АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Северная война и основание Петровского завода

Читайте также:
  1. I. БИБЛЕЙСКОЕ ОСНОВАНИЕ
  2. II. Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта.
  3. RusLit:: История :: Алексеев Валентин :: Тридцатилетняя Война.txt
  4. X. Обоснование клинического диагноза
  5. А. Феодальная война второй четверти XV в.
  6. Административное правонарушение как основание применения мер административной ответственности.
  7. Административное производство по жалобе или протесту по делам об административных правонарушениях: основание, процедура и сроки рассмотрения, виды решений при рассмотрении.
  8. Анализ результатов и обоснование принятого решения
  9. Анализ техпроцессов механической обработки заданных деталей с экономическим обоснованием по их усовершенствованию.
  10. Апокалиптическая война
  11. Афганская война.
  12. Б. Кавказская война

Северная война наложила глубокий отпечаток на жизнь Карелии, граничившей непосредственно с владениями шведской короны. Боевые действия, особенно в первые годы, развертывались в непосредственной близости, а иногда затрагивали и саму территорию края. Местное же население в полной мере почувствовало на себе все тяготы петровских военных преобразований.

К 1700 г. и Беломорская и Приладожская Карелия были практически никак не защищены. Сумский и Кемский остроги сильно обветшали (в первом даже обвалилась стена), вооруженные силы в Северной Карелии были представлены лишь небольшим кемским гарнизоном да заставами на границе. Только весной 1701 г. из Архангельска в Кемскую и Сумскую крепость прибыли 300 стрельцов. Шведские силы в Северной Финляндии также нельзя назвать большими – в приграничной крепости Каянеборг было собрано около 500 солдат и ополченцев. Крестьяне шведской Эстерботнии и граничащих с ней областей русской северной Карелии вообще заключили между собой перемирие, поскольку население этой провинции Швеции сильно зависело от торговли с Россией, откуда оно получало хлеб, соль, сало, таким образом, и во время войны приграничная торговля продолжалась.

В этих условиях главным участком возможных боевых действий становилось северное Приладожье. Но и здесь крепостные стены Олонца – главной русской крепости на этом направлении пришли в полную негодность. Только с началом войны приступили к срочному ремонту стен, одновременно увеличивая численность войск.

Как известно, Россия вступила в войну позже своих партнеров по Северному союзу – после того как 3 июля 1700 г. в Константинополе был заключен мир с Турцией. Стратегический план Петра I в первый период войны заключался в овладении Невой и завоевании выхода в Балтику. Русские войска осадили Нарву. К этому времени шведам уже удалось вывести из строя Данию и Карл XII, не теряя времени даром, погрузил свои войска на корабли и перебросил их в Эстляндию.

Русская армия, осаждавшая Нарву (командующий – герцог де Кроа) насчитывала около 35 тыс. человек при 145 орудиях. Шведов было гораздо меньше, оценки их численности очень различны – от 10 до 25 тыс. человек при 37 орудиях. Однако в среде русского командования царили разброд и сумятица, многие офицеры-иностранцы не были в достаточной степени компетентны, а солдаты необучены. Карл XII, утром 19 ноября начал атаку стремительно, двумя колоннами, ударив по флангам противника, не дав отдохнуть своим солдатам после марша, не дожидаясь подхода всех своих сил. Русская армия, за исключением гвардии, оказавшей противнику ожесточенное сопротивление, обратилась в бегство, управление войсками было потеряно, Де Кроа и другие офицеры-иностранцы, сдались в плен. В такой ситуации (несмотря на то, что после всех потерь русские все еще превосходили шведов по численности) оставшиеся представители русского командования пошли на капитуляцию. Разгром был полный – общие потери русской армии составили 6-7 тыс. чел., (шведской – 1800 чел.), Карл XII, нарушив условия капитуляции, удержал в плену 700 офицеров, кроме того, шведам досталась вся артиллерия (145 орудий).

Проанализировав причины нарвского разгрома, Петр I начал усиленную подготовку к длительной войне. Потеря артиллерии под Нарвой вынудила правительство срочно мобилизовать средства для производства нового вооружения. Одним из этих средств были военные заказы частным металлургическим заводам (вспомним заказы заводам Бутенанта). Однако производственная мощь российской металлургической промышленности была абсолютно недостаточной, а импорт оружия был связан со значительными трудностями. Исходя из этого, царь предпринял целый ряд мероприятий и реформ, направленных на преодоление экономической и военной отсталости России. По его заданию по всей стране рудознатцы искали железные и медные руды, строились казенные и частные железоделательные и военные заводы, верфи. Еще в начале войны, в августе 1700 г. был создан специальный Рудокопный приказ, который должен был ведать всеми делами, связанными с поиском и добычей различных руд, а также нанимать иностранных мастеров. В январе 1701 г. в Саксонию отправились «горных дел дозорщик» Иван Патрушев и мастер горного дела Яган Блиэр, приехавший в Россию еще в 1700 г. В сентябре 1701 г. они вернулись обратно вместе с восемью специалистами по горному делу. В феврале 1702 г. Рудокопный приказ направил Патрушева и Блиэра в Фоймогубскую волость Олонецкого уезда для поиска медных и серебряных руд. В том же году под руководством Патрушева в Фоймогубской волости у озера Падм на реке Падмозерке был построен небольшой вододействующий медеплавильный завод, проработавший до конца 1706 г., когда производство было перенесено на Кончезерский медеплавильный завод.

Одной из важнейших задач государства в Северной войне стало создание мощного военно-морского флота, без которого победа над Швецией была вряд ли возможна. В то же время строительство такого флота было тесным образом связано с расширением производства металлов и вооружения. В начале 1702 г. в месте, где река Сясь впадает в Ладожское озеро, была построена верфь, для которой Олонецкий уезд обеспечил рабочую силу, а заводы Бутенанта железо для постройки кораблей и пушки для их вооружения. В том же году с целью расширения металлургической базы для строительства флота, Адмиралтейский приказ построил в Белозерском и Устюженском уездах Никольский, Тырпицкий, Иженский и Кесменский заводы. Тырпицкий завод до самого конца Северной войны производил ядра, балласт, дробь, в то время как остальные три предприятия прекратили свою деятельность раньше по причине истощения руды.

Что же касается собственно боевых действий на карельской земле в первые годы войны, то в Карелию Северная война пришла в ноябре 1700 г., когда карелы из прихода Салми сообщили русскому командованию сведения о шведских пограничных заставах. Благодаря этому русские войска из Олонца предприняли успешный рейд, уведя в плен значительное число солдат. В 1701 г. шведы попытались предпринять ответный рейд на Олонец силами отряда из 1000 человек, однако, наткнувшись на серьезное сопротивление гарнизона Кондушской пограничной заставы, были вынуждены отступить. В 1702 г. начал действовать русский отряд из тысячи ополченцев под руководством местного священника И.Окулова, уничтоживший систему пограничной обороны шведов вблизи Олонца и Ладожского озера. Таким образом, нельзя сказать, что первые три года Северной войны сильно сказались на русской Карелии.

Развитие военных операций на Невском направлении потребовало создания в январе 1703 г. еще одной верфи, на этот раз в Шлиссельбурге, где под наблюдением обер-комиссара Ульяна Сенявина стали строить шмаки, карбусы и приочие мелкие суда. В то же время Петр поручил А.Д. Меншикову подыскать в приладожском районе место для еще одной верфи. Осмотрев в феврале 1703 г. реку Свирь и близлежащие лесные массивы, он остановился на местности в Пиркинском погосте. Уже в марте на новой Олонецкой верфи были заложены фрегат и семь грузовых судов, а с июля до конца года здесь строилось 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, галиот и тринадцать бригантин. Расположение новых верфей вместе с перспективами дальнейшего расширения строительства Балтийского флота говорили о том, что необходимая для кораблестроения металлургическая база должна быть создана в ближайшем районе, связанном с верфями удобными путями сообщения. Таким районом был Олонецкий уезд, где уже функционировали частные заводы Бутенанта. В начале 1703 г. они по указу переходят в казну, поскольку правительству не хотелось оставлять в руках иностранного предпринимателя заводы, изготовляющие военную продукцию и находящиеся в то же время в непосредственной близости от театра военных действий. Однако производственная мощность этих заводов была явно недостаточной, что подтолкнуло правительство к решению построить новые казенные заводы в непосредственной близости от старых. Таким образом, возникновение Олонецких заводов было тесно связано с планом строительства Балтийского флота. Олонецкий район давал возможность расположить и постройку судов, и производство вооружения и снаряжения для них недалеко друг от друга. Здесь сочетались такие благоприятные условия как наличие рудных и лесных богатств, рек и озер, обеспечивающих использование водной энергии, удобные водные пути сообщения, связывающие заводы с верфями и театром военных действий. У местного населения уже имелись трудовые навыки ценные как для заводской работы, так и для судостроения, а находившиеся здесь же заводы Бутенанта можно было использовать в качестве базы по заготовке оборудования и как подсобные цеха для новых казенных заводов.

Отправленная в Олонецкий уезд в 1702 г. экспедиция Патрушева и Блиэра помимо задачи разведки месторождений меди имела и дополнительное задание: подыскать удобные места для новых казенных железных заводов. Наиболее подходящим местом для постройки первого из них был признан район Шуйского погоста, там где река Лососинка впадает в Онежское озеро. Большое количество рудоносных болот и лесных массивов в Шуйском и соседних с ним погостах представляло достаточные резервы руды, угля и строительных материалов, а наличие здесь озера Маш и озера Лососинского обеспечивало будущий завод гидроэнергией.

Руководство строительством новых заводов Петр I поручил А.Д. Меншикову. Олонецкий комендант И.Я. Яковлев, в руках которого была сосредоточена уездная судебная, административная и финансовая власть, должен был вести общее наблюдение за ходом работ на верфи, снабжением ее деньгами, рабочей силой и материалами, а также за вооружением кораблей. Он же ведал и приписанными в 1703 г. к Олонецкой верфи тремя соседними уездами. Деньги, поступавшие к коменданту в виде различны сборов с населения четырех уездов составляли фонд, из которого выделялись средства как для верфи, так и для новых заводов. Административные же функции по строительству, а затем и по управлению новыми заводами возлагались на олонецкого вице-коменданта А.С. Чоглокова, который с 1707 г. был назначен комендантом и начальником Олонецких заводов.

Возвращаясь к боевым действиям в Карелии в период Северной войны, следует заметить, что с основанием Олонецкой верфи и началом строительства Петровских заводов, стратегическая роль Олонца, прикрывавшего от атак шведов и Присвирье и Прионежье, резко возросла. Русское командование сосредоточило здесь около 6000 человек, что составляло примерно 10% численности всей действующей армии. В январе 1705 г. после предварительной разведки, перейдя Ладогу по льду, отряд П.М. Апраксина уничтожил шведский гарнизон Сортавалы вместе с подошедшим шведским подкреплением и разорил город. По сути, этот поход решил судьбу северного Приладожья, нанеся сильный удар шведам. Поскольку шведы просто не имели достаточных сил для проведения крупных операций на олонецком фронте, то им пришлось удовольствоваться скорее демонстративными вылазками с целью нанесения российской стороне экономического ущерба. В 1704 г. шведы уничтожили в селениях Кондушской волости 27 дворов, в 1705 г. в Нялмозерской волости были разорены 7 дворов, а в 1706 г. в Видлицкой области солдатами короля было уничтожено 26 дворов.

После полтавской победы в 1709 г. русское командование перешло в решительное наступление на всех фронтах. В марте 1710 г. на Карельский перешеек был направлен пятнадцатитысячный корпус генерал-адмирала Ф.М. Апраксина, который перешел по льду Финский залив и осадил Выборг – главный восточный форпост Швеции. В июне 1710 г. после четырехмесячной осады шведы предпочли капитулировать, не дожидаясь штурма, а в сентябре того же года корпус Апраксина принудил к сдаче Кексгольм и перенес боевые действия на территорию Финляндии, сняв угрозу вторжения шведов на олонецком направлении.

Таким образом, несмотря на то, что в ходе Северной войны боевые действия в Карелии играли второстепенную роль, их значение состояло в том, что в результате усилий русских войск удалось отстоять от шведов обширный пограничный край и созданный на его территории важный узел военной промышленности.

 

1.3


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)