АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОТЧАЯНИЕ И ИЛЛЮЗИЯ

Читайте также:
  1. Всегда ли мы это отчаяние слышим?
  2. Всегда ли мы это отчаяние слышим?
  3. Глава 17. Роман. Отчаяние
  4. Иллюзия
  5. Иллюзия
  6. Иллюзия контроля
  7. ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ
  8. ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ
  9. Иллюзия успеха
  10. К другим проявлениям помешательства – к иллюзиям призвания, искренности, любви и т. д., мы еще вернемся.
  11. Объективность как иллюзия независимости наблюдения от наблюдателя.
  12. Отчаяние

Опасность иллюзии состоит в том, что она «уве­ковечивает» состояние отчаяния. Один из моих пациен­тов отметил: «Люди ставят себе нереальные цели, а за­тем, пытаясь их достичь, пребывают в постоянном отчая­нии». Примером иллюзии или нереальной цели является желание быть «совершенной женой». Это ставит женщи­ну в отчаянную ситуацию. Ее поведение будет компульсив-ным, поскольку все действия будут направлены на то. что­бы доказать, что она — идеальная, совершенная жена. Ее



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА



ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ


135


 


ниться на ней, не существует. С помощью иллюзии она могла делать вид, что ее отвергают. По мере продвиже­ния терапии и ослабления чувства отчаяния, она поняла, что пытается убежать от него.

Это понимание совершенно отчетливо возникло после того, как однажды она вернулась домой, и отец высказал ей свое неодобрение. Пенни неожиданно и очень сильно разозлилась и, хлопнув дверью, покинула дом. От­вержение отца стало заключительным ударом, разбившим ее иллюзию. Образ принца преобразился в отца, кото­рый, как она была уверена, несмотря ни на что, любил ее. Эту иллюзию породила глубокая уверенность в том, что она при любых обстоятельствах будет в глазах отца принцессой.

Происшествие имело двойной эффект. Сразу пос­ле инцидента с отцом Пенни почувствовала такой при--лив сил, которого никогда не случалось прежде. Будто лопнула некая сеть, опутывавшая ее до этого момента. Новая мощь была порождением той злости, которая ох­ватила Пенни. Это и было то чувство, которое она рань­ше вытесняла. Однако она злилась недолго, и вскоре ее настроение изменилось, она опять почувствовала отчая­ние, которое схлынуло только благодаря анализу ее от­ношений с отцом.

В раннем детстве эти отношения были заинтере­сованными. Пенни перенесла на отца все свое стремле­ние к близости, привязанности и поддержке, которого нормальный ребенок требует от матери. Это перенесе­ние было неизбежно, так как мать не могла удовлетво­рить потребность ребенка, в то время как отец предос­тавлял позитивный отклик. Но его отклик был амбива­лентным. Отец не мог удовлетворить потребность доче­ри в телесном контакте, поскольку такое взаимодействие вызывало у него сильное чувство вины, связанное с ин­тимной близостью. Он принимал дочь как разумное и думающее существо, но отвергал как существо сексуаль­ное и физическое. Для Пенни это усугублялось материн­ским непринятием.


Ребенок не может выжить без родительской люб­ви и принятия. В интересах выживания Пенни приняла отцовское требование и диссоциировалась с собственным телом и с сексуальностью, предполагая, что сделав это, она станет для него «особенной». Но эта диссоциация по­вергла ее в отчаяние. Отказавшись от телесного удоволь­ствия, она начала испытывать потребность в чем-нибудь, что могло бы поддержать ее дух. Она была уверена, что отец действительно любит ее, и что его требования про­диктованы желанием уберечь ее от трудностей эдиповой ситуации. Чтобы не потерять рассудок, ей необходимо было верить, что кто-то любит ее, и, обращаясь к отцу, она была уверена в нем. Каждое разочарование в отце только усиливало ее иллюзию, поскольку альтернатива, казалось, состояла в отчаянии и даже смерти.

Детская ситуация Пенни содержала еще один эле­мент, который усиливал иллюзию. Ее отношения с отцом приводили к соревнованию с матерью и порождали опас­ную соперницу. Детский ум превращал мать в фигуру, ко­торая не позволяла отцу полностью откликнуться на лю­бовь дочери. Мать, таким образом, становилась злой ведь­мой или мачехой, накладывающей проклятье на девочку, чтобы не допустить исполнения ее желаний. Старшие се­стры Пенни, которые принимали сторону матери, если следовать сказке, играли роль ревнивых сводных сестер. Все моменты мифа были налицо, причем в такой силь­ной степени, что иллюзию становилось трудно отличить от реальности.

Дифференцировать иллюзию и реальность бывает очень сложно. Мать и отец Пенни любили ее. В ее уве­ренности присутствовал элемент реальности. Он состоял в том, что она была «особенной». У каждого ребенка есть чувство, что он занимает особенное место для родителей, каждый человек приносит это чувство во взрослую жизнь вместе с ощущением себя (self) и чувством идентичности. Ребенок чувствует, что на нем сфокусирована родительс­кая любовь. Но когда любовь обусловлена требованием отказаться от инстинктивной животной природы, это чув-


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)