АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интервью с Геродотом (продолжение)

Читайте также:
  1. GO Часто II. Осмысление исследовательского интервью
  2. Hocmi» II. Осмысление исследовательского интервью
  3. В исследовательском интервью
  4. В Часто III. Семь этапов исследований с помощью интервью
  5. В Часть III. Семо этапов исследования с ломотою интервью
  6. Важно: время и место интервью
  7. Виды вопросов интервьюера.
  8. Вокруг одного интервью
  9. Генеральное интервью
  10. Глава 11. Интервью с суицидальным пациентом.
  11. Глава 15. Разговоры об интервью
  12. Глава 15. Разговоры об интервью

Для того, чтобы пролить свет на обычаи и нравы скифов, давайте-ка снова обратимся к авторитетному историку, который знал их лично. Иного выхода у нас нет – никто другой не может рассказать о скифах так ярко, веско, и убедительно.

 

– Уважаемый Геродот, что вы можете сказать о скифах?

– По рассказам скифов, народ их – моложе всех.

– Они считали, что произошли от самого Зевса, не так ли?

– Я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения.

– Как мы знаем, скифы были хорошими воинами.

– Следуя за киммерийцами, они проникли в Азию и сокрушили державу мидян.

– Расскажите, пожалуйста, как это было.

– Орда мятежных скифов-кочевников переселилась в Мидийскую землю. Царем же мидян в то время был Киаксар.

– Вы сказали орда "переселилась". А чуть раньше, что скифы мидян "сокрушили".

– Царь сначала дружественно принял скифов, так как они пришли просить убежища, и даже отдал им своих сыновей в обучение искусству стрельбы из лука. Однако по прошествии некоторого времени вышло так, что скифы, которые постоянно занимались охотой и всегда добывали дичь, ничего не убили. Когда они вернулись с пустыми руками, Киаксар (человек, очевидно, вспыльчивый) обошелся с ними весьма сурово и оскорбительно. Получив такое незаслуженное оскорбление от Киаксара, скифы решили разрубить на куски одного из мальчиков, бывших у них в обучении. Затем, выпотрошив, как обычно потрошат дичь, подали на стол Киаксару как охотничью добычу.

– Да-а-а... И что Киаксар?

– Киаксар и его гости отведали этого мяса.

– И как им, понравилось?

– Произошла битва мидян со скифами.

– С "поварами"?

– В пределы царства [Киаксара] вторглись огромные полчища скифов.

– А откуда они взялись? Пришли на подмогу?

– Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а теперь вторглись в Мидийскую землю. Мидяне потерпели поражение, и их могущество было сломлено. Скифы же распространили свое владычество по всей Азии.

– Как долго они властвовали в Азии?

– 28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь помимо того, что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось.... Затем скифы пошли на Египет.

– Скифы завоевали Египет???

– На пути туда в Сирии Палестинской скифов встретил Псамметих, египетский царь, дарами и просьбами склонил завоевателей не идти дальше.

– Ага, откупился. Значит, вы говорите, скифы бесчинствовали в Азии 28 лет?

– Когда затем после 28-летнего отсутствия спустя столько времени скифы возвратились в свою страну, их ждало бедствие, не меньшее, чем война с мидянами:... жены скифов вследствие долгого отсутствия мужей вступили в связь с рабами. От этих-то рабов и жен скифов выросло молодое поколение.

– Целое поколение! Выходит, с того времени скифов, как народности, больше не существовало.

– Действительно, согласно одним сообщениям, скифы очень многочисленны, а по другим – коренных скифов, собственно говоря, очень мало.

– Давайте, господин Геродот, перейдём вот к какому вопросу. Как так вышло, что скифы без проблем овладели территорией от Карпат до Дона? Почему грозные-храбрые-воинственные киммерийцы столь легко отдали им свои земли?

– Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю. С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска.... Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу.... Киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

– Ну да. Готовясь к войне, перебей своих. Эта тактика, к сожалению, нам знакома. Итак, скифы пришли, расположились. И занялись земледелием?

– Они вовсе ничего не сеют и не пашут.... Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством.

– У них были поселения?

– Их жилища – в кибитках. Ведь у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой.

– Как цыгане. А кто такие царские скифы?

– За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными.

– Они что, тоже жили в кибитках?

– У скифов нет ни городов, ни укреплений.

– Господин Геродот, скажите, что Вам нравится в скифах больше всего.

– Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого.

– Расскажите, пожалуйста, о скифских военных обычаях.

– Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь.

– Правда ли, что скифы отрывали своим врагам головы?

– Да.

– Зачем?

– Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ибо только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет.

– А ещё они, говорят, сдирали со своих пленников кожу.

– Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов.

– А им не противно было таскать за собой чьи-то руки вместе с ногтями? Или наоборот, было приятно наслаждаться блеском вражеской кожи?

– Человеческая кожа, действительно, толста и блестяща и блестит ярче почти всякой иной. Многие скифы, наконец, сдирают всю кожу с вражеского трупа, натягивают ее на доски и затем возят ее с собой на конях.

– Господи...

– Таковы военные обычаи скифов.

– Заключали ли они мирные договора?

– Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.

– Так сказать, это дело обмывают. А вообще, скифы выпить любили?

– Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешения вина.

– И угощал вином всех желающих?

– Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом.

– Враги... враги... враги... Ну и психология. Я ещё слышал, что скифы любили пить из черепов. Они мастерили из них бокалы?

– Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши.

– Приятно, наверное, пить из черепа врага.

– Так скифы поступают даже с черепами своих родственников.

– Родственников?..

– Если поссорятся с ними и когда перед судом царя один одержит верх над другим. При посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием.

– Замечательный поступок. Действительно, доблестный. Значит, вином скифы побаловаться любили. А чем они закусывали?

– Для варки мяса скифы придумали вот что. Ободрав шкуру жертвенного животного, они очищают кости от мяса... все мясо кладут в желудки животных... и затем бросают в котлы... В желудках свободно вмещается очищенное от костей мясо. Таким образом, бык сам себя варит.

– Вкусно, наверное. Ну, а после обеда что они делали?

– В Скифской земле произрастает конопля – растение, очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее.... Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия.

– Они в этой бане "ловили кайф" или мылись?

– Это парение служит им вместо бани, так как водой они вовсе не моются.

– Даже женщины?

– Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воды. Затем полученным от растирания тестом обмазывают все свое тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится чистым и блестит.

– Нужно сказать жене, пусть попробует. Только непонятно, как она спать-то будет вся в тесте. Достопочтенный Геродот, расскажите, пожалуйста, о скифской религии.

– Скифы почитают следующих богов. Прежде всего – Гестию, затем Зевса и Гею (Гея у них считается супругой Зевса); после них – Аполлона и Афродиту Небесную, Геракла и Ареса. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы еще и Посейдону.

– Позвольте-позвольте, они что же, поклонялись не своим богам, а греческим?

– На скифском языке Гестия зовётся Табити, Зевс (и, по-моему, совершенно правильно) – Папей, Гея – Апи, Аполлон – Гойтосир, Афродита Небесная – Аргимпаса, Посейдон – Фагимасад.

– Уважаемый Геродот, из Ваших книг мы знаем, что греческое влияние на скифов было очень сильным, существовали целые эллинизированные скифские племена, забыл, как они назывались...

– Каллипиды – эллинские скифы.

– Да-да, благодарю, каллипиды. Вот вы пишете о том, что не только простые скифы, но и их цари принимали веру и обычаи эллинов. В вашей четвёртой книге "Истории. Мельпомена" вы упоминаете об одном из таких царей – Скиле. Расскажите, пожалуйста, о нём.

– Царствуя над скифами, Скил вовсе не любил образа жизни этого народа. В силу полученного им воспитания царь был гораздо более склонен к эллинским обычаям и поступал, например, так: когда ему приходилось вступать с войском в пределы города борисфенитов... он оставлял свиту перед городскими воротами, а сам один входил в город и приказывал запирать городские ворота. Затем Скил снимал свое скифское платье и облачался в эллинскую одежду. В этом наряде царь ходил по рыночной площади без телохранителей и других спутников (ворота же охранялись, чтобы никто из скифов не увидел царя в таком наряде). Царь же не только придерживался эллинских обычаев, но даже совершал жертвоприношения по обрядам эллинов. Месяц или даже больше он оставался в городе, а затем вновь надевал скифскую одежду и покидал город. Такие посещения повторялись неоднократно, и Скил даже построил себе дом в Борисфене и поселил там жену, местную уроженку.

– И чем закончилась эта love story?

– Печальная участь, однако, была суждена Скилу.

– Ну вот, так всегда – если love story, значит печальная участь. Что же разлучило влюблённых – скифского царя и греческую красавицу?

– А произошло это вот по какому поводу. Царь пожелал принять посвящение в таинства Диониса Вакха. И вот, когда предстояло приступить к таинствам, явилось великое знамение. Был у царя в городе борисфенитов большой роскошный дворец, обнесенный стеною (о нем я только что упомянул). Кругом стояли беломраморные сфинксы и грифоны. На этот-то дворец бог обрушил свой перун, и он весь погиб в пламени. Тем не менее, Скил совершил обряд посвящения. Скифы осуждают эллинов за вакхические исступления. Ведь, по их словам, не может существовать божество, которое делает людей безумными. Когда царь, наконец, принял посвящение в таинства Вакха, какой-то борисфенит, обращаясь к скифам, насмешливо заметил: «Вот вы, скифы, смеетесь над нами за то, что мы совершаем служение Вакху и нас охватывает в это время божественное исступление. А теперь и ваш царь охвачен этим богом: он не только свершает таинства Вакха, но и безумствует, как одержимый божеством. Если вы не верите, то идите за мной и я вам покажу это!». Скифские главари последовали за борисфенитом. Он тайно провел их на городскую стену и посадил на башню. При виде Скила, проходившего мимо с толпой вакхантов в вакхическом исступлении, скифы пришли в страшное негодование. Спустившись с башни, они рассказали затем всему войску о виденном. После этого по возвращении Скила домой скифы подняли против него восстание и провозгласили царем Октамасада.

– Да... Сюжетец похлеще шекспировского. Хоть сценарий пиши для телесериала. И как поэтично вы изъясняетесь: "пожелал принять посвящение в таинства Диониса-Вакха", "испытал божественное исступление". У нас бы выразились попроще. Ну, ладно. Скажите, каким богам скифы строили храмы?

– У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса. Ему они строят такие сооружения.

– И как эти сооружения выглядели?

– В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую... Наверху устроена четырехугольная площадка.... На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам.

– Расскажите, пожалуйста, об обряде жертвоприношений.

– Обряды жертвоприношений всем богам и на всех празднествах у них одинаковы и совершаются вот так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревки и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву. Затем он набрасывает петлю на шею животного и поворотом палки, всунутой в петлю, душит его. При этом огня не возжигают и не начинают посвящения или возлияния. После того как жертва задушена, обдирают шкуру и приступают к варке мяса.

– Вы сказали, они приносили в жертву коней и рогатый скот. А свиней?

– Свиней они не приносят в жертву и вообще не хотят разводить этих животных в своей стране.

– А как насчёт человеческих жертвоприношений?

– Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем, после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать там, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно.

– Да, не хотелось бы оказаться на месте той жертвы. Господин Геродот, расскажите пожалуйста, как у скифов обстояло дело с магией, волшебством.

– У скифов есть много предсказателей.

– Что же они предсказывали? Планы врагов? Погоду? Курс римского денария?

– Когда царя скифов поражает недуг, он велит привести к себе троих наиболее уважаемых предсказателей.... Гадают они с помощью множества ивовых прутьев следующим образом. Приносят огромные связки прутьев и кладут на землю. Затем развязывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают в ряд и затем изрекают предсказания.

– Так сказать, занимаются нетрадиционной диагностикой. У нас это тоже модно. И в какую форму скифские ясновидящие облекали диагноз?

– Обычно предсказание изрекают приблизительно в таком роде: такой-то и такой-то из жителей (называя его по имени) принес-де ложную клятву богами царского очага... и что из-за этого-де царь занемог.

– У нас так же: такой-то и такой-то наслал на вас порчу. Что же происходило потом?

– Обвиненного в ложной клятве тотчас хватают и приводят к царю.

– И что, обвиняемый сознавался?

– Обвиняемый с негодованием отрицает вину.

– Как же в этом случае поступал царь?

– Если он продолжает отпираться, то царь велит призвать еще предсказателей в двойном числе. Если и они после гадания также признают его вину, то этому человеку сразу же отрубают голову, а его имущество по жребию достается первым прорицателям.

– А если не признают?

– Напротив, в случае оправдания обвиняемого вторыми прорицателями вызывают все новых и новых прорицателей. Если же большинство их все-таки вынесет оправдательный приговор, то первых прорицателей самих присуждают к смерти.

– Это правильно. Нечего зря наговаривать. И как скифы казнили неудачников-прорицателей?

– Род казни прорицателей следующий. На запряженный быками воз наваливают доверху хвороста. Прорицателей со связанными ногами и скрученными за спиной руками запихивают в кучу хвороста. Хворост поджигают и затем пугают и погоняют быков. Нередко вместе с прорицателями в огне гибнут также и быки. Но все же, когда дышло обгорит, быкам иногда удается спастись, получив ожоги. Упомянутым способом прорицателей сжигают, впрочем, и за другие проступки, называя их лжепророками. Царь не щадит даже и детей казненных: всех сыновей казнит, дочерям же не причиняет зла.

– Господин Геродот, вы настолько интересно рассказываете, что я просто не решаюсь вас прервать. К сожалению, мы не можем попросить вас сообщить всё, что вы знаете о скифах. Я даже не прошу вас продолжить увлекательнейший рассказ о том, каким изысканным способом скифы победили персидского царя Дария – судя по вашей книге, они не вступали с ним в сражения, а вымотали его войска всяческими хитростями. Несомненно, военачальники их были людьми не только храбрыми, но и, как говорится, с головой. Давайте завершим нашу беседу темой хоть и печальной, однако необходимой для общей картины скифского менталитета. Я имею в виду их погребальный обряд.

– Гробницы царей находятся в Геррах (до этого места Борисфен еще судоходен). Когда у скифов умирает царь, то там вырывают большую четырехугольную яму. Приготовив яму, тело поднимают на телегу, покрывают воском; потом разрезают желудок покойного; затем очищают его и наполняют толченым кипером, благовониями и семенами селерея и аниса.

– И прежде чем похоронить царя...

– Везут на телеге к другому племени. Жители каждой области, куда привозят тело царя... отрезают кусок своего уха, остригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами.

– Да, ритуал не для слабонервных…

– Затем отсюда везут покойника на повозке в другую область своего царства. Сопровождают тело те, к кому оно было привезено раньше. После объезда всех областей они снова прибывают в Герры... к царским могилам. Там тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками. В остальном обширном пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника, коней, первенцев всяких других домашних животных, а также кладут золотые чаши (серебряных и медных сосудов скифы для этого вовсе не употребляют). После этого все вместе насыпают над могилой большой холм.

– Эти холмы сохранились до сих пор.

– Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды:... умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней),... затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья.... Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят. Так скифы погребают своих царей.

– А как простых граждан?

– Когда же умирают все прочие скифы, то ближайшие родственники кладут тело на повозку и возят по всей округе к друзьям. Все друзья принимают покойника и устраивают сопровождающим угощение, причем подносят и покойнику отведать тех же яств, что и остальным. Простых людей возят таким образом по округе сорок дней, а затем предают погребению.

– Что ж, огромнейшее спасибо. Если бы не вы, мы бы не знали и сотой доли того, что узнали благодаря вам.

Давайте добавим к рассказу Геродота пару нюансов из того, о чём мы не успели его расспросить, но что хорошо известно археологам. Прежде всего, посмотрим как скифы выглядели. Их художники ничего кроме богов и зверушек не рисовали. Однако к нам дошло множество скифских "портретов", выполненных непревзойдёнными мастерами того времени – греками. Вот, к примеру, изображение скифов на известном кубке из кургана Куль-Оба.

Как видим, скифы предпочитали длинные волосы, иногда покрытые конусоподобной шапочкой, у них были средней длины бороды, усы. Кстати, то, что Блок приписал им восточные "раскосые очи", действительности не соответствует – если скифа побрить, причесать, вымыть, его будет трудно отличить от нас с вами. Носили скифы короткие кафтаны – с рукавами, вырезанным воротом, подпоясанные узким ремнем и длинные широкие подвязанные у щиколотки штаны. На бёдрах с одной стороны находился колчан со стрелами и луком, с другой – нож, акинак (короткий меч) и прочие крайне необходимые для отрезания голов, сдирания кожи, пошива из неё полотенец и плащей инструменты.

Геродот не мог знать, как скифы исчезли из всемирной истории. Зато об этом знает современная археология: с нашествием в конце III в. до Р.Х. в южно-украинские степи нескольких агрессивных этносов – сарматов, готов, фракийцев, кельтов, здесь началась несусветная анархия, которая и уничтожила Скифию, как государство. Восточные скифы подчинились сарматам и ассимилировались с ними как с близкими по убеждениям и образу жизни. Однако б о льшая часть скифов растворилась среди оседлого земледельческого населения "украинской" лесостепи. Академик Рыбаков считает, что "геродотовские" скифы-земледельцы и есть предки степных славян.

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)