АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Квантовый аналог актуально-потенциальной структуры субъективного

Читайте также:
  1. А у этого процесса были совершенно иные, политические корни, аналогичные тем, что формируются сегодня.
  2. АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ ТЕСТ
  3. Анализ аналога
  4. Анализ ассортимента, структуры и номенклатуры выпуска продукции
  5. Анализ динамики и структуры активов и пассивов организации
  6. Анализ динамики и структуры затрат на производство
  7. Анализ динамики и структуры необоротных активов
  8. Анализ наличия, движения и структуры основных средств за 2008 г.
  9. Анализ олигополистической структуры и эффективность.
  10. Анализ состава и структуры материальных затрат
  11. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества. Оценка рыночной устойчивости предприятия.
  12. Анализ структуры внеоборотных активов.

Достаточно четкая аналогия прослеживается между описанной выше "актуально-

потенциальной" структурой сферы субъективного и "актуально-потенциальным" бытием

квантовых объектов. Последнее проявляется в дуализме квантовых состояний и

наблюдаемых.

Особенность квантовомеханического описания заключается в том, что уже в определение

физической величины включается распределение вероятностей возможных изменений

состояния квантовой системы. (В этом заключается смысл замены переменных

классической физики матрицами). Можно сказать, что любое актуализированное

содержание квантового состояния всегда дано в потенциальном горизонте возможных

изменений этого состояния, наподобие того, как любое актуальное содержание сферы

субъективного дано в горизонте смыслов.

Поскольку выше мы установили возможность истолковать смысл как "чистую потенцию",

лишенную всякой актуальности, естественно сопоставить смысловое "измерение"

субъективного с ненаблюдаемой "частью" квантовой системы или квантовым состоянием

до измерения, которое также интерпретируется как совокупность "чистых потенций".

Субъективную действительность (актуально переживаемое, чувственность) в таком случае

следует сопоставить с той "частью" квантовой системы, которая непосредственно

проявляется, актуализируется в измерительном процессе - в виде совокупности

"квантовых наблюдаемых". ("Части" здесь понимаются не как составляющие систему

частицы, а как, например, пространственные области или части энергетического спектра -

в этом случае измерение не будет индивидуализировать отдельные частицы и не приведет

к разрушению квантовой целостности).

Таким образом, дуализму актуальных переживаний и смыслов в квантовом случае

соответствует дуализм "наблюдаемых" и квантовых состояний, поскольку последний

можно понимать как дуализм "актуализированных" и "чистых" потенций. "Наблюдаемые" -

есть нечто родственное чувственности хотя бы потому, что и то и другое существует в

виде временного "потока событий", чего, как мы увидим далее, нельзя сказать о квантовых

состояниях.

С этой точки зрения волновая функция, которая как раз и представляет собой описание

"чистых потенций" (а также, готовности этих потенций к актуализации - поскольку каждой

потенции ставится в соответствие число, выражающее вероятность актуализации данной

потенции), - это и есть изображение объективно существующего в природе "идеального"

или "внечувственного" начала, аналогичного по своему онтологическому статусу "идеям"

Платона. Существование в природе объективного "идеального" однозначно вытекает из

теории тождества. Если сфера субъективного - это часть материи мозга, как она, эта часть,

существует "сама по себе", то поскольку наша субъективность содержит в себе нечто

"внечувственное", аналогичное по своей природе "внечувственное" должно существовать

и во всякой другой материи, должно быть фундаментальной составляющей физической

реальности.

Отличие нашей точки зрения от традиционного Платонизма заключается в том, что в

данном случае онтологизируются не те "идеи", которые мы непосредственно "наивно"

усматриваем (а по сути, произвольно постулируем, примысливаем) в окружающих нас

вещах, но, напротив, предполагается возможность существования некоего "скрытого"

идеального, которое уже нельзя рассматривать как наивную онтологизацию

(гипостазирование) продуктов нашего разума, проецирование разума в природу. По сути, в

данной "ненаивной" версии Платонизма осуществляется синтез "реализма" и

"номинализма", т.е. концепции, согласно которой "идеи присутствуют в вещах" и

противоположной точки зрения - "идеи примысливаются к вещам". "Идеи"

(сверхчувственные содержания) в вещах присутствуют, но это особые "скрытые" идеи,

постижимые лишь в научном знании. Как мы увидим далее, весьма вероятно, что эти

идеи, по крайней мере отчасти, непосредственно "схватываются" математическим

аппаратом физической теории и, таким образом, отчасти совпадают со смыслами

используемых в теории математических формул. (Реальность с этой точки зрения целиком

духовна, но, с другой стороны, никакой другой духовности помимо той, которая проявляет

себя "вовне" в виде физической реальности, не существует).

На роль такого "ненаивного" или "неантропоморфного" идеального более всего подходит

волновая функция квантовой механики (точнее, то, что она изображает) - поскольку это

действительно нечто "внечувственное" (ее невозможно ни увидеть, ни обнаружить с

помощью приборов), "умопостигаемое" (возникает лишь в теоретической модели),

"внепространственное" (волновая функция описывает лишь возможность

пространственной локализации) и "вневременное" (как мы увидим далее), но, вместе с

тем, обладающее бытием, онтологически наличествующее.

Подчеркнем, что квантовая механика по сути делает вполне достоверным выдвинутый

нами выше тезис, согласно которому потенции - это особая форма существования, нечто

онтологически наличное, присутствующее в составе бытия. (Реальность потенциального в

квантовой механике становится очевидной постольку, поскольку в ней, в отличие от

классической механики, не все возможное с необходимостью становится действительным

и, месте с тем, "нереализуемые" потенции также вносят вклад в наблюдаемое поведение

квантового объекта).

Можно указать также и квантовый аналог интенциональности смыслов. Подобно тому, как

смысл не может существовать "сам по себе", но лишь как смысл какого-то чувственного

феномена (образа, представления), так и амплитуда вероятности (квантовая потенция)

существует лишь как амплитуда перехода от одного актуального значения наблюдаемой к

другому, т.е. существует не сама по себе, а как нечто соотносительное с измерительными

процедурами и наблюдаемыми.

Предлагаемая интерпретация ненаблюдаемого квантового состояния как физического

аналога смысла отчасти напоминает концепцию Д. Бома (121), который подчеркивал

аналогию между введенным в его интерпретацию квантовой механики "неявным

порядком" и многоуровневой системой индивидуальных смыслов. Концепция "неявного

порядка" Д. Бома - это фактически разновидность теории со "скрытыми параметрами",

роль которых у Бома выполняет "квантовый потенциал", обладающий специфическими

свойствами (например, он не убывает с расстоянием, определяется только через состояние

всей системы и т.д.). Квантовый потенциал далее интерпретируется как проявление некой

скрытой реальности, аналогичной по своим свойствам голограмме (в каждой точке

содержится информация о всей системе, отсутствует сепарабельность).

С нашей точки зрения, для того, чтобы усмотреть аналогию между смыслами и

квантовыми состояниями, нет необходимости вводить какие-либо "скрытые параметры".

Такая аналогия вполне прозрачно выступает уже в Борновской интерпретации волновой

функции как "чистой потенции", лишенной актуального бытия и, одновременно,

обладающей специфической, соотносительной, неактуальной бытийственностью. Кроме

того, теории со "скрытыми параметрами" предполагают восстановление классической

пространственно-временной картины реальности с которой вступает во взаимодействие

(точнее, на которую влияет в одностороннем порядке) скрытая "квантовая реальность". Эта

теория неизбежно ведет к дуализму "материи" и "духа" и, очевидно, несовместима с

теорией тождества, которая, напротив, ориентирует нас на максимальный отход от

классической картины мира и исключает всякий дуализм такого рода. Кроме того, идея

отождествления смыслов со "скрытыми параметрами" не учитывает интенциональную,

соотносительную природу смыслов, вообще менее точно передает своеобразие их бытия,

навязывая смыслам скрытую актуальность.

Общий недостаток теорий со "скрытыми параметрами" в том, что они предполагают либо

возможность неограниченного "углубления" описания реальности ("скрытые параметры"

могут определяться другими "скрытыми параметрами" и т.д.), либо допускают

возможность существования множества альтернативных физических моделей,

описывающих "скрытые механизмы", лежащие в основе феноменально наблюдаемого. И

то, и другое, очевидно, подрывает понимание субъективного как предельной, подлинной,

фундаментальной реальности, "за" которой не могут стоять какие-либо "скрытые

механизмы", которая всегда выдает себя за то, чем она является на самом деле.

То, что квантовая теория упорно "сопротивляется" введению "скрытых параметров",

упорно демонстрирует отсутствие "глубины" или "изнанки" квантовых явлений - весьма

симптоматично и, как представляется, более всего указывает на родство субъективных и

квантовых явлений. Субъективность, также как и квантовый мир, лишена истинной

"глубины". Смыслы, хотя и составляют, на первый взгляд, некую "глубину" сознания, но

это "глубина", которая "просматривается" через "поверхностный" актуальный слой

субъективного. Ведь смыслы не спрятаны от нас, они даны нам в той форме, в какой они

реально существуют - не репрезентативно, но "в подлиннике" - как чистые потенции и,

следовательно, нечто в себе неопределенное (не обладающее чувственной,

пространственной и временной определенностью). "За занавесом нет ничего, на что

можно было бы посмотреть" (95).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)