АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы использования фразеологических оборотов в стилистических целях

Читайте также:
  1. I. Способы, связанные с управлением дыханием
  2. MS Excel.Текстовые функции, примеры использования текстовых функций.
  3. V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В
  4. Verifying Functionality using Behavioral Simulation (верификация функциональности за счет использования моделирования поведения (работы).
  5. VIII. Порядок учета и использования индивидуальных сведений
  6. Амплитудно-частотная характеристика и способы ее измерения
  7. Анализ интенсивности и эффективности использования ОПФ
  8. Анализ использования имеющейся базы
  9. Анализ использования рабочего времени
  10. Анализ использования рабочего времени.
  11. Анализ использования технологического оборудования
  12. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия.

 

Фразеологические обороты придают речи силу и убедитель­ность, красочность и образность. «Крылатое слово», полная народной мудрости поговорка, выразительная идиома оживля­ют язык, делают речь более эмоциональной. Эти специфические качества фразеологизмов четко проявляются даже в разговор­но-бытовом общении, когда никаких художественно-изобрази­тельных целей говорящими не преследуется. Однако особенно ясно выразительные свойства фразеологизмов проявляются в литературных произведениях. В руках художников слова — писателей и публицистов — фразеологизмы становятся одним из наиболее действенных языковых средств воплощения худо­жественного образа, их используют для создания речевой ха­рактеристики героя, для оживления авторской речи и т.д.

Особенно часто фразеологические обороты встречаются в поэзии, где на устойчивых сочетаниях слов возможно постро­ение целых стихотворных структур. Как правило, в таких слу­чаях привлекаются фразеологизмы, имеющие какой-либо об­щий компонент.

Так. на использовании фразеологизмов со словом воздуш­ный строится шуточная миниатюра С. Кирсанова:

Позволь ты мне иметь воздушный

замок,

Чтоб побродить в его воздушных

залах,

Где будем мы, покинув город душ-­

ный,

Сидеть вдвоём и есть пирог воз­-

душный.

 

Не в замке мы, не бродим, не

пируем...

Я разве сыт воздушным поце-­

луем,

Я разве рад, что в небо над

бульваром

Любовь летит воздушным дет-­

ским шаром.

 

 

На фразеологических оборотах, включающих слово душа, основана художественно-выразительная и образная структура остроумного антирелигиозного наброска Ф.Кривина «Грех»:

«Отпустили душу на покаяние. Идет душа радуется:

— Эх, и покаюсь я сейчас? Так покаюсь?

Встретили ее как положено: окружили со всех сторон, спрашивают, что душе угодно. Так и так, говорит душа.

— Ладно, отвечай по порядку: что взяла на душу, что затаила в душе?

Ничего я не взяла, ничего не затаила.

— Посмотрим, посмотрим,— говорят. И — лезут в душу. Не вынесла душа.

— Каюсь,— говорит. — Все скажу, что прикажете! Ну, тутуж отвели душу. А потом, когда отвели, выяснили, что за душой ничего нет. Зря она грех на себя взяла.

А раз взяла грех, значит, опять-таки надо каяться».

Стилистическое использование фразеологических оборотов писателями и публицистами всегда является творческим. В сти­листических целях фразеологизмы могут употребляться как без изменений, так и в трансформированном виде, с иным зна­чением и структурой или с новыми экспрессивно-стилистичес­кими свойствами. Так, без изменений, однако очень оригинально (создавая оксюморон) использует А.С.Пушкин фразеологизм отец семейства[237]:... Глава повес, трибун трактирный, те­перь же добрый и простой отец семейства хо­лостой.

Сталкивая как антонимы «целое» и «часть» (любовь — пер­вая любовь), употребляет К.Ваншенкин фразеологический оборот первая любовь: Любовь бывает не у всякого, но первая любовь у всех.

В художественных текстах фразеологические обороты мо­гут использоваться в измененном, трансформированном виде (делать из мухи слона: знай сверчок свой шесток: тоска зелёная): Делать муху из слона нерентабельно: слишком много отходов (Э. К.);

Мой век прекрасен и жесток,

Он дорог мне и мил.

Я не сверчок, чтоб свой шесток

Считать за целый мир (Дуд.);

 

С зеленоватой чешуей по коже,

С открытой серой пастью до

виска,

На чудищ ископаемых похожа,

И к нам вползает иногда тоска (Гриб.)

В качестве емких и выразительных языковых средств фра­зеологические обороты широко и свободно используются в периодической печати, чаще всего как броские, останавливающие читательское внимание заголовки: По скользкой дорож­ке; Рассудку вопреки; Пирровы ракеты; Злоба дня и веч­ность; Звёздный час; У разбитого корыта; И мастерство и вдохновенье.

Трудно сказать, какой из этих способов включения фразео­логических оборотов в художественную литературу и публи­цистику является преобладающим. Важно отметить, что оба они активно используются, в отличие от разговорно-бытовой речи, для которой характерно употребление фразеологизмов лишь как готовых целостных языковых единиц.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)