АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОИ И СВЕТЛАНЫ (ФОТИНИИ)

Читайте также:
  1. III. Языческие «жития»
  2. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В ОБЩЕЖИТИЯХ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
  3. Знаки – странные и полные значения
  4. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
  5. И ПОЛНЫЕ НАДЕЖД ЖЕНЩИНЫ
  6. Из жития преподобнаго отца нашего
  7. ПОВЕСТИ ИЗ ЖИТИЯ ЕГИПЕТСКИХ СТАРЦЕВ
  8. Полные версии пословиц
  9. ПОЛНЫЕ КУРСЫ ПРИ ПОПЕРЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ
  10. ПОЛНЫЕ КУРСЫ ПРИ СЛАБОМ ВЕТРЕ
  11. Святых преподобных отцев Варсануфия и Иоанна подвижническия наставления.

ЖИТИЕ

КРАТКИЕ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОИ И СВЕТЛАНЫ (ФОТИНИИ)

Пре­по­доб­ный Мар­ти­ни­ан с 18 лет по­се­лил­ся в пу­стыне, близ го­ро­да Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, где про­был в по­дви­гах и без­мол­вии 25 лет, удо­сто­ив­шись бла­го­дат­но­го да­ра ис­це­ле­ния бо­лез­ней. Од­на­ко враг не остав­лял от­шель­ни­ка, на­во­дя на него раз­лич­ные ис­ку­ше­ния. Од­на­жды жен­щи­на-блуд­ни­ца по­спо­ри­ла с раз­врат­ны­ми людь­ми, что со­блаз­нит свя­то­го Мар­ти­ни­а­на, сла­ва о доб­ро­де­тель­ной жиз­ни ко­то­ро­го рас­про­стра­ни­лась по го­ро­ду. Она при­шла к нему в ноч­ной час под ви­дом стран­ни­цы, про­ся ноч­ле­га. Свя­той впу­стил ее, так как по­го­да бы­ла ненаст­ная. Но вот лу­ка­вая го­стья пе­ре­оде­лась в до­ро­гую одеж­ду и ста­ла со­блаз­нять по­движ­ни­ка. То­гда свя­той вы­шел из кел­лии, за­жег ко­стер и встал бо­сы­ми но­га­ми на пы­ла­ю­щие уг­ли. Он го­во­рил при этом се­бе: «Труд­но те­бе, Мар­ти­ни­ан, тер­петь этот вре­мен­ный огонь, как же ты бу­дешь тер­петь веч­ный огонь, при­го­тов­лен­ный те­бе диа­во­лом?» Жен­щи­на, по­ра­жен­ная этим зре­ли­щем, рас­ка­я­лась и про­си­ла свя­то­го на­ста­вить ее на путь спа­се­ния. По его ука­за­нию она от­пра­ви­лась в Виф­ле­ем, в мо­на­стырь свя­той Пав­лы, где в стро­гих по­дви­гах про­жи­ла 12 лет до сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. Имя жен­щи­ны бы­ло Зоя.

Ис­це­лив­шись от ожо­гов, свя­той Мар­ти­ни­ан уда­лил­ся на необи­та­е­мый ска­ли­стый ост­ров и про­жил под от­кры­тым небом несколь­ко лет, пи­та­ясь пи­щей, ко­то­рую ему вре­мя от вре­ме­ни при­во­зил один ко­ра­бель­щик, а пре­по­доб­ный плел для него кор­зи­ны.

Од­на­жды во вре­мя силь­ной бу­ри раз­бил­ся ко­рабль и к ост­ро­ву, где спа­сал­ся свя­той Мар­ти­ни­ан, вол­ны при­нес­ли на об­лом­ках ко­раб­ля де­ви­цу по име­ни Фо­ти­ния. Свя­той Мар­ти­ни­ан по­мог ей вы­брать­ся на ост­ров. «Оста­вай­ся здесь, — ска­зал он ей, — вот хлеб и во­да, а через два ме­ся­ца при­е­дет ко­ра­бель­щик», — а сам бро­сил­ся в мо­ре и по­плыл. Два дель­фи­на вы­нес­ли его на су­шу. С тех пор бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан стал ве­сти жизнь стран­ни­ка. Так про­дол­жа­лось два го­да. Од­на­жды, при­дя в Афи­ны, свя­той за­бо­лел и, чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, во­шел в храм, лег на пол, при­звал епи­ско­па и по­про­сил пре­дать свое те­ло по­гре­бе­нию. Это про­изо­шло око­ло 422 го­да.

Бла­жен­ная де­ви­ца Фо­ти­ния оста­лась жить на ост­ро­ве, где и про­ве­ла в уеди­не­нии 6 лет, а за­тем от­да­ла Бо­гу ду­шу. Кон­чи­ну ее от­крыл всё тот же ко­ра­бель­щик, при­во­зив­ший ей, как и пре­по­доб­но­му Мар­ти­ни­а­ну, пи­щу. Он пе­ре­вез те­ло бла­жен­ной Фо­ти­нии в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую, где оно бы­ло с че­стью по­хо­ро­не­но епи­ско­пом и кли­ром. Па­мять пре­по­доб­ных Зои и Фо­ти­нии празд­ну­ет­ся в тот же день.

ПОЛНЫЕ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОИ И СВЕТЛАНЫ (ФОТИНИИ)

В Па­ле­стине, близ го­ро­да Ке­са­рии[1], на­хо­дит­ся го­ра, на­зы­ва­е­мая «Ков­чеж­ное ме­сто». Мно­го пу­стын­ни­ков под­ви­за­лось на ней, и меж­ду ни­ми бла­жен­ный и до­сто­хваль­ный инок, ис­пол­нен­ный Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти — свя­той Мар­ти­ни­ан. С юно­го воз­рас­та он воз­лю­бил Бо­га и стал про­во­дить ино­че­ское жи­тие. Пре­крас­ный со­бою Мар­ти­ни­ан, во­сем­на­дца­ти лет от ро­ду, оста­вил го­род, сво­их срод­ни­ков, от­рек­ся от мир­ской су­е­ты и при­шел на сию го­ру для без­молв­но­го и пу­стын­но­го жи­тия. Про­во­дя жизнь, по­доб­но бес­те­лес­ным Ан­ге­лам, он про­был здесь 25 лет. За свою доб­ро­де­тель­ную жизнь он удо­сто­ил­ся по­лу­чить от Бо­га дар ис­це­лять неду­ги и бо­лез­ни. Мно­гие, по его свя­тым мо­лит­вам, ис­це­ля­лись от раз­лич­ных неду­гов; мно­гие, одер­жи­мые злым ду­хом, при­хо­дя к нему на го­ру, осво­бож­да­лись от коз­ней лу­ка­во­го. Мно­го дру­гих чу­дес Бог тво­рил по мо­лит­вам Сво­е­го угод­ни­ка. День ото дня всё бо­лее и бо­лее пре­успе­вал Мар­ти­ни­ан в сво­их по­дви­гах; сла­ва о его доб­ро­де­тель­ный жиз­ни рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за пре­де­лы той стра­ны; все, слы­шав­шие о нем, при­хо­ди­ли к нему ра­ди поль­зы ду­шев­ной. Но враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го диа­вол не мог стер­петь та­кой доб­ро­де­тель­ный жиз­ни юно­го по­движ­ни­ка, столь укра­сив­ше­го се­бя ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми. Сна­ча­ла он стал вся­че­ски ис­ку­шать бла­жен­но­го Мар­ти­ни­а­на и ста­рал­ся раз­лич­но устра­шить его. По­том древ­ний за­вист­ник ро­да че­ло­ве­че­ско­го упо­тре­бил то ору­жие, ко­им неко­гда из­гнал Ада­ма из рая, же­лая и се­го по­движ­ни­ка из­гнать из его без­молв­ный пу­сты­ни и ли­шить веч­но­го бла­жен­ства. Од­на­жды, ко­гда бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан вос­пе­вал псал­мы Да­ви­до­вы, диа­вол при­нял на се­бя об­раз ве­ли­ко­го змея и, при­бли­зив­шись к стене кел­лии свя­то­го, на­чал силь­но ко­пать зем­лю. Он хо­тел под­ко­пать зем­лю и об­ру­шить кел­лию на бла­жен­но­го. Но Мар­ти­ни­ан без стра­ха и сму­ще­ния, окон­чив пе­ние, вы­гля­нул в окон­це кел­лии и ска­зал то­му змею:

— Во­ис­ти­ну, те­бе по­до­ба­ет пол­зать по зем­ле; за­чем на­прас­но ты тру­дишь­ся? не устра­шат ме­ня твои коз­ни. Ибо Гос­подь мой Иисус Хри­стос по­мо­га­ет мне: Он по­бе­дит твои коз­ни и по­сра­мить твою си­лу.

Услы­шав сие, диа­вол, из­ме­нив­шись в мрач­ный вихрь, по­бе­жал со сты­дом, го­во­ря:

— По­го­ди, по­го­ди; знаю, как те­бя по­бе­дить. Сде­лаю я те­бя сво­им ра­бом, раз­вею я все твои на­деж­ды. Я на­ве­ду на те­бя та­кое ис­ку­ше­ние, ка­ко­го ты не мо­жешь вы­не­сти; ис­торг­ну я те­бя из тво­ей кел­лии, бро­шу те­бя, как лист, го­ни­мый вет­ром. То­гда по­смот­рю, кто по­мо­жет те­бе.

Ска­зав сие, диа­вол ис­чез. Мар­ти­ни­ан же был столь кре­пок в ве­ре, что пре­бы­вал без вся­кой бо­яз­ни и стра­ха, как буд­то он не ви­дал ни­ка­ко­го при­ви­де­ния. Он толь­ко вос­хва­лял Гос­по­да, упраж­ня­ясь в Бо­го­мыс­лии и в чте­нии и ра­зу­ме­нии Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния.

По­сле се­го слу­чи­лось сле­ду­ю­щее. Неко­то­рые жи­те­ли Ке­са­рии од­на­жды бе­се­до­ва­ли меж­ду со­бою о доб­ро­де­тель­ном жи­тии Мар­ти­ни­а­на. Они мно­го ди­ви­лись его му­же­ству и тер­пе­нию. Некая же­на блуд­ни­ца слу­чай­но услы­ша­ла сию бе­се­ду. По диа­воль­ско­му на­у­ще­нию, она при­сту­пи­ла к сим му­жам с та­ки­ми сло­ва­ми:

— По­че­му вы так ди­ви­тесь жи­тию это­го по­движ­ни­ка? Раз­ве уже он столь твёрд в доб­ро­де­те­ли? Ес­ли толь­ко за­хо­чу, я мо­гу по­ко­ле­бать его, как ве­тер ко­леб­лет лист на де­ре­ве. И что до­стой­ное хва­лы на­шли вы в нем? Уж не то ли, что он, по­доб­но ди­ко­му зве­рю, уда­лил­ся в пу­сты­ню, не бу­дучи в со­сто­я­нии бо­роть­ся в го­ро­де с по­хо­тью пло­ти и мир­ски­ми со­блаз­на­ми? И что уди­ви­тель­но­го, ес­ли он бес­страст­ным оста­ет­ся, не ви­дя ни­ко­гда ни од­ной жен­щи­ны. Вы са­ми хо­ро­шо зна­е­те, что без ог­ня се­но не го­рит; но то бы­ло бы весь­ма уди­ви­тель­но, ес­ли бы не за­го­ре­лось се­но, по­ло­жен­ное близ ог­ня. Так сле­ду­ет рас­суж­дать и о сем че­ло­ве­ке. Ес­ли я пой­ду к нему, и он оста­нет­ся столь же бес­страст­ным, и не со­блаз­нит­ся кра­со­той мо­ей, то­гда он бу­дет ве­лик не толь­ко пред людь­ми, но и пред Бо­гом и Ан­ге­ла­ми Его.

По­сле сих слов она по­спо­ри­ла на день­ги с те­ми му­жа­ми и от­пра­ви­лась к се­бе в дом. Здесь она сня­ла свои бо­га­тые оде­я­ния, об­лек­лась в ху­дые и разо­дран­ные одеж­ды, по­кры­ла се­бе го­ло­ву ру­би­щем и опо­я­са­лась ве­рёв­кой. А всю свою бо­га­тую одеж­ду, коль­ца и серь­ги, зо­ло­тые перст­ни, мо­ни­ста и всё, что пре­льща­ет ум и гла­за юно­шей, — она вло­жи­ла в ме­шок и взя­ла его с со­бою. Ве­че­ром она вы­шла из Ке­са­рии и но­чью при­шла на ту го­ру в пу­стыне, где жил пре­по­доб­ный. Ночь бы­ла дожд­ли­вая и бур­ная. При­бли­зив­шись к кел­лии Мар­ти­ни­а­на, та же­на при­твор­но со сто­ном ста­ла про­сить свя­то­го:

— По­ми­луй ме­ня, раб Бо­жий! не оставь ме­ня, ока­ян­ную, на съе­де­ние зве­рям. Я за­блу­ди­лась в пу­стыне и не знаю, ку­да ид­ти. Уми­ло­сер­дись, сжаль­ся на­до мною в та­кой бе­де, и не возг­ну­шай­ся ме­ня греш­ни­цы, ибо и я — со­зда­ние Бо­жие. Мо­лю те­бя, свя­той от­че, не оставь ме­ня без по­мо­щи.

Сие и мно­гое по­доб­ное она го­во­ри­ла с пла­чем и воп­лем. Бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан от­крыл свое окон­це, по­гля­дел, и, уви­дев ее в та­ком пло­хом оде­я­нии, сто­я­щую под силь­ным до­ждём, по­мыс­лил в се­бе:

— О, го­ре мне, ока­ян­но­му греш­ни­ку. Се ныне пред­сто­ит мне ис­ку­ше­ние: или я дол­жен ис­пол­нить за­по­ведь Бо­жию, по­веле­ва­ю­щую быть ми­ло­серд­ным, или дол­жен на­ру­шить свой ино­че­ский обет. Ес­ли я не при­му в кел­лию сию же­ну, на­хо­дя­щу­ю­ся в та­ком бед­ствен­ном со­сто­я­нии, ее по­жрут зве­ри, или она умрет от ве­ли­кой сту­жи. То­гда я осквер­ню свою ду­шу, и бу­ду по­до­бен убий­це. Ес­ли же я вве­ду ее в свою кел­лию, то бо­юсь, ка­къ бы не по­стиг­ло ме­ня ис­ку­ше­ние. То­гда я осквер­ню и свое те­ло и свою ду­шу, и бу­ду нечи­стым блуд­ни­ком пред мо­им Гос­по­дом. Не знаю, как по­сту­пить мне.

И воз­дев ру­ки к небу, бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан воз­звал:

«К Те­бе, Гос­по­ди, воз­но­шу ду­шу мою» (Пс. 24:1), не по­пусти мне впасть в ис­ку­ше­ние и сде­лать­ся ра­бом льсти­во­го диа­во­ла. Но со­хра­ни ме­ня в час сей и по­крой от на­ве­та вра­га, ибо Ты бла­го сла­вен во ве­ки.

По­мо­лив­шись, он от­крыл две­ри, ввел в кел­лию ту жен­щи­ну и, раз­ве­дя огонь, пред­ло­жил ей обо­греть­ся, за­тем при­нес фини­ко­вых пло­дов, ко­то­рые со­рвал с де­ре­ва, сто­я­ще­го неда­ле­ко от его кел­лии, дал ей их и ска­зал:

— Жен­щи­на! ешь, и грей­ся здесь у ог­ня, утром же с ми­ром оставь мою кел­лию.

По­сле се­го он оста­вил ее во внеш­ней по­ло­вине кел­лии, а сам ушел во внут­рен­нюю и за­пер за со­бою две­ри. В тре­тьем ча­су но­чи он, по за­ве­ден­но­му им обы­чаю, стал вос­пе­вать псал­мы и мо­лит­вы. По­сле се­го он лёг на зем­лю и уснул. Но са­та­на сму­тил его в ту ночь по­хо­тью плот­скою. В пол­ночь же­на, встав, вы­ну­ла из меш­ка все свои укра­ше­ния и на­де­ла их на пре­льще­ние свя­то­го. Убрав в ме­шок свое бед­ное оде­я­ние, она жда­ла, по­ка Мар­ти­ни­ан не вый­дет к ней. Утром свя­той вы­шел из сво­ей по­ло­ви­ны, же­лая от­пу­стить жен­щи­ну из сво­ей кел­лии. Уви­дав ее в бо­га­той одеж­де и укра­шен­ную, он не узнал ее. В ужа­се он оста­но­вил­ся и дол­гое вре­мя мол­чал. На­ко­нец ска­зал ей:

— Кто ты и от­ку­да при­шла, и от­ку­да на те­бе та­кие бе­сов­ские оде­я­ния?

Она от­ве­ча­ла ему, что она та са­мая жен­щи­на, ко­то­рую он сам впу­стил в свою кел­лию.

— За­чем же ты пе­ре­ме­ни­ла свои одеж­ды? — спро­сил ее Мар­ти­ни­ан. — Ве­че­ром ты бы­ла в бед­ном ру­би­ще, те­перь же в бо­га­той одеж­де.

То­гда она ска­за­ла:

— Я из Ке­са­рии Па­ле­стин­ской; я мно­го слы­ша­ла о те­бе, о тво­ей кра­со­те, и серд­це мое вос­пы­ла­ло лю­бо­вью к те­бе. Я со­вер­ши­ла та­кой да­ле­кий путь ра­ди те­бя. К че­му твое воз­дер­жа­ние, к че­му удру­чать те­бе свое те­ло столь стро­гим по­стом. В ка­ких кни­гах на­шли вы, чтобы ни пить, ни есть, ни же­нить­ся. Раз­ве не ска­зал Апо­стол Па­вел: «Брак у всех да бу­дет че­стен и ло­же непо­роч­но» (Евр. 13:4). Кто из про­ро­ков ли­шил­ся цар­ствия небес­но­го лишь за то, что имел же­ну? Раз­ве ве­ли­кий и див­ный Енох не был же­нат? А он взят на небо и не вку­сил смер­ти да­же до се­го дня (Быт. 5:24; Евр. 11:5). Пра­о­тец Ав­ра­ам имел трех жен, и был на­ре­чен да­же дру­гом Бо­жи­им; ма­ло то­го, он да­же спо­до­бил­ся при­нять в сво­ей се­ни Са­мо­го Бо­га в трех Ли­цах (Быт. 18). Был же­нат и Иса­ак, сей про­об­раз Хри­ста (Быт. 24:67). У Иа­ко­ва бы­ли две же­ны и две на­лож­ни­цы, а он мог бо­роть­ся с Ан­ге­лом и удо­сто­ил­ся зреть Бо­жию сла­ву (Быт. 22). Ве­ли­кий Мо­и­сей, вер­хов­ный про­рок и слу­жи­тель Бо­жий, раз­ве не был же­нат (Исх. 2)? А ведь он бе­се­до­вал с Бо­гом, осво­бо­дил на­род Ев­рей­ский от тяж­ко­го раб­ства ино­пле­мен­ни­ков и спо­до­бил­ся небес­но­го цар­ства. Так­же Да­вид, про­чие про­ро­ки и свя­тые му­жи име­ли за­кон­ных жен, чад — и все они во­дво­ря­ют­ся в Небес­ном Цар­ствии.

Го­во­ря так, греш­ни­ца ста­ра­лась сму­тить свя­то­го и по­ко­ле­бать его; она хва­та­ла его за ру­ки и на­ча­ла увле­кать свя­то­го к по­ги­бе­ли.

— Но ес­ли я сде­лаю те­бя сво­ей же­ной, — ска­зал Мар­ти­шан, — как мне быть с то­бою? Чем мне со­дер­жать те­бя, ко­гда у ме­ня ни­че­го нет? Ты ви­дишь мою жизнь, с юно­сти я ни­че­го из тлен­ных благ не ста­рал­ся при­об­ре­сти.

На сие та же­на от­ве­ча­ла:

— Гос­по­дин, ты толь­ко пре­будь со мною и поз­воль мне на­сла­дить­ся тво­ей кра­со­той, а о про­чем не за­боть­ся. У ме­ня есть дом, мно­го име­ния: и зо­ло­та и се­реб­ра и ра­бов и ра­бынь. Все­му это­му ты бу­дешь гос­по­ди­ном.

Слы­ша сло­ва, ка­кие го­во­ри­ла сия же­на или, луч­ше ска­зать, сам диа­вол, древ­ний че­ло­ве­ко­убий­ца ее уста­ми, Мар­ти­ни­ан на­чал ко­ле­бать­ся, по­мыш­ляя о со­вер­ше­нии гре­ха. На­ко­нец, он ска­зал жене:

— Пе­ре­жди немно­го: неко­то­рые обык­но­вен­но при­хо­дят ко мне ра­ди бла­го­сло­ве­ния. Я пой­ду и по­гля­жу, нет ли ко­го, чтобы нас не уви­де­ли. От Бо­га не мо­жем мы ута­ить гре­ха на­ше­го; ута­им его, по край­ней ме­ре, от лю­дей, чтобы нас не ху­ли­ли и не по­но­си­ли.

Ска­зав сие, он вы­шел из кел­лии, и став на на­хо­див­шем­ся там камне, на­чал вни­ма­тель­но осмат­ри­вать до­ро­гу. Но Че­ло­ве­ко­лю­бец Бог ни­ко­му не хо­чет по­ги­бе­ли. Он не пре­не­брег и тру­да­ми свя­то­го Мар­ти­ни­а­на, подъ­яты­ми им с юно­сти, вспом­нил о мо­лит­вах его, ока­зал ему Свою по­мощь и злой по­мысл его пре­ме­нил на доб­рый. Схо­дя с кам­ня, Мар­ти­ни­ан на­шел ис­сох­ший хво­рост, взял его и внес в свою кел­лию. По­ло­жив его по­сре­дине кел­лии, он за­жёг его. Ко­гда огонь силь­но раз­го­рел­ся, свя­той, сняв свои сан­да­лии и всту­пив в огонь, сто­ял там до тех пор, по­ка огонь не на­чал опа­лять всё его те­ло. По­сле се­го он вы­шел из пла­ме­ни и ска­зал, как бы уко­ряя са­мо­го се­бя:

— Что, Мар­ти­ни­ан, хо­рош ли сей вре­мен­ный огонь? при­ят­но ли сие му­че­ние? ес­ли мо­жешь ты его вы­тер­петь, то то­гда и при­сту­пи к сей жене. Она, или диа­вол чрез нее, при­уго­то­вит для те­бя веч­ный огонь. Нет, ви­нов­на не она, а диа­вол, вну­шив­ший ей сию мысль, — сие де­ла­ет он по­то­му, что хо­чет во­влечь те­бя в по­ги­бель­ную про­пасть. По­мыс­ли, недо­стой­ный Мар­ти­ни­ан, о пред­сто­я­щей те­бе му­ке, вспом­ни о веч­ном огне; сей вре­мен­ный огонь мож­но уга­сить во­дой. В нем есть и свет. Адский же огонь не име­ет ни­ка­кой свет­ло­сти, не мо­гут уга­сить его все мо­ря и ре­ки, сколь­ко их ни су­ще­ству­ет под небом. Ес­ли ты мо­жешь тер­петь сей неуга­си­мой огонь, то при­сту­пай к жене и со­вер­ши свое же­ла­ние.

Так он го­во­рил сам с со­бою. Ко­гда же боль его на­ча­ла немно­го ути­хать, он сно­ва стал в огонь и сто­ял там дол­го, до тех пор, по­ка воз­мож­но бы­ло сие. Вый­дя из ко­ст­ра, он пал на зем­лю и с сер­деч­ным со­кру­ше­ни­ем, взды­хая и пла­ча, он воз­звал к Гос­по­ду:

— Гос­по­ди, Бо­же мой, ми­ло­стив бу­ди ко мне греш­но­му, про­сти омра­че­ние ума мо­е­го и мое по­полз­но­ве­ние ко гре­ху. Ты, ис­пы­ту­ю­щий серд­ца и внут­рен­ние по­мыш­ле­ния, зна­ешь и мое серд­це, Ты ве­да­ешь, что я воз­лю­бил Те­бя с ран­ней юно­сти и ра­ди Те­бя опа­лил ог­нём мое те­ло. Про­сти ме­ня, Вла­ды­ка мой Гос­по­ди, ибо Един Ты благ и ми­ло­стив, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки.

Так мо­лил­ся свя­той, ле­жа ли­цом к зем­ле: от силь­ных ожо­гов он не мог сто­ять. По­сле се­го он на­чал вос­пе­вать: «Как благ Бог к Из­ра­и­лю, к чи­стым серд­цем! А я — ед­ва не по­шат­ну­лись но­ги мои, ед­ва не по­скольз­ну­лись сто­пы мои» [2] (Пс. 72:1-2). Ви­дя cиe, же­на уди­ви­лась, как свя­той, ра­ди спа­се­ния сво­е­го, сам под­верг се­бя ог­нен­но­му пла­ме­ни. И са­ма она вспом­ни­ла о сво­их со­гре­ше­ни­ях и вос­пря­ну­ла ду­хом, как бы про­бу­див­шись от сна. Она со­рва­ла свои одеж­ды и все укра­ше­ния, бро­си­ла их в огонь и, об­лек­шись сно­ва в бед­ное ру­би­ще, упа­ла к но­гам свя­то­го Мар­ти­ни­а­на и со сле­за­ми на­ча­ла го­во­рить ему:

— Про­сти ме­ня ока­ян­ную и греш­ную, раб Бо­жий; те­бе, гос­по­дин, из­вест­но, как силь­ны и мно­го­об­раз­ны коз­ни и пре­ле­сти диа­во­ла. Он и мне вну­шил мысль ис­ку­сить те­бя. По­мо­лись за ме­ня, свя­той от­че, чтобы по тво­им мо­лит­вам мог­ла по­лу­чить спа­се­ние и я — ве­ли­кая греш­ни­ца. Знай же, от­че, что я уже не воз­вра­щусь бо­лее в го­род, не вой­ду в дом мой, не уви­жу мо­их род­ных и зна­ко­мых. Нет, я твер­до ре­ши­ла оста­вить мои сквер­ные де­ла, я бу­ду лишь за­бо­тить­ся о спа­се­нии мо­ей ока­ян­ной ду­ши. Знай и то, гос­по­дин мой: во имя Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста я бу­ду ве­сти с диа­во­лом борь­бу тем же са­мым спо­со­бом, ка­ким он вну­шил мне вос­стать на те­бя. И на­де­юсь по­сра­мить его: сей древ­ний льстец, вос­став­ляя ме­ня на те­бя, вос­ста­вил ме­ня на се­бя са­мо­го. Он хо­тел через ме­ня одо­леть те­бя, но с по­мо­щью Вла­ды­ки на­ше­го, Ко­то­рой при­зы­ва­ет к по­ка­я­нию и блуд­ниц, он сам по­беж­ден бу­дет мною.

Сие ска­за­ла она, про­ли­вая слё­зы. Бла­жен­ный же от­ве­чал ей:

— Гос­подь мой и Бог да про­стить те­бе, же­на, грех твой. Иди с ми­ром и по­за­боть­ся, как ты го­во­ри­ла, о спа­се­нии ду­ши сво­ей. Ве­ди борь­бу с стра­стя­ми, на­ла­гая на се­бя по­ка­я­ние, и так смо­жешь ты по­сра­мить лу­ка­во­го.

В от­вет на сие, она ска­за­ла бла­жен­но­му:

— Про­шу и умо­ляю те­бя, от­че, на­ставь ме­ня на путь спа­се­ния; ска­жи, как мне по­лу­чить спа­се­ние?

Он же от­ве­чал:

— Иди в Виф­ле­ем, оты­щи там свя­тую де­ву, по име­ни Пав­лу[3], ко­то­рая по­стро­и­ла там свя­тую цер­ковь. При­шед­ши к ней, рас­ска­жи ей всё слу­чив­ше­е­ся и спа­сай­ся у нее.

Же­на, вставь, по­кло­ни­лась ему и ска­за­ла:

— Мо­лись, от­че, за ме­ня греш­ни­цу!

Свя­той, удру­ча­е­мой силь­ный бо­лью, с боль­шим тру­дом мог под­нять­ся с зем­ли. Он дал на до­ро­гу жен­щине немно­го фини­ков, вы­вел ее из кел­лии и, ука­зав ей до­ро­гу к Иеру­са­ли­му, ска­зал:

— Иди с ми­ром и спа­си свою ду­шу и под­ви­зай­ся в по­ка­я­нии. Смот­ри, не воз­вра­щай­ся на­зад: «ни­кто, воз­ло­жив­ший ру­ку свою на плуг и ози­ра­ю­щий­ся на­зад, не бла­го­на­де­жен для Цар­ствия Бо­жия» (Лк. 9:62). На­блю­дай за со­бою, чтобы те­бе опять не быть по­ру­ган­ный вра­гом, неослаб­но пре­бы­вай в по­ка­я­нии, ибо Бог при­ем­лет ка­ю­щих­ся.

Слы­ша сие, же­на еще силь­нее за­пла­ка­ла и ска­за­ла:

— И я упо­ваю на То­го, на Ко­го упо­ва­ли на­ро­ды и не по­сра­ми­лись. Я твёр­до ве­рю и на­де­юсь, что от­ныне диа­вол не най­дет слу­ги во мне.

Бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан, озна­ме­но­вав ее крест­ным зна­ме­ни­ем, ска­зал:

— Гос­подь Бог мой да со­хра­нит ду­шу твою и со­блю­дет те­бя до кон­ца.

Сия жен­щи­на, по­кло­нив­шись свя­то­му, ушла, а свя­той воз­вра­тил­ся в кел­лию, где со сле­за­ми стал мо­лить­ся Гос­по­ду. Меж­ду тем та жен­щи­на шла, со сле­за­ми мо­лясь Бо­гу, чтобы Он на­ста­вил ее на путь спа­се­ния. Уже на­сту­пи­ла ночь, а она всё еще шла в пу­стыне. Здесь же она оста­но­ви­лась на ноч­лег. Встав утром, она сно­ва про­дол­жа­ла свой путь, мо­лясь и про­ли­вая слё­зы. Лишь толь­ко позд­но ве­че­ром на дру­гой день она при­шла в Виф­ле­ем. Вой­дя в мо­на­стырь, по­стро­ен­ный бла­жен­ной Пав­лой, она по­кло­ни­лась ей и рас­ска­за­ла обо всем быв­шем. Услы­шав ее рас­сказ, бла­жен­ная Пав­ла про­сла­ви­ла че­ло­ве­ко­люб­ца Бо­га, с ра­до­стью при­ня­ла ее в свой мо­на­стырь и каж­дый день по­уча­ла ее и на­став­ля­ла на путь спа­се­ния. Сия же­на ста­ла столь под­ви­зать­ся и по­стить­ся, что мно­го раз бла­жен­ная Пав­ла го­во­ри­ла ей:

— Ща­ди, ча­до, плоть свою, чтобы она не из­не­мог­ла, ста­рай­ся, чтобы те­бе воз­мож­но бы­ло до кон­ца под­ви­зать­ся в пост­ни­че­стве.

Но она не ослаб­ля­ла сво­их по­дви­гов. Неза­дол­го до кон­чи­ны, бла­жен­ная Зоя — та­кое имя но­си­ла та жен­щи­на — про­си­ла у Гос­по­да, чтобы Он от­крыл ей, при­ня­то ли ее по­ка­я­ние. Во из­ве­ще­ние Сво­ей ми­ло­сти, че­ло­ве­ко­лю­би­вый Бог дал ей дар ис­це­ле­ния. Од­на жен­щи­на, силь­но стра­дав­шая гла­за­ми, при­шла в тот мо­на­стырь, на­де­ясь по­лу­чить ис­це­ле­ние. Бла­жен­ная Пав­ла, же­лая узнать по­ка­я­ние Зои, ска­за­ла ей:

— По­мо­лись, ча­до, за сию же­ну: быть мо­жет по тво­ей мо­лит­ве Гос­подь по­даст ей ис­це­ле­ние.

Спу­стя немно­го вре­ме­ни, ко­гда Зоя мо­ли­лась о бо­ля­щей, та по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. В бла­го­дар­ность за свое ис­це­ле­ние, та жен­щи­на по­стриг­лась в том мо­на­сты­ре и ста­ла с боль­шим рве­ни­ем под­ви­зать­ся в ино­че­ских по­дви­гах.

Две­на­дцать лет бла­жен­ная Зоя под­ви­за­лась в пост­ни­че­стве и с ми­ром пре­да­ла Гос­по­ду свою ду­шу. Во всё вре­мя сво­е­го по­ка­я­ния она не вку­ша­ла ви­на, ни мас­ла, ни ово­щей, но толь­ко немно­го хле­ба и во­ды. Она при­ни­ма­ла пи­щу толь­ко раз в день к ве­че­ру, а ино­гда и через два дня, ло­жем ей бы­ла го­лая зем­ля. Та­ко­ва бы­ла по­движ­ни­че­ская жизнь свя­той, та­ко­ва бы­ла ее кон­чи­на.

Но об­ра­тим­ся сно­ва к по­вест­во­ва­нию о бла­жен­ном Мар­ти­ни­ане.

Пре­по­доб­ный Мар­ти­ни­ан толь­ко через семь ме­ся­цев ис­це­лил­ся от ожо­гов. По­сле то­го он на­чал так раз­мыш­лять:

— Ес­ли я не уй­ду от­сю­да в ка­кое-ли­бо дру­гое ме­сто, лу­ка­вой враг не оста­вит ме­ня и не даст мне по­коя. Да и мне сле­ду­ет жить в та­ком ме­сте, ку­да бы во­все не бы­ло до­сту­пу жен­щи­нам.

По­мыс­лив так, он встал и по­мо­лил­ся Бо­гу:

— Вла­ды­ка неба и зем­ли, и тво­рец мо­ря! со­тво­ри то, что бу­дет мне на поль­зу, не оставь ме­ня, не по­пусти по­гиб­нуть мне до кон­ца, будь мне по­мощ­ник и по­кро­ви­тель. Гос­по­ди сил! ука­жи мне путь спа­се­ния.

Озна­ме­но­вав се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, бла­жен­ный вы­шел из сво­ей кел­лии и на­пра­вил­ся к мо­рю. Уви­дев, что по­движ­ник по­ки­нул сие ме­сто, диа­вол возо­пил:

— Да бу­дет слав­но имя мое, ибо я из­гнал те­бя, Мар­ти­ни­ан, из кел­лии, опа­лил твое те­ло, сде­лал те­бя бег­ле­цом и сво­им плен­ни­ком. Что же, Мар­ти­ни­ан, ты бе­жишь от­сю­да? Но знай, что ку­да бы ты ни по­шел, я всю­ду по­сле­дую за то­бой; как из­гнал те­бя из се­го ме­ста, так из­го­ню те­бя ото­всю­ду, где бы ты ни по­се­лил­ся; не остав­лю те­бя преж­де, чем в ко­нец не одо­лею те­бя и сде­лаю те­бя сво­им ра­бом.

Бла­жен­ный же от­ве­чал:

— Немощ­ный и ока­ян­ный! неуже­ли ты, сам не имея ни­ка­кой си­лы, ду­ма­ешь, что из­гнал ме­ня из сей кел­лии или ду­ма­ешь, что я по­ки­нул ее в от­ча­я­нии? Нет, я вы­шел от­сю­да за­тем, чтобы луч­ше бо­роть­ся с то­бою и по­бе­дить те­бя. Ес­ли с те­бя ма­ло тех двух ис­ку­ше­ний, кои ты на­вёл на ме­ня, то и еще ста­рай­ся ис­ку­сить ме­ня. С по­мо­щью Бо­га мо­е­го я уни­что­жил твое лу­ка­вое ко­вар­ство и по­стра­дал не для те­бя, а ра­ди име­ни Гос­по­да Бо­га мо­е­го. Ведь да­же та са­мая же­на, ко­ей ты вну­шил мысль ис­ку­сить ме­ня, и та зна­ет ныне твое ни­что­же­ство и срав­ни­ва­ет те­бя с ды­мом: она по­пра­ла твои нече­сти­вые и злы коз­ни, так что ты не сме­ешь при­бли­зить­ся да­же к ее те­ни.

Слы­ша сии сло­ва свя­то­го, диа­вол ис­чез. Бла­жен­ный же на­чал вос­пе­вать пса­лом: «Да вос­станет Бог, и рас­то­чат­ся вра­ги Его, и да бе­гут от ли­ца Его нена­ви­дя­щие Его» (Пс. 67:2). С пе­ни­ем се­го псал­ма он на­пра­вил­ся к мо­рю. Дой­дя до од­ной при­ста­ни, он на­шел здесь неко­е­го бо­го­бо­яз­нен­но­го ко­ра­бель­щи­ка и ска­зал ему:

— Брат! не зна­ешь ли ты на мо­ре ка­ко­го-ни­будь ма­ло­го и необи­та­е­мо­го ост­ро­ва?

Вла­де­лец ко­раб­ля от­ве­чал ему:

— За­чем ты спра­ши­ва­ешь об этом? за­чем те­бе это на­доб­но?

— Я хо­чу уда­лить­ся от се­го су­ет­но­го ми­ра и на­ло­жить на се­бя по­двиг без­мол­вия, — от­ве­чал Мар­ти­ни­ан, — но я не знаю ме­ста, удоб­но­го для се­го.

Тот муж ска­зал:

— Есть од­но та­кое ме­сто, но оно страш­но: сре­ди мо­ря на­хо­дит­ся вы­со­кая ка­мен­ная ска­ла, от­ку­да нель­зя да­же ви­деть зем­ли.

— Та­кое ме­сто для ме­ня удоб­но, — от­ве­чал бла­жен­ный, — я же­лаю там по­се­лить­ся, ибо ту­да не мо­жет быть до­сту­па для жён.

— Но кто же те­бе бу­дет до­став­лять про­пи­та­ние? — спро­сил его ко­ра­бель­щик.

Мар­ти­ни­ан ска­зал:

— Я хо­чу о сем про­сить те­бя. Ты бу­дешь до­став­лять мне пи­щу, а я бу­ду мо­лить­ся за те­бя. Ес­ли же ты бу­дешь при­во­зить паль­мо­вых вет­вей, то я бу­ду за­ни­мать­ся пле­те­ни­ем; при­ез­жая, ты бу­дешь брать мое ру­ко­де­лие и про­да­вать его; а на сии день­ги бу­дешь по­ку­пать мне хлеб; при­во­зи мне так­же и во­ду в со­су­де. При­ез­жать ко мне с хле­бом и во­дою я про­шу те­бя два или три ра­за в год.

Слы­ша сие, ко­ра­бель­щик ура­зу­мел, что пред ним сто­ит свя­той муж; он обе­щал­ся ис­пол­нить всё, о чем бу­дет про­сить бла­жен­ный. Вой­дя в ко­рабль, они от­плы­ли на то пу­стын­ное ме­сто. При бла­го­при­ят­ном по­пут­ном вет­ре они к ве­че­ру до­стиг­ли той ка­мен­ный ска­лы. Уви­дев ее, бла­жен­ный воз­ра­до­вал­ся ду­хом и вос­хва­лил Бо­га. Бла­го­сло­вив ко­ра­бель­щи­ка, он во­шел на ска­лу и стал вос­пе­вать: «Твер­до упо­вал я на Гос­по­да, и Он при­к­ло­нил­ся ко мне и услы­шал вопль мой; из­влек ме­ня из страш­но­го рва, из ти­ни­сто­го бо­ло­та, и по­ста­вил на камне но­ги мои и утвер­дил сто­пы мои» (Пс. 39:2). (Ров стра­стей есть, по объ­яс­не­нию св. Афа­на­сия, по­рок и неве­же­ство. И от бре­ния ти­ны, ибо в гре­хах, как в тине, увя­за­ют улов­лен­ные ими).

Окон­чив пса­лом, он по­мо­лил­ся и ска­зал ко­ра­бель­щи­ку:

— Иди с ми­ром, брат, и при­ве­зи мне хлеб, во­ду и вет­вей, чтобы я мог де­лать кор­зи­ны.

— Ес­ли ты же­ла­ешь, — от­ве­чал ко­ра­бель­щик, — я при­ве­зу и де­ре­вьев. Здесь мы по­стро­им для те­бя неболь­шую хи­жи­ну.

Но бла­жен­ный не по­же­лал се­го: он остал­ся жить на сем камне под от­кры­тым небом, тер­пе­ли­во пе­ре­но­ся и днев­ной жар и ноч­ной хо­лод. Еже­год­но два или три ра­за ко­ра­бель­щик при­во­зил ему хлеб и во­ду, как про­сил его свя­той. Жи­вя на ска­ле, бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан был весь­ма рад, что он бе­жал мир­ской су­е­ты. Он днем и но­чью вос­хва­лял Бо­га и бес­пре­стан­но по­учал­ся в Бо­го­мыс­лии. Но лу­ка­вой диа­вол и здесь не хо­тел оста­вить свя­то­го и ста­рал­ся ему вся­че­ски до­са­дить. Од­на­жды но­чью он под­нял на мо­ре ве­ли­кую бу­рю и воз­двиг гро­мад­ную вол­ну над гла­вой бла­жен­но­го. Она воз­вы­ша­юсь над ска­лой на пят­на­дцать лок­тей. При сем диа­вол взы­вал:

— Те­перь по­топ­лю те­бя, Мар­ти­ни­ан!

Бла­жен­ный же без сму­ще­ния от­вет­ство­вал:

— На­прас­но ты, немощ­ный и ока­ян­ный, тру­дишь­ся: не уст­рашать ме­ня твои коз­ни, не сму­тят ме­ня твои ко­вы. Я упо­ваю на Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста и име­нем Его по­срам­лю те­бя.

Ска­зав сие, бла­жен­ный на­чал вос­пе­вать: «Спа­си ме­ня, Бо­же, ибо во­ды до­шли до ду­ши [мо­ей]. Я по­гряз в глу­бо­ком бо­ло­те, и не на чем стать; во­шел во глу­би­ну вод, и быст­рое те­че­ние их увле­ка­ет ме­ня» (Пс. 68:2).

Окон­чив сей пса­лом, Мар­ти­ни­ан стал мо­лить­ся:

— Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, — взы­вал он, — Еди­но­род­ный Сын неви­ди­мо­го От­ца, Ты со­шел на зем­лю ра­ди на­ше­го спа­се­ния, Ты власт­ву­ешь и над мо­рем, по­веле­ва­ешь вет­ра­ми. Всё со стра­хом слу­ша­ет те­бя. Услышь ме­ня, Вла­ды­ка, в час сей и пре­кра­ти сию бу­рю, по­сра­ми диа­во­ла, ко­то­рой хо­чет по­гу­бить ме­ня; все воз­мож­но Те­бе, Гос­по­ди; все на­хо­дит­ся в Тво­ей вла­сти». При сих сло­вах свя­то­го, диа­вол скрыл­ся. Бу­ря пре­кра­ти­лась, не при­чи­нив свя­то­му ни­ка­ко­го вре­да. По­сле се­го свя­той пре­бы­вал на той ска­ле еще шесть лет, пре­тер­пе­вая ра­ди сво­е­го спа­се­ния и дождь, и хо­лод, и жар. Но диа­вол не пре­кра­щал сво­их коз­ней. Он ввел свя­то­го в дру­гое, еще тяг­чай­шее ис­ку­ше­ние и под­верг его еще боль­шей на­па­сти.

Од­на­жды диа­вол уви­дел, что в мо­ре плы­вет ко­рабль, где на­хо­ди­лись и му­жи и же­ны. Он воз­двиг бу­рю, и силь­ный ве­тер, при­гнав ко­рабль к од­но­му кам­ню, раз­бил его. Все быв­шие на нем по­то­ну­ли, лишь толь­ко од­на от­ро­ко­ви­ца успе­ла ухва­тить­ся за дос­ку и на ней при­плы­ла к той ска­ле, где жил Мар­ти­ни­ан.

Схва­тив­шись за ка­мень, от­ро­ко­ви­ца на­ча­ла взы­вать:

— По­ми­луй ме­ня, раб Бо­жий, по­дай мне ру­ку, спа­си ме­ня и не оставь ме­ня на по­ги­бель.

Уви­дев, что от­ро­ко­ви­цу ни­кто, кро­ме его, не мо­жет спа­сти, бла­жен­ный ска­зал:

— И сие — коз­ни бе­сов­ские, но ныне, диа­вол, не мо­жешь по­бе­дить ме­ня.

Раз­мыш­ляя о сем, бла­жен­ный го­во­рил:

— Увы мне греш­но­му, ибо опять пред­сто­ит мне ис­ку­ше­ние: как мне по­сту­пить? Ес­ли но по­дам от­ро­ко­ви­це ру­ки и не из­вле­ку ее из во­ды, то она утонет, и на ду­ше мо­ей бу­дет ле­жать то­гда тя­же­лый грех, ибо я бу­ду то­гда ее убий­цей. Ес­ли же я из­вле­ку ее, то мне нель­зя оста­вать­ся здесь с нею. То­гда бу­дет для ме­ня бе­да, боль­шая пер­вой. Преж­де я, на­хо­дясь на зем­ле, мог бе­жать, но те­перь — ку­да мне бе­жать? Ведь толь­ко и есть здесь од­на ма­лая ска­ла, во­круг ко­ей по­всю­ду мо­ре.

Про­стер­ши за­тем свои ру­ки к небу, бла­жен­ный на­чал мо­лить­ся:

— Гос­по­ди, не дай мне по­гиб­нуть, но устрой всё на поль­зу ду­ши мо­ей.

Ска­зав сие, он по­дал от­ро­ко­ви­це ру­ку и вы­вел ее из мо­ря на ска­лу. Уви­дев, что она весь­ма кра­си­ва, Мар­ти­ни­ан ска­зал:

— Во­ис­ти­ну, не мо­жет быть вме­сте се­но и огонь; невоз­мож­но, чтобы ты и я жи­ли здесь вме­сте. Оста­вай­ся здесь и не бой­ся ни­че­го: тут есть хлеб и во­да: их до­став­ля­ет сю­да некий ко­ра­бель­щик. Вот через два ме­ся­ца он при­е­дет сю­да. Рас­ска­жи ему обо всем слу­чив­шем­ся, и он пе­ре­ве­зет те­бя через мо­ре.

По­сле се­го свя­той озна­ме­но­вал мо­ре крест­ным зна­ме­ни­ем и ска­зал:

— Гос­по­ди Иису­се Хри­сте! Ты за­пре­тил вет­рам, кои слу­ша­ют Те­бя с тре­пе­том, при­з­ри и по­ми­луй ме­ня и не дай мне по­гиб­нуть. Во имя Твое я вверг­нусь в мо­ре, ибо луч­ше мне уме­реть в вол­нах, чем раз­жи­гать­ся те­лес­ный стра­стью к жен­щине.

Об­ра­тив­шись за­тем к от­ро­ко­ви­це, Мар­ти­ни­ан ска­зал:

— Спа­сай­ся, де­ви­ца; Бог со­блю­дет твою ду­шу от всех вра­же­ских на­ве­тов и со­хра­нит те­бя до кон­ца!

С си­ми сло­ва­ми он бро­сил­ся в мо­ре и по­плыл. По смот­ре­нию Бо­жи­е­му, два дель­фи­на под­ня­ли его на свои хреб­ты и по­нес­ли. Уви­дев сие, де­ви­ца смот­ре­ла на него до тех пор, по­ка он не скрыл­ся из ви­ду. Дель­фи­ны вы­нес­ли бла­жен­но­го на твер­дую зем­лю. Вый­дя на су­шу, Мар­ти­ни­ан стал бла­го­да­рить Гос­по­да:

— Вос­хва­ляю Те­бя, Гос­по­ди Бо­же мой, ибо Ты див­но про­явил Свою ми­лость на мне греш­ном и недо­стой­ном ра­бе Тво­ем. Не оставь ме­ня и до кон­ца.

По­сле то­го он так на­чал раз­мыш­лять:

— Не знаю, что мне де­лать? Враг не остав­ля­ет ме­ня ни в го­рах, ни в пу­сты­нях. Не оста­вил он ме­ня и на мо­ре. Но я дол­жен все­гда но­сить в серд­це сло­ва еван­гель­ские: «Ко­гда же бу­дут гнать вас в од­ном го­ро­де, бе­ги­те в дру­гой. Ибо ис­тин­но го­во­рю вам: не успе­е­те обой­ти го­ро­дов Из­ра­иле­вых, как при­и­дет Сын Че­ло­ве­че­ский» (Мф. 10:23).

Ска­зав сие, бла­жен­ный на­чал пе­ре­хо­дить из од­но­го ме­ста в дру­гое, из од­но­го го­ро­да в дру­гой и го­во­рил так:

— Бе­гай, Мар­ти­ни­ан, чтобы те­бя не по­стиг­ла на­пасть.

Так, по­сто­ян­но стран­ствуя, он про­во­дил свою жизнь. При сем он не но­сил с со­бою ни жез­ла, ни меш­ка, ни хле­ба, ни двух одежд, ни де­нег — сло­вом ни­че­го, что необ­хо­ди­мо для на­шей жиз­ни. Ко­гда он вхо­дил в го­род или ка­кое-ли­бо се­ло, он спра­ши­вал, кто из жи­те­лей от­ли­ча­ет­ся сво­им бла­го­че­сти­ем, и у то­го оби­тал и при­ни­мал пи­щу. Но­че­вал он там, где за­сти­га­ла его ночь: в пу­стыне или в по­ле; при сем он ло­жил­ся от­дох­нуть лишь на са­мое крат­кое вре­мя. Стран­ствуя так, он в два го­да по­се­тил сто шесть­де­сят че­ты­ре го­ро­да и на­ко­нец при­шел в Афи­ны[4]. Епи­ско­пу то­го го­ро­да Бог бла­го­во­лил от­крыть всё о бла­жен­ном Мар­ти­ни­ане. Здесь, чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, свя­той, уже бу­дучи бо­лен, во­шел в цер­ковь, воз­лег на зем­лю и ска­зал окру­жа­ю­щим:

— При­зо­ви­те сю­да ско­рее епи­ско­па!

Окру­жа­ю­щие по­ду­ма­ли, что он безум­ный. Ко­гда же Мар­ти­ни­ан стал сно­ва про­сить их, они по­ви­но­ва­лись ему, по­шли к епи­ско­пу и ска­за­ли ему:

— Некий че­ло­век ле­жит в церк­ви; мы не зна­ем, безум­ный ли он или что дру­гое. Он про­сил нас при­звать те­бя к нему.

Епи­скоп же от­ве­чал им:

— На­прас­но вы на­зы­ва­е­те безум­ным се­го че­ло­ве­ка: он го­раз­до луч­ше и вы­ше ме­ня!

Вос­став, епи­скоп от­пра­вил­ся в цер­ковь. Бла­жен­ной, уви­дев епи­ско­па, не мог под­нять­ся. Про­сти­рая к нему свои ру­ки, он хо­тел сим воз­дать долж­ную честь Бо­жию ар­хи­ерею. Епи­скоп же так­же ста­рал­ся ока­зать ему честь и ска­зал:

— Неко­гда Бог обе­щал мне по­ка­зать Сво­е­го ра­ба. Вот ныне ис­пол­ни­лось Его обе­ща­ние. Ко­гда же ты удо­сто­ишь­ся небес­но­го Цар­ства, то по­мя­ни и ме­ня.

Бла­жен­ный от­ве­чал:

— Бла­го­сло­ви ме­ня, от­че, и мо­лись за ме­ня Гос­по­ду, чтобы мне не осуж­ден­ным пред­стать пред Его пра­вед­ным су­дом.

Ска­зав сие, свя­той воз­вел очи свои к небу и ска­зал:

— Гос­по­ди Иису­се Хри­сте! в ру­ки Твои пре­даю дух мой!

И пе­ре­кре­стив­шись, ска­зал епи­ско­пу:

— Пре­дай по­гре­бе­нию ме­ня, от­че, Гос­по­да ра­ди!

При этом ли­це бла­жен­но­го оза­ри­лось улыб­кой, — и так он пре­дал Гос­по­ду свою ду­шу[5]. Так свя­той Мар­ти­ни­ан скон­чал с че­стью свое зем­ное по­при­ще, со­хра­нил ве­ру и удо­сто­ил­ся по­лу­чить ве­нец, при­уго­то­ван­ный ему в Цар­стве небес­ном. Епи­скоп с ве­ли­кою че­стью пре­дал по­гре­бе­нию его свя­тое те­ло в той церк­ви.

Кто не уди­вит­ся се­му по­движ­ни­ку, кто не убла­жит его па­мять! Он до кон­ца дней сво­их под­ви­зал­ся, чтобы спа­сти ду­шу свою. И да­же сам доб­ро­воль­но под­верг се­бя му­че­ни­ям. То­гда не бы­ло еще воз­двиг­ну­то на хри­сти­ан го­не­ний, но свя­той сам се­бе устро­ил му­че­ни­че­ство. Он по­бе­дил диа­во­ла и рас­торг все его коз­ни. Он сам был для се­бя го­ни­те­лем и доб­ро­воль­но на­ла­гал на се­бя стра­да­ния. Ис­тин­но, его сле­ду­ет на­звать му­че­ни­ком и доб­рым стра­даль­цем; ог­нём вре­мен­ным он пре­одо­лел огонь веч­ный. Диа­вол воз­двиг его на же­ну, а сей бла­жен­ный об­ра­тил ее на пра­вый и доб­рый путь.

Но об­ра­тим­ся к той де­ви­це, остав­лен­ной Мар­ти­ни­а­ном на ска­ле, и уви­дим, что ей мно­го спо­соб­ство­ва­ла мо­лит­ва бла­жен­но­го.

Остав­шись на ска­ле, Фо­ти­ния — та­ко­во бы­ло имя сей де­ви­цы, — пи­та­лась хле­бом и во­дой, как ука­зал ей бла­жен­ный. По обы­чаю, через два ме­ся­ца ко­ра­бель­щик на­пра­вил­ся к ска­ле, ве­зя для пре­по­доб­но­го хлеб и во­ду. При­бли­жа­ясь к ска­ле, он уви­дел де­ви­цу вме­сто ино­ка и по­ду­мал, что это при­ви­де­ние.

В ужа­се он стал от­плы­вать от ска­лы. Фо­ти­ния же ста­ла кри­чать ему:

— Не бой­ся ни­че­го, я — дей­стви­тель­но жен­щи­на и — хри­сти­ан­ка; не уез­жай от ме­ня, но при­ди и вы­слу­шай, что я рас­ска­жу те­бе.

Но ко­ра­бель­щик не по­ве­рил ей. То­гда она, за­кли­ная его, ста­ла го­во­рить:

— Кля­нусь те­бе Хри­стом, что я — хри­сти­ан­ка; без бо­яз­ни по­дой­ди сю­да и вы­слу­шай мой рас­сказ.

То­гда ко­ра­бель­щик, при­став к ска­ле, ска­зал ей:

— Где на­хо­дит­ся быв­ший тут чер­но­ри­зец? как и ку­да он мог уй­ти от­сю­да? Кто при­вёз те­бя и оста­вил на сем камне?

Пе­ре­кре­стив­шись, Фо­ти­ния на­ча­ла рас­ска­зы­вать обо всем, слу­чив­шем­ся с нею. Услы­шав ее рас­сказ, тот че­ло­век весь­ма изу­мил­ся и ска­зал ей:

— Иди, я пе­ре­ве­зу те­бя от­сю­да на зем­лю, чтобы ты мог­ла ид­ти в свой го­род.

— Нет, брат, — от­ве­ча­ла она ему, — про­шу те­бя, не уво­зи ме­ня от­сю­да, но ока­жи мне ми­лость: схо­ди в се­ле­ние, при­не­си мне муж­скую одеж­ду из вла­ся­ни­цы; при­но­си мне хле­ба и во­ды, как ты де­лал сие для бла­жен­но­го му­жа, и ты по­лу­чишь обе­щан­ное им Бо­жие бла­го­сло­ве­ние. Ибо нет раз­ни­цы меж­ду муж­ским по­лом и жен­ским, как ска­зал Апо­стол: «Нет уже Иудея, ни языч­ни­ка; нет ра­ба, ни сво­бод­но­го; нет му­же­ско­го по­ла, ни жен­ско­го: ибо все вы од­но во Хри­сте Иису­се» (Гал. 3:28). Не гну­шай­ся мной греш­ни­цей, ибо и я хо­чу по­лу­чить спа­се­ние. Быть мо­жет, Бог, же­лая спа­сти ме­ня, Сво­им муд­рым смот­ре­ни­ем бла­го­из­во­лил по­се­лить ме­ня на сей ска­ле. Не остав­ляй ме­ня толь­ко по­то­му, что я — жен­щи­на; вспом­ни, что Бог со­тво­рил Ада­ма и Еву, и что Сам Он бла­го­из­во­лил ро­дить­ся от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии. По­слу­жи и мне, как слу­жил ты то­му пра­вед­ни­ку и при­не­си мне всё, о чем я про­си­ла те­бя. При­не­си так­же и шер­сти, чтобы я мог­ла за­ни­мать­ся ру­ко­де­ли­ем. Пусть с то­бой при­е­дет сю­да и твоя же­на: она об­ле­чёт ме­ня в муж­скую одеж­ду, и я бу­ду ра­бо­тать то, что она мне при­ка­жет. Гос­подь и Бог мой да пре­бу­дет с то­бою во всю твою жизнь, и даст те­бе и в сей и в бу­ду­щей жиз­ни бла­го­дать, ми­лость и от­пу­ще­ние гре­хов.

Ко­ра­бель­щик же от­ве­чал ей:

— Я сде­лаю всё, о чем ты про­сишь ме­ня, толь­ко кре­пись и му­жай­ся, и Бог ис­пол­нит твое же­ла­ние.

С си­ми сло­ва­ми он от­плыл до­мой; спу­стя два дня, он при­е­хал опять сю­да вме­сте с же­ною, взяв всё, что про­си­ла де­ви­ца. Вый­дя из ко­раб­ля, же­на его под­ня­лась на ска­лу к бла­жен­ной Фо­ти­нии. Она по­це­ло­ва­ла ее и по­кло­ни­лась до зем­ли. За­тем она при­нес­ла ей из ко­раб­ля одеж­ду и хлеб. По­про­сив ко­ра­бель­щи­ка немно­го отой­ти, бла­жен­ная Фо­ти­ния со­влек­ла с се­бя жен­скую одеж­ду, от­ло­жив вме­сте с сим и жен­скую немощь, и об­лек­лась в муж­ское оде­я­ние и пре­по­я­са­лась муд­ро­стью и му­же­ствен­ной си­лой. При сем она мо­ли­лась, взы­вая:

— Гос­по­ди Бо­же! Ты от ве­ка вни­мал мо­лит­вам всех Тво­их свя­тых, по­слу­шай и ме­ня греш­ную, по­мо­ги мне на сем ме­сте в му­же­ском оде­я­нии по­жить ти­хо и бла­го­чест­но; со­хра­ни мою ду­шу, утвер­ди мое серд­це, укре­пи мое те­ло и на­ставь ме­ня на путь спа­се­ния; воз­дай до­стой­ную мзду и сим лю­дям, кои мне по­слу­жат. Ибо Ты бла­го­сло­вен и пре­п­ро­слав­лен во ве­ки. Аминь.

По­сле се­го она ска­за­ла жене:

— Гос­по­жа моя, про­шу те­бя до­став­ляй­те мне и шерсть вме­сте с хле­бом и во­дою, чтобы мне не есть без воз­на­граж­де­ния ва­ше­го хле­ба, а сии одеж­ды мои возь­ми се­бе в вос­по­ми­на­ние мо­е­го сми­ре­ния.

По­сле се­го она с ми­ром от­пу­сти­ла их. На тре­тий же ме­сяц ко­ра­бель­щик вме­сте с сво­ей же­ною сно­ва при­е­ха­ли к Фо­ти­нии, и при­вез­ли ей с со­бою хле­ба. Пре­бы­вая на ост­ро­ве, бла­жен­ная де­ва вос­хва­ля­ла Гос­по­да за свою жизнь. Еже­днев­но она воз­но­си­ла 12 мо­литв Бо­гу, а каж­дую ночь она усу­губ­ля­ла сие бла­го­че­сти­вое де­ло и два­дцать че­ты­ре ра­за мо­ли­лась Гос­по­ду. Фунт хле­ба слу­жил для нее пи­щей на два дня. Так, при по­мо­щи Бо­жи­ей, она до­стиг­ла кон­ца сво­ей жиз­ни. Ко­гда она по­се­ли­лась на сей ска­ле, ей бы­ло два­дцать пять лет, а на ска­ле она под­ви­за­лась шесть лет; по­сем с ми­ром пре­да­ла Гос­по­ду чи­стую и свя­тую ду­шу свою. Уже через два ме­ся­ца по­сле ее смер­ти, ко­гда в по­ло­жен­ный срок при­бы­ли ко­ра­бель­щик вме­сте с же­ною, они на­шли бла­жен­ную Фо­ти­нию усоп­шей; ру­ки ее бы­ли кре­сто­об­раз­но сло­же­ны, ли­це ее бы­ло свет­ло: она име­ла вид как бы спя­щей. По­кло­нив­шись ее свя­то­му те­лу и взяв его, они по­ло­жи­ли его в ко­рабль и от­плы­ли к го­ро­ду Ке­са­рии Па­ле­стин­ской. Здесь ко­ра­бель­щик от­пра­вил­ся к епи­ско­пу Ке­са­рий­ско­му и рас­ска­зал ему всё о доб­ро­де­тель­ный жиз­ни свя­той Фо­ти­нии. Со всем кли­ром епи­скоп с че­стью пре­дал по­гре­бе­нию ее те­ло, с пе­ни­ем бо­го­вдох­но­вен­ных псал­мов и пе­ний, воз­да­вал честь и сла­ву От­цу и Сы­ну и Свя­то­му Ду­ху ныне и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.

 

При­ме­ча­ния

[1] Ке­са­рия — боль­шой го­род в Па­ле­стине, при Сре­ди­зем­ном мо­ре; там име­ли ме­сто­пре­бы­ва­ние Рим­ские про­ку­ра­то­ры.

[2] Т.е. был в опас­но­сти от­ка­зать­ся от здра­вых и под­дер­жи­ва­ю­щих ме­ня по­мыс­лов, и под­верг­нуть­ся ве­ли­чай­ше­му по­полз­но­ве­нию. — Но­га­ми и сто­па­ми про­рок на­зы­ва­ет, — как объ­яс­ня­ет блж. Фе­о­до­рит, — по­мыс­лы.

[3] Прп. Пав­ла вдо­ва под­ви­за­лась в Виф­ле­е­ме 20 лет, от 384 го­да; скон­ча­лась 26 ян­ва­ря 404 го­да.

[4] Го­род в Гре­ции; те­перь сто­ли­ца гре­че­ско­го ко­ролев­ства; в древ­но­сти этот го­род сла­вил­ся сво­ею уче­но­стью.

[5] Свя­той Мар­ти­ни­ан скон­чал­ся в кон­це IV или на­ча­ле V ве­ка.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.)