АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Масса и массовое сознание

Читайте также:
  1. Green park Yalta-Intourist пос. Массандра (стандарт)
  2. I. СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  3. IV. Истина как всеединая мысль и всеединое сознание
  4. XVI. ПОДСОЗНАНИЕ В СЦЕНИЧЕСКОМ САМОЧУВСТВИИ АРТИСТА
  5. XVII. КРЕПОСТНАЯ МАССА.
  6. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира
  7. АППАРАТНЫЙ МАССАЖ
  8. БЕСПРИСТРАСТНОЕ ОСОЗНАНИЕ
  9. Бостон, Провинция Массачусеттс Бэй, 26 Августа, 1765
  10. Бытие как сознание и бытие как реальность. Принципиальное различие способов созерцания
  11. В последующие дни Игорю мог каждый дать по морде, вытряхнуть за воротник пепел с окурка, мял он «чуркам» бумажки и вытирал вонючие зады, перед сном массажировал пятки...
  12. ВИДЫ И ТЕХНИКА ЛЕЧЕБНОГО МАССАЖА

«Массовое сознание» как социокультурная категория является объектом изучения раз-

ных наук – психологии, социологии, политологии, культурологии, социальной философии.

В советский период феномен «массового сознания» в отечественной научной традиции счи-

тался присущим буржуазному обществу, как связанный с развитием «массовой культуры», с

упадком духовного развития общества и преобладанием потребительских тенденций в нем.

Позднее, когда понятие массового сознания стало трактоваться более широко, оно ассоции-

ровалось либо с классовым сознанием, либо с сознанием трудящихся масс. Это приводило к

отождествлению его с групповым сознанием, с одной стороны, или с общественным созна-

нием – с другой. Часто «массовое сознание» воспринималось как явление патологическое,

аномальное. В условиях кризиса стала утрачиваться стабильность общественных устоев,

институтов, привычных условий жизни, а потому были поставлены под вопрос и прежние

нормы поведения. Роль массового сознания как фактора, влияющего на развитие историче-

ского процесса, резко возрастает. Массовое сознание – это сознание масс конкретного обще-

ства. Массовым сознанием называют также один из видов общественного сознания, пред-

ставляющий собой совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами,

социальными группами общества, но не сводимых к ним.

Массовое сознание является не только отражением «массового бытия», как писал К.

Маркс, состояния конкретного общества в конкретный период времени, но и состояния

«массы» или «человека-массы», согласно определению X. Ортеги-и-Гассета.

При попытке определить структуру массового сознания мы должны различать виды

масс (толпа, публика, аудитория, целое общество или какая-то из его страт). Западные социо-

логи под «массой» понимают разнородную или, как иначе говорят, гетерогенную аудиторию,

противоположную по значению классу.

«Человек-масса», «массовое сознание» – ключевые понятия социологии Ортеги-и-Гас-

сета. Под «человеком-массой» он понимает определенный тип человека, а не определен-

ный класс общества. Социолог М. Шелер полагал, что современный человек становится

только частью массы, а не относительно свободной и автономной частью структуры целого.

Если общество выступает как достаточно аморфное социально-политическое образование,

то «масса» – это бессубъектный субъект, это плохо структурированное образование, обла-

дающее всегда определенными границами, но которые почти невозможно определить. При-

надлежность к массе – и чисто психологическое ощущение, ибо человек массы чувствует,

что он «точь-в-точь, как все остальные». «Масса – это средний, заурядный человек», – как

счел нужным отметить X. Ортега-и-Гассет.

Систематизировать различные определения «массы», существующие в западной

социологии, в XX в. пытался американский социолог Д. Белл:

1) «масса как недифференцированное множество», как аудитория массовых комму-

никаций, которая подвергается обработке стандартизированной информацией через радио,

кино, телевидение, газеты. Такая масса не имеет ни социальной организации, ни собствен-

ного мнения, ни устоявшихся правил, ритуалов или традиций; и в то же время стереотипное

мышление, единообразие, склонность к приспособленчеству, несамостоятельность мышле-

ния – вот основные характеристики «человека-массы»;

2) «масса как синоним невежественности». «Широкие массы человечества не в состо-

янии стать истинно образованными и овладеть культурными ценностями»;

3) «масса как механизированное общество», как превращение человека в «винтик»,

составную часть «аппарата», что делает его жизнь «математически точной», но пустой;

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

4) «масса как бюрократическое общество», в котором происходит процесс превраще-

ния человека в вещь, в объект, управляемый, регулируемый обществом, когда все решения

принимаются «наверху», в отрыве от основных производителей, в результате подчиненные

массы лишаются инициативы, теряют самоуважение. Требование подчиняться лишает чело-

века возможности действовать в соответствии с разумом – осознанно. В массе, по словам

французского социолога Ж. Ларуа, происходит «потеря личности в пользу стадности». Такое

понимание массы прослеживается в работах М. Вебера, К. Мангейма, Д. Рисмана;

5) «масса как толпа». Причем толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Оказав-

шись частью толпы, даже образованный и вполне контролирующий себя человек может

начать действовать бессознательно: он теряет собственное «Я», а верх берет инстинктивное,

иррациональное (Г. Лебон). Типичные признаки человека в массе – обезличенность, пре-

обладание чувств над разумом и импульсивность, утрата интеллекта, утрата личной ответ-

ственности. А поведение массы обычно стихийно, в своих действиях масса не руководству-

ется традициями, культурным опытом, наружу прорываются подсознательные импульсы.

Поэтому единство чувств и идей устанавливается не с помощью разума, а с помощью вну-

шения или вербального заражения.

Разновидности массы: 1) по способу образования – искусственная и естественная; 2)

по степени сплоченности – текучая и постоянная; 3) по степени организации – примитив-

ная и организованная, возглавляемая вождем; 4) по цели – революционная, агрессивная и

индифферентная; 5) по виду – толпа, аудитория, публика, церковь, армия и др.

В марксизме под категорией «массы» понимали трудящуюся часть населения, име-

ющую непосредственное отношение к историческому действию. Революционная актив-

ность масс меняет лицо общества, а «революции – локомотивы истории». «Под понятием

массы разумеют большинство всех эксплуатируемых» (В. Ленин), и нет понимания масс вне

борьбы, вне активной деятельности, поэтому понятие «революционной массы» противопо-

ложно понятию «обыватель», т. е. «народные массы» – это творцы исторического процесса,

они имеют свою творчески-активную позицию.

В отечественной философской литературе массовое сознание рассматривают как

«своеобразный фокус, в котором сходятся все существенные сечения общественного созна-

ния». Массовое сознание является наиболее емким, суммарным выражением уровня или

состояния общественного сознания той или иной эпохи в целом.

Массовое сознание в широком смысле есть сознание больших масс людей, народа. В

более узком смысле массовое сознание есть та особая форма обыденного сознания, кото-

рая появляется под влиянием определенных средств, прежде всего средств массовой инфор-

мации. Массовое сознание, концентрированно выражая народный здравый смысл, в то же

время включает в себя и элементы теоретического, научного знания. Его характеризуют

нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые отражают реально при-

нятые в данном обществе ценности и нормы.

В массовом сознании людей (с точки зрения его структурной организации) всегда при-

сутствуют по крайней мере два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого

слова и сознание практическое. К узко понимаемому обыденному сознанию относится все

то, что связано с удовлетворением минимального набора повседневных потребностей. А

практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека, в нем сочетаются

обыденно-бытовые представления со всей совокупностью профессиональных знаний, уме-

ний, общих представлений о мире и т. п. В содержание практического сознания социологи

включают все многообразие переживаний, убеждения, устремления, цели, а также рели-

гиозные представления и оценки, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Здравый

смысл как «квинтэссенция обыденно-практического сознания эпохи», по мысли социолога

Г. Лебона, «как сердцевина социальных смыслов» не предусматривает возможной альтер-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

нативы обыденному сознанию. Обыденное сознание лишено способности видеть процессы

в развитии, во всей их сложности, во взаимосвязи их отдельных сторон и проявлений.

Оно не способно также к осознанию концепций, научных достижений. Критерием истины

может оказаться общепризнанность, правдоподобность, достоверность, полезность, выгода.

На уровне обыденных оценок событий возможны искажения действительности, возможны

конформизм и субъективизм. Значительное место в обыденном сознании занимает вера во

всех смыслах этого понятия. Большое влияние на ее укрепление оказывают авторитеты и –

шире – опыт предшествующих поколений.

В массовом сознании подвижность и изменчивость характерны для таких его элемен-

тов, как субъективные мнения, слухи, которые непосредственно и быстро отражают изме-

нения в жизни. Вместе с тем массовое сознание отличается инертностью, консерватизмом,

стереотипностью.

Стереотипы – это стандартизированные, устойчивые, эмоционально окрашенные

образы, представления, понятия, устойчивые формы поведения. «Несмотря на то что соци-

альные стереотипы неизбежно упрощают, схематизируют или даже искажают видение соци-

альной реальности, стереотипизация выполняет объективно полезную функцию, поскольку

само это упрощение объективно необходимо и полезно в общей психической регуляции

деятельности», – как о них писал российский социолог В.С. Агеев. Стереотипы массо-

вого сознания отличаются большой устойчивостью, ригидностью, консерватизмом. Это сви-

детельствует о способности стереотипов сопротивляться информации, направленной на

их изменение. Однако воздействовать и даже манипулировать массовым сознанием путем

использования специальных языковых формул, искусственно создаваемых «имиджей», спе-

циальных приемов воздействия на сознание и подсознание людей пытаются на практике

пропаганда, реклама, бизнес, политика.

Итак, массовое сознание предстает перед нами как особая форма группового и обще-

ственного сознания, причем функционирует оно, проявляя свои внутренние противоре-

чия: 1) ему присуща консервативная природа, выражающаяся в феномене «сопротивления

среды» социальным преобразованиям; 2) в то же самое время для него характерен радика-

лизм массовых настроений, характеризующийся склонностью к неповиновению и револю-

ционным изменениям существующего порядка; 3) массовое сознание играет и деструктив-

ную, и креативную, т. е. творящую, творческую, роли.

Особенности массового сознания таковы:

1) сложность и противоречивость – в массовом сознании присутствуют несовмести-

мые взгляды – прогрессивные и негативные реакции;

2) синкретизм – в нем собраны, синтезированы разные, часто плохо согласующиеся

между собой идеи, ценности, нормы и правила;

3) размытость, фрагментарность, аморфность, «разорванность» и др.;

4) эмоциональность;

5) «упрощенное» отражение социальной действительности.

Массовое сознание – неоднородное, внутренне противоречивое многоуровневое обра-

зование. Это сознание разных групп людей конкретного общества конкретно-исторического

периода от целого общества до отдельных общностей, имеющих временную и случайную

природу образования.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и в силу каких причин зародилась социология как наука?

2. Назовите объект и предмет социологии как особой сферы знания.

3. Какими методами пользуются социологи в своих исследованиях?

4. Какие подходы к определению общества используют современные ученые?

5. Какие подходы к определению социальной структуры общества вам известны?

6. Какие социальные слои можно было выделить в советском обществе?

7. Перечислите известные вам теории, объясняющие феномен личности.

8. В чем состоит системный подход к изучению общества?

9. Можно ли считать нацией древних римлян?

10. Обозначьте тенденции в развитии межнациональных отношений в Новое и Новей-

шее время.

11. Охарактеризуйте такие феномены, как «масса» и «толпа». Каково, на ваш взгляд,

их будущее?

12. Чем отличается массовое сознание от сознания отдельной личности?

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)