АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусствоведческая экспертиза культурных ценностей

Читайте также:
  1. Автотехническая экспертиза
  2. Атрибуция культурных ценностей
  3. В результате тщательного теоретико-методологического анализа нами выделены три блока проблем, связанных с изучением ценностей.
  4. ВВОД ОСТАТКОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
  5. Ввоз и вывоз культурных ценностей через таможенную границу Украины
  6. Взаимосвязи курса «Судебная экспертиза» с другими науками
  7. Геммологическая (минералогическая) экспертиза
  8. ГЛАВА 17 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ПРОФИЛАКТИКА ВРОЖДЕННОЙ ПАТОЛОГИИ ГЛАЗ
  9. ГЛАВА 7 АБСУРДНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
  10. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире, ее последствия.
  11. Занятие 7. Специфика реализации этнокультурных технологий
  12. Идентификационная экспертиза культурных ценностей и антиквариата

(произведений искусства и антиквариата)

Искусство ценилось всегда. И с каждым годом истинные ценители искусства готовы заплатить большие деньги за различные объекты культурной ценности - картины, статуэтки, различного рода изделия старины или известных авторов. Для установления подлинности изделия и выяснения его ценности проводится искусствоведческая экспертиза. Это очень важная процедура для всех ценителей подлинного искусства. Искусствоведческая экспертиза проводится с целью установления наличия или отсутствия показаний возможности отнесения произведения к наследию того или иного автора, определения степени сохранности предмета, наличия или отсутствия реставрационных работ, определения принадлежности к определенному периоду времени, а также искусствоведческая экспертиза ответит на вопрос: является ли исследуемый предмет культурной, исторической, научной, художественной, археологической, либо иной ценностью.

Историко-искусствоведческая экспертиза имеет ряд полноправных синонимов, а именно:

  • культуроведческая экспертиза;
  • искусствоведческая экспертиза;
  • историко-культуроведческая экспертиза.

Искусствоведческие экспертизы чаще всего проводятся в рамках уголовных дел, в т.ч. связанным хищениями произведений искусства и антиквариата, по таможенным делам о контрабанде, уголовным делам о мошенничестве, уголовным делам о нарушении авторских прав, попытке невозвращения предметов художественного, исторического и археологического достояния, незаконном обороте оружия, уничтожении или повреждении памятников истории и культуры.

По сравнению с чаще употребляемым в судебно-следственной практике термином «искусствоведческая экспертиза» другой термин - «историко-искусствоведческая экспертиза» методологически является более точным, поскольку помимо произведений искусства на данного рода экспертизу нередко поступают предметы, не являющиеся произведением искусства или представляющие определенную ценность, которые ценятся в силу своего солидного возраста и раритетности.

Основные задачи искусствоведческой экспертизы - атрибуция исследуемого произведения, предмета или вещи (определение времени, места и других обстоятельств его создания), установление его подлинности, культурной или исторической ценности, иногда - установление конкретного автора произведения.

Объекты искусствоведческих экспертиз настолько разнообразны, что вряд ли можно составить из них сколько-нибудь полный перечень. К ним относятся:

  • искусствоведческая экспертиза почтовых марок и почтовые открытки;
  • искусствоведческая экспертиза живописи (картины, рисунки, иконы, графика);
  • искусствоведческая экспертиза скульптуры;
  • искусствоведческая экспертиза произведений декоративно-прикладного искусства (фарфор, керамика, фаянс, майолика, терракота);
  • искусствоведческая экспертиза подлинности произведений искусств;
  • искусствоведческая экспертиза порнографии в фото- и видеопродукции;
  • искусствоведческая экспертиза старинного или древнего оружия;
  • искусствоведческая экспертиза антикварной мебели;
  • искусствоведческая экспертиза одежды прошлого века;
  • искусствоведческая экспертиза старинных монет;
  • искусствоведческая экспертиза фотографий;
  • искусствоведческая экспертиза книги, рукописи;
  • искусствоведческая экспертиза музыкальных произведений.

Список этот можно продолжать до бесконечности. Человечество было очень разносторонним, именно поэтому искусствоведческая экспертиза никогда не будет сидеть без дела. Используя криминалистическую терминологию, можно сказать, что объектами искусствоведческой экспертизы выступают предметы, изделия и тексты, имеющие историческую, культурную или художественную ценность.

В криминалистическом смысле при назначении и проведении судебной искусствоведческой экспертизы и внесудебных исследований, решаются идентификационные, диагностические и классификационные задачи.

Среди экспертов-искусствоведов принято различать атрибуцию и экспертизу. В первом случае речь идет об искусствоведческой экспертизе с целью изучении предмета и определения его, индивидуальных и классификационных особенностей, на основании которых он занимает свое место в музейных или библиотечных коллекциях, получает свой художественный или исторический статус. Не важно, что это - картина, или ваза, копьё или корона. С помощью искусствоведческой экспертизы можно выяснить время, место и другие обстоятельства создания данного предмета культуры или искусства.

Ещё одной важной задачей искусствоведческой экспертизы является установление подлинности исследуемого предмета искусства, установление его культурной или исторической ценности, иногда - установление конкретного автора произведения. Благодаря подобным экспертизам очень многие произведения известных авторов находились спустя многие годы отсутствия. Ведь во времена войн многие музеи и хранилища были разграблены. И только спустя много лет, данные предметы искусства, находясь вновь и пройдя искусствоведческую экспертизу, снова выходили в свет. Если бы не искусствоведческая экспертиза многие предметы старины и произведения известных авторов могли бы кануть в лету. Эксперты старательно изучали объекты искусства и находили истинные источники их появления, устанавливали подлинность объектов и доказывали всему миру, что данные предметы искусства не потеряны для нации и мирового сообщества.

Искусствоведческая экспертиза проводится в тех случаях, когда данные атрибуции или сведения о предмете вызывают сомнение и по тем или иным причинам должны быть надлежащим образом подтверждены экспертами - культурологами.

Специфика данного вида экспертной деятельности заключается в том, что профессиональных судебных экспертов-искусствоведов имеющих практический опыт проведения искусствоведческой экспертизы в рамках уголовных дел до недавнего времени практически не было. Это связано с тем, что эксперты-искусствоведы широкого профиля встречаются редко, один и тот же специалист вряд ли способен одновременно знать в деталях историю производства фарфора, особенности изготовления московских старопечатных книг и изменения в составе авторских грунтов живописных работ второй четверти XIX в. Глубокие познания в истории искусства поневоле подразумевают узкую специализацию, поэтому в проведении искусствоведческих экспертиз в большинстве случаев участвовали специалисты, не имеющие специальной экспертной подготовки. К искусствоведческой экспертизе конкретного произведения привлекаются только наиболее авторитетные искусствоведы из тех, к чьей узкой профессиональной специализации относится предполагаемый автор произведения.

При проведении экспертизы произведений русского искусства, когда предполагаемая оценка превышает 100 000 долларов США, мы считаем необходимым достижение консенсуса нескольких независимых экспертов.

В большинстве случаев назначение искусствоведческой экспертизы связывается с необходимостью подтверждения атрибуции художественных или антикварных предметов и оценкой их денежной стоимости, но не всегда.

Эксперты искусствоведы во многом опираются на результаты технологического исследования, но только искусствоведы могут сказать, характерна данная вещь для данного художника или нет, и только они вправе назвать имя автора.

Вопросы, которые ставятся перед экспертами-искусствоведами (культурологами), довольно сильно различаются в зависимости от характера исследуемых объектов.

Так, эксперт-оружейник (эксперт по историческому оружиеведению) чаще всего отвечает на вопросы:

  • представляет ли данный предмет (оружие) историческую и культурную ценность?
  • относится ли данное оружие к боевому оружию?
  • каково состояние сохранности предмета (оружия) на момент проведения историко-искусствоведческой (культурологической) экспертизы?
  • какова ориентировочная цена данного предмета (оружия)?

Эксперту-искусствоведу по ювелирным изделиям чаще всего поступают предметы с клеймом мастера и вопросами о подлинности предмета и его ориентировочной стоимости. Приблизительно те же вопросы решает и эксперт по произведениям живописи: в большинстве случаев ему приходится проверять сведения, имеющиеся у владельца произведения, и давать оценку его денежной стоимости. С развитием рынка антиквариата потребность в историко-культурологических экспертизах возрастает из года в год.

Эксперт-искусствовед отдела рукописей осуществляет следующие виды работ при экспертизе рукописных книг и архивных материалов:

  • определяет авторство и подлинность документов (предмета искусства);
  • датирует материалы (при экспертизе рукописных книг и ряда архивных материалов активно привлекается научная литература, посвященная бумажным знакам; изучаются филиграни и штемпели);
  • определяет место составления и бытования материалов;
  • описывает дефекты сохранности, физическое состояние переплетов и материалов предмета искусства;
  • изучает пометы, владельческие записи, экслибрисы и штампы, определяет статус и значимость упоминаемых лиц (предметов искусства);
  • решает вопрос о степени уникальности материалов (наличие списков, в том числе в других архивохранилищах; изучение языковых особенностей);
  • определяет их научную значимость и дает денежную оценку предметов искусства.

В пособиях для следователей и судей приводятся следующие обобщенные вопросы, разрешаемые экспертами-искусствоведами:

  • представляет ли данное произведение, предмет или вещь художественную или историко-культурную ценность?
  • имеет ли данное произведение, предмет или вещь художественное назначение, или оно не принадлежит к предметам искусства?
  • каково время и место создания (производства или изготовления) данного произведения, предмета или вещи?
  • является ли данное произведение оригиналом или копией (репликой, стилизацией, позднейшей подделкой, муляжом, компиляцией), является оно уникальным или серийным?
  • к какому направлению искусства или ремесла (школе) относится данное произведение?
  • каково состояние сохранности произведения?
  • подвергалось ли данное произведение переделке (реставрации, редактуре), какой именно?
  • какова ориентировочная денежная стоимость произведения?
  • является ли автором представленного произведения конкретное лицо?

С другой стороны, криминалистическая и методическая составляющие в заключениях судебных историко-искусствоведческих экспертиз, сделанных в учреждениях не экспертного профиля, нередко выражены недостаточно. Бывают случаи, когда заключения экспертов-искусствоведов при решении вопросов об атрибуции или авторстве произведений лишь констатируют мнение эксперта, a не выступают результатом многоступенчатого исследования, описание которого позволило бы другому эксперту или специалисту убедиться в достоверности и обоснованности сделанных выводов.

Большинство судебных искусствоведческих экспертиз носят комплексный характер, что обусловлено интегративным характером стоящих перед экспертом задач. Во многих случаях эксперту-культурологу приходится исследовать материалы художественного изделия, подпись или клеймо автора, манеру (стиль) письма, признаки позднейшего воздействия (порчи, переделки, реставрации). Не каждый даже крупный музей и не каждая библиотека могут позволить себе приобрести дорогостоящее аналитическое оборудование для проведения физических и химических измерений, не говоря уже о дефиците хороших электронных микроскопов.

Мы предлагает широкий спектр консалтинговых, экспертных услуг владельцам произведений искусства, антиквариата и других типов культурных ценностей либо предметов, которые, по Вашему мнению, могут представлять какую-либо ценность. Располагая уникальной искусствоведческой и экспертной базой, мы оказываем своим клиентам максимальный спектр услуг.

Для проведения искусствоведческой экспертизы Вам необходимо обратиться в наш офис и предполагаемой к исследованию ценностью с целью заключения договора на проведение экспертизы. В договоре будут четко зафиксированы те вопросы, на которые Вы хотите получить ответы. Предполагаемую к исследованию ценность Вы оставляете на ответственное хранение в офисе компании, о чем делается отметка в договоре. Время проведения экспертизы зависит от объема работ и определяется в каждом случае индивидуально, как правило, выполнение экспертизы длится не менее двух недель. Экспертиза проводится экспертами, которые имеют богатый опыт выполнения таких работ.

После завершения экспертом всех исследовательских и аналитических работ, наработанный материал обобщается в экспертное заключение, к которому прилагаются документы экспертов, подтверждающие их полномочия. Экспертное заключение заверяется печатями компании, имеет полную юридическую силу для обоснования сделок купли-продажи, либо других целей. Мы рекомендуем проведение искусствоведческой экспертизы особенно перед принятием решения о купле-продаже дорогостоящих произведений живописи, во избежание негативных последствий, как для покупателя, так и продавца.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)