АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поиски законов композиции

Читайте также:
  1. N-декомпозируемые отношения. Пример декомпозиции. Зависимость проекции/соединения.
  2. Аномалии, возникающие из-за наличия зависимости проекции/соединения. Пример декомпозиции, решающий проблему. 5НФ.
  3. Беседа восьмая. О композиции концерта
  4. Важнейшие принципы композиции анкеты
  5. Введение к Уложению государственных законов» М.М. Сперанского
  6. Внутреннее чутье звало его рвануть на поиски, найти того блондинчика, и наконец узнать его имя. Учиха поднялся.
  7. Вопрос: В чём суть эволюционных законов на Земле?
  8. Восемнадцать законов духовного развития
  9. Глава V. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях
  10. ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой огрызуются поиски, а Пятачок опять чуть-чуть не попался Слонопотаму
  11. Глава четвертая. Единить Аллаха в законодательстве (установление законов, вынесение суждений) одно из условий действительности Ислама.
  12. Гражданское право по своду Законов Р.имп. Право собственности. Обяз.право.

Работа над эскизом картины — это всегда «езда
в незнаемое». Она почти всегда приводит худож-
ника к мысли о том, существуют ли какие-то все-
общие закономерности композиционного построе-
ния и если существуют, то чем они обусловлены.
Почему в одном случае картина получилась, а в
другом не получилась.

И. Е. Репин, будучи уже знаменитым художни-
ком, вспоминал, что в молодости законы компози-
ции не давали ему покоя. В Академии художеств
учили сочинять барельефы, расставлять фигуры по
планам и прочее. И только на Волге, в кустарни-
ках на Лысой горе, он впервые уразумел законы
композиции: рельеф и перспективу, пространство



первого плана и фон. Натура учила композиции.

И. Н. Крамской знал, что они, «эти проклятые
законы», существуют помимо личного вкуса и тем-
перамента художника. Нужно их понять и им под-
чиняться. Известно его письмо к художнику
Ф. А. Васильеву, в котором он указывает на необ-
ходимость построения картины в соответствии с
законами зрения, потому что нельзя при взгляде
вдаль видеть землю под ногами, а при взгляде
вниз — небо над головой.

Народный художник СССР Б. В. Иогансон был
убежден, что законы композиции имеются, но
вскрыть их, найти общие правила чрезвычайно
трудно. В 1950 г. в статье «К вопросу о компози-
ции» он писал: «Вопрос о композиции является
труднейшим, узловым вопросом изобразительного
искусства... Можно ли учить композиции, сущест-
вуют ли для композиции законы такие же, как и
для рисунка?... Я думаю, учить можно. Обязатель-
но должны существовать и существуют закономер-
ности в композиции....Вопрос о композиции дол-
жен быть хорошо теоретически обоснован. Поэто-
му, мое мнение,— кафедру композиции в художест-
венных институтах организовывать рано... Сейчас
пока нужно учить студента композиции на разборе
шедевров русского и мирового искусства. Другого
выхода, по-моему, нет» '.

В 1980 г. вышла книга Н. Ростовцева «Методи-
ка преподавания изобразительного искусства в
школе», в которой автор отмечает, что старая Ака-
демия художеств «обучала своих воспитанников
правилам и законам композиции и сегодня худож-
ники-педагоги, уважающие традиции реалистиче-
ского искусства, стараются их восстановить»2.
Далее Н. Ростовцев приводит интересные данные,
которые красноречиво говорят о теоретической пу-
танице в вопросах композиции: академик М. Ма-
низер указывает десять правил композиции,

A. Лаптев — пять правил, А. Дейнека — девять
(седьмое правило — золотое сечение), академик

B. Н. Яковлев — двенадцать общих законов компо-
зиции и сорок (!) частных правил композиционно-
го решения тематической картины. Сам Н Ростов-
цев рассматривает восемь законов, в число которых
попадают асимметрия, равновесие, статика, дина-
мика и др.

1 Иогансон Б. В. За мастерство в живописи.— М., 1952.—

C. 87—89.

2 Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразитель-
ного искусства в школе.—М., 1980.—С. 172.


Н. Ростовцев не говорит о том, что «старая
академия» четко разграничивала понятия сочине-
ния картины и ее композицию. Смысловая сторона
картины сочинялась и излагалась в программном
задании, бралась из мифа или библии, из оте-
чественной истории, подсказывалась действитель-
ной жизнью, а композиция строилась. Законы по-
строения формы картины для данного содержания,
легко и свободно воспринимаемой глазом, явля-
ются законами композиции.

Издательство «Просвещение» в 1986 г. выпусти-
ло очень нужный учебник «Композиция» автора
Е. В. Шорохова для студентов художественно-гра-
фических факультетов педагогических институтов.

Е. В. Шорохов делит законы композиции на
основные (общие, объективные) и частные.
К основным отнесены законы: целостности, кон-
трастов, новизны,
и подчиненности всех средств
композиции идейному замыслу. К частным зако-
нам отнесены законы жизненности и воздействия
«рамы» на композицию изображения на плоскости.
Заметим, что в первом издании учебного пособия
Е. В. Шорохова «Основы композиции» (М., 1979)
в основных законах фигурировал закон типизации
(жизненности), но отсутствовал закон новизны.
Закон целостности назывался законом цельности,
что не одно и то же. Такие законы формообразо-
вания, как симметрия и ритм, в первом и втором
изданиях отнесены к правилам композиции. Такое
перетасовывание законов композиции, как карт в
колоде, стало возможным потому, что допускалось
смешение понятий «законы искусства», «законы
картины» и «законы формы (композиции)». Одно
подменялось другим. Свободно толкуется понятие
закона и правила.

Найти законы композиции и построить научную
теорию можно только тогда, когда законы компо-
зиции мы не будем конструировать на основе
умозаключений, а будем исходить из реально суще-
ствующих объективных законов формообразования
в природе и искусстве.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)