АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И культурой

Читайте также:
  1. Как правильно заниматься физкультурой
  2. Методика составления комплексов физических упражнений для занятий лечебной физической культурой прилагается в УМК.
  3. НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ
  4. НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ
  5. НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ
  6. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой
  7. Фрейд З. Недовольство культурой

В самом упрощенном варианте профконсультант может рас­сматриваться как посредник между подростком и миром профес­сий. Но уже отмечалось, что самоопределяющегося подростка соб­ственно профессия часто волнует лишь как средство для нахожде-


ния своего места в обществе, для построения своего жизненного успеха (лишь со временем смысл может быть найден в самой профессиональной деятельности). Поэтому профконсулътантре­ально выступает посредником между подростком и социумом, а также между подростком и более конкретными социальными ин­ститутами.

Например, профконсультант может быть посредником между человеком и конкретной организацией (предприятием, фирмой или учебным заведением). В этом случае психолог помогает человеку найти свое место в данной организации, но часто при этом он соблюдает интересы этой организации в ущерб интересам само­определяющейся личности, так как организация платит психоло­гу деньги, рассчитывая в перспективе получить от данного канди­дата на работу высокую прибыль или реализовать какой-то иной свой интерес, часто отличающийся от интересов развития лично­сти данного человека. Ведь известно, что даже в вузах стремление к высоким показателям успеваемости (или «качества знаний») не­редко достигается за счет ограничения возможностей личностно­го развития обучающихся.

В другом случае профконсультант может выступать посредни­ком между человеком и определенной социально-профессиональной группой. Например, после проведения психологических занятий со школьниками большая часть класса вдруг начинает выбирать профессию психолога. Скорее всего, любящий свою профессию профконсультант просто сагитировал всех. В иных вариантах это может быть просто «подыгрывание» школьникам, ориентирую­щимся на «модные» и «престижные» для данного момента про­фессии. Здесь также происходит не столько выбор данной про- • фессии, сколько ориентация на образ жизни данных профессио­налов. Заметим, что для конкретных подростков привлекатель- * ной может оказаться не только «престижная» профессия, но и % любая другая, иначе «непрестижные» профессии вообще никем бы не выбирались. Во всех этих примерах также проявляется сте- ' реотипизированное отношение к построению профессиональной перспективы.

В каких-то случаях профконсультант может выступать «посред" ником» между человеком и конкретной государственно-админист* ративной системой. Например, это может быть агитация непре­менно заниматься «бизнесом» (в условиях построения «рыноч­ной» экономики) или агитация осваивать военные специально-* сти и готовиться к войне (в условиях милитаризованного государ­ства). Здесь также самоопределяющегося человека приобщают К чему-то конкретному, часто не давая сориентироваться в более > глобальной социокультурной ситуации. Хотя, несомненно, в сЛУ" чае реальной угрозы войны, определенная агитация и патриотИ--ческое воспитание должны осуществляться более активно.


Наконец, в каких-то отдельных случаях профконсультант мо­жет выступать посредником между человеком и всей культурой, по­степенно приобщая его к высшим идеалам и ценностям, создан­ным человечеством. Лишь только «осознав» или хотя бы «почув­ствовав» величие культуры, можно полноценно искать свое при­звание в более конкретных жизненных ситуациях. Лишь в этом случае каждая конкретная профессиональная деятельность, как и любой жизненный поступок, будут пронизаны высоким смыс­лом, а не просто желанием «побольше заработать» и «попрестиж­нее устроиться»...

Одним из результатов такого посредничества может быть фор­мирование «активного субъекта культуры», который не только соприкасается с ее величием, но и стремится что-то привнести в нее, сделать свой сознательный личностный вклад в культуру. В противном случае человек все равно не может оставаться вне куль­туры, но здесь, скорее культура «захватывает» его в свое «про­странство» и «использует» в своих целях всего лишь как подсоб­ный материал. Видимо, как и в природе, в культуре есть свои «органические и неорганические химические элементы», свои «флора» и «фауна», а есть и свои активные субъекты (например, человек как уникальная личность). Еще Жан Поль остроумно за­метил, что «бывают люди — растения, люди — звери и люди — боги»... Поэтому можно сказать что если человек не стремится стать уникальной личностью, то он просто превращается в «культур­ный материал». Правда, в культуре, как и в природе, важны не только «активные субъекты», творящие и развивающие данную систему. Каждый вспомогательный элемент (подсобный «культур­ный материал») тоже имеет свой смысл для существования дан­ной системы.

Если самоопределяющийся человек находит смысл своего су­ществования вне культуры, то тогда сама культура находит для него смысл — смысл его пребывания в данном обществе и в куль­туре. Но каждый самоопределяющийся человек имеет право ори­ентироваться не на высшие ценности культуры, а например, на примитивные («земные») радости. Профконсультант может лишь познакомить консультируемого подростка с самой возможностью нахождения более интересных, но одновременно и более слож­ных жизненных смыслов — смыслов активного вхождения в куль-ТУРУ.

Можно вспомнить и такой вид посредничества, когда главным становятся личные отношения между профконсультантом и кли­ентом. В этом случае для профконсультанта важна не реальная помощь человеку в нахождении своего места в мире профессий, в обществе или в культуре, а самоутверждение за счет клиента. На­пример, профконсультант просто занимается банальным само-Красованием (внешне это выглядит часто как длинное и вырази-


тельное повествование о своих достижениях или о величи и своей
любимой психологии и т. п.) или «очаровыванием» клиента, или
«гневным обвинением» и даже «запугиванием» клиента в том, что
он «совершенно неправильно представляет себе будущую жизнь»
и т. п. Хотя, как справедливо заметил Е. А. Климов, «минималь­
ным позитивным эффектом профконсультации должно быть фор­
мирование оптимистичного отношения оптанта к своей профес­
сиональной перспективе». |

При попытке реализовать возможность посредничества между \
человеком и культурой возникает масса сложностей. \

Не все профконсультанты хотят быть такими «посредниками» \
(и это их право: самое страшное, если ориентация на ценности 1
культуры будет проводиться в «обязательном порядке»; в том-то и |
ценность такой ориентации, что она добровольная^. |

Не все клиенты охотно откликнутся на такое «посредничество» Ч
(у подростков еще необходимо сформировать потребность по-на- \
стоящему понимать мир, в котором они живут; сложность здесь в I
том, что постижение мира — это не только «радость открытия», |
но и «огорчения» и даже «страдания» от неизбежных разочарова- -:
ний; здесь также все должно осуществляться только на добро- '-*
вольной основе!). *,

Возможно и противодействие различных администраторов, за-; казчиков и коллег-психологов, которым сам факт выхода на цен- •/ ности культуры может показаться бессмысленным, непрагматич­ным и даже вредным для психологической профконсультации (по принципу: «Зачем это нужно, когда нет времени и для более важ­ных дел?»).

В итоге профконсультант сам оказывается перед сложным про­фессиональным и личностным выбором: оставаться «хорошим», * «удобным для всех» и «правильным» специалистом (например, исследовать у клиентов память, мышление и т.п., выдавая ба- * нальные рекомендации о «пригодности» или «непригодности» к такой-то профессии) или стремиться максимально реализовать свой шанс — помогать самоопределяющимся подросткам приоб­щаться к высшим ценностям культуры и в идеале помогать им находить для себя смыслы в этом мире.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)