АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что же касается (неверных), то они криком призывают

Читайте также:
  1. Бенно это касается пожилых людей и людей с проявлениями умст-
  2. Все блага, которые вы имеете, —от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовёте Его напомощь.
  3. ВСЕМ, КОГО ЭТО КАСАЕТСЯ
  4. Всем, кого это касается
  5. Глава 12. С криком
  6. И скот, над которым они не призывают имени Аллаха, измышляя на Него.
  7. Криком делу не поможешь
  8. Мулла Кари говорит: в отношении намаза это очевидно, а что касается закята, то вопрос исследования касается лишь того, в отношении кого закят обязателен.
  9. Не является скрытым, что слова его, что он клянется, это ограничение т.е ограничение которое касается случая у него махфума нету.
  10. Но, что касается секса, здесь, конечно – творчество во всех его проявлениях.
  11. Раунд второй: сатана касается здоровья Иова
  12. Руководствуясь криком

(других помочь им) против нас.2

/Ляу ля Анта ма-хтадайна, ва ля тасаддакна, ва ля салляйна, фа-гфир фидаан ля-кя ма-ттакайна ва саббити-ль-акдам ин лякайна, ва-ль-кыйан сакинатан ‘аляй-на, инна иза сыха би-на абайна ва би-с-сыйахи ‘аввалю ‘аляй-на/.

(Услышав это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто этот погонщик?” (Люди) ответили: “‘Амир бин аль-Аква‘”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воскликнул: “Да помилует его Аллах! /Йархаму-ху-Ллах!/ 3 Тогда один человек сказал: “Теперь он обязательно (станет шахидом), о пророк Аллаха, если только (благодаря тебе)4 мы и дальше не сможем наслаждаться его обществом!” А потом мы подошли к Хайбару и осаждали его, пока нас не поразил сильный голод, но (через некоторое время) Аллах Всевышний даровал нам победу над ними. А вечером того дня, когда мы победили их, (люди) разожгли множество костров, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что это за костры? Зачем вы разжигаете их?” (Люди) сказали: “(Чтобы приготовить) мясо”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “Какое мясо?” (Люди) сказали: “Мясо домашних ослов.” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел: “Вылейте (это варево) и разбейте (котлы)!” Какой-то человек спросил: “О посланник Аллаха, а можно ли нам вылить (похлёбку) и вымыть котлы?” — и он сказал: “Можно и так”. (А до этого произошло следующее): когда (воины) выстроились друг против друга, оказалось, что меч ‘Амира слишком короток. Он хотел ударить им по голени одного иудея, но лезвие отскочившего меча поразило коленную чашечку самого ‘Амира, и от этого он умер. Когда же они5 возвращались (обратно в Медину), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел меня,6 взял за руку и спросил: “Что с тобой?” (В ответ) ему я сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! (Люди) утверждают, что дела ‘Амира тщетны!”7 (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Солгал тот, кто сказал это, ибо он получит двойную награду! — и он соединил два своих пальца. — Ведь, поистине, был он стойким борцом за веру, и мало кто из арабов совершил (столько благих дел), сколько их совершил он!”»

1 Имеется в виду декламация стихов, которые по своему размеру соответствовали ритму шагов верблюдов.

2 См. хадис № 1168.

3 Эти слова являются как обычным благопожеланием, так и обращением к Аллаху с мольбой за покойного.

4 То есть если благодаря твоим мольбам за этого человека Аллах не оставит его среди нас.

5 То есть участники осады Хайбара во главе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

6 Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратил внимание на то, что он опечален.

7 Люди утверждали, что ‘Амир сам себя убил, и поэтому он не получит награды Аллаха за свои дела.

 

1569 (4197). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к Хайбару ночью, а когда он подходил к (селению кого-либо из) людей ночью, то никогда не нападал на них, не дождавшись утра1. Утром иудеи стали выходить со своими лопатами и большими корзинами, увидев же (пророка, да благословит его Аллах и приветствует), они закричали: “Мухаммад, клянёмся Аллахом, (это) Мухаммад со (своей) пятёркой!”2 — и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Хайбар будет разрушен! Поистине, когда мы появляемся у селений (людей, враждующих с нами), плохим становится утро для тех, кого предупреждали!”»

В другой версии (этого хадиса сообщается, что) после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, казнил воинов и взял в плен женщин и детей.

1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ждал наступления времени утренней молитвы, и если раздавался азан, вообще не нападал на такое селение.

2 Имеется в виду, что военные отряды мусульман состояли из пяти частей: правого и левого крыла, авангарда, арьергарда и центра.

 

1570 (4205). Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся (или: отправился) в поход на Хайбар, и люди приблизились к (какому-то) вади, они громко закричали: «Аллах велик, Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха!» — а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пожалейте себя, ведь, поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, взываете вы к Слышащему, Близкому, и Он находится с вами!» Я же находился позади верблюдицы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который, услышав, как я повторяю: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/»1, обратился ко мне: «О ‘Абдуллах бин Кайс!» Я отозвался: «Вот я перед тобой, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Не указать ли тебе на такие слова, которые относятся к числу сокровищ рая?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха, да станут отец мой и мать выкупом за тебя!» — и он сказал: «(Говори): “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”».

1 См. примечание к хадису № 355.

 

1571 (4202). Сообщается, что Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Во время одного из походов) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил многобожников, и (мусульмане) вступили с ними в сражение, (по завершении которого) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (вместе с мусульманами) вернулся в свой лагерь, а (многобожники) — в свой. Среди сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был один человек, который не упускал ни одного случая, чтобы не пуститься в погоню за многобожником и не зарубить его своим мечом, и (люди стали) говорить: «Сегодня никто из нас не сделал столько, сколько сделал такой-то!» — однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он — из числа обитателей огня!» Тогда кто-то из людей сказал: «Я буду (повсюду) следовать за ним», и (в следующий раз этот человек) поехал вместе с ним, останавливаясь там, где останавливался он, и поспешая, когда спешил он. А потом этот (смельчак) был тяжело ранен, и, желая как можно быстрее расстаться с жизнью, он приложил (рукоять) своего меча к земле, а его остриё — к своей груди, бросился на меч и покончил с собой. После этого человек (, следовавший за ним,) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Свидетельствую, что ты — посланник Аллаха!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «А что случилось?» (Этот человек) сказал: «(Дело касается) того человека, которого ты назвал одним из обитателей огня, что поразило людей. Тогда я сказал: “Я расскажу вам о нём”, и стал неотступно следовать за ним. (Через некоторое время) он был тяжело ранен и, желая как можно быстрее расстаться с жизнью, приложил (рукоять) своего меча к земле, а его остриё — к груди, бросился на меч и покончил с собой». (Выслушав его,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей рая, но (на самом деле) он относится к числу обитателей огня, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей огня, но (на самом деле) он из числа обитателей рая!»

В другой версии (этого хадиса) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (также) сказал:

«Встань, о такой-то, и объяви, что только верующий войдёт в рай! Поистине, Аллах поддерживает эту религию даже с помощью грешного человека!»

 

1572 (4206). Сообщается, что Йазид бин Абу Убайд, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

(Однажды) я увидел шрам на голени Саламы бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, и спросил (его): «О Абу Муслим, что это за шрам?» Он сказал: «Этот удар я получил в день Хайбара. Тогда люди сказали: “Салама ранен!” — а я пошёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он трижды сплюнул (мне на рану), которая не даёт о себе знать с тех пор и до сего дня».

 

1573 (4213). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился между Хайбаром и Мединой на три дня, чтобы жениться на Сафиййе1, и я приглашал мусульман на его свадебное торжество, во время которого не было (подано) ни хлеба, ни мяса. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел Билялу расстелить кожаные подстилки, на которые положили финики, сухой творог и масло, а мусульмане спрашивали (друг друга: “Станет ли она) одной из матерей правоверных или останется его невольницей?” И они говорили: “Если он (велит ей носить) покрывало, значит, она станет одной из матерей правоверных, а если нет, то останется невольницей”, а перед тем как двинуться в путь, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) приготовил для неё место (на своей верблюдице) позади себя и закрыл (её от людей)».

1 Сафиййа бинт Хуйайй, да будет доволен ею Аллах, стала восьмой женой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который предложил ей выйти за него замуж после того, как мусульмане полностью овладели Хайбаром, а Сафиййа, дочь Хуйаййа, одного из главных инициаторов осады Медины в 627 году, склонившего племя бану курайза к предательству, и жена Кинаны бин Абу-ль-Хукайка, одного из вождей племени бану надир, попала в плен.

 

1574 (4216). Передают со слов ‘Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, что в день Хайбара посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил заключать временные браки /мут‘а/ 1 и употреблять в пищу мясо домашних ослов.

1 Разрешение на заключение временных браков действовало в течение шести лет со времени переселения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину вплоть до состоявшегося в 628 году похода на Хайбар.

 

1575 (4228). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(При разделе военной добычи) в день Хайбара посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделял лошади две доли1, а пешему воину – одну».

1 Имеется в виду, что всадник получал одну долю на себя и две — на содержание своего коня.

 

1576 (4230 — 4231). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Известия о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул (Мекку и переселился в Медину,) дошли до нас, когда мы находились в Йемене, после чего я с двумя своими старшими братьями, одного из которых звали Абу Бурда, а другого — Абу Рухм, отправился к нему в числе пятидесяти трёх (или: пятидесяти двух) моих соплеменников. Мы сели на корабль, доставивший нас (во владения) негуса в Эфиопию, где встретили Джа‘фара бин Абу Талиба, с которым и остались жить. А потом (все) мы приехали (в Медину) и встретились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, после того как он завоевал Хайбар. Некоторые люди говорили нам, то есть ехавшим на корабле: “Мы переселились раньше вас”, а (через некоторое время) Асма бинт ‘Умайс, относившаяся к числу тех, кто приехал с нами, зашла к жене пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хафсе, которая вместе с другими (в своё время тоже) переселялась к негусу1. Когда Асма находилась у Хафсы, к ней зашёл ‘Умар2, который увидел Асму и спросил: “Кто это?” Она ответила: “Асма бинт ‘Умайс”. ‘Умар спросил: “Та самая, что была в Эфиопии и ехала на корабле?” Асма сказала: “Да”. ‘Умар сказал: “Мы переселились раньше вас и поэтому имеем больше прав на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чем вы!” Тогда Асма разгневалась и воскликнула: “Клянусь Аллахом, нет, (ибо пока) вы были вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который кормил голодных и наставлял невежественных из вас, мы находились в далёкой и ненавистной Эфиопии3, и всё это ради Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует! И, клянусь Аллахом, я не стану ни есть, ни пить, пока не передам посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что ты сказал! (Там) нам наносили обиды и мы испытывали страх, и я расскажу об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спрошу его об этом, и, клянусь Аллахом, я не стану лгать и ничего не уменьшу и не добавлю (к этому)!” А когда пришёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует, она сказала: “О пророк Аллаха, поистине, ‘Умар сказал то-то и то-то!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “И что же ты ему ответила?” Она ответила: “Я сказала ему то-то и то-то”, после чего (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Он имеет на меня не больше прав, чем вы, ведь он и его товарищи совершили одно переселение /хиджра/, а вы, ехавшие на корабле, — два!”

1 Имеется в виду вынужденное переселение первых мусульман в Эфиопию в 615 году, когда в результате преследований со стороны курайшитов Мекку покинули две группы верующих. Хафса, да будет доволен ею Аллах, находилась во второй группе, уехавшей из города через два месяца после первой.

2 Хафса была дочерью ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.

3 Асма, да будет доволен ею Аллах, называет Эфиопию далёкой в том смысле, что там не было никого из соплеменников переселенцев, а ненавистной — в смысле отсутствия там их единоверцев, если не считать негуса.

 

1577 (4232). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, я узнаю голоса (людей из) сообщества аш‘аритов1, которые, войдя (в свои дома, читают) Коран по ночам, и я узнаю их дома по их голосам (, когда они читают) Коран ночью, хотя я и не знаю, в каких (именно) домах они останавливаются днём. Среди них находится Хаким, который, встретив всадников (или: врага), всегда говорил: “Поистине, мои товарищи велят вам подождать их!”»

1 Аш‘ариты — представители йеменского племени, к которому принадлежал и передатчик этого хадиса Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.

 

1578 (4233). Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Мы приехали к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как он завоевал Хайбар, и он выделил (нам долю военной) добычи, не выделив её больше никому из тех, кто не был свидетелем этой победы».

 

Глава 1169: Умра возмещения / ‘умрат аль-када /.1

1 Имеется в виду умра, совершённая пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в 629 году в соответствии с условиями заключённого годом раньше соглашения в Худайбийe, когда курайшиты преградили мусульманам путь в Мекку. Таким образом, эта умра стала своего рода возмещением /када/ за ту, которую мусульманам не дали совершить должным образом.

 

 

1579 (4258). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил брачный договор с Маймуной, находясь в состоянии ихрама, и женился на ней после того, как вышел из этого состояния. (Что же касается Маймуны, то) она скончалась в Сарифе1».

1 Сариф — место близ Мекки. См. хадис № 845 и примечание к нему.

 

Глава 1170: Битва при Муте1 на земле Шама.

1 Битва при Муте состоялась в августе или сентябре 629 года.

 

 

1580 (4261). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил Зайда бин Харису командиром отряда, (направленного) им в Муту, и сказал: “Если будет убит Зайд, (пусть его место займёт) Джа‘фар, a если будет убит и Джа‘фар, (пусть его место займёт) ‘Абдуллах бин Раваха”».

‘Абдуллах сказал:

«Во время этой битвы я находился с ними, а потом мы стали искать Джа‘фара бин Абу Талиба, обнаружили его среди убитых и насчитали на его (теле) более девяноста ран, нанесённых мечами, копьями и стрелами».

 

Глава 1171: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посылает Усаму бин Зайда в Хуракат.1

1 Хуракат — название места, где обитало племя джухайна, или же название одного из родов этого племени.

 

 

1581 (4269). Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил нас в Хуракат, и мы напали на (них)1 утром и разбили их. Вместе с одним из ансаров я преследовал одного из (этих людей), когда же мы приблизились к нему вплотную, он закричал: «Нет бога, кроме Аллаха!»2 (Услышав его слова,) тот ансар перестал (преследовать его), а я нанёс ему удар своим копьём и убил его. После того как мы вернулись обратно, об этом стало известно пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил: «О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля-Ллах”?!» Я воскликнул: «(Но ведь он сказал это, только) желая спастись!» — однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не переставал задавать (этот вопрос)3 до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял ислам раньше, чем (дожил до) этого дня!4

1 То есть напали на племя джухайна.

2 Иначе говоря, этот человек объявил о том, что принимает ислам.

3 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был потрясён, узнав об этом, поскольку Усама, да будет доволен им Аллах, был одним из очень близких к нему людей.

4 Усама, да будет доволен им Аллах, имел в виду тяжесть совершённого им греха и то обстоятельство, что, если бы он принял ислам только в этот день, все прошлые грехи были бы ему прощены.

 

1582 (4270). Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я принимал участие в семи военных походах вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а также в девяти других военных походах (в составе) направлявшихся (пророком, да благословит его Аллах и приветствует,) отрядов, которыми попеременно командовали Абу Бакр и Усама (бин Зайд), да будет доволен Аллах ими обоими».

 

Глава 1172: Поход победы1 в рамадане.

1 Имеется в виду завоевание мусульманами Мекки в 630 году.

 

 

1583 (4276). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил из Медины вместе с десятитысячным (войском) во время рамадана, и это было через восемь с половиной лет после его приезда в Медину. Вместе с сопровождавшими его мусульманами он направился в Мекку, соблюдая пост, и они соблюдали его, но, когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) достиг Кадида, источника1, находящегося между Усфаном и Кудайдом, он перестал поститься, и (мусульмане последовали его примеру)2.

1 Источник Кадид находится на расстоянии сорока двух миль от Мекки.

2 См. хадис № 896.

 

1584 (4277). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выступил (из Мекки по направлению) к Хунайну в рамадане; что же касается людей, (которые шли вместе с ним,) то некоторые из них соблюдали пост, а некоторые не постились. Сев на свою верблюдицу, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел принести себе сосуд с молоком (или: водой), который он поставил на ладонь (или: на свою верблюдицу), после чего посмотрел на людей, и тогда несоблюдавшие пост сказали постившимся: “Прекращайте поститься”».1

1 Иначе говоря, они призвали их последовать примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Глава 1173: Где водрузил знамя пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в день завоевания Мекки.

1585 (4280). Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда в год победы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся (на Мекку), о чём стало известно курайшитам, Абу Суфйан бин Харб, Хаким бин Хизам и Будайль бин Варка выехали (из Мекки) для того, чтобы собрать сведения о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и находились в пути, пока не достигли Марр аз-Захрана1. Там они неожиданно увидели (так много) огней, (что можно было подумать,) будто это огни Арафата2, и Абу Суфйан спросил: “Что это? Поистине, это похоже на огни Арафата!” Будайль бин Варка сказал: “Это огни (племени) бану ‘амр”, но Абу Суфйан (возразил): “(У бану) ‘амр не наберётся столько (людей)”. А потом их заметили охранявшие посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, люди, которые настигли и захватили их, после чего доставили к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Суфйан принял ислам. Двинувшись в путь, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал аль-‘Аббасу: “Задержи его около выступа горы, чтобы он посмотрел на мусульман”. И аль-‘Аббас задержал Абу Суфйана (у этого места), а потом перед ним отряд за отрядом стали проходить (представители разных) племён, среди которых находился и пророк, да благословит его Аллах и приветствует. (Когда) прошёл (первый) отряд, (Абу Суфйан) спросил: “О ‘Аббас, кто это?” ‘Аббас ответил: “Это (племя) гифар”. (Абу Суфйан) сказал: “Мне нет никакого дела до гифар!” Потом прошёл (отряд племени) джухайна, и он сказал нечто подобное, потом прошёл (отряд племени) са‘д бин хузайм, и он (снова) сказал нечто подобное, потом прошёл (отряд племени) суляйм, и он (снова) сказал нечто подобное, а потом подошёл такой отряд, подобного которому ему видеть ещё не приходилось, и (Абу Суфйан) спросил: “Кто это?” (‘Аббас) ответил: “Это ансары во главе с Са‘дом бин ‘Убадой, который держит знамя”. Что же касается Са‘да бин ‘Убады, то он сказал: “О Абу Суфйан, сегодня будет великое сражение, и сегодня (запретное в) Каабе станет дозволенным!”3 — а Абу Суфйан воскликнул: “О ‘Аббас, как прекрасно (иметь защитника) в день гибели!” Потом подошёл самый малочисленный из всех отрядов, среди (бойцов) которого находился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками, а знамя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нёс аз-Зубайр бин аль-‘Аввам. И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проезжал мимо Абу Суфйана, он спросил (пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “Известно ли тебе, что сказал Са‘д бин ‘Убада?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “И что же он сказал?” (Абу Суфйан) сказал: “То-то и то-то”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Са‘д неправ, напротив, в этот день Аллах возвеличит Каабу, и в этот день Кааба будет покрыта (своим покровом)!” — а потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел водрузить своё знамя на Хаджуне4».

‘Урва5 сказал:

«Нафи‘ бин Джубайр бин Мут‘им сказал, что он слышал, как аль-‘Аббас спросил аз-Зубайра бин аль-‘Аввама: “О Абу ‘Абдуллах, здесь ли велел тебе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, водрузить знамя?”»6

(‘Урва) сказал:

«В тот день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Халиду бин аль-Валиду вступить в Мекку через верхнюю её часть со стороны Када, что же касается самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он вошёл (в город) через Куда. И в тот день были убиты двое из всадников Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах: Хубайш бин аль-Аш‘ар и Курз бин Джабир аль-Фихри».

1 Марр аз-Захран — вади неподалеку от Мекки.

2 Имеется в виду, что столько огней они могли видеть только в сезон хаджжа, когда у горы Арафат собиралось огромное количество паломников.

3 Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что в такой день будет разрешено сражаться даже на территории Каабы.

4 Название места рядом с кладбищем Мекки.

5 Один из передатчиков этого хадиса.

6 Аль-‘Аббас задал этот вопрос аз-Зубайру во время правления ‘Умара или ‘Усмана, да будет доволен всеми ими Аллах.

 

1586 (4281). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мугаффаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В день овладения Меккой я видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сидел на своей верблюдице и нараспев читал суру “Победа”».

(Передатчик этого хадиса) сказал:

«Если бы люди не стали собираться вокруг меня, я бы тоже почитал (Коран) нараспев, как читал он».1

1 Здесь имеется в виду чтение ‘Абдуллаха бин Мугаффаля, да будет доволен им Аллах, слышавшего, как читал Коран пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

 

1587 (4287). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Мекку в день её завоевания, вокруг Каабы находилось триста шестьдесят идолов, и он начал тыкать их палкой, которую держал в руке, говоря: “Пришла истина, и сгинуло ложное…” 1 И он (говорил также): “Пришла истина, а ложное больше не появится и не вернётся” 2».

1 “Ночное путешествие”, 81.

2 “Саба”, 49.

 

Глава 1174: Без имени

1588 (4302). Сообщается, что ‘Амр бин Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Когда) мы находились у источника на дороге и мимо нас проходили караваны, мы спрашивали (проезжавших): «Что случилось с людьми? Что случилось с людьми? Кто этот человек?» — а они отвечали: «Он утверждает, что его послал Аллах и что ему ниспосылаются откровения (или: что Аллах внушил ему в откровении то-то и то-то)», и я запоминал эти слова1, которые будто бы запечатлелись в моём сердце. Что касается (остальных) арабов, то они медлили с (принятием) ислама до завоевания Мекки и говорили: «Оставьте его и его соплеменников: поистине, если он победит их, значит, он — истинный пророк»,2 а после того как Мекка была завоёвана, все (племена) бросились принимать ислам. Мой отец принял ислам раньше, чем другие люди из моего племени, а когда вернулся (после встречи с пророком, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Клянусь Аллахом, я вернулся к вам от истинного пророка, который сказал: “Совершайте такую-то молитву в такое-то время и совершайте такую-то молитву в такое-то время, а когда настанет время молитвы, пусть кто-нибудь из вас объявляет о ней,3 и пусть будет имамом для вас тот, кто лучше всех знает Коран”». После этого (мои соплеменники) стали (искать такого человека), однако не нашлось никого, кто знал бы Коран, (айаты) которого я запоминал со слов караванщиков, лучше меня, и они поставили меня вперёд4, хотя было мне (только) шесть или семь лет. (Поскольку) накидка, которую я носил (, была слишком коротка), она задиралась, когда я совершал земные поклоны, и одна женщина из (нашего) племени сказала: «Не прикроете ли вы зад вашего чтеца (, чтобы нам не видеть его)?» — после чего (люди) купили мне (кусок ткани) и выкроили из неё рубаху для меня, и ничему я не радовался (тогда так сильно), как этой рубахе.

1 Имеются в виду айаты Корана, которые ‘Амр бин Салама, да будет доволен им Аллах, слышал от людей, передававших ему слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 Таким образом, многие арабские племена предпочитали не вмешиваться в борьбу мусульман с курайшитами, выжидая её исхода.

3 Иначе говоря, произносит слова азана.

4 То есть поставили меня на место имама.

 

Глава 1175: Слова Всевышнего “Аллах уже оказал вам помощь во многих местах1(, в том числе) и в день Хунайна2, когда ваша многочисленность привела вас в восторг, но ничего не дала вам, и земля стала для вас тесной, несмотря на её обширность, и вы обратились в бегство. Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему посланнику и верующим и направил (к вам Своих) воинов3, которых вы не увидели, и наказал тех, кто не уверовал: таково воздаяние неверным! Потом Аллах примет покаяние, у кого пожелает, (ведь) Аллах — Прощающий, Милосердный” (“Покаяние”, 25 — 27).

1 Имеются в виду сражения.

2 Хунайн — вади между Таифом и Меккой, где в январе 630 г. мусульмане одержали крупную победу над племенами хавазин и сакиф, захватив большую добычу.

3 Имеются в виду ангелы, посланные Аллахом на помощь мусульманам.

 

 

1589 (4314). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, на руке которого был шрам, сказал:

«(Меня) ранили (в руку, когда я находился) вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в день (битвы при) Хунайне».

 

Глава 1176: Поход на Аутас.1

1 Аутас — вади, находившееся в пределах владений племени хавазин.

 

 

1590 (4323). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

«После завершения (битвы при) Хунайне пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал в Аутас войска под началом Абу ‘Амира, который сразился с Дурайдом бин ас-Симма1, и Дурайд был убит, а Аллах нанёс поражение его товарищам. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) послал вместе с Абу ‘Амиром и меня, а (через некоторое время) один человек из племени джушам ранил Абу ‘Амира в колено стрелой, которая застряла (в его ноге). Я подбежал к нему и спросил: “О дядя, кто в тебя стрелял?”»

(Передатчик этого хадиса сказал):

«Тогда он указал Абу Мусе на (этого человека) и сказал: “Вот мой убийца, который стрелял в меня”».

(Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал):

Я (сразу) бросился за ним и стал настигать его. Заметив меня, он пустился бежать, я же гнался за ним и повторял: «Неужели ты не устыдишься? Неужели не остановишься?» И он (действительно) остановился, после чего каждый из нас нанёс другому по одному удару мечом, и я убил его, а потом сказал Абу ‘Амиру: «Аллах убил твоего (убийцу)». Он сказал: «Вытащи эту стрелу», и когда я вытащил её, из раны стала сочиться сукровица. Затем он сказал: «О сын моего брата, поприветствуй пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (от моего имени) и скажи ему: “Попроси Аллаха простить меня!”» Потом Абу ‘Амир назначил меня командовать людьми вместо себя и через короткое время умер, а я вернулся назад и зашёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который находился у себя дома. Он сидел на кровати, покрытой (тонкой материей) и представлявшей собой раму с натянутыми на неё верёвками, которые оставили следы на его спине и боках. Я рассказал (пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) о том, что случилось с нами и с Абу ‘Амиром, (и передал ему, что) он сказал: «Скажи ему: “Попроси Аллаха простить меня!”» Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел принести ему воды и совершил омовение, после чего воздел руки к небу и сказал: «О Аллах, прости ‘Убайда Абу ‘Амира!» — и (руки его были подняты так высоко, что) я увидел белизну его подмышек. Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «О Аллах, возвысь его в День воскресения над многими Твоими созданиями из (числа) людей! /Аллахумма-дж‘аль-ху йаума-ль-кыйамати фаука касирин мин хальки-Кя ми ан-нас!/ » — а я попросил: «Попроси прощения и для меня!» Тогда он сказал: «О Аллах, прости ‘Абдуллаху бин Кайсу2 грех его и введи его3 в День воскресения через почётный вход! /Аллахумма-гфир ли-‘Абдилляхи бин Кайсин занба-ху ва адхыль-ху йаума-ль-кийамати мудхалян кяриман!/ »

1 Известный доисламский поэт, принимавший участие в сражении при Хунайне и бежавший вместе с разгромленными отрядами хавазин к вади Аутас.

2 ‘Абдуллах бин Кайс — имя Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах

3 То есть введи его в рай.

 

Глава 1177: Поход на Таиф в (месяце) шавваль восьмого года (хиджры).

1591 (4324). Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который зашёл ко мне в то время, когда у меня находился один женоподобный мужчина1, услышал, как тот сказал Абдуллаху бин Абу Умаййе2: “О ‘Абдуллах, если завтра Аллах поможет вам взять Таиф, ты должен взять (в жёны) дочь Гайляна, ибо, поистине, (эта девушка столь красива и полна, что, когда) она поворачивается (к тебе) лицом (, видны) четыре (складки на её теле, когда же поворачивается спиной, то видны) восемь (складок)”. И (после этого) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Такие никогда не должны приходить к вам3!”»

1 “Муханнас” — мужчина, который по своему характеру и манере двигаться и разговаривать напоминает женщину или специально старается подражать женщинам в этом.

2 ‘Абдуллах бин Абу Умаййа — брат Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими.

3 Имеется в виду, что женоподобные мужчины никогда не должны заходить к женщинам.

 

1592 (4325). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Через некоторое время) после начала осады Таифа посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сумевший добиться от его жителей, сказал:

“Поистине, если будет угодно Аллаху, мы вернёмся (в Медину)”. Его сподвижникам было тяжело (слышать такие слова), и они (стали) говорить: “Неужели мы уйдём, так и не взяв его?” (Спустя некоторое время пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Мы возвращаемся”, а потом он сказал: “(Тогда) идите в бой!”1 И они бросились в бой, но (многие) были ранены, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Поистине, если будет угодно Аллаху, завтра мы вернёмся (в Медину) ”, и это порадовало (мусульман), а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся».

1 Имеется в виду, что предложение вернуться снова пришлось сподвижникам не по душе.

 

1593 (4326 — 4327). Передают со слов Са‘да и Абу Бакры, да будет доволен Аллах ими обоими, что они слышали, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Для того, кто будет называть себя сыном не своего отца, зная (об этом)1, рай станет запретным».

В другой версии (этого хадиса сообщается, что) один из них2 был первым выпустившим стрелу из лука на пути Аллаха3, что же касается другого, то (во время осады) Таифа он вместе с двадцатью двумя (другими людьми перелез через городскую стену) и явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. 4

1 То есть зная, что это не так.

2 Речь идёт об одном из передатчиков этого хадиса.

3 Имеется в виду Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах.

4 Абу Бакра и его товарищи, да будет доволен ими Аллах, бежали из Таифа, чтобы принять ислам.

 

1594 (4328). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

Я находился вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, когда он стоял лагерем в Джи‘ране1 между Меккой и Мединой, и с ним был также Билял. (Там) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один бедуин и сказал: «Не выполнишь ли ты то обещание, которое дал мне?» — и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Радуйся!»2 (Бедуин) сказал: «Ты (слишком) часто говорил мне: “Радуйся!”!» Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) которого охватил гнев, повернулся к Абу Мусе и Билялу и сказал: «Он отверг благую весть, так примите же её вы!» — и они сказали: «Мы принимаем её!» А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел принести себе сосуд с водой, омыл в нём руки и лицо (, после чего набрал в рот воды), выплюнул её в (этот сосуд) и сказал: «Отпейте этой воды, вылейте остаток себе на лица и грудь и радуйтесь благой вести!» И они взяли этот сосуд и сделали (это), что же касается Умм Саламы, сидевшей за занавеской, то она сказала: «Оставьте что-нибудь и для вашей матери!» — и они оставили ей (часть этой воды).

1 См. примечание к хадису № 738.

2 Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал этого человека порадоваться тому, что он сделает для него.

 

1595 (4334). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал к себе людей из числа ансаров, да будет доволен ими Аллах, и сказал (им): “Поистине, курайшиты только недавно приняли ислам и претерпели (немало) лишений1, а мне хочется помочь им и добиться их расположения, так не согласитесь ли вы на то, чтобы люди вернулись к себе домой с (благами) этого мира, а вы — с посланником Аллаха?”2 — и они сказали: “Конечно!” (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Если люди пойдут долиной, а ансары — ущельем, я обязательно пойду долиной (или: ущельем) ансаров!”»

1 Имеется в виду завоевание Мекки и гибель некоторых мекканцев.

2 Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предложил ансарам добровольно отказаться от принадлежавшей им по праву части военной добычи, чтобы склонить к исламу других людей.

 

Глава 1178: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посылает Халида бин аль-Валида на (племя) бану джазима1.

1 Этот поход состоялся вскоре после завоевания мусульманами Мекки.

 

 

1596 (4339). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(В своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Халида бин аль-Валида в поход против (племени) бану джазима, и (Халид) призвал их к исламу, однако они не сказали: “Мы уже приняли ислам /Аслям-на/ ”, как следовало бы сделать, а стали говорить: “Мы уже отступились! /Саба’-на/ 1”. Тогда Халид стал убивать кого-то из (этих людей), а кого-то захватил в плен и выделил некоторым из нас пленных, а в один из дней он велел каждому убить своих пленных, и тогда я сказал (ему): “Клянусь Аллахом, я своих пленных убивать не стану, как не станет делать этого и никто из моих товарищей!” А когда мы явились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказали ему (об этом), он воздел руки к небу и дважды воскликнул: “О Аллах, поистине, я не имею никакого отношения к тому, что сделал Халид!”»

1 То есть мы отреклись от своей прежней религии.

 

Глава 1179: Отряд ‘Абдуллаха бин Хузафы ас-Сахми и ‘Алькамы бин Муджаззиза аль-Мудлиджи, который называли отрядом ансаров.

1597 (4340). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал (в поход) отряд, поставив во главе его одного человека из числа ансаров и велев (остальным) подчиняться ему. (Во время похода этот человек за что-то) разгневался на них и воскликнул: “Разве пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не велел вам подчиняться мне?!” Они сказали: “Да”. Тогда он велел: “Соберите мне дров!” — и они (сделали это). Потом он велел: “Разожгите огонь!” — и они разожгли его, а (затем) он велел: “Войдите в огонь!” (Сначала) они хотели (выполнить его приказ), но (потом) стали удерживать друг друга (от этого), говоря: “Прибегаем к (защите) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от огня!”1 — и они продолжали (повторять эти слова), пока огонь не погас, а гнев (этого человека) не улёгся. Всё это дошло до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Если бы они вошли в (этот огонь), то уже не вышли бы из него до самого Дня воскресения, ибо повиноваться (следует лишь тому, что) одобряется (шариатом)!”»

1 В данном случае имелось в виду следующее: мы надеемся спастись от огня, последовав за пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Глава 1180: Перед прощальным паломничеством (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) посылает в Йемен Абу Мусу и Му‘аза.

1598 (4341 — 4342). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Абу Мусу и Му‘аза бин Джабаля в Йемен (, назначив) каждого из них наместником провинции, которых в Йемене тогда было две, и сказав: «Облегчайте, а не создавайте трудности, несите благие вести, а не внушайте отвращение (к религии)!» — после чего оба они отправились делать своё дело. И когда любой из них во время объезда своей территории оказывался поблизости от (границ территории) своего товарища, он навещал и приветствовал его. Однажды Му‘аз, объезжавший свою территорию и оказавшийся близ (границ территории) своего товарища Абу Мусы, приехал к нему верхом на своей мулице и увидел, что (Абу Муса) сидит в окружении людей, а перед ним находится какой-то человек, руки которого были привязаны к его шее. Му‘аз спросил (его): «О ‘Абдуллах бин Кайс, что это?» (Абу Муса) ответил: «Это — человек, отступившийся от веры после того, как он принял ислам». (Му‘аз) сказал: «Я не спущусь вниз, пока его не казнят!» (Абу Муса) сказал: «Его только для этого и привели, так что можешь спускаться». (Му‘аз снова) сказал: «Я не спущусь вниз, пока его не казнят!» — и тогда по приказу (Абу Мусы этого человека) казнили. После этого (Му‘аз) спешился и спросил: «О ‘Абдуллах, как ты читаешь Коран?» (Абу Муса) сказал: «Я читаю его днём и ночью по частям в определённые периоды времени. А как читаешь его ты, о Му‘аз?» (Му‘аз) ответил: «Я сплю первую часть ночи, потом встаю, проведя во сне часть времени, которое я отвожу для сна, а потом читаю столько, сколько предписал мне читать Аллах, и я надеюсь на награду Аллаха как за свой сон, так и за своё бодрствование1».

1 То есть я надеюсь на награду за сон, так как он позволяет мне восстановить силы для поклонения, и надеюсь на награду за бодрствование, когда я занимаюсь поклонением.

 

1599 (4343). Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что, посылая его в Йемен, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его об (алкогольных) напитках, которые там делают: «Что это (за напитки)?» (Абу Муса) ответил: «(Это —) бит‘ и мизр», и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Всё опьяняющее запретно».

Передатчик (этого хадиса) сказал: «“Бит‘” это вино из мёда, а “мизр” — вино из ячменя».

 

Глава 1181: Перед прощальным паломничеством (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) посылает в Йемен ‘Али бин Абу Талиба и Халида бин аль-Валида.

1600 (4349). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Сначала) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил нас с Халидом бин аль-Валидом в Йемен, а потом он послал на смену (Халиду) ‘Али, (которому) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Скажи товарищам Халида, что, если кто-нибудь из них захочет остаться (в Йемене), пусть остаётся, а кто хочет, пусть приезжает (в Медину)”. И я был одним из тех, кто остался (с ‘Али), а потом мне в качестве военной добычи досталось несколько окий (золота)».

 

1601 (4350). Сообщается, что Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал ‘Али к Халиду, чтобы он привёз (ему из Йемена) пятую часть военной добычи, а я ненавидел ‘Али, и после того как он совершил полное омовение1, я сказал Халиду: “Не обратишь ли ты внимание на этого?”2 Когда же мы явились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, я рассказал ему об этом, и он спросил: “О Бурайда, ты ненавидишь ‘Али?” Я сказал: “Да”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Не следует тебе ненавидеть его, ибо, поистине, из этой пятой части ему причитается больше (того, что он взял)!”3»

1 ‘Али, да будет доволен им Аллах, выбрал для себя невольницу из пятой части военной добычи и провёл с ней ночь, после чего и совершил полное омовение.

2 Как уже отмечалось, пятой частью военной добычи /хумс/ мог распоряжаться по своему усмотрению только пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

3 Говоря так, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчёркивает заслуги ‘Али, да будет доволен им Аллах, перед исламом.

 

1602 (4351). Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

«‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, отправил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из Йемена неочищенный от породы золотой самородок в (мешке из) дублёной кожи, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) разделил его на четверых. (Части этого самородка получили) ‘Уйайна бин Бадр, Акра‘ бин Хабис и Зайд аль-Хайль, что же касается четвёртого, то им был либо ‘Алькама, либо ‘Амир бин ат-Туфайль.1 (Узнав об этом,) один из сподвижников (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “У нас было больше прав на (это золото), чем у них!” Это дошло до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Неужели вы не доверяете мне, несмотря на то что доверяет мне Тот, Кто на небесах, и что получаю я вести с небес по утрам и вечерам?” (После этого со своего места) поднялся человек с ввалившимися глазами, широкими скулами, выпуклым лбом, густой бородой и бритой головой, на котором был высоко подобранный изар и который воскликнул: “О посланник Аллаха, побойся Аллаха!” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Горе тебе, а разве из всех живущих на земле не подобает именно мне бояться Аллаха больше всего?!” Тогда этот человек ушёл, а Халид бин аль-Валид сказал: “О посланник Аллаха, не отрубить ли ему голову?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет, ибо, возможно, что он относится к числу совершающих молитвы”. Халид воскликнул: “А сколь много молящихся, на языке у которых (совсем) не то, что на сердце!” (В ответ ему) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, мне не было велено ни проникать в сердца людей, ни рассекать их утробы!” А потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) посмотрел вслед этому человеку и сказал: “Поистине, среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но дальше их глоток (их чтение) распространяться не будет2, и они отойдут от религии подобно тому, как выпущенная стрела отходит от лука!”»

(Передатчик этого хадиса сказал:)

“И я думаю, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«“Поистине, если они появятся, когда я буду жив, я непременно стану убивать их подобно тому, как убивали самудян3!”»

1 Все эти люди принадлежали к племенной знати, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел склонить их к исламу с помощью подарков.

2 Имеется в виду, что такие люди будут исповедовать религию только внешне.

3 Все не уверовавшие из этого народа были истреблены Аллахом (см.: “Худ”, 61 — 68). Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду людей наподобие хариджитов (см. прим. к хадису № 209), которые стали причиной раскола и смуты среди мусульман.

 

Глава 1182: Поход на Зу-ль-Халясу.

1603 (4357). Сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: “Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халясы?” Я сказал: “Да”, (и стал готовиться) отправиться (туда с отрядом в) сто пятьдесят отличных всадников из племени ахмас. Сам я не мог хорошо держаться на коне, о чём и сообщил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который ударил меня по груди (так сильно, что) я увидел на ней следы его пальцев, и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим по правильному пути и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/ ” — после чего я уже никогда не падал с коня. Что же касается Зу-ль-Халясы, то так называлось находившееся в Йемене капище идолов (племён) хас‘ам и баджиля, которое называли Каабой».

(Передатчик этого хадиса) сказал:

«И Джарир отправился к (этому капищу), которое он сжёг и разрушил (до основания). Когда Джарир прибыл в Йемен, там находился один человек, который гадал по стрелам, и кто-то сказал ему: “Здесь находится посланец посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и если он сможет (добраться) до тебя, то отрубит тебе голову”. А когда этот человек бросал (свои стрелы некоторое время спустя), возле него неожиданно появился Джарир и сказал: “Ты непременно должен сломать (свои стрелы) и засвидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, иначе я отрублю тебе голову!” — и (этот человек) сломал (свои стрелы) и принёс свидетельство. А потом Джарир послал к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, одного человека из ахмаситов, которого называли Абу Артат, чтобы порадовать его известием об этом1. Явившись к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (Абу Артат) сказал: “О посланник, Аллаха, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я пришёл к тебе только после того, как (это капище) уподобилось изнурённому (или: облезлому) верблюду!”2 — и (после этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) пять раз призвал благословение на конницу и пехоту ахмаситов».

1 То есть порадовать его вестью о разрушении места поклонения идолам.

2 Иначе говоря, после того, как оно было полностью разорено.

 

Глава 1183: Отъезд Джарира в Йемен.

1604 (4359). Сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Находясь в Йемене, я встретил там двоих йеменцев, которых звали Зу Кaля‘ и Зу ‘Амр, и стал рассказывать им о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Зу ‘Амр сказал мне: “Поистине, если всё, что ты говоришь о своём друге, правда, это значит, что он умер три (дня) назад”1, (после чего) оба они отправились со мной (в Медину). Преодолев часть пути, мы увидели всадников, которые ехали (со стороны) Медины, стали расспрашивать их, и они сказали: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, оставив после себя Абу Бакра, а у людей всё в порядке”. (Тогда Зу Кaля‘ и Зу ‘Амр) сказали: “Передай своему другу2, что мы приезжали и что мы, возможно, ещё вернёмся, если будет угодно Аллаху”, а потом они вернулись в Йемен. Я передал Абу Бакру их слова, и он воскликнул: “Что же ты не привёл их (ко мне)?!” А потом3 Зу ‘Амр сказал мне: “О Джарир, поистине, ты оказал мне уважение, и я скажу тебе нечто: поистине, у вас, арабов, всё будет в порядке до тех пор, пока вы не перестанете выбирать следующего правителя после смерти предыдущего на совете, если же (такие дела будут решаться) мечом, то (ваши правители) превратятся в царей, которые станут гневаться подобно царям и проявлять благоволение подобно царям4”».

1 В комментариях Ибн Хаджара указывается, что Зу ‘Амр либо относился к числу людей Писания, иначе говоря, был христианином или иудеем и почерпнул эти сведения из каких-то древних книг, либо являлся кахином (прорицателем), либо получил внушение свыше.

2 Здесь имеется в виду Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.

3 Это было уже во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах, когда Зу ‘Амр перебрался в Медину.

4 Иначе говоря, они будут править самовластно, не прислушиваясь к мнению других.

 

Глава 1184: Поход на берег моря.

1605 (4360). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в сторону берега моря отряд из трёхсот человек, назначив их командиром Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха. Мы выехали (из Медины), а когда проделали часть пути и наши припасы стали подходить к концу, по приказу Абу ‘Убайды была собрана (вся остававшаяся у людей еда, и у нас набралось) две дорожные сумки фиников. После этого он стал выдавать нам каждый день понемногу, но в конце концов и (этих фиников почти) не осталось, и каждому из нас доставалось только по одному финику в день».

(Передатчик этого хадиса сказал):

«Я спросил: “Какую же пользу может принести один финик?” (Джабир) ответил: “(Однако,) когда закончились (и финики), мы (сразу) почувствовали это! Достигнув (берега) моря, мы увидели там рыбу, подобную небольшой горе, и люди питались (её мясом) в течение восемнадцати дней, а потом Абу ‘Убайда приказал поставить на землю два её ребра (, соединив их между собой в виде арки,) и оседлать верблюдицу, которая прошла (под этими рёбрами) и не задела их”».

 

(4361). В другой версии (этого хадиса сообщается, что Джабир), да будет доволен им Аллах, сказал:

«Море выбросило нам животное, именуемое “‘анбар”1, и мы полмесяца ели (его мясо) и натирались его жиром, пока наши тела (не пришли в своё обычное состояние)».

 

(4362). В (третьей версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал):

«Абу ‘Убайда сказал: “Ешьте”, а когда мы вернулись в Медину, то рассказали об этом пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Ешьте (, ибо это —) удел, который послал (вам) Аллах, и угостите нас, если у вас (что-нибудь осталось)”, после чего один из (участников похода) принёс (пророку, да благословит его Аллах и приветствует, часть этой рыбы), и он отведал её».

1 “‘Анбар” — кашалот.

 

Глава 1185: Приезд делегации племени бану тамим.

1606 (4367). Сообщается, что ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Когда) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла (группа) всадников из (племени) бану тамим, Абу Бакр сказал: “Назначь (их) правителем аль-Ка‘ка‘а бин Ма‘бада бин Зурару”, что же касается ‘Умара, то он сказал: “Нет, назначь аль-Акра‘а бин Хабиса!” Абу Бакр воскликнул: “Ты только хотел (сказать что-нибудь) наперекор мне!” ‘Умар сказал: “Я вовсе не хотел этого!” — а потом они стали громко спорить, в связи с чем был ниспослан (нижеследующий айат): “О те, кто уверовал! Не (пытайтесь) опередить Аллаха и Его посланника1, (но) бойтесь Аллаха, (ибо,) поистине, Аллах — Слышащий, Знающий!” 2»

1 То есть не высказывайте свои суждения, пока не узнаете, что говорят об этом Аллах и Его посланник.

2 “Комнаты”, 1.

 

Глава 1186: Делегация (племени) бану ханифа и рассказ о Сумаме бин Усале1.

1 Сумама бин Усаль — один из правителей Йамамы и вождей племени бану ханифа.

 

 

1607 (4372). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(В своё время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в сторону Неджда (отряд) всадников, которые привезли с собой человека по имени Сумама бин Усаль из (племени) бану ханифа и привязали его к столбу мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нему и спросил: “Что скажешь, о Сумама?”1 (Сумама) ответил: “У меня всё хорошо, о Мухаммад,2 ибо, если ты убьёшь меня, будет кому за меня отомстить3; если окажешь (мне) благодеяние4, то окажешь его (человеку) благодарному; если же ты хочешь денег, то требуй с (меня), чего пожелаешь!” Его оставили до следующего дня, а потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” Он сказал: “То, что я уже говорил: если ты окажешь мне благодеяние, то окажешь его (человеку) благодарному”, и его (опять) оставили до следующего дня, а потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова) спросил его: “Что скажешь, о Сумама?” — и он сказал: “Лишь то, что я тебе уже говорил”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел: “Отпустите Сумаму!” После этого Сумама направился в пальмовую рощу, которая находилась поблизости от мечети, совершил полное омовение, а затем вошёл в мечеть и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха! О Мухаммад! Клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но (теперь) оно стало для меня самым любимым из (всех) лиц! Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но (теперь) твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но (теперь) этот город стал для меня самым любимым! Поистине, твои всадники захватили меня в то время, когда я хотел совершить умру, так что ты об этом скажешь?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал его благой вестью и велел ему совершить эту умру, когда же (Сумама) приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты отступился (от своей веры)?” (В ответ ему Сумама) сказал: “Нет, но я принял ислам вместе с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и, клянусь Аллахом, не поступит к вам из Йамамы5 ни одного зёрнышка пшеницы без разрешения пророка, да благословит его Аллах и приветствует!”»

1 Вопрос пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следовало понимать так: как ты думаешь, что я с тобой сделаю?

2 Сумама хочет сказать, что он ни о чём не беспокоится, так как он уверен, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поступит с ним несправедливо.

3 Эти слова Сумамы можно перевести и по-другому: если ты убьёшь меня, то убьёшь человека, виновного в убийстве, а значит, поступишь справедливо.

4 То есть если ты освободишь меня.

5 Йамама являлась крупным земледельческим районом, снабжавшим сельскохозяйственной продукцией многие области Аравии, в т


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.065 сек.)