АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Читайте также:
  1. И «ЛОЖНЫЕ ДРУЗЬЯ» ПЕРЕВОДЧИКА
  2. О ПРОФЕССИИ ПЕРЕВОДЧИКА
  3. О профессии переводчика
  4. ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
  5. От переводчика
  6. ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА
  7. Примечания переводчика
  8. Статья 105. Основания для отвода прокурора, эксперта, специалиста, переводчика, понятого

 

Перевод выполнен по тексту прижизненного издания “ Die Raetsel der Philosophie ” in ihrer Geschiechte als Umris dargestellt von Dr. Rudolf Steiner, ERSTER BAND, Berlin, Verlag Siegfried Gronbach, 1914; а также по тексту “Die Raetsel der Phielosophie”, 1985, Rudolf Steiner Verlag, Dornach/Schweiz.

При работе использовался также русский перевод, циркулировавший в самиздате с семидесятых годов прошлого века; он содержал множество ошибок и пропусков, что послужило одной из причин, побудивших переводчика выполнить перевод заново. Готовится интернет-публикация второго тома в исправленном и дополненном переводе Е.Хорина; она будет содержать примечания к обоим томам и ссылки на источники.

Второй причиной, побудившей заново перевести «Загадки философии» и, благодаря интернет-публикации, сделать текст как можно доступнее, было то, что может быть характеризовано словами Р.Штейнера из предисловия к «Философии свободы»: «Сказанное в этой книге может оказаться приемлемым для многих из тех, кто по тем или иным, имеющим для них значение причинам, не хочет иметь никакого дела с результатами моих духовнонаучных исследований». По моему мнению, эти слова, сказанные Р.Штейнером о «Философии свободы», можно с полным, если не с большим правом отнести и к «Загадкам философии».

Первый том охватывает мировоззренческую эволюцию на протяжении более чем двух тысячелетий от Ферекида Сиросского (6в. до Р.Х), сделавшего первый шаг на пути трансформации мифологических образов Хроноса, Зевса и Хтона в современные понятия времени, пространства и материи, до Макса Штирнера (1806-1856гг.), этический индивидуализм которого перекликается с этическим индивидуализмом «Философии свободы». Изучение книги «Загадки философии» позволяет понять, насколько естественно и органично антропософия как духовная наука и философия вытекает из предшествующего развития философской мысли Гёте, Шиллера, Шеллинга, Фихте и Гегеля.

Четыре этапа мировоззренческой эволюции обусловлены по Р.Штейнеру тремя этапами эволюции сознания; 1 – образное представление, выраженное в мифологии; 2 – мыслительное переживание, обусловившее начало и расцвет древнегреческой философии и; 3 – пробуждение «я»-сознания, происходившее от первых веков христианства до наших дней.

Потребность «я»-сознания определить своё место в картине мира стала основной движущей силой немецкой идеалистической философии, которая после Гегеля была вытеснена материализмом, а в 20 веке на протяжении нескольких десятилетий третировалась в России как антимарксистская. Вот почему антропософские идеи, непосредственно вытекающие из немецкого идеализма, до сих пор встречают в России столь мало понимания. Впрочем, Р.Штейнер отдаёт справедливую дань и достижениям материализма; описывая самые различные мировоззрения с глубокой древности до наших дней, он следует правилу: не вносить своего, но вживаться в строй мыслей того или иного философа. Антропософ, по его мнению «должен уметь, имея дело с идеалистом мыслить идеалистически, а в случае материалиста – материалистически».

Материалистическая наука давно открыла, что стадии биологического развития отдельного организма и вида в целом, онтогенез и филогенез, совпадают. Нельзя сделаться в биологическом смысле человеком, не пройдя в утробе матери по древним ступеням биологической эволюции. Можно предположить, что это правило имеет место и в случае духовного формирования личности: нельзя стать полноценной личностью, не пройдя по тем мировоззренческим ступеням, по которым проходило человечество в целом. Вот почему неотъемлемой частью образования должны стать помимо общей истории культуры, общее религиоведение, история философии, искусства, науки и права. При этом не следует стесняться называть вещи своими именами и ставить дикаря или невежду с его традициями на подобающую ступень на эволюционной лестнице.

Фихте весьма остроумно высказывался по этому поводу: «Если человек поставлен в круг, обусловлённый обычным опытом, он и мыслит шире, и суждение выносит более верно, чем, может быть, в любом ином случае; однако большинство людей окончательно заблуждаются, впадают в ослепление, как только им приходится хоть чуть-чуть выйти за границы этого круга. Если невозможно снова возжечь в них когда-то погасшую искру высшего гения, надо оставить их в покое в этом круге и, поскольку они в нём нелишни и полезны, признать за ними их полноценность в этом круге. Но если они, вследствие этого, сами потребуют низвести до своего уровня то, к чему они не могут подняться, если, например, они потребуют, чтобы все печатные издания можно было использовать наподобие кулинарной книги, задачника или служебного устава и будут поносить всё, что не может быть использовано таким образом, – они совершат тем самым величайшее преступление».

Величайшее преступление совершают и те, кто хочет замкнуться в узких конфессиональных рамках, ибо вера мертва не только без добрых дел. Она мертва, если хотят ограничиться религиозным поклонением, отказываясь познавать предмет своей веры.

Не следовало бы по примеру Жан-Поля считать, что: «Окна философских аудиторий слишком высоки, чтобы из них открывался вид на закоулки реальной жизни», – ведь рано, или поздно, то, что происходит в философских аудиториях, выплёскивается на улицы.

«Вся культура должна быть направлением всех сил к единой цели – полной свободе, то есть к полной независимости от всего, что не есть мы сами, наше чистое «я» (разум и нравственный закон), ибо лишь это поистине наше».

И.Г.Фихте

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)