АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения. Четвертый шаг

Читайте также:
  1. I. Жизнь
  2. I. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения
  3. II. Жизнь высокая и низменная, или рвение и рутина
  4. II. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.
  5. III. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления.
  6. IV. Словарный состав современного русского литературного языка в функциональном, социолингвистическом аспектах и с точки зрения его происхождения (2 часа).
  7. VII. Жизнь благородная и жизнь пошлая, или энергия и косность.
  8. VII. Жизнь высокая и низменная, или рвение и рутина
  9. Vitam regit fortuna, non sapientia - Жизнью управляет судьба, не мудрость
  10. А жизнь есть Бог.
  11. А учебники как-то изменили их жизнь?
  12. Августин, 1. с., с. 22. Вопрос четвертый

 

Первые три шага создали прочную основу для работы над Четвертым шагом. С Первым шагом мы признали, что бессильны перед другими. Со Вторым – пришли к вере в Силу, более могущественную, чем наша собственная. И с Третьим – приняли решение передать нашу волю и нашу жизнь в руки Высшей Силы, как мы понимаем ее. Это – духовная основа для работы над Четвертым шагом. Мы также готовились через общение со спонсором, медитацию и молитвы.

 

Начиная работу над Четвертым шагом нам важно ответить себе на несколько вопросов:
- Каким образом работа над первыми тремя шагами поможет мне в работе над Четвертым шагом?
- Что для меня означает «бесстрашие» в контексте Четвертого шага?
- Что для меня означает «моральное исследование» в контексте Четвертого шага?
- Что поможет мне исследовать себя с нравственной точки зрения?
- Какие из предложенных далее рабочих таблиц я буду использовать для работы над этим шагом?

 

Четвертый шаг предполагает проведение тщательного и бесстрашного нравственного исследования. Именно в этом шаге мы начинаем осознавать свою роль и свой вклад в нашу жизнь и в наши отношения. Исследование направлено также и на анализ наших деструктивных качеств и проявлений. Однако же этот шаг не подразумевает чрезмерную критику и самобичевание, работа с этим шагом – приглашение к знакомству с правдой. Более того, процесс исследования себя – ярчайший акт любви, который мы можем подарить сами себе. Тем не менее, понимание того, насколько деструктивными бывают наши проявления, может быть очень болезненным. Однако куда более болезненным было бы оставлять этот нарыв внутри.

 

По мере работы с Четвертым шагом, мы перестаем беспокоиться о работе с дальнейшими шагами, продвигаясь вперед в комфортном для нас темпе. Мы отпускаем страх оценки – этот шаг учит нас честности с самими собой. Для некоторых из нас стыд – за жизнь, за обращение других с нами, за веру в обманы с самого детства – стал капканом порочного круга. Однако же если мы не изменим представления о себе, нам не удастся изменить привычные модели поведения. Четвертый шаг удивительным образом дает нам возможность избавления от стыда через осознание его. Мы начинаем видеть, что мы лишь совершали ошибки, но сами не являемся ошибкой.

 

Работая с Четвертым шагом, созависимые могут обнаруживать схожие дефекты и проявления. Один из наиболее ярких примеров модели контроля – стремление быть всегда правым. Нас учили тому, что быть правым означает быть сильным и пребывать в безопасности, держа ситуацию под контролем. Нас может пугать одна лишь мысль о том, что можно отпустить необходимость быть правым, но это всего лишь одна из привычных с детства моделей поведения, которая больше не работает.

 

Навязчивые мысли и беспокойства также наши давние спутники. Из высказываний созависимых: «Если бы я смог предотвратить все то, что может пойти не так, тогда бы я был готов к бесстрашной жизни. Однако же реальность никак не зависит от того, как сильно я беспокоюсь, и все происходит независимо от моих планов».

 

Еще одной схожей чертой многие созависимые отмечают непрерывное оценивание других, а также себя в сравнении с другими – в чем-то мы явно не дотягиваем, а в чем-то наоборот переборщили. Оценивая, критикуя, сравнивая, мы верим в то, что сможем защитить себя от уязвимости.

 

Перечисляя все наши проявления созависимости, мы начинаем проживать чувства, которые приходят с ними. Мы открываем для себя способность быть в гармонии с чувствами, включая боль. Это очень сильный шаг, через который мы приходим к более тесному взаимодействию с Высшей Силой, спонсором, другими выздоравливающими созависимыми. Мы переживаем опыт укрепления веры в Высшую Силу. Мы начинаем доверять себе и верить в возможность исцеления.

 

Нравственная инвентаризация помогает определить, до какой степени созависимость ограждала нас от себя самих. Этот шаг дает нам шанс поверить в то, что мы можем быть честными с собой, равно как и с Высшей Силой. Мы приходим к пониманию того, сколько потерь и боли мы пережили. Мы начинаем пробовать на вкус отношения, исполненные прямотой и открытостью с собой и с другими. Понимая, что процесс выздоровления не подчиняется никакому расписанию, мы отдаем себя на волю божественного исцеления.

 

Вера в Силу, более могущественную, чем наша, помогает нам отпускать контроль и передавать нашу жизнь заботе Бога, как мы понимаем Бога. Проводя бесстрашное моральное исследование, мы ни в коем случае не должны забывать о перечислении наших позитивных черт и проявлений, таких как сила, ценности, знания, таланты. Это может оказать особенно сложным для многих из нас. Мы можем держаться за идущие из прошлого представления о том, что сосредоточенность на своих положительных качествах ведет к заносчивости, хвастовству, самолюбованию. Четвертый шаг приглашает нас к знакомству со своими положительными качествами, чтобы сбалансировать результаты морального исследования.

 

Впоследствии мы можем неоднократно возвращаться к Четвертому шагу, чтобы прояснить какие-то модели поведения и выявить спровоцировавшие их мотивы. Работа с этим шагом не ограничивается одним разом, она многократна и длительна, а также дает прочную основу для процесса выздоровления. Равно как и с другими шагами, мы можем возвращаться к работе над этим шагом снова и снова по мере необходимости.

 

Мы идем к выздоровлению от созависимости. Мы стремимся к свободе, которая приходит через бесстрашное моральное исследование. Итак, мы начинаем. В любом удобном месте, в любое удобное время. Мы пишем.

Четвертый шаг предполагает работу несколькими способами:

- Работа со списком моделей созависимого поведения: приведение примеров по каждому пункту моделей (базовый вопрос для описания примера - «каким образом я проявляю эту модель поведения и как я причиняю этим вред себе и другим?»)


ИЛИ

- Работа со списком моделей созависимого поведения соответственно возрастным периодам нашей жизни (0-5 лет, 5-12 лет, 12-18 лет и так далее). Как проявлялись модели созависимого поведения в каждом возрастном промежутке? Какие позитивные, конструктивные модели поведения проявлялись в каждом возрастном промежутке?

- Анализ «Перечня моделей созависимого поведения» (см. далее) с указанием примеров из жизни по каждому пункту.

 

- Заполнение «Таблицы Четвертого шага» (см. далее)

Кроме вышеперечисленных форматов проработки Четвертого шага, нам также необходимо изучить и свои сильные стороны. Для этого также предлагается заполнение таблицы, в которой мы увидим свои адекватные, здоровые и любящие проявления. Мы можем отмечать там ситуации и людей, которым довелось пережить с нами наши конструктивные проявления.

- Заполнение «Таблицы позитивных моделей поведения» (см. далее)

После проведения исследования мы увидим, как далеко мы продвинулись по направлению к выздоровлению.

Перечень созависимых моделей поведения
(инструмент для самоидентификации)

Модель отрицания:
- мне трудно определить, что я чувствую,
- я занижаю, подменяю или отрицаю то, что действительно чувствую,
- я воспринимаю себя абсолютно бескорыстным, посвятившим себя другим,
- мне трудно сопереживать чувствам и потребностям других,
- я наделяю других своими собственными отрицательными качествами,
- я могу сам позаботиться о себе – без всякой посторонней помощи,
- я подменяю боль разнообразными проявлениями: гнев, юмор, изоляция и т. п.,
- я выражаю агрессию и гнев уклончиво, намеками либо не выражаю вовсе,
- я не признаюсь в том, что люди, к которым меня тянет, не подходят мне по тем или иным причинам.

 

Модель низкого самоуважения:
- мне трудно принимать решения,
- я оцениваю все, что я думаю, говорю или делаю, сбивчиво, всегда как недостаточно хорошее,
- я стесняюсь признания, похвал или подарков,
- я не прошу других идти навстречу моим нуждам или стремлениям
- я ценю одобрение своих мыслей, чувств и поведения другими людьми больше собственного,
- я не воспринимаю себя привлекательной, достойной личностью,
- я постоянно ищу признания, которого, как мне кажется, я заслуживаю,
- мне трудно признавать свои ошибки,
- мне необходимо быть всегда правым в глазах других, и я готов солгать ради этого,
- я воспринимаю себя особенным и исключительным на фоне других,
- я отслеживаю и оцениваю себя относительно других, чтобы чувствовать себя в безопасности,
- мне трудно начинать что-то, соблюдать установленные сроки выполнения работы, доводить дела до конца,
- я не умею определять и устанавливать здоровые приоритеты в жизни.

 

Модель уступчивости:
- я иду на компромисс с собственными ценностями и целостностью, чтобы избежать отвержения или гнева других,
- я очень чувствителен к тому, как чувствуют себя другие, и перенимаю те же самые чувства,
- я предельно лоялен, оставаясь во вредных для меня ситуациях слишком долго,
- я часто боюсь выражать свои чувства и мнения, отличные от других,
- я отказываюсь от собственных интересов и увлечений, чтобы сделать то, что хотят другие,
- я принимаю секс, когда на самом деле хочу любви,
- я принимаю решения, не задумываясь о возможных последствиях,
- я пренебрегаю своими интересами ради одобрения других или во избежание перемен.

 

Модель контроля:
- я считаю большинство других людей неспособными позаботиться о себе,
- я пытаюсь довести до сознания других людей, что им следует «думать» и что им следует «действительно» чувствовать,
- я обижаюсь, если другие отказываются от моей помощи,
- я свободно даю другим советы и указания, хотя меня не просят об этом,
- я щедро осыпаю подарками и любезностями тех, о ком забочусь,
- я использую секс, чтобы получить одобрение и принятие,
- мне необходимо «нужным», чтобы иметь отношения с другими людьми,
- я требую, чтобы другие во что бы то ни стало считались с моими нуждами,
- я использую обаяние, чтобы убедить других в своей способности быть заботливым и сочувствующим,
- я использую упреки и обвинения, чтобы манипулировать другими,
- мне трудно сотрудничать, идти на компромиссы, договариваться,
- я изображаю безразличие, беспомощность, властность или ярость, чтобы манипулировать другими,
- находясь в программе, я контролирую других, заявляя о том, какие условия важны для выздоровления,
- я делаю вид, что соглашаюсь с тем, что, по мнению других, мне нужно.

 

Модель избегания:
- я веду себя так, чтобы дать повод другим меня отвергать, позорить, выражать агрессию в мой адрес,
- я оцениваю и ищу негатив в том, что другие думают, говорят или делают,
- я избегаю эмоциональной, физической или сексуальной близости, чтобы сохранять дистанцию,
- я позволяю моей зависимости от людей, мест, вещей вставать на пути к истинной близости в отношениях,
- я взаимодействую с другими уклончиво, намеками, чтобы избежать противоречий и конфликтов,
- я занижаю свою готовность к здоровым взаимоотношениям, уклоняясь от использования всех инструментов для выздоровления,
- я подавляю мои чувства и потребности, чтобы не чувствовать себя уязвимым,
- я борюсь за внимание и притягиваю людей к себе, а после того, как они становятся ближе, отталкиваю их,
- я отказываюсь ослабить своеволие, чтобы обратить свою жизнь под защиту Высшей Силы,
- я считаю, что проявления эмоций – признак слабости,
- я сдерживаюсь в выражении признательности, благодарности, радости.

 

Таблица созависимых моделей поведения

  Модель (по пунктам) Каким образом я причиняю вред себе Каким образом я причиняю вред другим
пример Я отрицаю свои чувства Отрицаю боль, грусть, радость. Другие никогда не видят меня такой, какая я есть на самом деле. Изоляция от других, недостаток интимности. Отрицаю их чувства, проецирую свой гнев на других, обманываю других, пытаюсь контролировать чувства других
       
       
       
       
       
       
       

 

Таблица Четвертого шага
(пример заполнения)

Человек Мои созависимые проявления и реакции Чувства, повлекшие за собой созависимые проявления и реакции Последствия ситуации для этого человека, для меня и для отношений Мои чувства по отношению к моему поведению и его последствиям
Мать Я трижды обманывал ее, чтобы выпросить деньги, когда я разорился Стыд за неспособность контролировать мои расходы. Страх осуждения другими. Страх и гнев на то, что мне приходится нести финансовую ответственность за себя, а также просить о помощи. Я стал пусть и временно, но финансово зависимым от нее. Манипулировал ею, чтобы переложить финансовую ответственность за меня на нее. Занял детскую позицию, неадекватную для наших нынешних отношений. Грусть Стыд Вина
Отец Безмолвно терпел его оскорбления – словесные, физические, сексуальные – не пытаясь никак это прекратить. В то время как он считал, что все в порядке, так и должно быть. Страх, гнев и стыд от того, что приходится это переживать. Страх, что оскорблений станет больше, если я сообщу ему о посещении групп CoDa. Страх, что меня выставят сумасшедшим и изгоем в семье. Потеря любви и близости с ним. Риск проекции таких отношений на моих собственных детей. Занижение значимости моих чувств по поводу этого. Необходимость замещать боль, страх и стыд гневом и язвительностью. Так и не научился постоять за себя в общении с ним, а также с другими людьми, склонными к оскорблениям. Одиночество Грусть Стыд Страх Гнев
Жена (Муж) Она в гневе накричала на меня в парке, и я не разговаривал с ней пару дней. Страх того, что она озлобится еще сильнее или захочет порвать со мной, если я попытаюсь защитить себя. Страх, что она выберет другого. Страх и гнев из-за того, что она выставила виноватым меня. Отмахнулся от моих чувств об этой ситуации. Задвинул себя и отношения, не постояв за себя и обидевшись. Вызвал продолжение ее гнева. Контролировал ее через свое молчание. Усугубил отсутствие близости, наказывая ее молчанием. Одиночество Грусть Страх Стыд Вина
Дочь        
Начальник        
Далее перечислите всех значимых для Вас людей, а также тех, в общении с которыми Вы наблюдали проявления созависимости        

 

Таблица позитивных моделей поведения

Ситуация Действие или реакция Чувства Прогресс в выздоровлении
       
       
       
       
       

Четвертый шаг: В этот момент я желаю видеть себя тем, кем я являюсь на самом деле: растущим, развивающимся, духовным созданием. Я разделяю себя и свои поступки, понимая, что мое истинное «Я» - любящее, радостное и целостное.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)