­гая вер­сия да­той смер­ти пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва на­зы­ва­ет 1451 год. Свя­ти­тель Иона, же­лая пре­кра­тить меж­до­усо­би­цу, в со­про­вож­де­нии со­бо­ра свя­ти­те­лей и це­ло­го вой­ска в 1448 г. хо­дил в Га­лич для уве­ща­ния пре­ступ­но­го Ше­мя­ки. По пу­ти он по­се­щал Же­лез­но­бо­ров­ский мо­на­стырь и, со­глас­но этой вер­сии, по­свя­тил пре­по­доб­но­го в игу­мен­ский сан.

Да­та смер­ти 11 ап­ре­ля 1442 г. счи­та­ет­ся сей­час наи­бо­лее ве­ро­ят­ной и ука­за­на в боль­шин­стве ис­точ­ни­ков о жиз­ни свя­то­го Иа­ко­ва и в цер­ков­ном ка­лен­да­ре.

Впав в пред­смерт­ную бо­лезнь и чув­ствуя бли­зость кон­чи­ны, пре­по­доб­ный Иа­ков на­зна­чил бра­тии игу­ме­ном од­но­го из сво­их уче­ни­ков – До­си­фея.

С уми­ле­ни­ем бра­тия слу­ша­ла по­след­ние по­учи­тель­ные сло­ва сво­е­го на­став­ни­ка и, при­пав­ши к нему, со сле­за­ми про­си­ла у него про­ще­ния и все­гдаш­не­го по­кро­ви­тель­ства сво­ей оби­те­ли. «Хо­тя и раз­лу­ча­ешь­ся с на­ми те­лом, будь бли­зок к нам ду­хом», – го­во­ри­ли ино­ки. «Бог не оста­вит вас, де­ти мои, и ме­сто сие, – от­ве­чал пре­по­доб­ный и, вздох­нув, про­дол­жил: – Де­ти мои! Вхо­ди­те в жи­вот уз­ким пу­тем и при­скорб­ным, а про­стран­ный путь вво­дит в по­ги­бель».

При­об­щив­шись Свя­тых Та­ин и пре­по­дав бра­тии бла­го­сло­ве­ние, свя­той пре­дал свою ду­шу Бо­гу. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. На гроб­ни­цу пре­по­доб­но­го по­ло­жи­ли его ка­мен­ный крест и вери­ги – сви­де­тель­ство мо­лит­вен­ных по­дви­гов.

Спу­стя 156 лет по кон­чине пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва сми­рен­ный Же­лез­но­бо­ров­ский игу­мен Иосиф со­би­ра­ет су­ще­ство­вав­шие крат­кие за­пи­си и уст­ные пре­да­ния и да­ет ве­ру­ю­щим свой доб­ро­со­вест­ный труд, но­ся­щий на се­бе пе­чать яс­ной до­сто­вер­но­сти и чуж­дый при­ме­си фан­та­сти­че­ских при­крас. С тех пор жи­тие пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва, пи­са­ное Иоси­фом, на­сто­я­тель­ство­вав­шим здесь в 1598–99 го­дах, сде­ла­лось на­столь­ною кни­гой для по­чи­та­те­лей свя­щен­ной па­мя­ти пре­по­доб­но­го, хо­тя все­на­род­ная ве­ра в него по­лу­чи­ла непре­ре­ка­е­мое под­твер­жде­ние го­раз­до позд­нее, а имен­но, 5 мая 1613 го­да, ко­гда бы­ли от­кры­ва­е­мы и сви­де­тель­ству­е­мы нетлен­ные мо­щи угод­ни­ка Хри­сто­ва.

Об­ре­те­ние мо­щей пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва Же­лез­но­бо­ров­ско­го

По­сле пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го его чест­ные мо­щи бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. Как при жиз­ни свя­той, со­глас­но ле­то­пи­сям, тво­рил мно­же­ство чу­дес, так и по кон­чине гроб­ни­ца пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми и чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

По пре­да­нию, поль­ско-ли­тов­ские вой­ска ра­зо­ри­ли до­тла мо­на­стырь, со­жгли и над­гроб­ную ча­сов­ню преп. Иа­ко­ва. Од­на­ко во­лею Бо­жи­ей это зло­дей­ство обер­ну­лось про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной: 5 мая 1613 г. при вос­ста­нов­ле­нии мо­на­стыр­ских хра­мов бы­ло об­ре­те­но нетлен­ное те­ло пре­по­доб­но­го. «Как свет­лое солн­це сре­ди непро­гляд­но­го мра­ка и скор­би, Гос­подь да­ро­вал бра­тии и ве­ру­ю­щим это бла­го­дат­ное и ра­дост­ное уте­ше­ние».

Ме­нее чем через два ме­ся­ца по­сле тор­же­ства Ко­стро­мы и всей Сред­ней Рос­сии, очи­щен­ной от по­ля­ков и об­ра­до­ван­ной из­бра­ни­ем се­бе за­кон­но­го ца­ря, Цер­ковь празд­но­ва­ла об­ре­те­ние свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. В этом свя­щен­ном со­бы­тии бы­ло яв­ное зна­ме­ние бла­го­во­ле­ния Бо­жия к Рос­сии и к вос­ста­нов­лен­но­му ро­ду за­кон­ных ца­рей рус­ских в ли­це во­ца­рив­ше­го­ся Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча, по­кро­ви­те­лем ко­то­ро­го как бы яв­лял­ся Пре­по­доб­ный, быв­ший мо­лит­вен­ни­ком и дру­гом пред­ков ро­да его – ве­ли­ких кня­зей Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча и Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча. И сам царь Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич со­зна­вал эту ми­лость Бо­жию к се­бе, яв­лен­ную в но­во­от­кры­тых мо­щах угод­ни­ка Бо­жия, а по­то­му и оби­те­ли ока­зал зна­ки бла­го­го­вей­но­го сво­е­го цар­ствен­но­го вни­ма­ния.

Два Еван­ге­лия, на­пе­ча­тан­ные по бла­го­сло­ве­нию пер­во­го все­рос­сий­ско­го пат­ри­ар­ха Иова, на­пре­столь­ный крест, ико­на Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, око­ван­ная вы­зо­ло­чен­ным се­реб­ром, и ико­на пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва, на­пи­сан­ная, по пре­да­нию, при жиз­ни Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча – все это да­ры бла­го­че­сти­во­го ца­ря.

Кро­ме то­го, об­ре­те­ние нетлен­ных свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го со­про­вож­да­лось еще и дру­гим весь­ма важ­ным со­бы­ти­ем. Хо­тя па­мять пре­по­доб­но­го и бы­ла бла­го­го­вей­но по­чи­та­е­ма ве­ру­ю­щи­ми, хо­тя су­ще­ство­ва­ло и икон­ное его изо­бра­же­ние, и со­вер­ша­е­мо ему бы­ло пе­ние мо­леб­ное, но еще не бы­ло ни од­но­го хра­ма, по­свя­щен­но­го его име­ни, ни в мо­на­сты­ре, ни в ка­ком-ли­бо дру­гом ме­сте. Те­перь же, ко­гда свя­ты­ня мо­щей его яви­лась ми­ру, с бла­го­сло­ве­ния Ка­зан­ско­го мит­ро­по­ли­та Еф­ре­ма, в зва­нии вер­хов­но­го ар­хи­пас­ты­ря управ­ляв­ше­го Рос­сий­ской Цер­ко­вью и вен­чав­ше­го на цар­ство Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча, вос­ста­нав­ли­ва­е­мый в оби­те­ли храм по­свя­щен был име­ни ее Пер­во­на­чаль­ни­ка.

Од­на­ко по неиз­вест­ной при­чине в 1647 г. в мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар, жерт­вою ко­то­ро­го сде­ла­лась Иоано-Пред­те­чен­ская цер­ковь с при­де­лом пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. В 1667 г. бы­ла вновь по­стро­е­на цер­ковь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с при­де­лом пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. Мо­щи его по­чи­ва­ют под спу­дом за ле­вым кли­ро­сом со­бор­но­го хра­ма.

Судь­ба мо­щей Пре­по­доб­но­го

В 1927 го­ду мо­на­стырь был за­крыт. В хра­мах оби­те­ли устро­и­ли зер­но­хра­ни­ли­ще и кол­хоз­ную трак­тор­ную ма­стер­скую.

Ин­те­рес­на судь­ба свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. По сви­де­тель­ству по­след­них на­сель­ни­ков мо­на­сты­ря, в пе­ри­од про­ве­де­ния со­вет­ским го­су­дар­ством ак­ций по «осви­де­тель­ство­ва­нию» мо­щей чест­ные остан­ки пре­по­доб­но­го бы­ли ими вы­ко­па­ны и пе­ре­пря­та­ны на тер­ри­то­рии оби­те­ли.

При­ве­дем сви­де­тель­ство од­но­го, яв­но на­стро­ен­но­го про­тив ре­ли­гии, оче­вид­ца вскры­тия мо­щей и су­да над на­сель­ни­ка­ми мо­на­сты­ря, ко­то­рый в то вре­мя опи­сы­вал про­ис­хо­див­шее так: «Про­шли в цер­ковь, две­ри из­нут­ри за­пер­ли на за­сов и при­сту­пи­ли к ра­бо­те. От­ня­ли при­креп­лен­ную к по­лу ре­шет­ку. Сня­ли с гроб­ни­цы пар­чо­вое по­кры­ва­ло, а за­тем и ико­ну с изо­бра­же­ни­ем Иа­ко­ва. Гроб­ни­ца ока­за­лась око­ван­ной мед­ны­ми окра­шен­ны­ми под се­реб­ро ли­ста­ми, обо­рва­ли и от­та­щи­ли в сто­ро­ну об­шив­ку. Там ока­зал­ся сде­лан­ный из сос­но­вых до­сок боль­шой ящик, весь­ма по­хо­жий на опро­ки­ну­тый вверх дном хлеб­ный ларь. Здесь, под этим ла­рем, по на­ше­му мне­нию, дол­жен был на­хо­дить­ся и гроб. Ра­бо­чие при по­мо­щи ло­мов ото­рва­ли ларь от по­ла, при­под­ня­ли – там бы­ло пу­сто. Чи­стый, из от­лич­но­го сос­но­во­го те­са пол по­чти не по­тем­нел. Но бы­ло яс­но вид­но, что пол под гроб­ни­цей от об­ще­го по­ла в церк­ви был по­стлан от­дель­но.При по­мо­щи то­по­ров вы­бра­ли пол. Пу­сто и там. По­про­бо­ва­ли ло­мом – там твер­дый грунт. Ко­гда ло­па­та­ми счи­сти­ли пе­сок, там ока­зал­ся боль­шой, во всю ве­ли­чи­ну гроб­ни­цы, кир­пич­ный свод, сна­ру­жи очень по­хо­жий на свод боль­шой рус­ской пе­чи. Там-то, под этим сво­дом, ожи­да­ли, и по­хо­ро­нен Иа­ков. Ло­ма­ми на­ча­ли бить свод, это де­ло ока­за­лось нелег­кое: свод был сде­лан из проч­ней­ше­го, очень круп­но­го кир­пи­ча на из­ве­сти, и тол­щи­на сво­да ока­за­лась бо­лее ар­ши­на. Но вот, на­ко­нец, в сво­де про­би­та ды­ра. Всем с нетер­пе­ни­ем хо­те­лось уви­деть, как со­хра­ни­лись гроб и те­ло Иа­ко­ва, за­хо­ро­нен­ные тут бо­лее 500 лет на­зад. На­до бы­ло ви­деть, как чле­ны ко­мис­сии, сго­рая от нетер­пе­ния, вы­тя­ги­ва­ли шеи, ста­ра­ясь уви­деть, что на­хо­дит­ся внут­ри сво­да. При по­мо­щи за­жжен­ной све­чи за­гля­ну­ли внутрь скле­па – там то­же ни­че­го нет – чи­стый, жел­тый, су­хой, хо­ро­шо раз­ров­нен­ный пе­сок. Ко­гда свод был разо­бран, в пес­ке на­шли несколь­ко от­лич­но со­хра­нив­ших­ся ще­пок да две мед­ные мо­не­ты с вен­зе­лем Ека­те­ри­ны II. Оче­вид­но, склеп был по­стро­ен уже по­сле ека­те­ри­нин­ских вре­мен, т.е. через 200–250 лет по­сле пред­по­ла­га­е­мо­го по­гре­бе­ния. Про­бо­ва­ли ко­пать зем­лю. Вы­ко­па­ли при­мер­но на 1,5 мет­ра. По­сле то­го, как акт вскры­тия все­ми чле­на­ми ко­мис­сии был под­пи­сан, цер­ков­ные две­ри бы­ли от­кры­ты, и ты­ся­чи лю­дей один за дру­гим про­шли пе­ред вскры­той гроб­ни­цей…»

Та­ким об­ра­зом, по­пыт­ка эта не увен­ча­лась успе­хом.

Вряд ли мож­но со­мне­вать­ся, что свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го, тор­же­ствен­но об­ре­тен­ные в 1613 го­ду и при­на­род­но по­ло­жен­ные под спуд, ку­да-то ис­чез­ли про­сто так. Из­вест­но, что в 20-е го­ды XX сто­ле­тия бы­ло вскры­то мно­же­ство мо­щей свя­тых угод­ни­ков, ко­то­рые за­тем сда­ва­лись в му­зеи и му­зей­ные за­пас­ни­ки, где обыч­но бес­след­но ис­че­за­ли. До­ста­точ­но вспом­нить уже совре­мен­ные (10–15-лет­ней дав­но­сти) об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­ных Алек­сандра Свир­ско­го, Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. По­это­му сви­де­тель­ства по­след­них на­сель­ни­ков оби­те­ли вполне до­стой­ны до­ве­рия, и мож­но с боль­шой до­лей до­сто­вер­но­сти счи­тать, что свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва и ныне пре­бы­ва­ют в его оби­те­ли. Наи­бо­лее до­сто­вер­ное пред­по­ло­же­ние – без­бож­ни­ки про­сто не на­шли мо­щи, со­кры­тые в зем­ле в ме­сте, ко­то­рое бы­ло из­вест­но лишь при­бли­зи­тель­но. Что же ка­са­ет­ся при­ве­ден­но­го сви­де­тель­ства оче­вид­ца о вскры­тии гроб­ни­цы свя­то­го, то неуди­ви­тель­но, что мо­на­хи, пе­ре­пря­тав мо­щи и со­крыв их от по­ру­га­ния, ута­и­ли от су­да этот факт.

Ра­ка и сень над мо­ща­ми

Пер­во­на­чаль­но для по­кло­не­ния свя­тым мо­щам в Хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы бы­ло устро­е­но изящ­ное рез­ное и вы­зо­ло­чен­ное над­гро­бие.

Бо­лее позд­няя ра­ка, наи­бо­лее ча­сто вос­про­из­во­ди­мая в ли­те­ра­ту­ре и до­шед­шая до нас в до­ре­во­лю­ци­он­ных фо­то­гра­фи­ях и опи­са­ни­ях, от­но­сит­ся уже к 1837 г.

Опи­са­ние ее сле­ду­ю­щее: «че­кан­ная и мед­но-по­се­реб­рен­ная, по су­ще­ству­ю­щей над­пи­си на ней устро­ен­ная в 1837 го­ду, с че­тырь­мя мед­но-по­зла­щен­ны­ми столп­ца­ми, на­хо­дя­ща­я­ся в сквоз­ной ар­ке, со­еди­ня­ю­щей Рож­де­ство-Бо­го­ро­диц­кий и Иа­ко­влев­ский хра­мы. С трех сто­рон ея вы­че­ка­не­ны со­бы­тия из зем­ной и за­гроб­ной жиз­ни Пре­по­доб­на­го, а с во­сточ­ной – ос­ми­ко­неч­ный крест. Она по­ме­ща­ет­ся под де­ре­вян­ною бла­го­леп­ною се­нью, ме­ста­ми вы­зо­ло­чен­ною и име­ю­щею эмале­вые укра­ше­ния. Под этой свя­щен­ной гроб­ни­цею в те­че­ние по­чти пя­ти ве­ков ве­ру­ю­щие при­па­да­ли до пра­ха зем­но­го, мо­ля Угод­ни­ка Бо­жия, зде, в нед­рах зем­ли, те­лом по­чи­ва­ю­ще­го, ду­хом же ли­ку­ю­ща­го на небе­сах, да бу­дет о них теп­лый и усерд­ный пред­ста­тель ко Гос­по­ду, ско­рый из­ба­ви­тель от бед и скор­бей и бла­го­серд­ный вра­че­ва­тель от об­дер­жа­щих их бо­лез­ней ду­шев­ных и те­лес­ных. В 1912 го­ду ра­ка вновь по­се­реб­ре­на при игу­мене Мел­хе­си­де­ке и по­кры­та стек­лян­ным фу­тля­ром».

В 1860-х гг. ра­ка пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва и верх­няя се­реб­ря­ная ри­за бы­ли «вы­зо­ло­че­ны чер­вон­ным зо­ло­том через огонь, а во­круг нея, на всем про­стран­стве верх­ней дос­ки, вновь сде­ла­ны окла­ды ап­пли­ке; кар­ти­ны со­бы­тий из жиз­ни Пре­по­доб­но­го про­чи­ще­ны и сде­ла­ны над ни­ми со­от­вет­ству­ю­щие над­пи­си».

«Во­круг ра­ки сло­ва, с юга: «Пер­вое про­ро­че­ство Пре­по­доб­на­го Иа­ко­ва Кня­зю Ва­си­лию Дмит­ри­е­ви­чу, что он скор­бя­ше и посла к Пре­по­доб­но­му Иа­ко­ву да мо­лит Бо­га о Кня­гине его и о раз­ре­ше­нии и о рож­де­нии Ва­си­лия, и да бу­дет ей жи­вот»; с за­па­да: «как ис­це­лил се­ла Мол­ви­ти­на кре­стья­ни­на Кон­дра­та Ива­но­ва»; с се­ве­ра: «Тре­тье чу­до, как ис­це­лил Во­ло­год­ской окру­ги кре­стьян­скую дев­ку име­нем Еф­ро­си­нью. Не ви­де­ла све­та от рож­де­ния сво­е­го и при­ве­зе­на к Пре­по­доб­но­му и абие про­зре».

Са­ма гроб­ни­ца, как и мно­же­ство дру­гих ре­лик­вий, ве­ро­ят­но, бы­ла уни­что­же­на в пер­вые го­ды по­сле ре­во­лю­ции в хо­де ра­бот по изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей Ис­пол­ни­тель­ным ко­ми­те­том ра­бо­чих, кре­стьян­ских и крас­но­ар­мей­ских де­пу­та­тов. В на­сто­я­щее вре­мя из­го­тов­ле­на но­вая ра­ка и сень по об­раз­цу ста­рой бла­го­да­ря име­ю­щей­ся фо­то­фик­са­ции. Они уста­нов­ле­ны в вос­ста­нав­ли­ва­е­мом по­сле бо­лее по­лу­ве­ко­во­го раз­ру­ше­ния Хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на том же ме­сте, где сто­я­ли и преж­де.

МОЛИТВЫ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)